Реферативный обзор прессы 06.05.2008.-09.05.2008. Выпуск 6
Император Александр Благословенный, новая книга Салмана Рушди, психология терроризма и "Восстание масс".
Статья

Император ставший старцем . ВПК №18 7-13 мая

Статья представляет книгу М.М. Громыко. Святой праведный Феодор Кузьмич - Александр Благословенный. Исследование и материалы к житию. М.: Паломник. 2007. Автор провела колоссальную работу, раскрыв обстоятельства тайного ухода императора от власти и не менее таинственной жизни старца в качестве ссыльного поселенца в Сибири. Проведя исследования, Мария Михайловна Громыко утверждает, что император и старец одно и то же лицо. В начале книги рассказывается о религиозной жизни Александра I в 1812-1825 гг. Отдельная глава посвящена тождеству Александра I и Феодора Кузьмича. Кроме внешнего сходства, необычайных познаний во всех областях сибирского старца, тождество подкрепляет факт вскрытия гробницы в Петропавловском соборе, деятельность секретной комиссии. В последующих главах рассказывается о потаенном странничестве, о жизни в Сибири. Серафим Роуз, известный американский православный богослов и подвижник, считал, что старец Феодор Томский - Александр Благословенный, и включил его в число лиц, подлежащих прославлению. В 1984 г. Русская Православная Церковь прославила праведного старца в сонме сибирских святых.

Кашмир и тихий ужас. Газета 08.05.2008. 

Вышел в свет роман «Клоун Шалимар» Салмана Рушди (получившего «Букер Букеров» за роман «Дети полуночи»). Скептический взгляд Рушди на исламский социум находит сочувственный отклик в Европе и Америке, но вызывает возмущение в обществе, где сохраняется традиционная мусульманская культура. Роман «Клоун Шалимар» отличается от большинства других знакомых нам книг Рушди тем, что открыто демонстрирует неблагополучие американоцентричного глобалистского мира. Критика автора направлена во все возможные стороны, а не только против исламских ретроградов или ближневосточных политиков. Это, несомненно, большой плюс.

Идеологическая и психологическая обработка детей террористическими организациями в мусульманском мире. Институт Ближнего Востока 07.05. 2008 А.А.Костихин

Автор считает, что террористы умышленно создают атмосферу незащищённости и страха, сознательно разрушают базу общества в котором находятся, в результате дети исламского мира вынуждены брать на себя роль взрослых. Дети выполняют тяжёлую работу, с ними обращаются как со взрослыми, успех сопутствует тем кто готов применить насилие. При отсутствии взрослых мужчин ( убиты или давно покинули дом) мальчики - единственные мужчины в доме. В 6-7 лет они должны научиться стрелять, а к 14-15 лет, они уже должны быть готовы воевать. Автор предполагает, что именно так террористы обеспечивают себе постоянный приток новобранцев: сначала создавая неуправляемое общество, а затем, предлагая как альтернативу такое общество, которое они контролируют с помощью насилия, угроз и манипулирования. Террористы оказывают помощь нуждающимся, но при этом требуют отдачи.В этих условиях дети - идеальные объекты вербовки для террористов, потому что они не способны подвергать сомнению мотивы поведения взрослых. Они легко поддаются их влиянию, когда те апеллируют к детским эмоциям.

Характерна реакция родителей в мусульманском мире на вовлечение детей в ряды террористов. Костихин предполагает, что их представления, главным образом, сформированы бедностью и неграмотностью. Семьи гордятся тем, что их сыновья, которым порой нет и 15 лет, совершили подвиг во имя ислама, предприняв «атаку на врага». Большинство этих детей были из больших семей, их родители не могли о них заботиться, и поэтому отправляли их в исламские школы вдали от дома. Таким образом, мальчишкам приходится выбирать между школой, одеждой, с одной стороны, и заработком для пропитания - с другой. У этих детей нет поддержки, нет родителей, с которыми можно посоветоваться. Под сильным давлением со стороны сверстников они часто вынуждены присоединяться к группам, которые лучше, чем просто улица. И делают они это ради чего-то, что считается великим и значимым, или потому, что считают это вопросом чести. В то же время малоимущие родители детей школьного возраста получают компенсацию за гибель сыновей и дочерей, ставших террористами-смертниками. А одинокие женщины, помимо материальной поддержки, приобретают порой особый социальный статус как матери мучеников. Юные девушки особенно легко поддаются вербовке в ряды сторонников экстремистской идеологии, потому что других путей в жизни у них немного. В таких странах, как Пакистан, религиозные школы фундаменталистов уже активно принимают их. Руководство таких школ понимает, что, если индоктринировать женщин, они смогут контролировать целые семьи.

Автор отмечает, что истинный ислам побуждает мусульман приспосабливаться к переменам, которые приносит время. Но крайние фундаменталисты всегда противились любым новшествам. Они выступают и против современного образования. То, что сейчас преподается, идет вразрез с исламом, считают они. Этой уловкой фундаменталисты пользуются для того, чтобы молодежь не могла оспаривать старые догмы.

Таким образом, можно сделать вывод, что сознательно лишая молодых мусульман возможности получить хорошее образование, они добиваются того, чтобы будущее их потенциальных новобранцев было безрадостным, и чтобы в силу возникающего разочарования они легко воспринимали террористическую идеологию. Эта идеология обязывает людей безоговорочно отвергать любые идеи, не соответствующие предписаниям фундаменталистов, лишает свободы мысли и слова, которые позволяют отличать логически обоснованные идеи от пристрастий, продиктованных эмоциями.

Учитывая тот факт, что более 50 процентов мусульман в мире составляют люди в возрасте до 18 лет, у большинства из которых практически нет возможности получить ни образование, ни работу, следует ожидать дальнейшего использования террористами молодежи исламского мира для достижения своих целей.

Пророк Ортега. Российская газета 09.05.2008

9 мая исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося испанского мыслителя, публициста, культуролога, эссеиста Ортеги-и-Гассета. Свою главную книгу Ортега написал в 1930 году. В "Восстании масс" впервые внятно сказано о том, чьими руками совершается самое страшное в мире. О так называемом "простом человеке". Он сместил взгляд вниз, на то, что именуется "социальной базой" политических доктрин и военных кампаний. Речь вовсе не только о кровавых диктатурах и войнах - речь об обычном течении повседневной жизни. И сегодняшней тоже.

"Культуры нет, если нет устоев, на которые можно опереться...Масса - всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью". Отсюда принцип коллективной ответственности. Так легче и проще жить: лишь попадать в ногу, и тогда если успех - торжественно марширует весь строй, если неудача - она делится на все шеренги и колонны.Любой провал легко объяснить происками внешних врагов. Масса видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя ощущает безликой, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, массовый человек постарается, чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу на себя, употребив на то все свои безотказные и неограниченные средства". Полностью огосударствленная жизнь ведёт к ситуации когда понятия "народ", "общество", "страна" - все подменяются и заменяются одним: "государство".

Ортега говорит о моральной некомпетентности: "Массовый человек... освящает ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека... Посредственность провозглашает и утверждает свое право на пошлость, или, другими словами, утверждает пошлость как право".

Мыслитель подчеркивает, что в каждом человеке таится его идеальный проект. Цель - этот проект выполнить.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9