Церковное пение

Статья
Пение и «мусикия»: историческая коллизия русского богослужебного пения в XVII–XVIII вв.
Статья старшего преподавателя регентского отделения Воронежской духовной семинарии диакона Димитрия Ушакова посвящена смене церковно-певческих парадигм в XVII–XVIII вв. В историю русского богослужения эти века вошли как эпоха радикального перелома в системе церковного пения. Происходит смена древней, одноголосной традиции и замена ее на новую, партесную. Церковное пение начинает восприниматься как одна из форм музыкального искусства, а не как «поемое слово». Сакральная по функции и по конструктивным принципам невменная нотация заменяется рационально-математической нотолинейной. Церковные певцы перестают рассматриваться как совершители/участники богослужения и становятся мало-помалу вольнонаемными музыкантами-исполнителями, чье искусство сопровождает богослужение. Церковный композитор тоже может быть свободным светским профессиональным музыкантом. Принцип мелодической иерархии сменяется свободным выбором репертуара. В итоге происходит обмирщение богослужения.
Статья
Архимандрит Матфей (Мормыль): грани личности
15 сентября исполняется 15 лет со дня кончины заслуженного профессора Московской духовной академии, руководителя объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных академии и семинарии архимандрита Матфея (Мормыля). Публикуем речь, произнесенную диаконом Сергием Пантелеевым 5 марта 2023 года на вечере памяти в честь 85-летия со дня рождения отца Матфея.
События
Томская духовная семинария и Томский государственный университет подписали договор о совместной реализации образовательной программы по профилю дирижер церковного хора
События
В издательстве СПбДА вышла книга «Музыкально-богослужебная жизнь Византийской Церкви»
События
Уникальный лицевой певческий кодекс старообрядческой гуслицкой поповской традиции теперь доступен в Сети
Статья
Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам
5 марта исполняется 86 лет со дня рождения главного регента и уставщика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии  архимандрита Матфея (Мормыля) (1938–2009). Публикуем статью декана факультета церковно-певческого искусства МДА игумена Лазаря (Гнатива), посвящённую отношению архимандрита Матфея к древним церковным распевам.
События
Пособие по изучению осмогласия выпустила Екатеринбургская духовная семинария
События
Факультет церковных искусств СПбДА выпустил нотный сборник «В. И. Зинченко. Собрание духовных песнопений»
События
Состоялись торжества, посвящённые 75-летию Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле
Статья
Певчие-мальчики в церковных хорах дореволюционной России
В очередной статье, посвященной дореволюционной церковной певческой культуре, Вера Юрьевна Романченко знакомит читателей с историей использования голосов мальчиков в церковных хорах той эпохи. Автор рассказывает, когда и почему детские голоса были введены в церковные хоры, как содействовало этому государство, как учили мальчиков-певчих. В статье говорится об условиях их жизни и труда, о том, как и почему императорские особы занимались подбором детей для Придворной капеллы. На основе материалов из периодических изданий, выходивших в печать до 1917 года, рассказывается о социальных проблемах, связанных с использованием голосов детей в церковных хорах, и том, как общества защиты детей-певчих пытались решать эти проблемы; о пении малолетних певчих в войсковых хорах, о том, чем отличались условия жизни певчих-детей в крупных соборах Санкт-Петербурга и Москвы от условий пения в провинциальных приходских и архиерейских хорах.
События
Духовное музыкальное наследие представителей русского зарубежья: семинар в ПСТГУ
Статья
Гармония человечества и Вселенной: прославление света в христианских песнопениях
В докладе доктора искусствоведения, доцента Московского государственного университета имени М. В.  Ломоносова Татьяны Федосьевны Владышевской на III международной научно-богословской конференции «Бог — человек — мир» рассматривается вопрос о прославлении света в христианских песнопениях. Эти песнопения, обращенные к Богу, являющему «свет невечерний», занимают важное место в христианском богослужении. В них прославляется Создатель света – «Светодавец», о котором в молитве Господней сказано: «Да святится Имя Твое». О Божественном свете поется как в песнопениях годовых праздников, так и в ежедневных службах.
Статья
Каково монаху управлять женским коллективом? Игумен Лазарь (Гнатив) в проекте «"Лица Академии" без купюр»
Правда ли, что церковное пение сегодня в кризисе? Насколько для регента важна харизма? Почему архимандрит Матфей (Мормыль) становится всё более недосягаемой вершиной? Как сегодня учат певчих в Московской духовной академии? Рассказывает декан факультета церковно-певческого искусства МДА.
События
Сегодня, 26 апреля, — онлайн-семинар о византийской музыке проводит Цифровая академия имени Евгениоса Вулгариса (Греция)
Статья
«Минею в певца не кидал, но грозился». Игумен Никифор (Кирзин) в проекте «"Лица Академии" без купюр»
В очередной беседе из серии «"Лица Академии" без купюр» многолетний академический регент игумен Никифор (Кирзин) рассказывает о вещах, которые сегодня кажутся привычными, но не всегда были таковыми: первых записях лаврского хора, первых нотных сборниках церковных песнопений и первых выпусках регентского класса МДА.
События
«Всенощное бдение» С.В. Рахманинова прозвучит за богослужением на Черниговском Патриаршем подворье
События
Нотный архив Троице-Сергиевой Лавры и рукописная библиотека архимандрита Матфея (Мормыля) — на новом сайте Московской духовной академии
События
В Саранске завершился II Всероссийский хоровой фестиваль. В нём приняли участие студенты регентских отделений из 10 городов
Статья
Иеромонах Нестор (Волков): О традициях архимандрита Матфея и регентстве после пандемии
Регент — это профессия или церковное служение? Каково первое дело церковного певца? Почему певческие традиции Троице-Сергиевой Лавры неотделимы от личности архимандрита Матфея (Мормыля)? Зачем «постоянно причёсывать» хор? Героем 19-го выпуска второго сезона «Лиц Академии» стал главный регент лаврского хора иеромонах Нестор (Волков).
Статья
Игумен Лазарь (Гнатив): «Нужно думать не только как петь, но и кому петь»
Что лучше: знаменный распев или партесное пение? Должна ли Церковь приспосабливаться под деградацию музыкальных вкусов? В чём уникальность хора, созданного архимандритом Матфеем (Мормылём)? Каково монаху руководить женским коллективом? В 14-м выпуске второго сезона программы «Лица Академии» об этом рассказывает декан факультета церковно-певческого искусства МДА игумен Лазарь (Гнатив).
Статья
Игумен Никифор (Кирзин): «Не умеешь петь — давай учиться»
Как в МДА учат церковному пению? Кто такой «Марк Камертонович»? В чём уникальность архимандрита Матфея (Мормыля) и почему его хор однажды приняли за актёрскую массовку? В четвёртом выпуске нового сезона программы «Лица Академии» многолетний академический регент и церковный композитор игумен Никифор (Кирзин) рассказывает о теории, истории и практике клиросного искусства.
Статья
Общенародное богослужебное пение в Санкт-Петербургской епархии на рубеже XIX–XX веков
В Российской империи на рубеже XIX–XX столетий наблюдался высокий интерес к практике общенародного церковного пения. Документы русского Поместного собора 1917–1918 гг., певческих съездов, отчеты о деятельности церковных братств и обществ, публикации в прессе позволяют в полной мере представить, с каким размахом было организовано общенародное пение на богослужениях. Особую роль, безусловно, здесь сыграла поддержка высшего церковного священноначалия, что демонстрируют указы Святейшего Синода, изданные еще в 1804 и 1847 гг. Несомненно, изучение истории общенародного пения и накопленного богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда вновь наблюдается возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощным средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере.
События
В Пермской семинарии пройдёт конференция «Духовное пространство России: история и современность»
События
В Сретенской духовной академии состоится студенческая научно-богословская конференция «Жизнь Церкви в прошлом, настоящем и будущем»
Статья
Регентское образование в Российской империи
Читателю предлагается ознакомиться с историей развития учебных заведений в дореволюционной России, направленных на подготовку профессиональных руководителей церковных хоров. В Российской империи руководители церковных хоров проделали путь от малограмотных регентов-практиков до высококвалифицированных выпускников специальных учебных заведений. В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко рассказывается о том, в каких певческих корпорациях Древней Руси берут свои истоки лучшие учебные заведения Российской империи, когда регентское образование было впервые систематизировано и получило строгую образовательную программу, какой вклад внесло в становление церковно-певческого искусства.
Статья
От деместиков до певчих-женщин: краткий исторический экскурс в область русского богослужебного пения
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко можно ознакомиться с различными типами голосов, употребляемых за богослужением в Русской Православной Церкви, проследить историческое развитие певческого состава церковных хоров в России — от традиционного использования мужских голосов до почти полного вытеснения голосов мальчиков голосами женщин. На основе трудов историков и знатоков русского богослужебного пения и воспоминаний современников представлены недостатки и преимущества введения певцов-женщин в церковные хоры; также рассматриваются связанные с этим изменения в классификации состава хоров.
События
Семинар по иконописи и церковно-певческому искусству XVI–XVIII веков пройдёт в ПСТГУ
Статья
И. А. Гарднер как историк православного богослужебного пения и церковный композитор
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко представлен обзор музыкального творчества учёного, чья научная деятельность затрагивает главным образом богослужебное пение славянской ойкумены. Даётся краткая биографическая справка, связанная с его исследованиями в области древнерусской безлинейной нотации; рассматривается композиторская деятельность И. А. Гарднера — его гармонизации православных церковных мелодий (переложения на многоголосный хор) с небольшими историческими экскурсами и кратким музыкальным анализом. В качестве иллюстраций к статье используются музыкальные медиассылки.
События
Прошла защита докторской диссертации, посвященной композиторской деятельности профессора МДА архимандрита Матфея (Мормыля)
17 декабря 2020 года в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского прошла защита докторской диссертации по специальности «Музыкальное искусство» на тему «Архимандрит Матфей (Мормыль) и его место в музыкальной культуре Русской Православной Церкви второй половины XX века».
События
Открылась электронная библиотека «Сокровищница духовной музыки»
10 декабря открылся новый онлайн-ресурс Российского национального музея музыки – «Сокровищница духовной музыки», на нём собраны оцифрованные старинные рукописи и издания из коллекции музея.
1 2 3 4 5 6 7 8 > >>