Святые Паисий Нямецкий и Василий Поляномерульский: сравнение аскетического пути и учения
Статья независимого исследователя Петра Борисовича Жгуна посвящена учению наставников монашества прп. Паисия Нямецкого и прп. Василия Поляномерульского. Рассматриваются сходства и различия в их поучениях и аскетическом пути, деятельность по распространению переводов сочинений святых отцов. Анализируется учение этих святых об умной молитве.
Статья

Прп. Паисий Нямецкий (Величковский) — признанный возродитель монашеской жизни и учитель умной молитвы. Рядом с ним стоит и тот, кого он называл своим старцем, его «спостник» и «сотоварищ» прп. Василий Поляномерульский, святой Румынской Православной Церкви, учитель умной молитвы и наставник многих известных старцев России и Румынии. Из российских учеников назовем иеросхимонаха Михаила, духовника скита Долгоуцы, иеросхимонаха Алексия (Филевича), епископа Анатолия (Мелеся) (в миру Алексия, в иночестве Азарии)[1] и, конечно, самого св. Паисия.

Прп. Паисий называет св. Василия отцом и старцем в своей «Автобиографии»[2], написанной в конце жизненного пути в письме монаху Афанасию Молдованину, человеку, известному среди подвижников России, Угро-Влахии и Молдо-Влахии к середине XVIII в.[3] Поздние издатели жития и писаний прп. Паисия называют старца Василия его «другом и спостником»[4].

Связь этих двух святых отцов неслучайна. Несмотря на то что они большую часть жизни провели вне родной страны, оба происходили не просто из Малороссии, но и практически из одного региона — Полтавской земли. Старец Василий Поляномерульский родился в 1692 г. и, будучи на тридцать лет старше св. Паисия, оказался в Молдо-Влахии раньше него. К моменту их знакомства Василий был уже заслуженным аскетом. В результате своей деятельности он основал целую сеть малых монастырей и скитов, которая дала Румынской Церкви, на канонической территории которой эти обители располагались, ряд выдающихся подвижников.

Представляется интересным проследить иноческий путь подвижников, сравнить между собой их обители и их последователей на основании сохранившихся документов и их жизнеописаний, установить различия и сходства в их аскетическом учении, ведь именно с этими святыми отцами связано продолжение исихастского обновления монашества, начатого на Балканах св. Григорием Синаитом и его последователями[5].

Оба святых, по нашему мнению, предстают в жизни идейными нестяжателями. Изначальный идеал обители для них — бедные скиты без метохов. Неслучайно внимание старца Василия привлекли писания прп. Нила Сорского, которого благодаря его трудам узнали в Молдо-Влахии. Прп. Паисию в последний период деятельности пришлось руководить большим поклонным монастырем, Нямцем, имеющим села и другие обители в подчинении. Конечно, это произошло не потому только, что он не мог отказать господарю, направившему его указом в упомянутую обитель, но и ради сотен монахов, которые желали жить с ним в общежительном монастыре. Для прп. Паисия это был вынужденный шаг, сам он не искал такой жизни и пытался ее избежать[6].

Естественно, обители не обходились без помощи молдо-влахийских князей, желающих насаждать православие на своих землях. Прп. Паисия также, особенно в Святогорский и Драгомирнский периоды, поддерживали и руководители Запорожской Сечи[7].

Итак, с 1710-х гг. господари Николай Маврокордат (1711-15), а после и Константин Маврокордат (1733-35, 1741-43, 1748-49) покровительствуют св. Василию и его общинам уже с первого периода его двадцатилетнего пребывания в ските Долхоуцы. Отметим, что благодаря покровителям из этого семейства в 1782 г. в Венеции печатается греческая «Филокалия»[8]. Между 1730 и 1733 гг. старец, с помощью господаря Константина Маврокордата, создал скит Поляна Мерулуй, где поселился с двенадцатью монахами. В итоге в последний период его жизни одиннадцать скитов имели его своим духовным руководителем.

Также покровительствовал братству св. Василия и господарь Константин Раковицэ (1749-53, 1756-57). О Василии как об авторитетном наставнике монахов упоминается и после его смерти, например в грамоте Александра Морузи (1793) для обители Чолану о восстановлении этого скита старцем Василием. Константин Ипсиланти в одной из грамот от 1803 г. хорошо отзывался о Поляна Мерулуй[9]. То есть на рубеже XVIII–XIX вв. его учение было все еще актуально. Учение Василия вспоминают и в писаниях об умной молитве, появившихся в начале XIX в., в письмах об умном делании Спиридона Габровца, болгарского ученика прп. Паисия, и в переписке между настоятелями Поляноворонского и Нямецкого монастырей, о чем будет сказано ниже. В середине XIX в. известный подвижник и практик жизни по «Добротолюбию», иером. Арсений (Троепольский), автор «Откровенных рассказов странника», свидетельствует, что неоднократно обращался к писаниям свв. Паисия и Василия и даже переводил предисловие последнего на русский язык[10].

Вскоре учение св. Василия настолько распространилось, что у румынских церковных властей возникли сомнения по поводу каноничности его поучений. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии[11]. На все вопросы прп. Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов. Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо[12]. Примечательно, что учение Василия, в отличие от его оппонентов, было одобрено авторитетным собором. А год спустя, в 1750 г., старец Василий отправился на Афон, где рукоположил в монахи схим. Платона — будущего старца Паисия Нямецкого.

Еще в начале своего поселения в Молдо-Влахии, в ските Долхоуцы св. Василий основал небольшую школу для переписывания некоторых творений святых отцов[13]. Это были в основном произведения отцов, которые позже заинтересуют и старца Паисия; эти писания потом частично войдут в рукописное «Драгомирнское Добротолюбие» и печатную греческую «Филокалию». В 1771 г. в библиотеке Поляномерульского монастыря случился большой пожар. В наше время известно 58 рукописных сборников на румынском языке из обителей Василия. В это число входят, среди других святоотеческих и аскетических сочинений, сочинения старцев Василия и Паисия, переведенные на румынский язык творения свв. Нила Сорского и Димитрия Ростовского. Исследователи предполагают, что во время жизни старца количество рукописей, переписанных в обителях Василия, исчислялось сотнями[14]. Среди церковнославянских рукописей, находящихся в разных хранилищах, нами выявлено 68 копий сочинений прп. Василия[15] и еще 12 святоотеческих рукописей на церковнославянском языке, принадлежащих скрипторию именно Поляномерульского монастыря[16].

Сегодня известен один автограф прп. Василия. Это сборник переводов на церковнославянском языке, в который входит «Предисловие» старца к главам прп. Григория Синаита. Также в нем содержатся сочинения прпп. Григория, Марка Подвижника, Диадоха Фотикийского и Исаака Сирина[17].

Любопытные сведения о скриптории св. Василия сообщает сборник №215/352 Хиландарского монастыря. Это красочная объемная рукопись, выполненная двумя писцами, один из которых — известный краснописец схим. Михаил. Сборник имеет название «сборник старца Василия», в нем находятся следующие записи. На л. 1 об. заголовок в красочной рамке растительного орнамента: «Иже во святых отец наших Василиа Великаго. Кассиана Римлянина. Григориа Синаита. И Филофеа монаха. О отречении мира. О осмих помыслех злобы. О трезвении и молитве. И о прочем». На л. 327 запись писца киноварью: «Сии предисловия на книги преподобных отец, Григориа Синаита, Филофеа Синайскаго, и Нила Сорскаго, творения суть, блаженныя памяти старца Василия, которые сложил он во своем ему скиту в Унгровлахии. Преставися 1767-го года в апреле месяце». По нашему мнению, этот сборник восходит к текстам, переписанным в обители св. Василия[18].

Рассмотрим теперь учение об умном делании также с акцентом на сочинения прп. Василия. Отметим, что данная работа не претендует на полноту раскрытия учения об умной молитве и не является пособием для этого.

Одним из важных и отличительных моментов в деятельности св. Василия, на наш взгляд, является духовная свобода. С легкостью он изменяет сложившиеся церковные установления для нужд своей конкретной общины, а именно: преобладание в уставе Иисусовой молитвы, стремление постричь молодых послушников и рукоположить раньше положенного возраста, чтобы основать подведомственный скит. Можно сказать, что он действует как пророк, основатель, действительный продолжатель дела апостолов. Часто старец не задерживается на месте, путешествует, обращается с проповедью ко всем без исключения, в том числе и к мирянам[19]. Он как бы старался на деле исполнить известный сотериологический святоотеческий принцип «Сейчас позднее, чем ты думаешь», старался рукоположить молодых еще подвижников для окормления создавшейся общины, чтобы двигаться дальше.

Св. Василий Поляномерульский сознавал, как можно увидеть ниже из обзора его учения, значение возможной прелести в молитве, но считал научение ей более необходимым для сознательной веры и в конечном итоге спасения. Важно помнить, что оба святых отца, учение которых мы рассматриваем, хорошо понимали недостаточность одних физических напряжений тела в умном делании и предупреждали о ложной теплоте и возможной прелести[20].

Попытаемся кратко сформулировать, что мы знаем об умной молитве из имеющихся произведений св. Василия, так как учение прп. Паисия уже неоднократно подвергалось разбору[21]. Помимо произведений самого Поляномерульского старца мы опираемся на малоизвестные в научном мире характеристики его учения, приводимые последователем прп. Паисия Спиридоном Габровским и монахом Даниилом Поляноворонским в начале XIX в., когда учение Василия уже подверглось влиянию времени[22].

Из сочинений старца Василия становится ясно, что главной его заботой на протяжении всей подвижнической жизни было возрождение умного делания среди монахов своего времени. Причем он считал, что каждому необходимо продвинуться от деятельной молитвы к созерцательной[23].

Первый общий для свв. Паисия и Василия момент учения — это соотношение Иисусовой молитвы и остальных занятий монаха. Она стоит в центре монашеского делания, а значит, для нее опускаются в случае необходимости прочие уставные молитвословия. Ведь в центре Иисусовой молитвы два аспекта: Святое Имя и «Господи помилуй». Особенно останавливается св. Василий на соотношении умного делания и пения псалмов. Здесь он следует за св. Григорием Синаитом, который замечает, что для опытного подвижника пение псалмов уже не имеет важности. Для Поляномерульского старца, как и для всей поздней исихастской традиции, псалмопение есть аскетическое занятие, приуготовляющее душу к созерцательной молитве. Оно не самодостаточно, поскольку является лишь шагом на духовном пути к созерцанию. Это св. Василий раскрывает в предисловиях к творениям свв. Григория, Исихия и Филофея[24].

В этих сочинениях он неоднократно доказывает недостаточность того, что сам называет «внешней молитвой», то есть пением тропарей или псалмов. Например, сравнивает последнее с хождением по кругу осла, вращающего мельничное колесо[25]. Исихаст должен, по свв. Василию и Паисию, перейти к созерцательной молитве. Св. Василий при этом уточняет, что переход от деятельного подвига к созерцанию должен состояться в результате дара, некого осенения свыше. При этом замечает, что мы не будем осуждены, если не дорастем до созерцания. Однако не практикующие умную молитву, по учению святых обоих старцев, не могут понимать глубину смысла писаний[26]. Важно помнить, что оба святых отца, учение которых мы рассматриваем, хорошо понимали недостаточность одних физических напряжений тела в умном делании и предупреждали о ложной теплоте и возможной прелести[27].

Первое условие для начала такого подвига — обретение внутреннего мира и примирение со всеми ближними. Здесь надо отметить, что все военные образы толковались обоими святыми старцами исключительно для духовной брани[28]. Необходим обязательный мир между братиями, все отмщающие несовершенны. Прп. Паисий подробно раскрывал это условие не только в главах об умной молитве, но и, например, в слове на Рождество Христово[29]. Отметим и показательную в этом отношении фразу из письма к иерею Димитрию: «Когда я вижу братьев, не за братьев их почитаю, но за ангелов»[30]. Эта тема и главный мотив письма св. Василия своему ученику схим. Алексию[31]. Для него привлекательно учение прп. Нила Сорского, которому св. Василий посвятил несколько работ[32]. Именно при Василии писания св. Нила были переведены на румынский язык[33].

У практикующего молитву ежечасное покаяние и самоукорение отражает нападения страстей и не позволяет думать о себе высоко. При этом не нужно отчаиваться, когда падаешь, и не считать себя недостойным, а покаяться и продолжать подвиг. Постоянная молитва, по Василию, есть образ председения евангельской вдовы у дома судии[34]. Этим он ободряет своих последователей: благой Бог буквально не может не внять подобным прошениям. Монах-исихаст, по св. Василию, не должен ни дня проводить без плача, в том числе физического, о грехах и без молитвы за весь мир. В ближнем, с которым сталкиваешься, старайся увидеть Бога. Не нужно пытаться подчинить человека, но жить с ближними как с равными с братьями, не избегая их. Отметим, что это можно перенести и на союз мирян: не избегать супругов и детей, как будто они мешают подвигу. По сути старец Василий вносит некоторые здравые реформаторские идеи жизни без излишеств, как в монастыре, так и в миру.

Желающий не участвовать в суточном богослужении, чтобы не оставлять делания, может заменять умной молитвой каждую службу, лишь периодически участвуя в общественном богослужении и причащаясь. И конечно же, этой молитвой можно и нужно заниматься в уме параллельно с другими делами.

Представляется важным подчеркнуть, что для св. Василия в свете вышесказанного Иисусова молитва создана не только для неграмотных, но есть высшая ступень делания монаха. Однако как полагающаяся на покаянии и сокрушении о грехах требуется уже при самом начале подвига. Новоначальным св. Василий советует не оставлять службу, но и практиковать Иисусову молитву. Если при этом и грешишь, не считать недостойным себя, но более молиться[35]. Для святых Паисия и Василия важно сопротивление страсти вниманием в сердце и покаянием во время молитвы. Такая постоянная борьба доступна и даже необходима всем христианам, ведь призываемый в молитве Господь прощает их падения и до «семижды седмидесяти»[36]. Деятельная молитва предполагает не одну лишь скорбь о грехе и о принятии помысла, но также и сокрушение, раскаяние, предложение, как обещание оставить помысел впредь и исповедание этих помыслов.

Св. Василий предупреждает и о самочинности, ведущей к прелести, т. е. считает необходимым благословение и наставничество, как и в миру, наблюдение духовников при совершении молитвы мирянами. Вместе с этим он хорошо понимает, что упрощенное понимание Иисусовой молитвы расходится с его пропагандой внимательной деятельной молитвы, как движения к созерцанию и богомыслию, что являлось причиной споров между его последователями и другими известными подвижниками Молдо-Влахии. Рассматриваемое учение, как уже упоминалось, было достаточно распространено и после кончины св. Василия. Так, например, на рубеже XVIII–XIX вв. болгарский ученик прп. Паисия, Спиридон Габровский в письме об умной молитве критикует последователей св. Василия, находящихся в прелести, по его мнению, как дерзающих заниматься богосозерцанием и при этом не всегда состоящих в монашеском звании. Более того, в другом интересном источнике начала XIX в., описывающем нестроения, возникшие в Поляноворонском монастыре[37], имеется критика последователей св. Василия, которые якобы рассматривали диавола как промыслительное орудие Бога, позволяющее, вследствие искушений, совершать монашеский подвиг и тем самым восходить на высшие ступени духовной лестницы.

Таким образом, святые учителя монашества прпп. Паисий и Василий не только возродили широкую практику умного делания, но и дали значительный импульс к новым аскетическим подвигам, развитию богословской мысли и научным изысканиям.

 

Список сокращений

РНБ – Российская Национальная Библиотека, Россия

БАНР – Библиотека Академии Наук Румынии

БМН – Библиотека монастыря Нямц, Румыния

БМР – Библиотека монастыря Рила, Болгария

 

[1] С. Шумило. Странничество Паисия Величковского по Украине и Молдо-Валахии в 1740-е годы. Rocznik Teologiczny LXII – z. 2/2020, с. 607.

[2] Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов, НПВ, 2016, с. 101.

[3] Упомянутое послание на церковнославянском языке хранится в БМР, сл. 5/25, л.56 об. В настоящее время готовится к изданию. См. румынский перевод в Pelin V., Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte şi scrisori duhovnicesti t. II, Bucarest 1998–1999, pp. 21–83.

[4] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского, с присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, соч. другом его и спостником, старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве / Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1847. С. 101–182; То же. 1892. С. 78–157.

[5] Ion Croitoru. Saint Basil of Poiana Mărului. Biographic milestones. Icoana credintei. Vol. 3 No. 6/ 2017, с. 93.

[6] Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов, НПВ, 2016, с. 307–329.

[7] См. Шумило С., Запорожская Сечь и Афон: к истории казачьего скита «Черный Выр» на Святой Горе // Афонское наследие 1–2 (2015), стр. 78–130. Шумило С., Преподобный Паисий Величковский и Запорожская Сечь. Киев / Серпухов 2015, стр. 93–121. Шумило С., Неизвестное письмо прп. Паисия Величковского за 1763 г. и другие документы, касающиеся его игуменства в монастыре Симонопетра // Афонское наследие 5–6 (2017), стр. 231–255.

[8] «Φιλοκαλία τῶν ἱερῶν Νηπτικῶν συνερανισθείσα παρὰ τῶν Ἁγίων καὶ θεοφόρων Πατέρων ἡμῶν. ἐν ᾗ διὰ τῆς κατὰ τὴν πρᾶξιν καὶ θεωρίαν ἠθικῆς φιλοσοφίας ὁ νοῦς καθαίρεται, φωτίζεται καὶ τελειοῦται» Παρά Αντωνίω τω Βορτόλι, Venetia, 1782.

[9] Cм. Protos. Chiril Dobre, Pamfil Georgian Mănăstirea Ciolanu, monografie istorică, Bucureşti, 1930, pp. 94–99. Cuviosul Vasile de la Poiana Mărului. Propuneri de canonizare, Editura Sfintei Episcopii a Buzăului şi Vrancei, 2003 p. 65.

[10] См. А.М. Пентковский. История текста и автор «Откровенных рассказов странника». Богословские труды. 2018. Вып. 47–48. с. 362, 368–369.

[11] Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й главе письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию (Pelin V.Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte şi scrisori duhovnicesti I-II, Bucarest 1998–1999. P. 21–83).

[12] Православная Энциклопедия, том VII. С. 214.

[13] Cuviosul Vasile de la Poiana Mărului. Propuneri de canonizare, Editura Sfintei Episcopii a Buzăului şi Vrancei, 2003 p. 42-43.

[14] Pr. Dr. Paul Mihail. Schitul Poiana Mărului, un centru ortodox cărturăresc, Spiritualitate şi istorie la întorsura Carpaţilor, vol. I, Buzău, 1983, p. 382–383.

[15] В подавляющем большинстве это упоминаемые предисловия к свв. Нилу Сорскому, Григорию, Исихию и Филофею Синайским. Полную информацию о рукописях планируется разместить в готовящемся к печати «Сводном каталоге рукописей», относящихся к школе прп. Паисия (Величковского).

[16] В основном рукописи принадлежат перу схим. Митрофана, известного писца Паисиевского скриптория, писавшего, после смерти св. Паисия, для Поляномерульской обители.

[17] БАНР, slav. 756. На л. 1 запись писца: «Сию книжицу Григория Синаита списах аз Василий сх(им). Поляни Мерулу(и)». и на л. 17 об. «Василий сх(им) от скита Пояны Мерул(уй)». См. Panaitescu Р. Z. Mihail „Catalogul manuscriselor slavo-române și slave din Biblioteca Academiei Române”, vol. III., p. 254–255.

[18] См. описание рукописи: Жгун П. Опись рукописных книг, происходящих из школы святого Паисия Величковского и связанных с ним обителей. Рукописи из собрания Афонского монастыря Хиландар. [Электронный ресурс.] URL: https://bogoslov.ru/article/6191995.

[19] См. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 2001. с. 85, также об этой особенности см. Рукопись из библиотеки Софийского университета «Св. Климента Охридского». slav. 22. л. 23–24.

[20] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 2001. С. 113.

[21] См. Citterio E. “La dottrina spirituale dello ‘starec’ Paisij. Radiografia di una comunità”, in Paisij, lo starec. Atti del III Convegno ecumenico internazionale di spiritualità russa “Paisij Veličkovskij e il suo movimento spirituale”, Bose, 20-23 settembre 1995, ed. Qiqajon, Magnano (BI). 1997, 55–82. Featherstone J. M. E. The Life of Paisij Velyckovs'kyj, Harvard Ukrainian Research Institute. Леонид (Поляков), митр. Избранные труды. Т. 3. Паисий Величковский — жизнь и литературная деятельность. Рига, 2017.

[22] См. Рукопись из библиотеки Софийского университета «Св. Климента Охридского». slav. 22. И рукопись из библиотеки монастыря Рила, Болгария, slav. 3/29.

[23] John Anthony McGuckin, "Elder Basil of Poiana Mаrului" Holding fast to the Mystery of the Faith Festschrift for Patriarch Daniel of the Romanian Orthodox Church, Brill, Paderborn, 2022, с. 46.

[24] См. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 2001. С. 73–115.

[25] Там же, С. 111.

[26] Там же, С. 88.

[27] Там же, С. 113.

[28] Подобные образы хорошо отражены в поучении на пострижение, приписываемом авторству прп. Паисия. См. Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов. НПВ, 2016, с. 468–485.

[29] Там же, с. 513, 530 (Главы об умной молитве). Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения – поучения – письма Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; Общ. ред. О. А. Родионова. М., 2007. (слово на Рождество Христово), с. 189.

[30] См.: Житие и писания молдавскаго старца Паисия Величковскаго. С присовокуплением предисловий на книги Св. Григория Синаита, Филофея Синайскаго, Исихия Пресвитера и Нила Сорскаго, сочиненных другом его и спутником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1892, с.234.

[31] См. Жгун П. Письмо св. Василия Поляномерульского своему ученику схимонаху Алексию. [Электронный ресурс.] URL: https://bogoslov.ru/article/6177786.

[32] См. «Предисловие на книгу блаженнаго отца Нила...», «Надсловие…», «Пристежение…» в Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 2001. с. 115–137.

[33] Paisianismul оn contextul cultural și spiritual sud-est și est european (sec. XVIII-XIX) / Valentina Pelin; ed. оngrijită de: Andrei Eșanu, Valentina Eșanu; Acad. de Știinţe a Moldovei, Inst. de Istorie, Univ. de Stat din Moldova [et al.]. – Chișinău: Pontos, 2014, с. 61.

[34] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 2001. с. 116.

[35] Там же, с. 98.

[36] См. Мф. 18:22.

[37] Статья о данном источнике должна выйти в ближайшее время на ресурсе https://bogoslov.ru.

 

Источник: Богослов.RU

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9