Церковное пение

События
Духовное музыкальное наследие представителей русского зарубежья: семинар в ПСТГУ
Статья
Гармония человечества и Вселенной: прославление света в христианских песнопениях
В докладе доктора искусствоведения, доцента Московского государственного университета имени М. В.  Ломоносова Татьяны Федосьевны Владышевской на III международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» рассматривается вопрос о прославлении света в христианских песнопениях. Эти песнопения, обращенные к Богу, являющему «свет невечерний», занимают важное место в христианском богослужении. В них прославляется Создатель света – «Светодавец», о котором в молитве Господней сказано: «Да святится Имя Твое». О Божественном свете поется как в песнопениях годовых праздников, так и в ежедневных службах.
Статья
Каково монаху управлять женским коллективом? Игумен Лазарь (Гнатив) в проекте «"Лица Академии" без купюр»
Правда ли, что церковное пение сегодня в кризисе? Насколько для регента важна харизма? Почему архимандрит Матфей (Мормыль) становится всё более недосягаемой вершиной? Как сегодня учат певчих в Московской духовной академии? Рассказывает декан факультета церковно-певческого искусства МДА.
События
Сегодня, 26 апреля, — онлайн-семинар о византийской музыке проводит Цифровая академия имени Евгениоса Вулгариса (Греция)
Статья
«Минею в певца не кидал, но грозился». Игумен Никифор (Кирзин) в проекте «"Лица Академии" без купюр»
В очередной беседе из серии «"Лица Академии" без купюр» многолетний академический регент игумен Никифор (Кирзин) рассказывает о вещах, которые сегодня кажутся привычными, но не всегда были таковыми: первых записях лаврского хора, первых нотных сборниках церковных песнопений и первых выпусках регентского класса МДА.
События
«Всенощное бдение» С.В. Рахманинова прозвучит за богослужением на Черниговском Патриаршем подворье
События
Нотный архив Троице-Сергиевой Лавры и рукописная библиотека архимандрита Матфея (Мормыля) — на новом сайте Московской духовной академии
События
В Саранске завершился II Всероссийский хоровой фестиваль. В нём приняли участие студенты регентских отделений из 10 городов
Статья
Иеромонах Нестор (Волков): О традициях архимандрита Матфея и регентстве после пандемии
Регент — это профессия или церковное служение? Каково первое дело церковного певца? Почему певческие традиции Троице-Сергиевой Лавры неотделимы от личности архимандрита Матфея (Мормыля)? Зачем «постоянно причёсывать» хор? Героем 19-го выпуска второго сезона «Лиц Академии» стал главный регент лаврского хора иеромонах Нестор (Волков).
Статья
Игумен Лазарь (Гнатив): «Нужно думать не только как петь, но и кому петь»
Что лучше: знаменный распев или партесное пение? Должна ли Церковь приспосабливаться под деградацию музыкальных вкусов? В чём уникальность хора, созданного архимандритом Матфеем (Мормылём)? Каково монаху руководить женским коллективом? В 14-м выпуске второго сезона программы «Лица Академии» об этом рассказывает декан факультета церковно-певческого искусства МДА игумен Лазарь (Гнатив).
Статья
Игумен Никифор (Кирзин): «Не умеешь петь — давай учиться»
Как в МДА учат церковному пению? Кто такой «Марк Камертонович»? В чём уникальность архимандрита Матфея (Мормыля) и почему его хор однажды приняли за актёрскую массовку? В четвёртом выпуске нового сезона программы «Лица Академии» многолетний академический регент и церковный композитор игумен Никифор (Кирзин) рассказывает о теории, истории и практике клиросного искусства.
Статья
Общенародное богослужебное пение в Санкт-Петербургской епархии на рубеже XIX–XX веков
В Российской империи на рубеже XIX–XX столетий наблюдался высокий интерес к практике общенародного церковного пения. Документы русского Поместного собора 1917–1918 гг., певческих съездов, отчеты о деятельности церковных братств и обществ, публикации в прессе позволяют в полной мере представить, с каким размахом было организовано общенародное пение на богослужениях. Особую роль, безусловно, здесь сыграла поддержка высшего церковного священноначалия, что демонстрируют указы Святейшего Синода, изданные еще в 1804 и 1847 гг. Несомненно, изучение истории общенародного пения и накопленного богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда вновь наблюдается возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощным средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере.
События
В Пермской семинарии пройдёт конференция «Духовное пространство России: история и современность»
События
В Сретенской духовной академии состоится студенческая научно-богословская конференция «Жизнь Церкви в прошлом, настоящем и будущем»
Статья
Регентское образование в Российской империи
Читателю предлагается ознакомиться с историей развития учебных заведений в дореволюционной России, направленных на подготовку профессиональных руководителей церковных хоров. В Российской империи руководители церковных хоров проделали путь от малограмотных регентов-практиков до высококвалифицированных выпускников специальных учебных заведений. В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко рассказывается о том, в каких певческих корпорациях Древней Руси берут свои истоки лучшие учебные заведения Российской империи, когда регентское образование было впервые систематизировано и получило строгую образовательную программу, какой вклад внесло в становление церковно-певческого искусства.
Статья
От деместиков до певчих-женщин: краткий исторический экскурс в область русского богослужебного пения
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко можно ознакомиться с различными типами голосов, употребляемых за богослужением в Русской Православной Церкви, проследить историческое развитие певческого состава церковных хоров в России — от традиционного использования мужских голосов до почти полного вытеснения голосов мальчиков голосами женщин. На основе трудов историков и знатоков русского богослужебного пения и воспоминаний современников представлены недостатки и преимущества введения певцов-женщин в церковные хоры; также рассматриваются связанные с этим изменения в классификации состава хоров.
События
Семинар по иконописи и церковно-певческому искусству XVI–XVIII веков пройдёт в ПСТГУ
Статья
И. А. Гарднер как историк православного богослужебного пения и церковный композитор
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко представлен обзор музыкального творчества учёного, чья научная деятельность затрагивает главным образом богослужебное пение славянской ойкумены. Даётся краткая биографическая справка, связанная с его исследованиями в области древнерусской безлинейной нотации; рассматривается композиторская деятельность И. А. Гарднера — его гармонизации православных церковных мелодий (переложения на многоголосный хор) с небольшими историческими экскурсами и кратким музыкальным анализом. В качестве иллюстраций к статье используются музыкальные медиассылки.
События
Прошла защита докторской диссертации, посвященной композиторской деятельности профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля)
17 декабря 2020 года в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского прошла защита докторской диссертации по специальности «Музыкальное искусство» на тему «Архимандрит Матфей (Мормыль) и его место в музыкальной культуре Русской Православной Церкви второй половины XX века».
События
Открылась электронная библиотека «Сокровищница духовной музыки»
10 декабря открылся новый онлайн-ресурс Российского национального музея музыки – «Сокровищница духовной музыки», на нём собраны оцифрованные старинные рукописи и издания из коллекции музея.
События
Православная энциклопедия. Армянские церковные песнопения
Армянские церковные песнопения. Истоки и уникальность.
События
О нотном фонде Синодальной библиотеки (продолжение)
В нотном фонде Синодальной библиотеки имеется немало нотных рукописей или, точнее, писарских списков партитур и голосов литургических песнопений, написанных, а чаще всего – переписанных в основном в послевоенное время двумя видными регентами – В.В. Локтевым и В.П. Храпчевским. Причём по приблизительному подсчёту около 90% таких копий – а равно и оригинальных сочинений – принадлежит перу именно Локтева.
События
Вышел сборник «Церковное пение: традиции и современность»
16 сентября 2020 года в храме Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге состоялась презентация сборника «Церковное пение: традиции и современность». Весной-летом 2020 года в Северной столице прошел Всероссийский фестиваль православных певческих традиций «Истоки». Одним из его мероприятий стала дискуссия, по материалам которой и выпущен сборник.
Статья
«Белградские соловьи». Русский церковный хор в Лондоне, 1939-1940 гг.
Революция в России вынудила многих покинуть страну и искать прибежища за границей. Так случилось и с воспитанницами Харьковского института благородных девиц. В 1919 г. все они уехали в Сербию и обосновались там. В 1939 г. несколько девушек по приглашению архимандрита Николая (Гиббса) приехали в Англию, а начавшаяся Вторая мировая война вынудила их там остаться. Статья рассказывает о судьбе этих девушек.
События
Традиция церковного пения в Толгской обителиТрадиция церковного пения в Толгской обители
Исследование Людмилы Александровны Зуммер, регента Феодоровского кафедрального собора Ярославля, преподавателя регентской школы Ярославской духовной семинарии, многие годы изучающей историю церковной певческой культуры Ярославской земли.
События
Вышло приложение для работы с григорианскими песнопениями
Neumz – приложение, в котором можно прослушать более 7 000 записей григорианских песнопений, которые записывались в Аббатстве Нотр-Дам-де-Фиделите (Жук, Франция) в течение трёх лет.
События
Концерт - лекция «Древнерусское церковно-певческое искусство»
15 марта в 19:00 в зале им. Мясковского МГК им. Чайковского состоится концерт-лекция «Древнерусское церковно-певческое искусство», целиком посвященный обзору древнерусской певческой традиции. Будут исполнены песнопения разных жанров и певческих стилей — знаменного, большого, путевого распевов, а также раннего русского многоголосия.
События
Новые певческие рукописи в сети интернет
РГАДА выложила рукопись из фонда 396, № 3722, огромный Стихирарь с песнопениями знаменного и путевого распевов.
Статья
Наше богослужение вчера и сегодня
Автора публикуемой статьи нет в живых уже два года. Георгий Великанов погиб под колесами электрички 24 января 2018 г., спасая человека, упавшего на железнодорожные рельсы. Перед кончиной Георгий готовил статью для публикации на портале «Богослов.Ru» и не успел ее закончить. Труд по завершению публикации спустя некоторое время взяла на себя его супруга. Статья посвящена теме богослужения и тем литургическим вопросам, которые в Русской Церкви сегодня считаются если не проблемными, то сложными: на каком языке должна совершаться служба, нужно ли ее сокращать, кто является совершителем богослужения? Георгий Великанов попытался дать на эти и иные вопросы свои собственные, иногда очень личные ответы.
События
III Международный съезд регентов и певчих пройдет в Москве в 2022 году
26 декабря 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения протоиерея Александра Агейкина о прошедшем 24-26 октября в Москве II Международном съезде регентов и певчих Русской Православной Церкви (журнал № 166).
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>