Редакцией портала «Богослов.RU» подготовлен аналитический обзор статей по сравнительному богословию и богословию инославных христианских конфессий, вышедших в научно-богословских журналах на русском языке во второй половине 2023 года. Материалом для анализа стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий.
В рамках обзора было выявлено и проанализировано 17 научных статей, которые можно распределить по следующим категориям: исследования по католическому богословию (9 статей), исследования по протестантскому богословию (5 статей), исследования по богословию дохалкидонских церквей (3 статьи). Некоторые статьи, которые сложно отнести к какой-то из перечисленных групп, были объединены в категорию «Прочее» (3 статьи).
***
Исследования по католическому богословию
Антонян А. Р. Трансформация августиновского учения о спасении в богословском творчестве Бернарда Клервоского // Богословский вестник. 2023. № 2 (49). С. 83–94.
Статья А. Р. Антоняна посвящена рассмотрению антропологических и сотериологических взглядов католического мистика Бернарда Клервоского. Автор показывает рецепцию и осмысление Бернардом богословских положений Аврелия Августина о безнадежно поврежденной человеческой природе, исследует вопрос о свободе воли в контексте учения о первородном грехе, выявляет точки соприкосновения и расхождения между богословскими воззрениями Августина и Бернарда, выделяет основные аспекты синергетической концепции спасения Бернарда, которая выходит за рамки августинизма. Автор пытается выявить специфические черты сотериологии Бернарда, которые, основываясь на теологии Августина, тем не менее вступают в доктринальный конфликт с некоторыми августинианскими положениями.
Булыко И. П. Второй Ватиканский собор в трудах Дитриха фон Гильдебранда // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 3. С. 454–470.
В статье анализируется восприятие последствий II Ватиканского собора немецким философом-феноменологом Дитрихом фон Гильдебрандом. Как отмечает автор, Гильдебранд придерживался умеренно консервативной позиции и был достаточно критически настроен по отношению к реформам в Католической церкви. Результатом собора Гильдебранд видел скорее деградацию церковной жизни, чем ее обновление. Причиной процесса деградации он считал то, что епископы, которые должны быть стражами веры и канонов, не используют в полной мере дарованную им власть, а корнем этого процесса – то, что реформаторы пытаются приспособить церковь к современному миру, соглашаясь ради этого на отказ от многовековой традиции. Автор статьи приходит к выводу, что не со всеми положениями критики Гильдебрандом решений II Ватиканского собора можно согласиться.
Захаров П. П., свящ. Джордж Тиррелл как представитель движения модернизма в Католической церкви // Церковный историк. 2023. № 2 (12). С. 15–24.
В статье описывается эволюция взглядов Джорджа Тиррелла, английского католического священника, члена ордена иезуитов, религиозного писателя и деятеля модернистского движения рубежа XIX–XX вв. в Католической церкви. Как отмечает автор, основной целью Тиррелла было примирение Католической церкви с современным ему миром; в своих экклезиологических взглядах он оспаривал авторитет папства в учительстве, что привело к его немилости у церковной власти, а в конце жизни пришел к мысли об отсутствии у современной цивилизации необходимости в церковной организации. Автор статьи анализирует вклад Тиррелла в развитие движения католического модернизма, конечным итогом которого стал II Ватиканский собор. По словам автора, несмотря на официальное осуждение Тиррелла Католической церковью, многие его взгляды были восприняты в либеральных богословских тенденциях ХХ–ХХI вв. и продолжают развиваться до сих пор.
Сергий (Барабанов), иером. Реорганизация высшего католического образования в конце XIX – начале XX в. как следствие идей социального католицизма // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 149–171.
Автор статьи анализирует различные вызовы и проблемы, с которыми столкнулась Католическая церковь в период понтификата Льва XIII, влияние этих проблем на богословские и философские позиции католицизма, рассматривает борьбу против антиклерикализма и распространения протестантских организаций в Италии, развитие католического высшего образования, основанного на принципах неотомизма и социального католицизма.
Солонченко А. А. Эсхатология надежды Г. У. фон Бальтазара: между инфернализмом и универсализмом // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 97–110.
В статье рассматривается ответ Бальтазара на критику со стороны приверженцев универсалистских и инферналистских взглядов. А. А. Солонченко описывает интерпретацию Бальтазаром эсхатологических мест Нового Завета, отличия эсхатологии надежды Бальтазара от учения об апокатастасисе, представления о Боге в инфернализме, о соотношении надежды на спасение всех и проблемы свободы, взгляды Бальтазара на тему Страшного Суда, ада и окончательной судьбы диавола. В заключение автор приводит оценки эсхатологической концепции Бальтазара, данные различными исследователями, и приходит к выводу, что его учение вызывает ряд вопросов.
Фарруджа Эдвард, свящ. «Соборность»: православный термин в сердце римско-католической экклезиологии // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 140–180.
В статье рассматриваются этапы рецепции католическим богословием понятия «соборность», которое было включено в догматическую конституцию Lumen Gentium. Автор описывает историю появления этого термина в сочинениях А. С. Хомякова и анализирует труды кардинала Ива Конгара, свящ. Бернхарда Шульце, аббата Альбера Грасье, свящ. Пола Патрика О'Лири, свящ. Иоакинфа Дестивеля, в которых это понятие было осмыслено и благодаря которым оно было усвоено Католической церковью в адаптированной форме. Анализируется соотношение понятий соборности, кафоличности, синодальности, консилиарности и коллегиальности в современной католической экклезиологии.
Черный А. И. Церковь как институт: полемика в католических журналах “Concilium” и “Communio” // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 109. С. 46–66.
В статье анализируется полемика относительно институционального и властного аспектов жизни Католической церкви, развернувшаяся на страницах международных католических журналов “Concilium” и “Communio”, созданных в первые годы после II Ватиканского собора и отражающих, соответственно, реформаторскую и консервативную позиции. Эти журналы, вокруг которых собрались видные католические богословы той эпохи, демонстрируют различные взгляды на постсоборное развитие католицизма, на конфликт модернизма и традиционализма, на специфику формирования корпорации католических ученых в современный период, на новый этап становления католических СМИ. Как отмечает автор, различная политика редакций этих журналов отражает, с одной стороны, усиление поляризации и плюрализма в католическом богословии после II Ватиканского собора, с другой – тесное взаимодействие религиозной и социально-политической сфер жизни современных католиков, что особенно подчеркивает важность анализа религиозной коммуникации. При этом богословские противоречия в этой полемике решаются не столько через выявление ортодоксии и ее отделение от лжеучений, сколько в связи с социально-политическими предпочтениями той и другой стороны, в пользу которых интерпретируются конкретные христианские идеи. В условиях глобализации, развития информационного общества и нового статуса экспертов-теологов появились ранее невиданные коммуникативные возможности для распространения богословских идей, а контроль за ними со стороны курии оказался существенно ограничен.
Штурбабин С. А., прот., Петрова К. Ю. Догмат о папской непогрешимости в Римско-католической церкви: вероучительные и социальные аспекты // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2023. № 3 (22). С. 43–60.
В статье анализируются богословские и исторические особенности принятия догмата о папской непогрешимости (безошибочности). По словам автора, в связи с тем, что именно это положение католического учения воспринимается многими православными богословами как одно из ключевых и непреодолимых различий между православием и католичеством, актуальным оказывается вопрос о том, насколько этот догмат присущ богословской логике католицизма. Как отмечает автор, определяющее влияние при принятии этого решения имела именно социально-политическая составляющая. Автор приходит к выводу, что хотя идея примата римской кафедры имманентно присутствовала в истории Католической церкви, нельзя однозначно сказать, что именно представление о непогрешимости Папы Римского составляет сущность римского католицизма. По мнению автора, Католической церкви не чужда и идея соборности, а приоритет той или иной точки зрения определяется историческими обстоятельствами.
Штурбабин С. А., прот., Петрова К. Ю. Католическое богословие о месте человека в социуме: православная оценка // Сретенское слово. 2023. № 2 (6). С. 101–117.
Авторы статьи исследуют становление социального богословия в Католической церкви, опираясь на документы, излагающие позицию Ватикана по социальной проблематике, – энциклики, апостольские послания, Компендиум социального учения. С помощью поэтапного анализа разработки католической социальной доктрины показывается влияние на нее политической и общественной обстановки и стратегии интеграции Католической церкви в общественную жизнь. Авторы делают попытку дать православную оценку отдельным аспектам католической социально-богословской мысли, выявить их сходства с православными и объяснить различия.
Исследования по протестантскому богословию
Кокош А., иер. Аргумент верности Священному Преданию в контексте полемики о женском священстве в англиканстве // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 13. С. 54–64.
Одним из основных аргументов в полемике, возникшей в ХХ веке по поводу возможности женского священства, стал аргумент верности Священному Преданию (т. н. исторический аргумент) – о том, что ни Священное Писание, ни Священное Предание не знают примера женщин-священников. В статье иер. Артемия Кокоша рассматривается разработка этого аргумента в православии и дальнейшая его оценка англиканами, а также дается ответ на наиболее распространенные возражения против этого аргумента. В качестве дополнительных источников православной аргументации автор статьи указывает работы протопресвитера Фомы Хопко, священника Л. Фарли, священника А. Постернака и В. В. Буреги.
Кокош А., свящ. Историко-философские предпосылки проблемы женского священства в Англиканской церкви // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 104–119.
Автор статьи предпринимает попытку анализа влияния богословских, политических, экономических и философских факторов на возникновение в Англиканской церкви рукоположения женщин. В статье рассматриваются три периода развития идей церковного феминизма в Англиканской церкви: «первая волна» (до сер. ХХ в.), «вторая волна» 1960-1980-х гг. и «третья волна» (с начала 1990-х до настоящего времени). Автор приходит к выводу, что важными причинами развития церковного феминизма стали экономическая трансформация западного общества, политическая борьба за равноправие женщин, появление новых философских идей и знаковых трудов феминистского движения. Следствием церковного феминизма стали последовательные решения Англиканской церкви о рукоположении женщин в сан диакона, священника и епископа. В результате этих событий Англиканская церковь за половину столетия стремительно отдалилась от апостольского вероучения и изменилась почти до неузнаваемости.
Курбатов А. Г. Начальный этап «озиандеровского спора» // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 92–103.
Статья посвящена начальному этапу полемики вокруг взглядов Андреаса Озиандера, теолога и деятеля Реформации, имевшей место в период его жизни в Пруссии. Взгляды Озиандера, соглашавшегося с центральным принципом Реформации sola fide, содержали антропологию, отличавшуюся от антропологии классического лютеранства. Автор приходит к выводу, что статус Озиандера как проповедника в городской церкви Кенигсберга и профессора Кенигсбергского университета, с одной стороны, позволил Озиандеру развить собственные вероучительные идеи, а с другой, сделал эти идеи предметом обсуждения и, впоследствии, объектом осуждения.
Пименов С. С. Сакраментология Лютера // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 65–91.
Автор статьи предпринимает попытку систематического описания и выявления богословских оснований и внутренней логики решений, принимавшихся Лютером в области сакраментологии. В воззрениях Лютера, по мнению автора статьи, сакраментология является специфическим развертыванием его реформационного учения о праведности Божией, в которой единственным Субъектом спасения является Бог, действующий Словом, одной из форм которого являются таинства. В учении Лютера католический принцип еx opere operato превращается в принцип ex verbo dicto, в результате чего таинство из «исцеляющего природу» превращается в «рождающее веру». Несмотря на всю радикальность позиции Лютера, она несет в себе многие черты католического учения о таинствах и, по словам автора, должна быть понимаема как пограничный вариант католической сакраментологии, что проявляется в полемике Лютера с анабаптистами и Цвингли.
Пылаев М. А. Персонализм в теологической антропологии Э. Бруннера и в софиологии прот. Сергия Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 107. С. 86–96.
Статья посвящена сравнительному анализу персоналистского истолкования христианской керигмы в диалектической теологии протестантизма у Э. Бруннера и в софиологическом богословии позднего прот. Сергия Булгакова. Автор отмечает, что персоналистская интерпретация Евангелия становится невозможной без радикальной трансформации античной (платонической и аристотелевской) метафизики.
Исследования по богословию дохалкидонских церквей
Борисов П. Г. Маланкарская церковь Индии: вопросы юрисдикции, богословие и богослужение // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 172–186.
В статье исследуются особенности богословской мысли, богослужения, юрисдикционной подчиненности и внутренней иерархии Маланкарской церкви Индии, принадлежащей к дохалкидонским монофизитским церквам. Как отмечает автор, после Халкидонского Собора богословская мысль Маланкарской церкви развивалась независимо от других церквей, и вплоть до появления в Индостане европейских миссионеров в конце позднего Средневековья вероучение Маланкарской церкви не испытывало влияния извне из-за географической удаленности региона от основных христианских центров. Особенностью вероучения Маланкарской церкви, по словам автора, является то, что двойственность природы Христа отвергается путем утверждения Его единой богочеловеческой природы, в отличие от классического монофизитства, признающего наличие у Спасителя только одной, божественной, природы. Автор приходит к выводу, что в вопросах взаимодействия с Маланкарской церковью необходимо учитывать ее самоопределение как исключительно индийской церкви, которая является составной частью культурно-религиозного пространства Индии, и для которой важно сохранение духовной и административной самостоятельности.
Исаев Д. В. К вопросу о понимании термина «ипостась» в сирийской традиции в соотношении с его православной интерпретацией // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 3 (28). С. 12–27.
В статье анализируется понимание термина «ипостась» в сирийской традиции, рассматриваются «монофизитский» и «несторианский» подходы к его пониманию, примеры интерпретации этого термина в трудах богословов. Рассмотрены позиции прп. Анастасия Синаита, Бабая Великого, Феодора Абу Курры, Севира Антиохийского. По словам автора, проблемы разделения Церкви во многом определяются различными подходами к интерпретации традиционной терминологии, и изучение истории этой интерпретации позволяет не только определить расхождения, но и лучше раскрыть особенности православной традиции. Автор приходит к выводу, что в различных христианских традициях имеются существенные расхождения в понимании термина «ипостась», что привело (вместе с другими факторами) к последующим догматическим расхождениям.
Сергунин В. А., прот. Краткий обзор истории и современного состояния Древних Восточных (Нехалкидонских) Церквей // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 118–132.
В статье представлен краткий обзор истории, современного состояния и богословия восточных нехалкидонских церквей: Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской, Маланкарской церкви Индии, Армянской церкви. Автор отмечает наличие у нехалкидонских церквей особенностей, сближающих их с православием, которые оставляют пространство для богословской дискуссии.
Прочее
Конь Р. М. Научно-богословская конференция «Пятидесятничество и неопятидесятничество» (с международным участием) // Сретенское слово. 2023. № 2 (6). С. 177–191.
Р. М. Конь дает описание докладов на Второй сектоведческой конференции, организованной кафедрой богословия Сретенской духовной академии и посвященной теме пятидесятничества и неопятидесятничества. Среди прочего, доклады затрагивают темы триадологии, христологии и эсхатологии в неопятидесятничестве, соотношения вероучения и духовного опыта в неопятидесятничестве, природы глоссолалии и практики инкаунтера.
Немшон С. В. Проблема осмысления западнорусского богословия в Московском государстве XVII века // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 26–34.
В статье аспиранта Сретенской духовной академии С. В. Немшона анализируются богословские воззрения, лежавшие у истоков развития феномена западнорусского богословия в Московском государстве XVII века. В частности, исследуется развитие двух богословских путей в Московском государстве: православного «западнорусского богословия» последователей митрополита Сильвестра (Косова) и пролатинского направления последователей богослова Симеона Полоцкого. Автор изучает причины появления пролатинских взглядов в богослужебных текстах евхаристического канона и причины устранения ранее внесенных изменений, раскрывает ключевые аспекты противостояния латинскому влиянию.
Святченко Н., свящ. Апокатастасис в западной теологии (70‑е гг. XX в. — наши дни) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 3 (19). С. 10–22.
Автор статьи рассуждает о том, какими путями осужденное в VI веке учение об апокатастасисе, то есть о всеобщем спасении, в последние десятилетия вернулось и укрепилось в западном богословии, и показывает, какие фундаментальные положения восточной ортодоксальной традиции оказываются при этом нарушены. Автор приходит к выводу, что идею об апокатастасисе в пространстве западного богословия можно считать лишь не вполне удачной попыткой дать христианину возможность уйти от лишних фольклорных устрашений, связанных со смертью и идеей Бога как злого и строгого судьи.
* * *
Как мы видим, за вторую половину 2023 года в русскоязычных журналах и сборниках было опубликовано 17 научных статей в области сравнительного богословия и изучения богословия инославных конфессий. В направлении исследования католического богословия темами исследований стали развитие сотериологии блж. Августина в богословии Бернарда Клервоского, модернизм в Католической церкви на рубеже XIX–ХХ в., реакция католических богословов и мыслителей на решения II Ватиканского собора, социальное учение Католической церкви, эсхатологические взгляды Г. У. фон Бальтазара, католический догмат о безошибочности (непогрешимости) суждений Папы и рецепция понятия соборности в католическом богословии. В области изучения протестантизма исследователей интересовали сакраментология Мартина Лютера, история спора вокруг взглядов деятеля Реформации Андреаса Озиандера, проблематика женского священства в англиканстве и персонализм в теологической антропологии Э. Бруннера. Что касается изучения дохалкидонских церквей, то авторы статей в рамках этого направления разрабатывали темы интерпретации термина «ипостась» в сиро-яковитской богословской традиции в сравнении ее с православным пониманием, а также истории и современного состояния дохалкидонских церквей. Наконец, в статьях, не попавших в какую-либо из перечисленных категорий, были исследованы темы влияния латинского богословия на западнорусскую богословскую мысль XVII века и противодействия этому влиянию, проникновения учения об апокатастасисе в современную западную теологию, а также вероучения секты неопятидесятников.
Источник: Богослов.Ru