О гармонии человечества и Вселенной в христианском мире свидетельствуют многие песнопения и молитвы. Христианский мир пристально смотрит в небо, прославляя Творца, Триединое Божество и ангельский мир. В православном богослужении существуют ангелогласные, богодухновенные песнопения. Служба «Собор святого Архангела Михаила и прочих бесплотных сил» посвящена небесному воинству[1]. В литургических песнопениях, таких как «Иже херувимы», «Ныне силы небесныя», воспевается единение мира небесного и земного.
Настоящая статья посвящена прославлению света в христианских песнопениях. Эти песнопения, обращенные к Богу, являющему «свет невечерний», занимают важное место в христианском богослужении. В них прославляется Создатель света – «Светодавец», о котором в молитве Господней сказано: «Да святится Имя Твое».
О Божественном свете поется как в песнопениях разных годовых праздников, так и в ежедневных службах. Некоторые песнопения, прославляющие свет, были созданы в древние времена, на заре христианства, и вошли в суточный круг песнопений, например «Свете Тихий», Великое славословие. Другие относятся к двунадесятым праздникам – Преображению, Рождеству Христову, Богоявлению, Троице, а также к Пасхе.
Первая похвала свету содержится в первых строках Библии, в библейском повествовании о сотворении мира в книге Бытия (Быт. 1, 1-5), где повествуется о первом дне творения. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Прославление света содержится и в других библейских книгах: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце», – говорится в книге Екклесиаста, или проповедника (Еккл. 11, 7).
Свет – это яркий символ христианства. Христос говорит: «Я – Свет миру» (Ин. 12, 46). Христос как свет воспевается в песнопениях многих христианских праздников, в песнопениях суточного круга, особенно в тех, которые поют на рассвете, при появлении света, или на закате. На утрени, на рассвете поют светилен, а после него – «Великое славословие», которое начинается прославлением света. Возглас священнослужителя, предваряющий Великое славословие, прославляет Всевышнего – создателя света: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великое славословие наполнено глубоким смыслом, в последних его строках звучит строка из псалма царя Давида, обращенная к Творцу: «Ибо у Тебя источник живота: во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). В этом стихе содержится пророчество царя Давида о Христе-мессии – Cвете истины, который грядет в мир как Божественный свет.
Во время великопостной литургии преждеосвященных даров, после ветхозаветных чтений, когда открываются царские врата, священнослужитель со свечой и кадилом в руке возглашает: «Свет Христов просвещает всех». Cвященник благословляет предстоящих свечой и кадилом, знаменующих полноту даров, в ответ предстоящие кланяются до земли.
Раннехристианские песнопения, прославляющие свет, поют в особом музыкальном стиле, весьма простой мелодией, но, несмотря на ее простоту, она звучит ярко и возвышенно. Напев Великого славословия развивается свободно и просто, как силлабический распев, где на один слог приходится преимущественно один звук. Этот распев состоит из нескольких простых попевок, которые, варьируясь, чередуютcя. Мелодия, следуя за текстом, запечатляет каждый слог. Опорные тоны в попевках переносятся с одной ступени на другую, соседнюю. Песнопение имеет узкий диапазон объемом всего в кварту, движение в нем плавно развивается в пределах кварты до – фа. Эти признаки свидетельствуют о древности мелодии этого песнопения.
Великое славословие входило в состав богослужения всех христианских церквей: византийской, древнерусской, латинской. В католическом богослужении оно составляет наиболее торжественную часть латинской мессы – Gloria.
Cвет прославляется во многих христианских праздничных песнопениях. В песнях Пасхального канона воспеваются свет и радость: «Ныне вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь восстание Христово, в нем же утверждаемся». Светом наполнены небо, земля и даже преисподняя. Все радуется Воскресению Христа.
В православной иконографии Рождества Христова свет и звук объединяются – свет звезды, осветившей Богомладенца Христа, сопровождается пением ангелов: «Слава в вышних Богу и на земли мир». В рождественском тропаре Христос назван «светом разума» воссиявшим миру: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума».
В кондаке Богоявлению прославляется «свет неприступный», ознаменовавший светлый праздник Крещения Господня: «Явился еси днесь вселенней и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя, пришел еси и явился еси свет неприступный».
Особенно ярко тема света выражена в песнопениях праздника Преображения Господня. В Евангелии от Матфея (Мф. 17, 1-13) повествуется о Преображении Господнем: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, и одежды же Его сделались белыми, как свет». Здесь свет выражен белым цветом. Во многих песнопениях праздника Преображения Христос прославляется преобразившимся на Фаворе, осиянным «невещественным», «присносущным» светом. Тропарь на Преображение, который поют 7-м гласом, повествует о свете, преобразившем Христа. Бог назван «светодавцем», подателем света, и звучит просьба – пусть воссияет и нам грешным присносущный свет Господень: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
В славнике на Преображение 5-го гласа звучит призыв возвыситься духом и, взойдя на гору, принять свет Христов, воспеть святую Троицу: «Придите, взойдем на гору Господню и в дом Бога нашего и увидим славу Преображения Его, славу как Единородного от Отца; светом примем Свет и, возвышенные духом, Троицу Единосущную будем воспевать вовеки».
На утрени поется светилен – одно из песнопений, завершающих канон. Светилен обычно пелся на рассвете. Cветилен Преображению прославляет Божественную Троицу и свет, исходящий от Отца, Сына и Святого Духа, свет от трех ипостасей Божественной Троицы, «наставляющего всю тварь», просвещающий все творение: «Свете неизменный Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, светом наставляющего всю тварь».
На иконе «Преображение Господня» Феофана Грека из собрания Государственной Третьяковской галереи изображен Христос, преображенный сиянием света, с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. Внизу – ученики, увидевшие преобразившегося Христа, осиянного светом; не выдержав такого света, они пали ниц. Апостол Петр, изображенный слева, первым поднимается и тянется к свету Христа. Фон иконы – золотой. Такой фон на иконах появляется в византийском искусстве как символ Божественного света, он не изображает свет, а сам является светом. Таким образом, золото – это наиболее адекватное изображение света в живописи.
Литургические песнопения и святоотеческая литература изобилуют текстами, относящимися к Божественному свету. О Божественном свете в беседе на Преображение пишет отец Церкви XIV в. свт. Григорий Палама: «Бог именуется Светом не по Своей сущности, но по Своей энергии… Свет Преображения Господня не начался и не закончился; он остался невключенным во время и пространство и неподдающимся внешним чувствам, хотя и был созерцаем телесными очами... По особому претворению своих чувств, ученики Господни перешли от плоти к Духу»[2]. «Богословие Света неотъемлемо присуще православной духовности: одно без другого немыслимо», – пишет о. Иоанн Мейендорф[3]. Григорий Палама осмысливает свет как проявление нетварной божественной энергии, которая проявляется в момент духовного, молитвенного и мистического озарения подвижника. Способность к созерцанию Божественного фаворского света обретается через очищение и особую благодать, через ум и сердце человека. Увидеть свет означает соединиться с Богом. Сияние света – это предвестник вечной жизни. Свет бесконечно осеняет души праведников.
В молитве 1-го часа содержится прошение о просвещении всех людей Божественным светом: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный…» («Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир. Запечатлей на нас свет лица Твоего, да узрим в нем свет неприступный…»).
Одним из древнейших песнопений, обращенных к свету, является песнь «Свете Тихий». Это песнопение поется на вечерне, Христос Спаситель в нем назван «Светом тихим»: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, тем же мир Тя славит». («Свет тихий святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного – Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно Тебя во все времена воспевать голосами преподобных, Сын Божий, дающий жизнь, потому мир Тебя славит».)
«Свете Тихий» – вечерняя благодарственная песнь, благодарение Богу за прожитый день. Свет Тихий – это Христос, пришедший в мир, «на запад солнца», на исходе времен. Древнейший гимн вечерни «Свете тихий» – песнь, прославляющая Христа, явившегося человечеству как Божественный Тихий Свет Славы. Текст песни, как показывают исследователи, содержит христологию, которая прослеживается до II–III веков, эпохи Вселенских соборов. М.Н. Скабалланович в исследовании «Толковый Типикон», в главе, посвященной песнопению «Свете тихий», указывает на уставные особенности пения этого древнего песнопения. Гимн «Свете тихий» поется на вечерне византийского обряда во время совершения входа с кадилом. Этот вечерний вход восходит к раннехристианскому обычаю: письменные памятники III века дают описание общих вечерних трапез, которые в том случае, когда за трапезой помимо простых верующих присутствовал епископ, сопровождались чином благословения вечернего света – внесением в собрание светильника. Песнь «Свете тихий» кратко и безупречно излагает основные моменты христианского богословия. Песнь воспевает Святую Троицу, называя Христа Светом Тихим. Пение приносится не только от имени присутствующих, но и всей Церкви («гласы преподобные» – то есть голоса святых, не только живых, но и усопших) «во вся времена». В византийской церкви под пение «Свете тихий» совершалась процессия клириков: вход в алтарь, что в совокупности с вынесенными светильниками символически указывало на то, что в собрании верных незримо вошел сам Христос, Свет Тихий, который остался среди людей; Он и есть истинный, славимый Свет – религиозный христианский символ Христа, который ярко проявляется в церковном искусстве и в песнопениях. «Особенно торжественно, – как отмечает М.Н. Скабалланович, – вечерний вход выглядит в греческих церквах, где сохранился обычай общенародного пения. “Свете тихий” совершается при входе клириков: из алтаря они идут до западных врат храма и оттуда, через всю церковь, следуют к алтарю под пение народом»[4].
«Свете тихий» – это древняя песнь, которая распета многими распевами. Обратимся к древнейшему, киевскому распеву. Его мелодия силлабического типа имеет узкий диапазон. В ней отсутствуют резкие скачки и акценты. Волнообразная мелодия вращается в пределах терции или кварты (до – ми, ре – фа, до – фа). Звуки передвигаются постепенно. Плавный напев песнопения льется сплошным потоком, без пауз и остановок, подчеркивая лишь смысловые акценты. Мелодия песнопения тесно связана с интонированием слов, ритмика ровная, плавная: пунктир встречается лишь в конце песнопения, на словах «мир Тя славит» (см. илл. 1).
Илл. 1. Праздники певческие, крюковые. Певческая рукопись начала ХVШ в., киевская нотация, песнь «Свете тихий»
Схема песнопения «Свете тихий» киевского распева по строкам
- Свете Тихий святыя Славы / еdced
- Безсмертнаго Отца Небеснаго / dedcded
- Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе / defeedcded
- пришедшу на запад солнца / defed
- видевше свет вечерний/ defeded
- поемъ Отца, Сына и Святаго Духа Бога / cdefeded, defedcdc
- достоинъ еси во вся времена / dededefedc
- пет быти гласы преподобными / edefe
- Сыне Божий, живот даяй / cdedc
- тем же мир Тя славит / edcdefedcd
В схеме этого песнопения покачивающееся мелодическое движение связано с перемещением тонов внутри строк, среди них есть опорные тоны каждой строки, которые часто являются и конечными звуками строк. Этот древний тип мелодики, он основывается на перемещении опорных звуков со ступени на соседнюю ступень.
Движение звуков внутри строк плавное, оно основано на ходах по секундам вверх или вниз. Движение мелодии ориентировано на текст. Ритмика размеренная и вместе с тем свободная, в этом заключается главная особенность песнопения: мелодия опирается на ритм слов. В тексте нет тактовых черт. Звуки песнопения разделяются на опорные – конечные, завершающие мелодическое развитие строк (чаще всего это звук ре – d), и проходящие. При этом звуки эти неизменно меняют свою функцию: из опорного они превращаются в проходящий. Каждое, даже небольшое движение мелодии привносит новую краску и становится весьма значительным, например появление звука фа в 3-й строке на словах «святаго блаженнаго» или в 6-й строке на словах «поем Отца, Сына…», которая является центральной в этом песнопении, в ней мелодия охватывает кварту до – фа. Во фразе «Достоин еси во вся времена пет быти…» (строки 7–8) мелодическая волна поднимается к фа и спускается к до, после чего звучит заключительная фраза песнопения: «Тем же мир Ты славит», которая тоже построена в виде мелодической волны, которая восходит на кварту и завершается на конечном тоне – звуке ре.
«Свете тихий» – это песнопение, которое имеет множество мелодических вариантов в рукописях и в печатных изданиях. Так, в Обиходе 1893 г. синодального издания содержится 5 вариантов «Свете тихий»: знаменного распева, «ин роспев» (то есть иной распев), киевского распева, сокращенного распева и еще один «ин роспев»[5].
Песнь «Свете тихий» уже в ХVI веке, при Иване IV Грозном распевали троестрочно, в три строки – путь, низ и верх.
Эта песнь распета в различных композиторских интерпретациях, в том числе у композиторов-классиков – Чайковского, Римского-Корсакова. Особенно глубокой проникновенности достиг С.В. Рахманинов. В качестве мелодической основы он взял ту же простую, плавную мелодию киевского распева. Волнообразная мелодия раскачивается, словно колыбельная, но центральная фраза в песнопении у Рахманинова – «Поем Отца, Сына и Святого Духа Бога» – выделена солирующим тенором. С.В. Рахманинов стремился подчеркнуть смысл песнопения с помощью различных музыкальных приемов и особенно ярких и свежих гармоний.
Песнопение «Свете тихий» вдохновляло к творчеству не только композиторов, но и поэтов. И.А. Бунин в 1888 г. написал стихотворение, в котором описал свое впечатление от этой песни:
Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющий огнями, Перед молящейся толпой; Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой; Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе; И в час, когда хор тихо пел О «Свете Тихом», – в умиленье Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел... |
Такие же теплые слова о песнопениях вечерни есть и в поэзии Хомякова. Вообще, в русской поэзии тема созерцания света вечерней зари, умиротворения всей природы приводила многих замечательных поэтов к мысли о сравнении этого света с благой вестью о Свете Невечернем. Это отражено у православного мыслителя и поэта XIX в. А.С. Хомякова в его стихотворении «Вечерняя песнь». Стихотворение было написано в 1853 г.
Солнце скрылось; дымятся долины;
Медленно сходят к ночлегу стада;
Чуть шевелятся лесные вершины,
Чуть шевелится вода.
Ветер приносит прохладу ночную;
Тихою славой горят небеса…
Братья, оставим работу денную,
В песни сольем голоса…
Ночь на востоке с вечерней звездою;
Тихо сияет струей золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке…Ты, свет невечерний,
Нас осияй!
В мгле полуночной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе —
Всюду сияние солнца святого,
Божия мудрость и сила и слово,
Слава тебе!
Свет – это великий религиозный символ, который питает мысли и чувства людей. Свет ярко проявляется в церковном искусстве, в песнопениях и иконах. Христос пришел в мир, «на Запад солнца», на исходе времен, и мы, увидев этот свет вечерний, поем ему песнь. Христос – «Свет тихий» остается среди людей, Он и есть истинный, славимый Свет.
Литература:
- Библия, или книга священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Издание Московской патриархии., 1965 г.
- Владышевская Т.Ф. Древнейшие христианские песнопения, прославляющие свет // Теория и история искусства. 2021. №3-4.
- Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М.: Крутиц. Патриаршее Подворье, 2002. 150 с.
- Преображение господа: (Критико-экзегет. очерк) / Н. Глубоковский. Москва: Унив. тип., 1888. 91 с.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012. 856 с.
- Лукашевич А. А. Господские праздники // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 7. Мейендорф Иоанн протоиерей «Введение в изучение Григория Паламы» (Jean Meyendorff. Introduction à l`étude de Grégoire Palamas). Париж, 1959.
- Обиход нотного пения употребительных напевов. Часть первая. Всенощное бдение. М.: Синодальная типография, 1893.
- Обиход нотолинейный. Певческая рукопись начала XVIII в.
- Иоанн Мейендорф, протоиерей. Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и современном богословии // Вестник русского христианского движения. 1978. № 127.
- Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: Паломник, 1995.
- Древнерусское певческое искусство / 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1971. 623 с.
- Минея, ноябрь. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141045.html (дата обращения 08.04.2023).
[1] Минея, ноябрь, 8 день. Собор Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141045.html (дата обращения 08.04.2023).
[2] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. СТСЛ, 2012. С. 367.
[3] Иоанн Мейендорф, протоиерей. Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и современном богословии / Вестник русского христианского движения. 1978. № 127. С. 59.
[4] Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 1995. С. 51.
[5] Обиход нотного пения употребительных напевов. Часть первая. Всенощное бдение. М., 1893. Л. 25–26.
Источник: Богослов.Ru