[Обзор книги:] Петропуло М-З. Жертвоприношения животных в древнегреческой религии, иудаизме и христианстве в период с 100 г. до н.э. по 200 г. н.э. Оксфордская серия классических монографий (Petropoulou M-Z. Animal Sacrifice in Ancient Greek Religion, Judaism, and Christianity, 100 bc–ad 200. Oxford University Press. 2008. 336 PP. ISBN 978–0–19–921854–7)
Настоящее исследование посвящено изучению характера жертвоприношений животных в греческом язычестве, иудаизме и христианстве в течение периода их взаимодействия с 100 г. до н.э. по 200 г.н.э. После яркого рассмотрения реалий жертвоприношений на греческом востоке и в Иерусалимском храме (до 70 г.н.э.), Мария-Зоя Петропулу исследует отношение первых христиан к этой практике.
Статья

Настоящее исследование посвящено изучению характера жертвоприношений животных в греческом язычестве, иудаизме и христианстве в течение периода их взаимодействия с 100 г. до н.э. по 200 г.н.э. После яркого рассмотрения реалий жертвоприношений на греческом востоке и в Иерусалимском храме (до 70 г.н.э.), Мария-Зоя Петропулу исследует отношение первых христиан к этой практике. В противоположность другим исследованиям в этой области она демонстрирует, что процесс, посредством которого христианство окончательно отделило свой культовый кодекс от сильной традиции жертвоприношений животных, был медленным и трудным. Петрополу обращает особое внимание на факт ,что христиане придали совершенно новый смысл термину «жертва». Она также исследует вопрос, почему несмотря на то, что жертвоприношение животных имело первостепенную важность в восточном средиземноморье этого времени, христиане все-таки отвергли его.

Автор сопоставляет факт, что христианство - религия, не имеющая жертвенника для принесения жертв животных с историческим фактом, что ранние христиане происходили из религиозного окружения, где жертвоприношения были обычной практикой. Было ли это отсутствие интереса к жертвам со стороны христиан неожиданным? Или наблюдалось постепенное развитие? Для того, чтобы изучить этот вопрос, автор начала с исследования времени, когда иудеи и древние греки еще практиковали жертвоприношения (ок. 100 г. до н.э.), но христианство еще не появилось. Автор остановила свое исследование, ограничившись 200 г. н.э. перед хорошо документированным третьим веком, временем, когда христианство уже распространилось по средиземноморскому миру как религия, не имевшая алтаря для принесения жертвенных животных. В это время греки еще практиковали жертвы животных, в то время как жертвоприношения у евреев прекратились гораздо ранее (ок. 70 г. н.э.).

         Областью исследования являлся грекоязычный Восток и Иерусалим. Под термином грекоязычный Восток автор подразумевала Грецию, острова Эгейского моря, Малую Азию и любые греческие поселения, где христиане могли вступить в контакт с греческим язычеством. Египет в исследовании не рассматривался, поскольку обладал отличной от греческой религиозной культурой. В книге автор не рассматривала также римский ритуал, но только греческие ритуалы в областях и периода Римского влияния. Главной причиной этого ограничения было то, что первое столкновение христианства с язычеством имело место в грекоязычных областях, поэтому важно было рассмотреть характер этого столкновения в его первоначальной форме.

         На страницах книги вопрос о жертвоприношении животных рассматривается с точки зрения греков и евреев по отдельности, и в связи с христианством. Так, глава 2 о жертвоприношениях в греческой религии может считаться первым систематическим рассмотрением практики греческих жертвоприношений римского периода. В то же время она рассматривает вопрос о напряженности, возникавшей в греческих сообществах вследствие возникновения христианства. Четвертая глава посвящена исследованию практики жертвоприношений в иудаизме периода второго храма. Шестая глава посвящена вопросу о жертвоприношении животных в раннем христианстве. Главы 3 и 5 являются связующими «мостами», которые помогают читателю понять фундаментальные различия между греческой и еврейской системой жертвоприношений, и делают более очевидным контраст между, с одной стороны, двумя этими религиями в контексте, и с другой стороны, с христианством, которое поставило практику жертвоприношений животных под вопрос.

         В этой книге не рассматривается вопрос о жертвоприношениях человека, поскольку он выходит за рамки задач данного исследования. Исследование фокусировалось, главным образом, на повседневных греческих и еврейских ритуалах, в которых человеческие жертвоприношения не использовались.

         Эта книга не содержит раздела, специально посвященного римскому имперскому культу. Общепризнано, что феномен жертвоприношения в этом контексте тщательно изучался с различных, даже противоположных точек зрения, но включение этих вопросов в книгу не изменило бы основных линий аргументации.

Книга издана в рамках Оксфордской серии монографий по классике, которая публикуется под наблюдением Комитета факультета классических исследований Оксфордского университета. Целью этой серии является публикация книг, основанных на лучших диссертациях по греческой и латинской литературе, древней истории и античной философии, защищенных на факультете классических исследований.

 

 

Содержание

Предисловие X

  • 1. Рассмотрение вопроса о жертвоприношении 1
  • 1. Научные подходы к вопросу о жертвоприношениях 1
  • 2. Заключение: теоретический подход к жертвоприношениям в данной книге 26
  • 2. Жертвоприношения животных у греков в период с 100 г. до н.э. до 200 г. н.э. 32

А1. Пределы понятия «жертва» в греческом контекте 33

А2. Источники и методология 42

В. Тематическое представление свидетельств о греческих жертвоприношениях исследуемого периода 48

С. Заключение 102

Приложение I 107

Приложение II 111

3. От греческой религии к иудаизму: мост 117

А. О характере еврейских жертвоприношений и их отличиях от греческих 117

В. Обзор истории Иерусалимского храма 123

4. Жертвоприношения у евреев в период с 100 г. до н.э. до 200 г.н.э. 127

Введение 127

А. Источники 130

В. Свидетельсва 137

С. Заключение 203

5. Мост, связывающий греческую религию и иудаизм с христианством 207

Язычники, евреи, симпатизирующие иудаизму ... и другие христиане 207

6. Христиане и жертвоприношения животных в период до 200 г.н.э. 211

Введение 211

А. Контекст и источники 213

В. Представление свидетельств 225

С. Попытка сделать выводы 279

7. Заключение 285

Эпилог: размышления относительно причин прекращения жертвоприношений животных 290

Библиография 297

Индекс 321

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9