Старинное собрание рукописей СПбДА, описанное Родосским А. С., как известно, находится в Российской национальной библиотеке[1]. Там же хранится и архив академии[2].
Итак, в рассматриваемом новом собрании хранится более трехсот рукописных книг XVII–XX веков. Все книги библиотеки имеют сплошную нумерацию, поэтому рукописи имеют в своем шифре букву «Р». Над описанием этих книг удалось поработать в 2019 году, и, насколько нам известно, изданного печатного каталога их до сих пор не существует. Между тем среди рассматриваемых рукописей имеются, на наш взгляд, уникальные кодексы, которых вкратце коснемся ниже. Также в конце статьи приведены описания рукописей, относящихся к переводам школы прп. Паисия (Величковского).
Прежде всего в собрании библиотеки Духовной академии, согласно специфике учебного заведения, широко представлены студенческие научные работы. Имеются десятки лекций, конспектов и даже дневников студентов как дореволюционного времени, так и советского периода, среди которых отметим «Вероучения западных исповеданий», курс лекций проф. И. Е. Троицкого[3], «Лекции богословские», проф. прот. Рождественского В. Г.[4], конспект лекций по Новому Завету проф. Глубоковского Н. Н.[5], «Лекции по истории Древней Церкви» Кочетова И.[6], «Лекции по риторике» А. Бялобоцкого[7], лекции епископа Мефодия по экзегетике[8], Лекции по патристике священника Т. А. Налимова[9], труд обновленческого митрополита Александра (Введенского), «Лекция о динамике бытия»[10].
Из советского периода может быть интересен ряд трудов прот. Н. К. Чукова (впоследствии митр. Григорий), представленный несколькими томами[11]. Имеются также сочинения семинаристов XIX и XX вв.[12], рукописные описания документов из архива СПбДА, которые сделал Соколов Н. А., кандидат филологических наук, а также кандидат богословия (Р-278). Это ученый описал и документы из архива историка В. В. Болотова (Р-279).
В собрании широко представлена старообрядческая рукописная традиция. Это более пятидесяти манукриптов, среди которых выделяются полемические сборники, апологетика старообрядчества, книги, посвященные последним временам. Певческие церковно-служебные рукописи на крюках представлены несколькими десятками орнаментированных списков, они имеют современное машинописное описание. Здесь отдельно хочется отметить нотные сборники XX века церковного композитора В. А. Фатеева и биографические данные о нем[13].
Привлекают внимание и красивые иллюстрированные рукописи, такие как сочинение «О самых нужднейших случаях последнего века сего» (лицевое) (Р-9), сборник повестей на темы Нового Завета (Р-112), сборник, посвященный св. Нилу Столобенскому (Р-195), молитвенник с помянником 1916 г. (Р-235), «Лествица» (Р-354), вопросоответы о вере (Р-359), Лавсаик (Р-361), сборники (Р-388, Р-399), «Меч духовный» (Р-412), ирмологий (Р-564), «Устав о христианском житии» (Р-1671).
Есть в данном хранилище и красивая иллюстрированная рукопись Корана на арабском языке[14].
Отметим также наличие объемного сборника писем свт. Николая Японского (автографы)[15].
Конечно, здесь представлены также и десятки церковно-богослужебных рукописей, среди которых Евангелие (Р-6), службы из Цветной Триоди (Р-115), последования Богородичным иконам (Р-111, Р-116, Р-229), брачный чин поморского согласия (Р-43), службы, каноны и акафисты праздникам и святым (Р-16, Р-111, Р-163, 195, 109604). Также шесть списков иконописных подлинников[16].
Широко представлены в собрании жития и житийные сборники[17]. Из них отметим службу с житием свт. Моисея Новгородского (Р-16). Сборник житийно-богослужебный, посвященный прп. Нилу Столобенскому (Р-195). Огромный сборник, содержащий «Летописец келейный» и «Жития Святых» из Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского, имеющий более тысячи рукописных листов! (Р-283).
Но особенно хочется остановиться на уникальных, с нашей точки зрения, учительных книгах собрания. Наличие их в относительно большом количестве представляется несомненным достоинством данного собрания, в том числе и в силу своей принадлежности духовной школе.
Несколькими кодексами представлены здесь переводы известной аскетической школы XVIII века, основанной прп. Паисием (Величковским). Приводя впервые в конце этой статьи их описания, вводим, таким образом, эти рукописи в научный оборот.
Прежде всего шедевр коллекции — собственноручный автограф старца Паисия, трудившегося, напомним, на территории современной Румынии! Это полемическое произведение «Цвет благочестия» греческого православного богослова Евстратия Аргенти, переведенное преподобным с древнегреческого издания на церковнославянский язык[18]. Также в собрании присутствуют переводы св. Паисия в списках, причем некоторые принадлежат руке его ближайших учеников. Это, например, «Главы» прп. Исайи Отшельника[19] руки отцов Иакинфа и Назария, полученные из Нямецкого монастыря архимандритом Игнатием (Брянчаниновым)[20]. Мы можем предположить на основании изучения паисиевских автографов из собрания Яцимирского А. И., что и рассматриваемый кодекс (Р-367) попал в Россию при посредстве свт. Игнатия[21].
Следующий аскетический сборник из переводов паисиевской традиции переписан жизнеописателем прп. Паисия схимонахом Митрофаном[22]. В этом собрании находится и перевод «Гимнов» прп. Симеона Нового Богослова руки иеромонаха Вонифатия (Рогачева), переписчика московского Симонова монастыря, в котором в первой половине XIX века неоднократно копировали переводы прп. Паисия[23]. Имеются здесь и два двухтомных сборника «Слов подвижнических» прп. Исаака Сирина также перевода прп. Паисия (Величковского), сделанные в середине XIX века в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга при игумении Феофании (Готовцевой).
Помимо упомянутых выше книг старообрядческой традиции, среди которых также присутствуют учительные книги, в рассматриваемом собрании представлены и «Лествица» прп. Иоанна Синайского 1733 г., сборник о чудесах Пресвятой Богородицы «Звезда Пресветлая», поучения Илии Минятия. Имеется также сборник «Книга о четырех последних», список 1717 г., неоднократно, кстати, переписываемая в монастырях прп. Паисия (Величковского)[24]. Отметим и «Крины сельные», сочинение Диомида Серкова, которое часто приписывалось авторству того же старца Паисия. Встречаются и древние переводы прпп. Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Ефрема Сирина.
Присутствуют в данном собрании и рукописные книги неожиданного, на наш взгляд, содержания. Это документы архивного характера. В частности, материалы по истории г. Трубчевска, бывшего с 1778 по 1918 гг. уездным центром Орловской губернии, в основном о его церковно-приходской жизни[25]. Исповедные ведомости за 1900-е годы. Опись церковного и ризничного имущества трубчевского Троицкого собора (XX в.). Есть даже документы из Орловской Духовной консистории и Трубчевского духовного управления (XIX в.) и ряд архивных документов XVIII–XIX вв. на немецком языке, церковного и гражданского делопроизводства, происхождением из немецких Бремена и Любека, которые, вероятно, попали в библиотеку после Второй мировой войны[26].
Приложение 1. Описание рукописей, происхождением из школы прп. Паисия (Величковского)
373-Р. Сборник аскетический
1790 г. 15.5х20. II+158 л. Листы пронумерованы писцом славянской цифирью. Нумерация буквенная писца, киноварью. На полях сноски руки писца, иногда в прямоугольных рамках. Имеются исправления. Переплет картон в коже. Блок отстает от корешка. Обрез красный. Жучком порчен мало.
Полуустав аккуратный одного почерка. Писец – схимонах Митрофан из Нямецкого монастыря.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав чернилами в колонтитулах.
Записи
На лл. 2-15 по нижнему колонтитулу владельческая запись: «Сия книга Марка Постника дана общежителному скиту Пояне Мерулуй на общую ползу отцем Митрофаном схимонахом». На л. 122 об. запись писца: «Слово же еже сотвори святый сей на еретики о Мелхиседеце, несть зде. 1790 года, писана монахом Митрофаном».
Содержание
л. I-II об. Предисловие к поучениям Марка Постника патриарха Фотия. «Святейшаго Фотия патриарха Константинополскаго свидетельство о книзе преподобнаго отца нашего аввы Марка».
Нач.: «Прочтеся книга Марка инока во осмии словесех, ихже первое убо, надписание получи о законе духовне».
л. 1-122 об. Марка Постника слова (1-10). «Преподобнаго и богоноснаго (безсмертнаго) отца нашего Марка о покаянии всем всегда приличествующем, егоже силу действия вернии и прежде делания благодатию Крещения прияша».
Нач.: «Слово 1. Господь наш Иисус Христос Божия сила и Божия премудрость».
л. 123 об.-149. Иоанна Карпафийского слова (1-100). «Преподобнаго отца нашего Иоанна епископа Карпафийскаго ко иноком иже во Индии, писавшим ему. Утешительны главы 100».
Нач.: «Сущим на земли царем весенны цветы приносяще нецыи просители, не токмо отвержени не быша множицею, но убо и некия восприимаху дары».
л. 149-154. Св. Иоанна Карпафийского слово. «Тогожде блаженнаго Иоанна Карпафийскаго, слово постническо и зело утешительно к побудившим и от Индии иноком».
Нач.: «Никогда же да восхощеши паче инока, мирянина ублажити, имуща жену и дети, и радующася за еже благотворити мнозем».
л. 155-158 об. Иосифа Вриенния слово. «О тричастии души: уме, слове и дусе, еже есть образ Пресвятыя Троицы».
Нач.: «И яко да и в нас самех нашего познаваем Бога: яко Единица и Троица есть тойжде».
337-Р. Исайя Отшельник
Посл. четверть 18 в. I+179 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. На полях сноски руки писца, иногда в прямоугольных рамках. Имеются исправления. Переплет картон в коже.
Полуустав, переходящий в скоропись, двух почерков. I- (1-26 об., 45-179) – монах Назарий, II- (26 об.-44 об.) – иеромонах Иакинф.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав чернилами в колонтитулах.
Записи
На обороте верхней крышки переплета запись свт. Игнатия (Брянчанинова): «Сия книга получена мною из Молдавскаго Нямецкаго монастыря в 1846 году. Архимандрит Игнатий».
Содержание
л. I. Оглавление. «Оглавление настоящия книги аввы Исайи».
л. 1-179 об. Исайи Отшельника слова (1-29). «Преподобнаго отца нашего Исайи Отшелника. Заповеди отрекшымся».
Нач.: «Хотящии пребывати со мною, слышите Бога ради, и аще кийждо сядет в келлии своей со страхом Божиим».
367-Р. «Цвет благочестия» Евстратия Аргента
Посл. трет. 18 в. (до 1794 г.). 17х20.5. 33 л. Нумерация только поздняя карандашом, снизу посредине. На полях сноски руки писца, иногда в прямоугольных рамках. Имеются исправления.
Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Писец – архим. Паисий (Величковский). Переплет картон с кожаным корешком, блок отстал от переплета.
Записи
На обложке сверху чернилами затертый заголовок «Сочинение о Крещении».
На внутренней стороне верхней крышки переплета запись: «сия переписоватися может» (затерто). На л. 33 запись: «Сию книгу писал Старец» (затерто).
Содержание
л. 1. Заголовок с данными о печатной книге. «Цвет благочестия, сиречь сочинение о покрещении. Разделенное на 32 главы …»[27].
л. 2-3 об. Вступление. «Хотящим чести, искренным чадом Восточныя Святыя Христовы Церкве, радоватися. Яко Бог благоволит по временам, о искреннии чада непорочныя невесты Христовы Восточныя Святыя Церкве».
Нач.: «Яко Бог благоволит по временам…»
л. 4-5об. Предисловие. «Предословие».
Нач.: «Велие зло есть неведение в человеце…»
л. 6-32. «Цвет благочестия» Евстратия Аргента (главы 1–32). «О таинстве еже по Христе святаго крещения. Глава 1».
Нач.: «Праведно и благословно подобает…»
17-Р. Исаака Сирина «Слова подвижнические» часть 1. (2-й перевод св. Паисия (Величковского). Все слова не пронумерованы)
1852 г. 17.5х21.5. Нумерация писца арабская чернилами. II+187 л.
Скоропись одного почерка. Писец – монахиня Магдалина. Переплет картон в коже с тиснением.
Без украшений.
Записи
На л. I об. Запись писца: «Настоятельницы Санктпетербургскаго Воскресенскаго Первокласснаго Девичьяго Монастыря Игумении Феофании. От почитающей и преданной Монахини Магдалины». Внизу тогоже листа дата: «Декабря 16 дня 1852 года».
Содержание
л. II. Заголовок «Книга преподобнаго отца Исаака Сирина. Часть 1».
л. 1-18. Предисловие. «Надписание с Богом о молчании и безмолвии и житии тихом составлятися могущем, прежде всякаго дела, от удержания языка и кротка сердца...»
Нач.: «Величайша согрешения и зело неудобоисцелна, яже в начале в душы окаянных человек всея вселукавый враг спасения нашего...»
л. 18 об.-187 (слова 1-41). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшельника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии, словеса постническа написана убо от него свойственным языком, сказана...»
Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего...»
18-Р. Исаака Сирина «Слова подвижнические» часть 3. (2-й перевод св. Паисия (Величковского). Все слова не пронумерованы)
1852 г. 17.5х21.5. I+68 л. В конце 18 листов вне нумерации без текста. Нумерация писца арабская чернилами.
Скоропись одного почерка. Писец – монахиня Магдалина. Переплет картон в коже с тиснением.
Без украшений.
Записи
На л. I заголовок: «Книга преподобнаго отца Исаака Сирина. Окончание».
Содержание
л. 1-68 об. Слова 72-91. «Окончание. Слово о хранении сердца и видении тоншем» (слово 72).
Нач.: «Аще наедине еси в келлии твоей…»
28-Р. Слова избранные прп. Исаака Сирина, часть 1. (2-й перевод св. Паисия (Величковского). Все слова не пронумерованы)
1851 г. 17.5х21.5. II+88 л. I пустой, в конце два пустых листа вне нумерации. Нумерация арабская писца. Скоропись одного почерка. Писец – монахиня Магдалина. Переплет картон в коже с тиснением.
Без украшений.
Записи
Запись на обороте верхней крышки переплета: «Казначеи и благочинной монахини Варсонофии. Июля 22 дня 1851 года». Ниже тем же почерком: «В знак преданности и усердия монахини Наталии. Ныне монахини Магдалины».
Содержание
л. II. Заголовок. «Наставления преподобнаго отца нашего аввы Исаака Сирина».
л. 1-88 об. Слова избранные прп. Исаака. «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшельника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии».
«Слово о милосердии Владычнем…» (Слово 6).
Нач.: «И паки Господь наш (Иисус Христос) по образу милости Своея…»
29-Р. Слова избранные прп. Исаака Сирина, часть 2. (2-й перевод св. Паисия (Величковского). Все слова не пронумерованы)
1853 г. 17.5х21.5. I+103 л. В конце один лист вне нумерации без текста. Нумерация арабская писца. Скоропись одного почерка. Писец – монахиня Магдалина. Переплет картон в коже с тиснением. На корешке тисненные инициалы золотом «М. В.».
Без украшений.
Записи
Запись на обороте верхней крышки переплета: «Казначеи и благочинной монахини Варсонофии. Октября 4 дня 1853 года». Ниже: «От преданнейшей монахини Магдалины». На л. I заголовок: «Наставления преподобнаго отца нашего аввы Исаака Сирина».
Содержание
л. 1-103. Слова избранные прп. Исаака. «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшельника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии».
Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего...»
л. 103. Слово 55 неокончено. «…и смертей многообразных…»
Р-410. Симеон Новый Богослов. Гимны (1-55) с прибавлением
1849 г. 284 л. 33х21. Имеются многочисленные сноски на полях, некоторые в фигурных рамках. Ссылки на номера страниц греческой книги, с которой делался перевод. Нумерация буквенная писца и арабская поздняя карандашом.
Полуустав одного почерка. Писец – иеромонах Вонифатий (Рогачев), московский Симонов монастырь. Переплет картон с кожаным корешком, поврежден с лицевой стороны. На корешке: «Беседы монахом. Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова». Блок частично оторван от переплета.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. В начале и конце глав цветные заставки и концовки. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения. На л. 15 (1) красочная цветная рамка во весь лист. На первом припереплетном листе прориси иконы карандашом.
Записи
На л. 15 (1) заголовок в красочной цветной рамке во весь лист: «Часть вторая. Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова ина словеса стихиями зело полезна и сладчайша». На л. (264 об.) 279 об. внизу запись писца скорописью: «Московскаго Симонова монастыря иеромонах Вонифатий. 1849-го года. Августа 3 дня».
Содержание
л. 1-7 об. Предисловие Никиты Стифата. «Никиты монаха и пресвитера обители Студийския, наименуемаго Стифата, предуразумение вводительно в настоящую книгу…»
Нач.: «Разумения и Богословия обдержащаяся в настоящей книзе...»
л. 8-14. (часть II). Оглавление гимнов. «Оглавление настоящия книги».
л. 15 об.-264 об. (279 об.) (часть II). Гимны Симеона Нового Богослова (1-55). Нач.: «Слово первое. Яко душам очистившимся слезами и покаянием...»
л. 266 (281)-269 (284). Озаглавлено «Молитвы ко Святому Духу святаго Симеона Новаго Богослова» (без начала, л. 265 (280) отсутствует). Частично присутствует канон Св. Духу, прп. Максима Грека.
Нач.: «…моя благопокоривыя Святым Твоим заповедем…»
[1] См. Фонд 573 Российской Национальной Библиотеки. Собрание Санкт-Петербургской Духовной Академии состоит из двух частей: рукописи библиотеки Александро-Невской лавры и рукописи, поступавшие в Духовную Академию в период с 50-х гг. XIX в. до начала ХХ в. Родосский А.С. Описание 432-х рукописей, принадлежащих Санкт-Петербургской духовной академии и составляющих ея первое по времени собрание. СПб., 1893.
[2] См. также фонд 573. Богданова Т.А. История архива Санкт-Петербургской Духовной академии в фондах Российской национальной библиотеки // К 75-летию Дома Плеханова, 1928–2003: сборник статей и публикаций. Материалы конференции. СПб., 2003. C. 150–155.
[3] Р-1572. Проф. И.Е. Троицкий. Вероучения Западных исповеданий. Курс лекций. Р-1573. Проф. И.Е.Троицкий. Лекции по истории Западных исповеданий.
[4] Р-1021. Лекции по Богословию, проф. прот. Рождественский В.Г.
[5] Р-1301. Проф. Н. Глубоковский. Конспект лекций по Новому Завету.
[6] Р-19. Кочетов И. «Лекции по истории Древней Церкви» (Новозаветная история. Часть 2. История после времен Апостольских).
[7] Р-383. Лекции по риторике, читанные в Заиконоспасском монастыре, Андрея Бялобоцкого в стихах силлабических, с алфавитным указателем.
[8] Р-741. Записи лекций еп. Мефодия по экзегетике (книга 3-я, Ветхий Завет). Р-742. Записи лекций еп. Мефодия по экзегетике (книга 4-я, Новый Завет).
[9] Р-1299. Свящ. Т.А. Налимов. Лекции по патристике.
[10] Р-1091. Митр. Александр (Введенский). «Лекция о динамике бытия».
[11] Р-1362, Р-1363, Р-1364, Р-1365. Апологетические беседы об основных истинах христианства. Части 1-4. (Основаны на проповедях, произнесенных автором в Ленинградском Никольском Морском Соборе в 1924-28 гг.). Р-1366. Прот. Н.К.Чуков. Жизнь Церкви Христовой в век апостольский. Р-1367. Н.К.Чуков. Проповеди и беседы за 1925-27 гг.
[12] См. №№ Р-130-е и Р-140-е.
[13] Р-910. Сборник (нотный) № 1 композитора В.А. Фатеева. Экслибрис Фатеева. Р-911. Сборник (нотный) № 2 композитора В.А. Фатеева. Р-912. Сборник (нотный) № 3 композитора В.А. Фатеева. Р-913. Сборник (нотный) № 4 композитора В.А. Фатеева. Р-914. Сборник (нотный) № 5 композитора В.А. Фатеева. Р-915. Сборник (нотный) № 6 композитора В.А. Фатеева. Р-917. Краткий биографический очерк (о композиторе В.А. Фатееве).
[14] Р-237.
[15] См. Р-1587. См. также: Собрание трудов равноапостольного Николая Японского: в 10 томах. Том. I: Официальная переписка (1860–1883). 2-е изд. перераб. и доп. М., 2022.
[16] См. Р-12, Р-119, Р-121, Р-122, Р-345, Р-365.
[17] См. Р-16, Р-20, Р-124, Р-130, Р-195, Р-283, Р-387.
[18] Εὐστράτιος Ἀργέντης. βιβλίον καλούμενον Ραντισμού Στηλήτευσις : Εν ω περιέχεται κεφαλαίων αριθμός ογδοήκοντα ενός, ων έκαστον ταις ακτίσι της γραφής ως ιστόν αράχνης, φαίνεται διαλύον ραντισμάτων το σκότος. — Leipzig, 1757.
[19] См. Р-337.
[20] Впоследствии епископ Кавказский и Черноморский.
[21] Сыщикова М.А., «Рукописная библиотека старца Паисия Величковского в фондах БАН СССР», Материалы и сообщения по фондам отдела редкой и рукописной книги БАН СССР, СПб., 1994, 253-270.
[22] См. Р-373
[23] Рукописи Московской синодальной (патриаршей) библиотеки : Вып. 2 / Н. Попов. Москва: тип. и словолитня О.О. Гербека, Симоновское собрание. [1910].
[24] См. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц / составитель Жгун П.Б. Серпухов, 2017. С. 114-116.
[25] См. Р-147, Р-148, Р-162.
[26] См. Р-149, Р-150, Р-151, Р-153, Р-154, Р-155, Р-156, Р-157, Р-158, Р-159, Р-160, Р-161.
[27] Εὐστράτιος Ἀργέντης. βιβλίον καλούμενον Ραντισμού Στηλήτευσις : Εν ω περιέχεται κεφαλαίων αριθμός ογδοήκοντα ενός, ων έκαστον ταις ακτίσι της γραφής ως ιστόν αράχνης, φαίνεται διαλύον ραντισμάτων το σκότος. — Leipzig, 1757.
Источник: Богослов.Ru