На рубеже XIX–XX столетий в России наблюдается настоящий расцвет общенародного церковного пения[1]. Размах и основательность подхода к широкому введению этой формы богослужебного пения особенно ощущается при чтении материалов певческих съездов[2] и Поместного собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов[3]. Так, из опубликованных протоколов заседаний Собора мы узнаем, что многие крупные церковные деятели высказывались в поддержку общенародного пения за богослужением, и наиболее активными его сторонниками были Д. И. Зарин[4], В. Д. Прилуцкий, диакон Василий Богословский[5]. Они полагали, что введение такой практики пения в храме позволит преодолеть ряд кризисных явлений в церковной жизни, таких как стремительно распространяющееся сектантство, низкий уровень знаний основ христианской веры, нерегулярное участие прихожан в Таинствах Церкви и незнание уставного богослужения, чрезмерно малое число грамотных головщиков, певцов и чтецов, трудности восприятия церковнославянского языка. Особенно широко общенародное пение стало вводиться в храмах Московской, Новгородской, Подольской, Херсонской, Курской, Архангельской, Пензенской и других епархий. И, как показало детальное изучение этого вопроса, одни из самых ярких примеров такого рода связаны с трудами священнослужителей Петербургской епархии.
Так, в журнале «Хоровое и регентское дело» за 1909 год, в частности, сообщалось о совершении 1 ноября в Исаакиевском соборе Божественной Литургии[6], на которой сослужащих возглавил митрополит Антоний (Вадковский) (ил. 1), а песнопения были исполнены общенародно под руководством протоиерея Михаила Дубенского. В описании события также говорилось о том, что ему предшествовала особая подготовка: за две недели до памятной Литургии участники посещали спевки, организованные на внебогослужебных беседах, проходивших в столичных приходских храмах и церковных залах под руководством псаломщиков. Для облегчения дела епархиальным Миссионерским советом в количестве 30 000 экземпляров была издана брошюра «Слово жизни в церковных песнопениях православной церкви, избранных для общенародного пения» (все экземпляры которой были раскуплены за неделю!). Спевки проходили преимущественно в будние дни, с 8 до 11 вечера; участие в них принимали как мужчины, так и женщины, без возрастных ограничений. При этом автор публикации отмечал, что большинство были выходцами из простого народа, но присутствовали и представители интеллигенции. Наконец, 28 октября в 8 часов вечера состоялась общая спевка в Исаакиевском соборе, на которой присутствовало около 7–8 тысяч человек.
Корреспондент журнальной хроники сообщал также и некоторые подробности происходившего в самый день 1 ноября. Обычно собор наполнялся в течение церковного года только один-два раза, на великие праздники, а в тот день полиции пришлось перекрыть вход в храм – настолько он был наполнен богомольцами. Хором «Исаакия» исполнялись только ектении, а все прочие песнопения – всеми присутствующими. «Поразительно, захватывающе было это пение 20 тысяч человек. Казалось, невозможно управить таким хором, но на самом деле он пел, как строго дисциплинированный, и по сравнению с ним хор Исаакиевских певчих представлялся жалким»[7].
Через год, в 1910 году, в журнале «Хоровое и регентское дело» появилась еще одна заметка неизвестного автора, где он делился впечатлениями от общенародного пения на поздней Литургии в Исаакиевском соборе, отслуженной 21 февраля[8]. В частности, он сообщал: возвышаясь на кафедре в центре собора, пением вновь руководил свящ. Михаил Дубенский; в начале богослужения пела только некоторая часть храма, но постепенно запели все присутствующие, воодушевленные «величественным, захватывающим, неотразимым влиянием этой могучей волны, объединяющей всех в живое религиозное единство чувств». Как и ранее, отмечалось, что пение хора Исаакиевского собора в сравнении с общенародным казалось «маленьким, слабеньким, холодным»[9]. Следует несколько слов сказать о протоиерее Михаиле Дубенском. Он родился в 1878 году в семье псаломщика Алексеевской приходской церкви Старо-Ладожского Успенского женского монастыря Семена Семеновича Дубенского. В 1899 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и в 1903 году был рукоположен в диаконы Иоанно-Предтеченской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения на Выборгской улице (ил. 2); с 1909 по 1930 годы являлся настоятелем храма св. Анны Кашинской на подворье Кашинского Сретенского монастыря (ил. 3), а после 1930-го был уволен за штат. В 1934–1935 годах он значился заштатным священником Ленинградского Сампсониевского собора, а 7 марта 1935 года был осужден и приговорен к высылке из Ленинграда в Вологду; дальнейшая судьба его неизвестна[10]. Стоит особо отметить, что за руководство общенародным пением иерей Михаил Дубенский 11 ноября 1909 года был награжден набедренником[11].
Еще одним ярким деятелем общенародного пения в Санкт-Петербургской епархии был иерей Константин Лорченко. К сожалению, о нем сохранилось очень мало биографических данных. Известно, что о. Константин родился около 1855 года в Могилевской епархии в семье священника. В 1883 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и в том же году был определен священником в храм Покрова Божией Матери села Подбережье Новоладожского уезда. В некрологе, составленном иереем Петром Быстряковым, мы узнаем, что о. Константин скончался 13 декабря 1904 года[12]. Он был энергичным проповедником, борцом с пьянством. Им была открыта первая община крестьянских сестер милосердия, церковно-приходские школы в деревнях Златина, Ваи и Пенчино. Школьное дело было поставлено так хорошо, что к кончине о. Константина в Новоладожском уезде не осталось ни одного безграмотного. Большое внимание отец Константин также уделял церковному благолепию. Он не только радел за соблюдение богослужебного устава, но и привлекал к участию в богослужении свою паству. Как говорил сам о. Константин, каждая школа должна стать одним большим хором, способным спеть на любой службе или требе, и именно такой школьный хор открывает путь к всенародному пению в храмах[13].
После смерти о. Константина в «Известиях Санкт-Петербургской епархии» в 1904 году была опубликована его статья – «Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений». В ней он подчеркивает, что прежде введения практики общенародного церковного пения следует отказаться от торопливости и небрежности исполнения песнопений; также необходимо употреблять только простые церковные напевы с логическими остановками. «Тем-то и дивны и дороги наши обычные церковные напевы, что они дают полную возможность выделения логических ударений, делая таким образом самый текст песнопений в значительной степени доступнее, удобопонятнее, вразумительнее, причем [здесь] нет ни малейшего посягательства “на выработавшиеся веками и твердо установившиеся церковные мотивы”»[14]. К сожалению, трудно сказать, какие именно «простые напевы» о. Константин отбирал для репертуара общенародного пения и как он над ним работал со школьниками, но надеемся, что со временем эти вопросы удастся прояснить.
Одним из самых ярких устроителей общенародного пения был священник Николай Курлов. Он родился во второй половине XIX века (точная дата неизвестна), свое служение нес в Спасо-Преображенской церкви за Московской заставой (ил. 4), а с 1904 года – в госпитале Георгиевской общины Красного Креста им. Императрицы Марии Федоровны (илл. 5 и 6); был участником Русско-японской войны, скончался в 1904 году от тифа.
О. Николай посвятил общенародному пению несколько печатных работ. Так, в своем фундаментальном труде «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии» (1902) он освещает, пожалуй, все основные стороны практики общенародного пения, которая, по его мнению, имеет глубокие корни и основания. Касаясь исторического аспекта, он, в частности, приводит множество примеров общенародного пения – начиная с эпох Ветхого и Нового Заветов и продолжая сведениями уже из русской истории. В результате он приходит к убеждению, что участие в церковном пении на протяжении всей жизни Церкви было одинаково доступно для всех сословий, возрастов и обоих полов[15]. В том же контексте у него звучит еще одна любопытная мысль, которая не встречается у других исследователей общенародного пения: греки, обучившие русский народ христианскому вероучению, не передали традиции общенародного пения, которую имели сами.
Говоря о церковных основаниях такой практики, которую следует всячески поощрять и распространять, он цитирует 49-ю главу Типикона – «О поклонах и молитве церковное законоположение»[16], а также ссылается на Указы Святейшего Синода. Один из них (от 22 декабря 1804 года), в частности, гласит: «Не возбраняется производить церковное пение и не принадлежащим к клиру лицам, как то: прихожанам и другим сторонним лицам, имеющим сверх благоговейного в себе расположения к службе Божией и довольное сведение в церковном простом пении»[17]. То же предписывает и Указ Святейшего Синода от 7 мая 1847 года: священнослужителям, имеющим в своем подчинении церковно-приходские школы, особое внимание уделить обучению детей церковному пению, чтобы они могли участвовать в богослужении в праздничные дни и через это утверждаться в вере[18].
Но особое внимание иерей Николай уделяет практической стороне дела, задаваясь прежде всего главным для себя вопросом: а что собой представляет (или должно представлять) общенародное церковное пение? Пение народных хоров или пение всех присутствующих? И о. Николай, опираясь здесь, судя по всему, уже на свой практический опыт, дает следующий ответ: это пение всех присутствующих в храме на богослужении, но это пение в своей основе имеет народный хор. Если хороший народный хор может петь все богослужения церковного года, то общенародный – только известные народу отдельные песнопения. Совместное участие в службе двух хоров придает богослужению особую торжественность.
По мнению о. Николая, ввести такой тип пения возможно двумя путями: через школу или армию. При этом он поясняет: приобщение народа к пению посредством школы – надежно, но занимает много времени, и новое пополнение обученными церковными певчими происходит только по окончанию школы; армия же дает самый быстрый способ внедрения общенародного пения, так как каждый год из ее рядов выбывает около трехсот тысяч солдат, за пятилетний срок службы приобщенных к богослужебному пению.
Вторая половина работы о. Николая «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии» фактически является руководством для обучения общенародному пению, поскольку в соответствующих ее главах рассматриваются все практические стороны самого процесса подготовки к участию народа в богослужебном пении, которые, несомненно, отражали большой личный опыт по его устроению. Поэтому остановимся на содержании этого раздела подробнее.
Обучение прихожан церковному пению о. Николаем было построено следующим образом: для спевок было определено время внебогослужебных бесед и чтений; затем выученные песнопения постепенно «выносили» на богослужения. Как и у свящ. Константина Лорченко, у о. Николая ядром общенародного пения был хор церковно-приходской школы, каждый выпускник которой должен участвовать в богослужении. Совместное пение учащихся и выпускников образовывало общешкольное пение, которое, в свою очередь, должно привести к образованию больших приходских хоров; со временем же личный пример и преемственность будут способствовать укреплению общенародного пения в целом.
Все обучение о. Николай разделял на несколько этапов. Первоначально должен определиться постоянный состав певцов: этот процесс может занять некоторое время, пока не выявятся действительные любители церковного пения. На следующем этапе необходимо всех поющих разделить на малые группы с выделением старших для сохранения порядка и организованности.
К занятиям были разработаны особые условия спевок:
- Собрание поющих необходимо разделить на женские и мужские голоса, а если спевка проходит в полку, то мужские голоса разделить на теноров и басов.
- Разучивая песнопение, пример его показывать с голоса или при помощи музыкального инструмента.
- Во время исполнения песнопений необходимо отчетливо произносить слова и неукоснительно следовать требованиям руки регента.
- После того как будут усвоены мелодические партии, следует особое внимание уделить партии басов.
- Одновременно с пением по слуху также следует сообщать основы нотной грамоты.
- Из общей народной массы наиболее способных, освоивших свои партии, отобрать для народного любительского хора.
В промежутках между пением таких песнопений, как «Спаси Господи люди Твоя», ектении, «Верую», о. Николай предлагает объяснять основы музыкальной грамоты (нотоносец, ноты, длительности, ритм, гамма, скачки и другие), гласовые песнопения он рекомендует разучивать в порядке усложнения певческого материала. Например, обучая народ стихирным гласам, о. Николай группирует их по схожему начальному тону: 1 и 5 гласы, 2 и 6 гласы, 3 и 8 гласы, 4 и 7 гласы.
Ниже приведем примеры теоретических занятий, которые, по его мнению, помогут усвоению нотной грамоты.
- Предварительная беседа: мы до сих пор пели по слуху или наизусть. Как вы думаете, можно назвать человека грамотным, когда он выучит наизусть дело или даже несколько стихотворений и рассказов? Последует ответ: «неграмотный». То, что он выучил наизусть, забудет через несколько времени, а нового не выучит, пока кто не научит. Грамотный тот, кто знает азбуку, буквы, звуки, умеет их складывать, разбирать словами, кто умеет читать и писать. Так и нас нельзя назвать певцами. Мы не знаем азбуки пения. Люди пишут и поют при помощи букв, а поют при помощи нот. Эти значки – ноты показывают, как долго тянуть голосом, высоким голосом или низким. Эти ноты надо одолеть. Иначе мы никогда не будем хорошо петь. Согласны учить? Все отвечают: «согласны».
- Вы заметили, когда поете, то один слог долго тянется одним голосом, а иной скоро. Для примера, пропойте: «Спаси, Господи» или иное что. Как же узнаешь, какой слог сколько времени тянуть? Для обозначения длительности звука существуют особые знаки. Объяснить им такты (㇣), полтакта (половинка), четверть (♩), восьмая (♪) и сколько ударов каждый значок нужно тянуть 4, 2, 1, ½. Пропойте: «Господи, помилуй» или «Утверди, Боже», «Верую» – тактами, полутактами, четвертями и восьмыми. Не все «Верую», а для примера. Я вам пропою «Спаси, Господи», а вы скажите, где я тяну звук четверть, полтакта. Пропоем «Честнейшую» четвертями: «Слава» восьмыми. Я вам пропою: «Единородный», а вы скажите, где четверть и полтакта.
- Во время пения вы заметили: не все одинаковый звук ваш голос выводит. Один звук берете тонкий и высокий, а иной низкий и толстый. Для обозначения, где звуки брать голосом высоко, а где низко, существует особая лестница. Эта лестница называется нотным станом. Чем выше стоит нота на лестнице, тем выше брать голосом, ниже стоит, ниже брать голосом. Например, пропоем: «Достойно». Вот первый звук и называется «до»; на слоге «сто» выше – «ре», «но» – «ми», «есть» – «фа». Усвоить твердо эти четыре звука. Звук «до» имеет всегда постоянное место. Это постоянное место звука «до» указывает особенный значок. Этот значок называется ключом (ил. 7).
- «Достойно есть» написать нотами на нотном стане. Можно выше голосом петь «Достойно», тогда значки и ноты пишутся выше на лестнице или нотном стане. Вы начинаете петь «Достойно» с «соль» и получится: «соль, ля, си, до» т. е. полная гамма. Гамму необходимо твердо усвоить. Значит, гамма разделяется на две равные части: «до-фа», «соль-до».
- Но не всегда мы подряд поем звуки: иногда делаем голосом скачки. То низкий звук возьмем, то запоем сразу высокий, а середину пропустим. Вот, например, пропоем: «до, ре, ми», а теперь пропустим «ре», получится – «до-ми». Один звук в середине пропустили. Расстояние от «до» до «ми» или скачок через одну ноту называется терцией. Этот скачок или интервал встречается при пении, например, «Богородице Дево». Пропоем теперь «до-ре-ми-фа» и пропустим «ми». Получается другой интервал терции (скачок через ноту) – «ре-фа». Этот интервал встречается в пении «Видехом Свет истинный». Пропоем опять «до-ре-ми-фа» и пропустим «ре-ми». Получится скачок через две ноты или интервал кварты. Этот интервал вы слышите у баса во время «Отче наш». Именно: на слоге «бе»-«сех», 1-е – фа, а 2-е – до. По этому образцу разучивается и вторая половина гаммы. Весь этот материал распределяется, по усмотрению, уроков на десять одновременно с пением по тетрадкам. Уделять целый урок на одну теорию не следует, но и совершенно не заниматься теорией немыслимо, иначе пение это похоже на писание по песку[19].
Помимо своего рода пособия, каким является «Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии», о. Николаем был издан «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа» (ил. 8), в котором представлен основной нотный репертуар для народных церковных хоров. «Круг» состоит из нотных сборников Литургии, Вечерни, Утрени, Молебна, Панихиды[20], а также гласовых напевов стихир на «Господи воззвах»[21] и ирмосов[22]. Исходя из личного опыта, о. Николай полагал возможным разучить Литургию за 4-5 спевок. Самым же сложным певческим материалом для общенародного пения, по его мнению, было вечернее богослужение (Вечерня и Утреня) из-за большого количества изменяемых песнопений. Нам удалось установить посредством сравнения напевов, что изданные свящ. Николаем песнопения Вечерни и Утрени для двух голосов представляют собой упрощенное изложение «Обихода» Придворной певческой капеллы[23] (за исключением двух неизменяемых песнопений: «Предначинательный псалом» и «Богородице Дево»).
Сам о. Николай дает такую характеристику своему труду: «Издания для народа ценны настолько, насколько они доступны для исполнения народом и применимы к делу. Самое главное преимущество и достоинство простого пения состоит в том, что оно могло сделаться достоянием всех и составит собой общедоступную духовную пищу для удовлетворения и развития религиозных потребностей народа»[24].
Опубликованные иереем Николаем труды получили широкий отклик у современников. Так в «Архангельских епархиальных ведомостях» за 1903 год некто С. Д-в в разделе «Библиографическая заметка» опубликовал отзыв о «Опыте всенародного церковного пения в селах и в армии». Автор публикации высоко оценил теоретический труд, указывая, правда, на незначительные неточности в подаче материала[25].
Известно, что журналы «Русский паломник» и «Музыка и пение» также содержат в себе положительные рецензии на нотные издания о. Николая (они были перепечатаны в «Херсонских епархиальных ведомостях» за 1902 год). В журнале «Музыка и пение» особенно подчеркивается, что переложения хороши как для школ, так и для армии своим простым изложением и являются хорошим «оружием» для борьбы с активно распространяющимся сектантством[26].
В «Тамбовских епархиальных ведомостях» имеются еще два положительных отзыва о нотных изданиях о. Николая[27]. В свою очередь в последней публикации Е. Поселянин несколько критично оценивает предложенные варианты гласовых напевов, которые, по его мнению, не везде применимы, так как сам придворный напев не является общераспространенным и не везде близок к обиходным напевам: «кой где он урезан и изменен, до крайне сухого, безжизненного речитатива (прокимены, Тебе Бога Хвалим, Свете тихий и т. д.)»[28]. С данной характеристикой изменяемых песнопений гласовых напевов невозможно не согласиться: предлагаемые напевы не являются общеупотребительными и местами упрощены до речитатива на одной ноте.
В 1913 году в рамках миссионерских курсов свящ. Александр Рождественский[29] выступил с докладом в Бизюковом монастыре[30]. Он высоко оценил ряд обучающих пособий своих современников («Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии» свящ. Н. Курлова; «Общее церковное пение. Народно-певческие хоры» свящ. В. Лебедева[31]; «Сборник церковных песнопений» прот. В. Успенского[32]), а также рекомендовал для исполнения народом нотные сборники свящ. Николая Курлова и о. Александра Рождественского[33], как наиболее приспособленные и практичные.
На наш взгляд, «Круг церковных песнопений обычных распевов для народа» является ценным трудом. В неизменяемых песнопениях Вечерни и Утрени легко узнаваемы греческий (Предначинательный псалом), киевский (Блажен муж, Свете тихий, Полиелей) и знаменный (тропари воскресные) роспевы. Песнопения изложены параллельными терциями, что делает материал для любителей церковного пения более доступным для разучивания. Кроме того, Предначинательный псалом и Полиелей представлены еще в двух дополнительных вариантах напева. Трудно однозначно сказать, являются ли они сочинениями иерея Николая или он сделал переложения сочинений других авторов. Ясно одно: они гораздо труднее для исполнения, так как имеют более сложную мелодию и содержат в изложении переходы из терцового расположения в секстовое.
Нотные сборники песнопений Вечерни и Утрени содержат в себе тексты прокименов на каждый день недели, величания общие, а также всем двунадесятым праздникам, припевы на девятой песне канона к Великим праздникам, песнопение «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче», – все это говорит об усердном, внимательном подходе к делу, стремлении наиболее полно представить весь певческий репертуар.
Стоит особо отметить, что большую роль в деле народного просвещения на рубеже XIX–XX веков сыграли различные церковные братства и общества. В Санкт-Петербурге одним из самых массовых народных объединений было Александро-Невское общество трезвости (впоследствии Всероссийское Александро-Невское братство трезвости). Общество было основано свящ. Александром Рождественским (ил. 9), уроженцем с. Орехово Владимирской губернии. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, о. Александр в 23 года стал клириком храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. 30 августа 1898 года им было открыто Александро-Невское общество трезвости. 5 июля 1905 года свящ. Александр скончался, и руководство Обществом на себя принял свящ. Петр Миртов. Одной из важнейших целей братства было вовлечение народа в общенародное богослужебное пение. Так, 15 июля 1907 года на Божественной Литургии народом были спеты Символ Веры, Отче наш и Достойно есть. Известно, что 20 апреля 1910 года под руководством свящ. Петра Миртова народом была спета уже вся Литургия. Кроме того, Александро-Невским обществом трезвости регулярно устраивались крестные ходы, например, в Троице-Сергиеву Пустынь, Александро-Невскую Лавру, во время которых также звучало общенародное пение (ил. 10).
Обычно после совершения Литургии к храму Воскресения Христова у Варшавского вокзала стекалось множество народа из разных приходов со всего города. Неизвестный автор, описывая крестный ход в 1907 году в Свято-Троицкую Пустынь, отмечал, что это шествие было народным в полном смысле слова. Его возглавляли лишь один священник и два диакона.
Кроме Александро-Невского общества общенародным пением занимались такие народные объединения, как Иоанно-Богословское общество трезвости в с. Мало-Уторгоще Лужского уезда, Братство Преображения Господня в с. Орлино, Казанское братство трезвости при Староладожском женском подворье (угол Нарвскаго и Петергофского просп.), Общество в память отца Иоанна Кронштадтского, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви и другие.
Как мы видим, на рубеже XIX–XX веков в Санкт-Петербургской епархии народ стремился активно участвовать в богослужении, и общенародное церковное пение было не только широко распространено, но имело многих сторонников и последователей, занимавшихся его насаждением и созданием основательной методики обучения народа. Однако до сих пор остается невыясненным, почему после Указа Святейшего Синода об участии народа в богослужении общенародное пение так поздно принимает широкий оборот, а первые известные на сегодняшний день нотные сборники и методические пособия появляются спустя почти столетие.
Несомненно, изучение истории общенародного пения и особенно накопленного здесь богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда мы вновь наблюдаем возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощнейшим средством не только церковного объединения людей, но и просвещения и воспитания их в христианской вере.
Список литературы
[Без авт.] Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа, в переложении на
два и на три голоса священника Николая Курлова // Херсонские епархиальные ведомости. 1902. № 2 (разд. «Библиографические известия»). С. 49–53.
Быстряков П., свящ. О. Константин Лорченко (Некролог) // Известия по Санкт-Петербургской Епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 1. С. 17–21.
Дубенский М. С., свящ. // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы
гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: база данных ПСТГУ [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF
2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee8YUX8XZc8Wf674Zf8Khfe8ctk* (дата обращения: 28.09.2021).
Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26–28 ноября 2019.). Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. С. 76–89.
Критико-библиографические заметки по литературе школьного пения // Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 3. С. 65–71.
Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. СПб: Типолит. Фроловой, 1902. 96 с.
Курлов Н. И., свящ. Ирмосы воскресные осми гласов: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 32 с.
Курлов Н. И., свящ. Литургия св. Иоанна. СПб.: Нотопечатня П. К. Селиверстова, 1901. 31 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Молебны: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 19 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Всенощное бдение: Ч. 1: Вечерня: на два голоса a capella. СПб.: Лит. Н. Г. Уль, 1901, 24 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Утреня: на два и три голоса a capella. СПб.: Лит. П.К. Селиверстова, 1901. 40 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Панихида. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901. 12 с. (Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа в переложении на два и на три голоса священника Николая Курлова).
Курлов Н. И., свящ. Господи воззвах 8-ми гласов: Киев. роспева: Перелож. на два и на три голоса. СПб.: Типо-Литография и Нотопечатня Н. Г. Уль, 1902. 21 с.
Лорченко К., свящ. Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 4. С. 14–19.
Лебедев В. В., свящ. Общее церковное пение. Народно-певческие хоры. Тамбов: Тип. губернского земства, 1913. 66 с.
Обиход нотного церковного пения при Высочайшем Дворе употребляемый: Ч. 1, 2 / пересмотр., испр. и доп. под рук. Н. Бахметева. СПб.: Лит. Г. Шмидт, 1869. 213 с.
Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 21. С. 968–973.
Поселянин Е. Общее церковное пение; народно-певческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 22. С. 1016–1029.
Рождественский А. Пение и миссия (Из доклада, читанного на миссионерских курсах в Бизюковом монастыре в м. июне сего года) // Херсонские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 572–577.
Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1879. 504 с.
Русол Е.В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 года о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002. 332 с.
Распоряжения епархиального начальства // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1909. № 23. С. 1–5.
С. Д-в. Библиографическая заметка // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 4. С. 128–130.
Типикон, сиесть Устав. 3-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. 1200 с. Успенский В., прот. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М.: Синод. тип., 1911. 248 с.
Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 289–290.
Хоровое и регентское дело (раздел «Из жизни»). 1910. № 3. С. 67–70.
[1] Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение как массовое явление в Москве и Санкт-Петербурге в начале XX века // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (26–28 ноября 2019 г.). Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2020. С. 76–89.
[2] IV Всероссийский съезд регентов: Протоколы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII. Кн. 2: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века [в печати]. Благодарю составителей С. Г. Звереву и А. В. Лебедеву-Емелину за возможность ознакомиться с материалами подготовленного к изданию тома.
[3] Русол Е. В. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. о церковном пении. М.: ПСТГУ, 2002. С. 27.
[4] Д. И. Зарин — автор методических пособий по школьному церковному и светскому пению, организатор регентских съездов.
[5] Диакон В. П. Богословский — клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, был приглашен на Русский Поместный Собор 1917–1918 гг. в качестве консультанта.
[6] Хоровое и регентское дело (раздел «Хроника»). 1909. № 11. С. 289-290.
[7] Там же. С. 290.
[8] Хоровое и регентское дело (раздел «Из жизни»). 1910. № 3. С. 67-70.
[9] Там же. С. 69.
[10] Дубенский М. С., свящ. // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.: база данных ПСТГУ. URL: http:// kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu2su4ZfS4ee8YUX8XZc8Wf674Zf8Khfe8ct* (дата обращения: 28.09.2021).
[11] Распоряжения епархиального начальства // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1909. № 23. С. 5.
[12] Быстряков П., свящ. О. Константин Лорченко (Некролог) // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 1. С. 17–21.
[13] Быстряков П., свящ. Указ. соч. С. 18.
[14] Лорченко К., свящ. Выразительность и осмысленность в исполнении церковных песнопений // Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1904. № 4. С. 14–19.
[15] Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. СПб.: Типо-лит. Фроловой, 1902. С. 65.
[16] Типикон, сиесть Устав. 3-е изд. М.: Изд. Московской Патриархии РПЦ, 2015. С. 874.
[17] Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего синода. 1721–1878 гг. М.: Тип. М. Н. Лаврова и Ко, 1879. С. 412.
[18] Там же. С. 417.
[19] Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. С. 66–69.
[20] Круг церковных песнопений обычных распевов для народа. Литургия, Молебны, Вечерня, Утреня / В перелож. на два и три голоса свящ. Н. Курлова. СПб.: Тип. Н. Уль, 1901.
[21] Курлов Н. И., свящ. Господи воззвах 8-ми гласов: Киев. роспева: Перелож. на два и на три голоса. СПб.: Типо-лит. и нотопечатня Н. Г. Уль, 1902.
[22] Курлов Н. И., свящ. Ирмосы воскресные осми гласов: на два и на три голоса a capella. СПб.: Лит. П. К. Селиверстова, 1901.
[23] Обиход нотного церковного пения при Высочайшем Дворе употребляемый: Ч. 1, 2 / пересмотр., испр. и доп. под рук. Н. Бахметева. СПб.: Лит. Г. Шмидт, 1869.
[24] Курлов Н. И., свящ. Опыт всенародного церковного пения в селах и в армии. С. 74.
[25] С. Д-в. Библиографическая заметка // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 4. С. 128–130.
[26] Круг церковных песнопений обычных роспевов для народа, в переложении на два и на
три голоса священника Николая Курлова // Херсонские епархиальные ведомости. 1902. № 2 (разд. «Библиографические известия»). С. 52–53.
[27] Критико-библиографические заметки по литературе школьного пения // Тамбовские епархиальные ведомости. 1904. № 3. С. 71; Поселянин Е. Общее церковное пение; народнопевческие хоры. Значение и место Церковного пения при богослужении православной Церкви // Тамбовские епархиальные ведомости. 1906. № 21. С. 972.
[28] Поселянин Е. Общее церковное пение… С. 1017.
[29] На сегодняшний день личность священника Александра Рождественского не установлена, из его нот обнаружен только сборник «Ирмосы воскресные 8-ми гласов».
[30] Скорее всего, имеется в виду Свято-Григорьевский Бизюков монастырь, расположенный в Херсонской области.
[31] Лебедев В. В., свящ. Общее церковное пение. Народно-певческие хоры. Тамбов: Тип. губернского земства, 1913.
[32] Успенский В., прот. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М.: Синод. тип., 1911.
[33] Рождественский А. Пение и миссия (Из доклада, читанного на миссионерских курсах в Бизюковом монастыре в м. июне сего года) // Херсонские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 577.
Источник: Емельянова О. А. Общенародное богослужебное пение в Санкт-Петербургской епархии на рубеже XIX-XX веков // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 46. С. 74-89. DOI: 10.15382/sturV202246.74-89