Романченко Вера Юрьевна

Статья
Певчие-мальчики в церковных хорах дореволюционной России
В очередной статье, посвященной дореволюционной церковной певческой культуре, Вера Юрьевна Романченко знакомит читателей с историей использования голосов мальчиков в церковных хорах той эпохи. Автор рассказывает, когда и почему детские голоса были введены в церковные хоры, как содействовало этому государство, как учили мальчиков-певчих. В статье говорится об условиях их жизни и труда, о том, как и почему императорские особы занимались подбором детей для Придворной капеллы. На основе материалов из периодических изданий, выходивших в печать до 1917 года, рассказывается о социальных проблемах, связанных с использованием голосов детей в церковных хорах, и том, как общества защиты детей-певчих пытались решать эти проблемы; о пении малолетних певчих в войсковых хорах, о том, чем отличались условия жизни певчих-детей в крупных соборах Санкт-Петербурга и Москвы от условий пения в провинциальных приходских и архиерейских хорах.
Статья
Регентское образование в Российской империи
Читателю предлагается ознакомиться с историей развития учебных заведений в дореволюционной России, направленных на подготовку профессиональных руководителей церковных хоров. В Российской империи руководители церковных хоров проделали путь от малограмотных регентов-практиков до высококвалифицированных выпускников специальных учебных заведений. В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко рассказывается о том, в каких певческих корпорациях Древней Руси берут свои истоки лучшие учебные заведения Российской империи, когда регентское образование было впервые систематизировано и получило строгую образовательную программу, какой вклад внесло в становление церковно-певческого искусства.
Статья
От деместиков до певчих-женщин: краткий исторический экскурс в область русского богослужебного пения
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко можно ознакомиться с различными типами голосов, употребляемых за богослужением в Русской Православной Церкви, проследить историческое развитие певческого состава церковных хоров в России — от традиционного использования мужских голосов до почти полного вытеснения голосов мальчиков голосами женщин. На основе трудов историков и знатоков русского богослужебного пения и воспоминаний современников представлены недостатки и преимущества введения певцов-женщин в церковные хоры; также рассматриваются связанные с этим изменения в классификации состава хоров.
Статья
И. А. Гарднер как историк православного богослужебного пения и церковный композитор
В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко представлен обзор музыкального творчества учёного, чья научная деятельность затрагивает главным образом богослужебное пение славянской ойкумены. Даётся краткая биографическая справка, связанная с его исследованиями в области древнерусской безлинейной нотации; рассматривается композиторская деятельность И. А. Гарднера — его гармонизации православных церковных мелодий (переложения на многоголосный хор) с небольшими историческими экскурсами и кратким музыкальным анализом. В качестве иллюстраций к статье используются музыкальные медиассылки.

Другие публикации на портале:

Еще 9