В большом количестве списков здесь представлены уставы, написанные прп. Паисием в 1763 (устав Драгомирны) и 1778 годах (устав Секула) в форме посланий на имя правящего архиерея. Все эти книги послужили основой нового монастырского собрания. После закрытия монастыря в 1962 году документы, рукописи и вся библиотека Ново-Нямецкого Кицканского монастыря поступила на хранение в ЦГА МССР (сейчас НАРМ — Национальный архив республики Молдова, г. Кишинев) и составляют отдельный фонд архива. Здесь представлены описания рукописей из фонда монастыря, которые атрибутированы нами как восходящие к школе прп. Паисия (Величковского) в результате непосредственной работы в 2005 и 2010 годах. В связи с тем, что этот труд большей частью производился удаленно, с помощью предоставленных монастырем электронных копий, данное описание более ориентировано на роспись содержания рукописей и не предполагает характеристики водяных знаков[1].
НАРМ 2119.2.15
1779 г.
Патерики алфавитный и скитский.
Полуустав одного почерка.
4º. 20,5х15,5. 413 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав киноварью в колонтитулах, некоторые повторены на полях в киноварных фигурных рамках. Сохранность средняя, имеются следы жучка, на л. 1–17 оторван нижний угол, с незначительными потерями текста. Переплет — картон в коже с тиснением и следами металлических застежек.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. На л. 1 рамка во весь лист с заголовком растительного орнамента, чернилами. На л. 1 об. наклеено печатное изображение прп. кн. Николая Святоши, Черниговского, с житием. На лл. 4, 75 наклеены заставки из печатных Киево-Печерских изданий XVIII в. На л. 66 слева параллельно тексту изображение лествицы добродетелей в виде цветка.
Записи
На титульном листе запись писца: «Во славу Пресвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Написася книга сия глаголемая патерик скитский при обители Свято-Николаевской церкви, нарицаемой Дилянскои в лето от Рождества Христова 1779».
Содержание
л. 2. Предисловие. «Предисловие от жития блаженних отец наших в книзе сей вкратце собранное».
Нач.: «В сей книзе написася добродетельное учение…»
л. 4. Патерик алфавитный. «Патерык алфавитний или исправления и словеса душеполезна преподобних отец».
Нач.: «Святому Антонию Великому, седящу иногда в пустыни и во унынии ему бывшу…»
л. 64. Оглавление.
л. 65. Предисловие. «Предисловие о житии и повестех святых отец скитских».
Нач.: «Искони бяше к Богу, Бог Слово…»
л. 75. Патерик скитский (главы 1-27). «Словеса душеполезна преподобних отец…»
Нач.: «Рече авва Антоний: якоже риби, медлящии на сусе, умирают…»
НАРМ 2119.2.16
1781 г.
Сборник аскетический.
Полуустав одного почерка. Писец — схимонах Митрофан из Нямецкого монастыря.
4º. 12х15,5. 243 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав чернилами в колонтитулах. Имеются сноски на полях, иногда в фигурных рамках. Переплет — картон в коже с тиснением и металлическими застежками.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные.
Записи
Записи на л. 243: писца «1781, собирал и писал монах Митрофан», ниже поздняя, владельческая: «иеродиакон Макарий Лозинский».
Содержание
л. 1. Заголовок. «Книга о послушании от различных книг святых отец собранна вкратце». Василия Великого поучения постнические (1–34). «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, слово постническо и совет о отречении мира и совершенстве духовнем».
Нач.: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы…»
л. 42 об. Иоанна Лествичника слово 4. «Преподобнаго отца нашего Иоанна Лествичника о блаженнем и приснопамятнем послушании».
Нач.: «К подвижником прочее и христовым страдальцем предидущо нам слово благоположне достиже…»
л. 81. Симеона Нового Богослова слова. «Преподобнаго отца нашего Симеона Новаго Богослова слово первое о отвержении мира».
Нач.: «Братие и отцы, всяк человек иже мира и яже в мире всех отрекийся…»
л. 115. Аввы Дорофея поучения (выписки). «Святаго Дорофея от поучения перваго».
Нач.: «Якоже оставихом великая сице да оставим и малая…»
л. 139 об. Феодора Студита поучения огласительные (выписки). «От книги преподобнаго отца нашего Феодора Студита, от оглашения 2».
Нач.: «От всех же всяко, да исповедуем помыслы сердец наших…»
л. 151 об. Никона Черногорца слово 2 (выписки). «От книги преподобнаго отца нашего Никона Черногорскаго. От слова 2».
Нач.: «О сем же простреся слово, яко различными страстьми нам смущенным сущим…»
л. 165 об. Выписки из жития Пахомия Великого. «От жития святаго Пахомия, от слова 46».
Нач.: «Гладу некогда бывшу при блаженном отце нашем Пахомии…»
л. 168. Аввы Зосимы беседы. «Беседы душеполезны преподобнаго отца нашего Зосимы».
Нач.: «Поведа нам ученик отца Зосимы, глаголя…»
л. 185. Ефрема Сирина слова (выписки). «От книги преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина от слова 14. О смиренномудрии».
Нач.: «Брат некий рече, яко сие слово смиренномудрия просих от Господа…»
л. 186. Варсонофия Великого выписки из вопросоответов. «Преподобнаго отца нашего Варсонофия».
Нач.: «Вопрос. Како могу разумети, аще служение мое благоприятно есть Богу…»
л. 188. Григория Синаита слова (выписки). «От книги святаго Григория Синаита. Глава 103».
Нач.: «Врач добрейш и первый к заповедем немощнующым, и мутное потемнение изблевати…»
л. 191. Феодора Едесского слова (выписки). «От книги преподобнаго отца нашего Феодора Едесскаго. Глава 40».
Нач.: «Со отцем духовным вселився, и ползу ощутив от него, никтоже тя да отлучит любве его и соводворения…»
л. 193. Диадоха Фотикийского слова (выписки). «Святаго Диадоха. Глава 41».
Нач.: «Послушание, первое во всех вводных добродетелех познася добро…»
л. 193 об. Кассиана Римлянина слова (выписки). «Преподобнаго отца нашего Кассиана Римлянина от слова о разсуждении».
Нач.: «На сия Герман рече: и новими приуказы, и предели древных отец, доволне показася, разсуждение…»
л. 199. Выписки из жития Евфимия Великого. «От жития преподобнаго Евфимия».
Нач.: «Нужда же бысть иконому на потребу монастиркую стяжати скоты многаго ради послужения братиям…»
л. 200 об. Максима Исповедника слова (выписки). «Преподобнаго Максима Исповедника от четвертыя сотницы. Глава 38».
Нач.: «С духовною братиею жити произволил еси, своих хотений отрецыся…»
л. 200 об. Никиты Стифата слова (выписки). «Преподобнаго Никиты Стифата от первыя сотницы. Глава 72».
Нач.: «Слышах глаголющих немощи кому во имство прийти добродетели…»
л. 204. Выписки из книги «Иконион». «Из книги именуемой Иконион, или образ Евангельскаго иноческаго общаго жития от святых отец вкратце собранное».
Нач.: «Зде скопцы иже девства чистоты хранители…»
л. 207 об. Каллиста патриарха слова (выписки). «Из книги иже во святых отца нашего Каллиста патриарха Цариградскаго, глава 14».
Нач.: «О имени великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа рекшаго…»
л. 219. Нила Синайского слова (выписки). «От книги святаго Нила Синайскаго от слова постническаго. глава 41».
Нач.: «Егда обрящутся такови учители требуют ученик тако отвергшихся себе…»
л. 222. Послание Паисия (Величковского) иерею Димитрию, 1-е. «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею».
Нач.: «О Господе радоватися. О имени Господа нашего Иисуса Христа…»
НАРМ 2119.2.17
1799 г.
Петр Дамаскин и Иоанн Дамаскин. Слова.
Полуустав неаккуратный, переходящий в скоропись. Писец — иеродиакон Тимофей из Нямецкого монастыря.
4º. 19,5х18. 196 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Блок оторван от корешка. Вся тетрадь состоит частично из листов разного формата и происхождения, вклеенных до написания текста. Переплет — картон в коже.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные.
Записи
На л. 170 запись писца: «1779 года списано иеросхимонахом Николаем в пустыни над потоком Вороною, февраля 17, а преписал схимодьякон 1799 года месяца ноемврия 25, ради пользы своея и да чтя возбудит на не мало грешную свою душу к покаянию. Тимофей». На лл. 1–8 по нижнему колонтитулу запись о дарении книги руки архим. Андроника на рум. яз. духовником Кирияком в 1864 г. На лл. 1, 10, 21 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. Петра Дамаскина главы из книги первой (выписки). «Выписки с книги петра дамаскина имущей воспоминание к своей души».
Нач.: «Многих и великих благодатию сподобился от Бога дарований, окаянный аз…»
л. 170. Иоанна Дамаскина поучение. «Преподобнаго отца нашего Иоанна Дамаскина слово на боготелесное погребение Иисуса Христа».
Нач.: «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его…»
л. 196 об. Марка Подвижника слово о покаянии (неокончено). «Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Марка о покаянии всем всегда приличествующем».
Нач.: «Господь наш Иисус Христос Божия сила и премудрость…
…глаголите им покайтеся».
НАРМ 2119.2.18
2-я четв. XIX в.
Вопросоответы Варсонофия и Иоанна.
1о. 35,5х22,5. 97 л. Полуустав одного почерка. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Названия глав киноварью в колонтитулах. Имеются сноски на полях, иногда в фигурных рамках. Переплет — картон с кожаным корешком. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. На л. 97 об. концовка в виде цветка киноварью.
Записи
На лл. 1, 10, повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. Вопросоответы Варсануфия и Иоанна (1–234, неокончено). «Книга аввы Варсануфия. Сотница первая. Ответ великаго старца, ко авве Иоанну, иже от Миросавы (обители), просившу приити, и вселитися у них в общежитии».
Нач.: «Писано есть во апостоле: яко начный дело благо в вас, той и совершит е, до дне Господа нашего Иисуса Христа…
…яко многажды приводиши авву своего…»
НАРМ 2119.2.20
Посл. четв. XVIII в.
Сборник смешанного содержания.
4о. 15,5х10,5. 124 л. Полуустав и скоропись, двух почерков. I — схиархим. Паисий (скоропись л. 1–72, 108–124), II — (полуустав л. 73–107). Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях сноски рукою писца, часть в прямоугольных рамках; также даны номера страниц греческой книги, с которой делался перевод. Переплет — картон в коже с тиснением.
Украшения
Заголовки и некоторые инициалы киноварные.
Записи
лл. 1–8 по нижнему колонтитулу запись о дарении книги руки архим. Андроника на рум. яз. духовником Кирияком в 1864 г. На лл. 1, 10, 20, 9–31 повторяется владельческая запись о принадлежности книги Ново-Нямецкому монастырю от 1868 и 1887 гг.
Содержание
л. 1. Правила апостольские с толкованиями (выписки). «Изложение правилом апостольским и отеческим, имея толкование, Алексиа диакона, и законохранителя Аристина, святых и прехвальных апостол, 85».
Нач.: «Правило 9. Да отлучени будут непребывающии в Церкви до последния молитвы, ни причащающиися…»
л. 25. Василия Великого послание Амфилохию Иконийскому. «Иже во святых отца нашего Василия Великаго архиепископа Кесарии Каппадокийския тридесять глав о Святем Дусе ко иже во святых Амфилохию епископу Иконийскому».
Нач.: «Похвалим любоучение и трудолюбие нрава твоего...»
л. 34 об. Дионисия, архиепископа Александрийскаго поучение. «Како подобает в великую субботу пост оставити».
Нач.: «Святии евангелисты о времени убо воскресения…»
л. 35 об. Петра, архиепископа Александрийскаго поучение (выписки) о «отвергшихся во время гонения и паки кающихся».
Нач.: «О отвергшихся непорочныя сея христианския веры и паки раскаявших приимати…»
л. 36 об. Григория, епископа Новокесарийского поучение (выписки) о «бывших в нашествии варвар».
Нач.: «Правило 1. Плененным от варвар, нашедших на нашу страну…»
л. 37 об. Послание Афанасия, архиепископа Александрийского к Аммону (выписки). «Великаго Афанасия, архиепископа Александрийскаго ко Аммону мниху о соблазняющихся в нощи».
Нач.: «Рцы ми, благоговеине, который грех имать…»
л. 38 об. Григория Нисского к Литонию епископу 8 правил (выписки). «Святаго Григория Нисскаго к Литонию епископу Мелетинскому правило».
Нач.: «Трое видится о души нашей словесное и похотное…»
л. 39. Тимофея, архиепископа Александрийского 15 правил (выписки). «Тимофея, архиепископа Александрийскаго единаго от 150 отец…»
Нач.: «Детище или совершен муж…»
л. 40. Феофила, архиепископа Александрийского 14 правил (выписки). «Феофила, архиепископа Александрийскаго возглашение Богоявлению, наставшу в неделю»
Нач.: «Недельный день да почитается и достойно празднуем в онь…»
л. 41. Кирилла, архиепископа Александрийского 5 правил. «Кирилла, архиепископа Александрийскаго от послания иже к Домну правил пять…»
Нач.: «Петра епископа нарицаемаго подобаше имети…»
л. 42. Ответы канонические патриарха Николая Грамматика. «Собор патриарха Николы Константина града… Главы церковныя и вопросы правилныя и ответы».
Нач.: «Вопрос 1. От нашего монастыря, богочестный владыко…»
л. 47. Никифора Исповедника правила (выписки). «Святаго Никифора Константина града Исповедника и иже с ним святых отец, правила о церковных счинениях».
Нач.: «1. Аще по неведению опрется…»
л. 49. Тимофея, архиепископа Александрийского 7 правил. «Ответи правилныя Тимофея святейшаго архиепископа Александрийскаго».
Нач.: «Вопрос. Почто обращающияся еретики к соборней церкви…»
л. 54. Василия Великого правила монахам. «Святаго и великаго Василия запрещение иноком…»
Нач.: «Аще кто здрав сый телом…»
л. 59. Мефодия патриарха правила. «Святаго Мефодия патриарха Константинополскаго завещание о отвергшихся и о осквернившихся различными образы и возрастом».
Нач.: «Аще убо отроча ято бысть…»
л. 73. Краткие выписки представляющие собой отрывки из канонических книг «Номоканон», «Пандекты», «Градский закон», «Кормчей».
НАРМ 2119.2.21
Посл. четв. XVIII в.
Списки русских святых.
8о. 16х11,5. 93 л. л. 33, 34 без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Писец — монах Амвросий. Нумерация поздняя чернилами. Переплет картон. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные.
Записи
На л. 32 об. запись: «Писано Амвросием». На лл. 1–7 владельческая запись по нижнему колонтитулу на румынском языке о том, что книга привезена архим. Андроником из Нямецкого монастыря в Ново-Нямец. На лл. 1, 10, 20, 9–25 повторяется владельческая запись о принадлежности книги Ново-Нямецкому монастырю от 1868 и 1887 гг.
Содержание
л. 1. Список русских святых. «Описание коликое число обретается во всероссийской империи святых, царей, и великих князей и княгинь, и чад их».
л. 2. Списки русских святых. «Во граде Киеве святыя в нем лежащыя по церквах и в пещерах».
Нач.: «Святая великая княгиня Олга, во святом крещении нареченная Елена».
л. 35. Список чюдотворных икон. «Описание о святых чюдотворных иконах Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и прочих святых…»
Нач.: «Первая икона Иерусалимская…»
НАРМ 2119.2.22
Конец XVIII — начало XIX в.
Сборник сочинений прп. Паисия (Величковского).
Полуустав одного почерка. Писец — схимонах Платон из Нямецкого монастыря.
4о. 21х17. 213 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью с начала каждой статьи. Имеется поздняя сплошная нумерация карандашом. На полях имеются сноски, иногда в фигурных рамках. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет порчен жучком. Некоторые листы оторваны от блока. Переплет — картон в коже с тиснением. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
В начале каждой статьи небольшие заставки растительного орнамента, чернилами.
Записи
На л. 1, 10, 20 владельческие записи Ново-Нямецкого монастыря: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому Свято-Вознесенскому монастырю 1887 года». На лл. 1–213 владельческая запись по нижнему колонтитулу на рум. языке. На л. 211 об. — 213 об. резолюция цензурного комитета: «От С. – Петербургского комитета духовной цензуры: печатать дозволяется, С. Петербург, сентября 23 дня 1886 года, цензор архимандрит Тихон». На л. 213 об. внизу запись писца: «Собрав и написав книгу сию ученик сый его, и при жизни его в преписании книг его бывый, многогрешный схимонах Платон».
Содержание
л. 1. Оглавление.
л. 3. Предисловие к общежительному уставу. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего старца Паисиа общежителнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонстей горе некая лета…»
л. 6 (1). Общежительный устав. «Преосвященнейший от Бога избранный и поставленный архипастырю».
Нач.: «Аз последнейший преосвященств ваших раб…»
л. 24 (19). Послание старца Паисия иерею Димитрию первое. «Блаженныя памяти отца нашего старца Паисиа».
Нач.: «О имени Господа нашего Иисуса Христа…»
л. 39 (34). Послание старца Паисия игумении Марии (Протасьевой). «Блаженныя памяти отца нашего старца Паисиа к пречестней госпожи Марии».
Нач.: «Яко приемший от Господа огнь любве его, да понуждает себе на делание всех божественных евангелских заповедей…»
л. 47 (46). Послание 1-е старца Паисия к архимандриту Феодосию. «Тогожде старца Паисия, всечестнейшему во отцех Феодосию».
Нач.: «Благодарю Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, хранящаго здравие святыни вашея…»
л. 48 (47). Послание 2-е старца Паисия к архимандриту Феодосию. «Тогожде старца Паисия, к томужде Феодосию».
Нач.: «Писание святыни вашея посланное ко мне недостойному чрез честных отец Климента и Иоанникиа монахов с радостию получив…»
л. 69 (68). Поучение о умной молитве. «Свиток сочинения Тогожде старца архимандрита отца нашего Паисия, разделен на главы, о умней молитве».
Нач.: «Понеже дойде в слух мне последнему, яко нецыи от монашескаго чина дерзают хулити…»
л. 118 (1). Послание старца Паисия ревнителям. «Тогожде блаженныя памяти отца нашего старца Паисия архимандрита молдовлахийских монастырей Нямца и Секула, писанныя от него к неким рабом».
Нач.: «Писание ваше второе, писанное ко мне прошедшаго 1793 года, августа 22 дня, настоящаго 1794, марта 20, чрез возлюбленнаго брата нашего Феофилакта монаха с неисповедимою радостию получив…»
л. 148 (31). Сочинение старца Паисия о крестном знамении. «Тогожде блаженныя памяти отца нашего старца Паисия архимандрита молдовлахийских монастырей Нямца и Секула премалое сочинение».
Нач.: «Предания святых апостол, ова убо к вере православней принадлежат, яже и проповедуема суть…»
л. 198 (81). Послание старца Паисия иеромонаху Никифору (Феотоки). «Тогожде блаженныя памяти отца нашего старца Паисия, преподобнейшему учителю иеромонаху кир Никифору, о Господе радоватися».
Нач.: «От любве яже самаго Бога имать основание, от истинныя и непритворныя…»
л. 200 об. (83 об). Послание старца Паисия пустынникам Онуфрию и Николаю. «Тогожде старца Паисиа, к пустыннум отцем безмолствовавшым 25 лет над потоком Вороною».
Нач.: «Велию радость имех аз в души моей, егда сподоблен бых вашего сопребывания близ обители Драгомирни…»
л. 202 (85). Послание старца Паисия иерею Иоанну. «Тогожде блаженныя памяти отца нашего старца Паисия ко всечестному иерею отцу Иоанну о унеи краткое посланийце».
Нач.: «Дух Пресвятый от единаго Отца исходящий и на Сыне почиваяй, от нечестивых римлян хулне в два начала разделяемый…»
л. 208 (91). Старца Паисия слово на Рождество. «Блаженныя памяти отца нашего старца Паисиа, слово на рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, о мире Его».
Нач.: «Досточудная воистину, и премудрости исполнена сия ангелская песнь…»
л. 211 об. (94 об.) Выписки из книги «Иконион» (выписано из печатного издания в г. Вильне 1618 г.). «Из книги именуемой Иконион, или изображение евангелскаго иноческаго общаго жития».
Нач.: «Вопрос. Чесо ради круговидно общее житие описася?»
НАРМ 2119.2.26
1847 г.
Акафист вмч. Иоанну Сочавскому.
Стилизованный полуустав одного почерка. Писец — иеромонах Нафанаил из Нямецкого монастыря.
4о. 21,5х17. 17 лл. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Переплет — картон с кожаным корешком. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. Заголовок книги киноварью в колонтитулах.
Записи
На л. 1 запись писца: «Во славу Святыя Единосущныя, Животворящыя, и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Написася сия книжица Акафист в честь и похвалу святому великомученику Иоанну Сочавскому. В Молдавии в Святовознесенском Нямецком монастыре. В лето от сотворения мира 7355. От Рождества же по плоти Бога Слова 1847. Месяца Августа, 27 дня». На л. 1 об. запись писца в центре страницы: «Образ св(ятому) Иоанну». На л. 17 запись писца: «Сей акафист переведен с молдавскаго на славянский язык и исправлен иеромонахом Нафанаилом духовником святаго монастиря Нямца. Молитва же сложена онем самим. По взятии турками Цареграда, первый бывшый святейший патриарх Константинополский Геннадий, со истязанием и тщанием, прочте всех святых и божественных отец святая писания, то точию во триех сих святых святителей, не обреете нечто от человечаскаго: у Василиа Великаго, Григориа Богослова, и Иоанна Златоустаго. В прочих же всех обрете. Темже и сей сего акафиста написатель, аще что и яко человек положи, не дивитеся сему, и простите молимся. Не отверже бо Господь даров оныя евангелския вдовицы, и разбойничыя молитвы. Прочее простите мя, окаяннаго».
Содержание
л. 2 (1)–14 об. (13 об.). Акафист вмч. Иоанну Сочавскому (перевод с молдавского языка иеромонаха Нафанаила. Молитва после акафиста составлена им самим). «Акафист святому великомученику Иоанну Сочавскому».
Нач.: «Начало обычное. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
л. 15 (14)–17 об. (16 об.). Молитва вмч. Иоанну Сочавскому (составлена иеромонахом Нафанаилом). «Молитва святому великомученику Иоанну Сочавскому».
Нач.: «Святый славный и всехвалный великомучениче Христов Иоанне…»
НАРМ 2119.2.30
1867 г.
Сочинения Паисия Величковского.
Полуустав одного почерка.
4о. 21х16. 19 л. л. 12 без текста. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеется поздняя нумерация карандашом. Текст вписан в прямоугольную рамку чернилами. Переплет картон.
Украшения
В конце глав простые концовки чернилами. Некоторые инициалы имеют орнаментальные украшения.
Записи
На л. 19 внизу запись: «Написася в 1867 году». На л. 1, 10 владельческие записи Ново-Нямецкого монастыря: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому Свято-Вознесенскому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. Слово Паисия Величковского перед Великим Постом. «Слово, которое читается на всякий год по приданием преподобнаго и богоноснаго отца нашего архимандрита и старца Паисия Величковскаго, в кровле великой трапези вечера, в неделю називаемую сыропустную».
Нач.: «Отцы святии и братия, понеже милостивый Бог, своим промыслом и неопределенною пучиною своего милосердия…»
л. 7. Слово Паисия Величковского на Рождество Христово. «Слово блаженнаго отца нашего старца Паисиа, на рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, о мире Его».
Нач.: «Досточудная воистину, и премудрости исполнена сия ангелская песнь…»
л. 13. Слово Паисия Величковского перед Великим Постом на румынском языке.
НАРМ 2119.2.31
1876 г.
Устав братства Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 25,5х21. 31 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет — картон в ледерине с тиснением и названием: «Устав старца Паисия». Без украшений.
Записи
На л. 1 запись писца: «Сей устав вместе с прочими при нем сочинениями блаженной памяти преподобнаго отца нашего старца Паисия, собранный и переписанный на славянском наречии схимонахом Платоном, бывшим тогда его учеником, который при жизни старца был его письмоводителем». На л. 31 запись с подписями членов собора: «Копия устава блаженнаго отца нашего старца Паисия с подлинником верна и исправлена, в верности оной, подписом и приложением монастырской печати удостоверяем, апреля 11 дня 1876 года. Члены собора: иеромонах Исаакие, духовник Андроник, Антим духовник, иеромонах Севастиян». На первом припереплетном листе в центре, запись: «Доставить в Ново-Нямецкий монастырь. Сергий митрополит Московский».
Содержание
л. 1. Заголовок. «Устав. Преподобнаго отца нашего старца Паисия, о иноческой общежительной его жизни из 1763 года».
л. 2. Предисловие. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
л. 5. Общежительный устав. «Преосвященный от Бога избранный и поставленный архипастырю, и вы боголюбивейшии архиерее, их же Бог постави пасти Церковь свою в сей православней христианской молдовлахийской земли».
Нач.: «Аз, последнейший раб преосвященств ваших ставши пред священнолепными лицами преосвященств ваших и всего собора…»
НАРМ 2119.2.32
1887 г.
Сочинения Паисия (Величковского).
Полуустав одного почерка.
1о. 32х21. 104 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Имеются сноски на полях, по нижнему колонтитулу, иногда на румынском языке. В тексте имеются исправления. Переплет — картон в ледерине. Обрез покрашен в желтый цвет.
Украшения
Заголовки и инициалы киноварные. Заголовки глав киноварью в колонтитулах. На л. 1 изображение «общего жития» в круге.
Записи
На л. 2 об. запись писца: «Все это я переписал из рукописи писанной в 1781 году, руками учеников преблаженнейшаго отца нашего старца Паисия, схимонахом Платоном и монахом Митрофаном. Они пересилились в вечность: Митрофан в 1833 году, а Платон в 1835 году. Из них преподобный Платон, между прочими писаниями, написал и устав блаженнейшаго отца нашего старца Паисия о начале общежительнаго жития в ниже следующем». На л. 18 запись писца: «Сей устав написан к митрополиту Гавриилу Калимаху преблаженнейшим отцем нашим старцем Паисием в 1763 году, как пишет о том ученик его преподобный схимонах Платон, потом отделено устава сего, тоже о общежитии, установленной его преподобием, чтобы соблюдалось всеми братиями собора своего, и обо всякое хорошом порядке монашеской, писал еще преблаженный отец наш старец Паисие, и в России, к одному иерею приятелю своему, именем Димитрий в 1766 году, в котором письме глаголет ему так». На л. 35 об. запись писца: «А по переселении блаженнейшаго отца нашего старца Паисия в монастырь Секул, со всею братиею собора его, то в 1778 году, снова написал, выше сказанному митрополиту о своем уставе на молдавском языке, о каковом прошение блаженнейшаго отца нашего старца Паисия, свидетельствует митрополит Молдавии Вениамин, что оно было писано рукою монаха Геннадия Кокоряна, бывшаго письмоводителем у сказаннаго выше старца, и прочее. О таковом свидетельстве митрополита Вениамина уже свидетельствует князь Молдавии Михаил Стурдза воевод своею грамотою, писанною на пергамене от 4 мая 1843 года за №175 каковой 42-мя пунктами подтверждает и между прочим, чтобы в точности соблюдался устав блаженнейшаго отца нашего старца Паисия, и со всеми преданиями, сказанное же писание, блаженнейшаго старца Паисия заключается в нижеследующем с молдавскаго переводе на русский». На л. 42 запись писца: «Сии заповеди оставил писанныи отец старец, чтобы соблюдались отцами и братьями, которыи захотят пребывать в соборе, который собран его святостию. Софроние старец с(святых) м(онастырей) Нямцул и Секул». На л. 54 об. запись писца: «Убо так, как внутри сей книги помянул (относительно) о хрисове господаре Молдавии воевода Михаила Стурзи с которым утверждался устав преблаженнейшаго отца нашего старца Паисия, чтобы соблюдался в общежитие установленной его преподобием в точености и так как в упомянутом хрисове преподобный отец наш архимандрит и старец Неонил вместе отцами духовниками святых монастырей Нямцу и Секул. Еще разъяснили кое какие порядки, которыи не суть в содержании устава преблаженнейшаго отца нашего старца Паисия, но обаче соблюдались всяким из братьев собора монастырей только по предании, оставшийся между братьями от преблаженнейшаго отца нашего старца Паисия, и потому, просил правительство Молдавии, чтобы поместить в хрисове утверждающий устав, чтобы не пришло в забвение по перемене времен, и потому находя нуждным и сего хрисова представить (на лицо) здесь который переведен изпечатанный на молдавском языке, в который глаголет тако».
Содержание
л. 1. Иконион (выписки из книги, напечатанной в Вильно в 1618 г.). «Часть первая об общежитии. О монашеском общежитии вообще. Вход в общее и евангельское житие конечною нищетою и обнажением жития. Из книги именуемой иконион, или изображение евангельскаго иноческаго общаго жития, от святых отец в кратце собранное. Печатанныя в Вильне 1618 года».
Нач.: «Вопрос. Чего ради, круговидно общее житие описася?»
л. 2 об. Предисловие. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего архимандрита старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
л. 18. Послание Паисия (Величковского) иерею Димитрию 1-е. «Авраамских дел подражателю, заповедей Божиих усердному делателю, моему вседражайшему другу, господину отцу Димитрию иерею».
Нач.: «О Господе радоватися. О имени Господа нашего Иисуса Христа…»
л. 29. Послание Паисия (Величковского) ученикам. «Послание преподобнаго отца нашего старца Паисия из святаго монастиря Драгомирна, к ученикам своим, которыи находились на жневах на хутуре (метохе) Некшани».
Нач.: «Превозлюбленныи мои все которыи находитесь во святой послушании на жневах. Духовная моя чада, и во Христе братье и отцы, радуйтесь о Господе…»
л. 32. Послание Паисия (Величковского) к отцам Драгомирнским. «Другое послание по переселение в Секульском монастыре к отцам оставшихся в Драгомирне».
Нач.: «Братья и отцы и чада моя духовная, зная я, что сластолюбие, любовь яже не по Божию…»
л. 35 об. Послание Паисия (Величковского) митрополиту Гавриилу (Каллимаке).
Нач.: «Преосвященнейший владыко! Все покорнейшее мое прошение к архипастырской милости вашего преосвященства, не иное что более есть, как то, что в прошедшие дни, писал к вашему преосвященству…»
л. 42 об. Послание Паисия (Величковского) ученикам в Бухарест. «Сего же ответа о мясонеядение к отцам Дорофее и Геронтием своих учеников, обретающихся в Букуресты, посланныи его преподобием в школу для обучение еленской грамоте».
Нач.: «Любезный брат Дорофей спасайся о Господе. Да не удивишися любезный, что не послал скоро ответа письм твоих…»
л. 45. Собрание поучений Паисия (Величковского) (выписки). «Советы отца нашего старца Паисия, несколько из многочисленных обозначил здесь, к общей нашей пользы, и о воспоминании отца нашего».
Нач.: «Братия! Подобает нам с сокрушенным сердцем творить покаяние…»
л. 54 об. Устав монастырей Нямца и Секула 1843 года. «Установление по которому основывается обязательство сохранения во обще порядка для собора святых монастырей Нямцул и Секул».
Нач.: «Милостию Божиею мы, Михаил Григорьев Стурза, воевод князь владения Молдавии. По случаю что сотрудники добрых дел в порядке и улучшении божественнаго повеления делаются достойнымы большой награды…»
л. 73 об. Устав общежительной жизни Ново-Нямецкого монастыря. «Глава 1. О вступающих в монашеское общежитие кого и как принимать».
Нач.: «В святых монастырях Нямцул и Секул в Молдавии принимались таким точно порядком какой указан в 10-м параграфе устава преблаженнейшаго отца нашего старца Паисия…»
НАРМ 2119.2.33
Посл. четв. XIX в.
Сочинения Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка. Писец — архимандрит Андроник из Ново-Нямецкого монастыря.
1о. 34,5х21. 36 л. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Имеется поздняя нумерация карандашом. Имеются сноски на полях, по нижнему колонтитулу, иногда на румынском языке. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет — картон с кожаным корешком, в ледерине. Обрез покрашен в красный цвет.
Украшения
На л. 1 изображение «общего жития» в круге.
Записи
На л. 2 об. запись писца: «Все это я переписал из рукописи писанной в 1781 году, руками учеников преблаженнейшаго отца нашего старца Паисия, схимонахом Платоном и монахом Митрофаном. Они пересилились в вечность: Митрофан в 1833 году, а Платон в 1835 году. Из них преподобный Платон, между прочими писаниями, написал и устав блаженнейшаго отца нашего старца Паисия о начале общежительнаго жития в ниже следующем». На л. 14 об. запись писца: «Сей устав написан к митрополиту Гавриилу Калимаху преблаженнейшим отцем нашим старцем Паисием в 1763 году, как пишет о том ученик его преподобный схимонах Платон, а по переселении блаженнейшаго отца нашего старца Паисия из монастыря Драгомирна в монастырь Секул, со всею братиею собора его. То в 1778 году, снова написал, выше сказанному митрополиту о своем уставе на молдавском языке, о каковом прошение блаженнейшаго отца нашего старца Паисия, свидетельствует митрополит Молдавии Вениамин, что оно было писано рукою монаха Геннадия Кокоряна, бывшаго письмоводителем у сказаннаго выше старца, и прочее. О таковом свидетельстве митрополита Вениамина уже свидетельствует князь Молдавии Михаил Стурдза воевод своею грамотою, писанною на пергамене от 4 мая 1843 года за № 175 каковой 42-мя пунктами подтверждает и между прочим, что бы в точности соблюдался устав блаженнейшаго отца старца Паисия, и со всеми преданиями. Сказанное же писание, блаженнейшаго старца Паисия заключается в нижеследующем с молдавскаго переводе на русский».
Содержание
л. 1. Иконион (выписки из книги, напечатанной в Вильно в 1618 г.). «Часть первая об общежитии. О монашеском общежитии вообще. Вход в общее и евангельское житие конечною нищетою и обнажением жития. Из книги именуемой иконион, или изображение евангельскаго иноческаго общаго жития, от святых отец в кратце собранное. Печатанныя в Вилне 1618 года».
Нач.: «Вопрос. Чего ради, круговидно общее житие описася?»
л. 2 об. Предисловие. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего архимандрита старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
л. 15. Послание Паисия (Величковского) митрополиту Гавриилу (Каллимаке).
Нач.: «Преосвященнейший владыко! Все покорнейшее мое прошение к архипастырской милости вашего преосвященства, не иное что более есть, как то, что в прошедшие дни, писал к вашему преосвященству…»
л. 20 об. Послание Паисия (Величковского) ученикам. «Послание преподобнаго отца нашего Паисия, архимандрита святых монастырей Нямцул и Секул, посланное из святаго монастиря Драгомирна, к ученикам своим, которыи находились на митох Некшаний, на жатву».
Нач.: «Превозлюбленныи мои все которыи находитесь во святой послушании на жневах. Духовнии мои чада, и во Христе братье и отцы, о Господе радуйтеся…»
л. 23. Послание Паисия (Величковского) к отцам Драгомирнским. «Другое послание по переселение в монастырь Секул, к отцам оставшимся в Драгомирне».
Нач.: «Братья и отцы и чада моя духовная, зная я, что сластолюбие, любовь яже не по Божию…»
л. 25 об. Послание Паисия (Величковского) ученикам в Бухарест. «Того же ответ о не мясоядение к отцам Дорофея и Геронтия, учеников своих, которыи находились в Букарестах, посланныи их святинею в школу для изучения еллинской граммате».
Нач.: «Любезный брат Дорофей спасайся о Господе. Да не удивишися любезный, что не послал скоро ответа письм твоих…»
л. 28. Собрание поучений Паисия (Величковского) (выписки). «Советы отца нашего старца Паисия, из тех многих, очень мало, заметил здесь, к общей нашей пользы, и в воспоминание отца нашего».
Нач.: «Братия! Подобает нам с сокрушенным сердцем творить покаяние…»
НАРМ 2119.2.34
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21х16. 49 л. Нумерация поздняя карандашом. Переплет — картон с тисненым названием: «Устав старца Паисия».
Украшения
На л. 1 об. вклеена литография с изображением Паисия (Величковского).
Записи
На лл. 1, 10, 21 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 2. Устав общежительный Паисия (Величковского) 1763 года. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего архимандрита старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
НАРМ 2119.2.35
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21х16. 67 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет — картон с тисненым названием: «Устав старца Паисия».
Украшения
На л. 1 об. вклеена литография с изображением Паисия (Величковского).
Записи
На лл. 1, 10, 21 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 2. Устав общежительный Паисия (Величковского) 1763 года. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего архимандрита старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
НАРМ 2119.2.36
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21х16. 48 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет — картон в ледерине. Без украшений.
Записи
На лл. 1, 10, 20 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. Устав общежительный Паисия (Величковского) 1763 года. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего архимандрита старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
НАРМ 2119.2.37
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21х16. 33 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет картон. Обрез покрашен в желтый цвет. Без украшений.
Записи
На лл. 1, 10, 21 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. Устав общежительный Паисия (Величковского) 1763 года. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего архимандрита старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
НАРМ 2119.2.38
Посл. четв. XIX в. До 1887 г.
Устав братства Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка. Писец — игумен Феофан (Кристя) из Ново-Нямецкого монастыря.
1о. 34х21,5. 12 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет — картон в ледерине. Без украшений.
Записи
На л. 1 запись писца: «Перевод с ромынскаго языка на русский устава отца иеросхимонаха Паисия (Величковскаго) просившаго утвердить сей устав Высокопреосвященнаго митрополита Гавриила, чтобы этот устав сохранялся по его (Паисия) желанию. Принадлежность игумена Феофана (Кристи)». На лл. 1, 10, повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. Заголовок. «Устав. Преподобнаго отца нашего старца Паисия, о иноческой общежительной его жизни из 1763 года».
л. 2. Предисловие. «Предисловие о чине и уставех, блаженныя памяти отца нашего старца Паисия общежительнаго его собора».
Нач.: «Егда благоизволи Бог явити своего раба, живуща еще во святей Афонской горе, некое время наедине в безмолвии…»
л. 5. Общежительный устав. «Преосвященный от Бога избранный и поставленный архипастырю, и вы боголюбивейшии архиерее, их же Бог постави пасти Церковь свою в сей православней христианской молдовлахийской земли».
Нач.: «Аз, последнейший раб преосвященств ваших ставши пред священнолепными лицами преосвященств ваших и всего собора…»
НАРМ 2119.2.39
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21х16,5. 26 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет — картон в ледерине.
Записи
На лл. 10, 20 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года». На л. 1 запись писца: «Принадлежность игумена Феофана (Кристи).
Содержание
л. 1. Заголовок. «Перевод с ромынскаго языка на русский устава отца иеросхимонаха Паисия (Величковского) просившаго утвердить сей устав высокопреосвященнейшаго митрополита Гавриила, чтобы этот устав сохранялся по его (Паисия) желанию».
л. 2. Послание Паисия (Величковского) митрополиту Гавриилу (Каллимаке), устав 1778 года.
Нач.: «Преосвященнейший владыко! Смиреннейшее мое письмо к архипастырской милости вашего преосвященства…»
НАРМ 2119.2.40
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21,5х17. 22 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Переплет — картон в ледерине. Без украшений.
Записи
На лл. 1, 10, 20 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года». На л. 1 запись писца: «Принадлежность игумена Феофана (Кристи).
Содержание
л. 1. Заголовок. «Перевод с ромынскаго языка на русский устава отца иеросхимонаха Паисия (Величковского) просившаго утвердить сей устав высокопреосвященнейшаго митрополита Гавриила, чтобы этот устав сохранялся по его (Паисия) желанию».
л. 2. Послание Паисия (Величковского) митрополиту Гавриилу (Каллимаке), устав 1778 года.
Нач.: «Преосвященнейший владыко! Смиреннейшее мое письмо к архипастырской милости вашего преосвященства…»
НАРМ 2119.2.41
Посл. четв. XIX в.
Устав общежительный Паисия (Величковского).
Скоропись одного почерка.
4о. 21,5х17. 20 л. Листы пронумерованы писцом арабской цифирью. Текст на каждом листе вписан в прямоугольную рамку. Переплет — картон в ледерине. Без украшений.
Записи
На лл. 1, 10, 20 повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года». На л. 1 запись писца: «Принадлежность игумена Феофана (Кристи).
Содержание
л. 1. Заголовок. «Перевод с ромынскаго языка на русский устава отца иеросхимонаха Паисия (Величковского) просившаго утвердить сей устав высокопреосвященнейшаго митрополита Гавриила, чтобы этот устав сохранялся по его (Паисия) желанию».
л. 2. Послание Паисия (Величковского) митрополиту Гавриилу (Каллимаке), устав 1778 года.
Нач.: «Преосвященнейший владыко! Смиреннейшее мое письмо к архипастырской милости вашего преосвященства…»
НАРМ 2119.2.43
История Ново-Нямецкого монастыря, сочинения архим. Андроника (Поповича).
Посл. треть XIX в.
1о. 35,5х21,5. 78 л. Скоропись одного почерка. Нумерация поздняя карандашом. Переплет картон. Без украшений.
Записи
На лл. 1, 10, повторяется владельческая запись: «Сия книга принадлежит Ново-Нямецкому монастырю 1887 года».
Содержание
л. 1. «История об начале, основании и построении святого монастыря, именуемый Вознесения… который в Молдавии вообще называется Нямецким…»
Нач.: «Часть 1. Этот святой монастырь, названный Вознесения…»
Библиография
Овчинникова-Пелин В. Сводный каталог молдавских рукописей, хранящихся в СССР. Коллекция Ново-Нямецкого монастыря (XIV–XIX вв.). Кишинев, 1989.
[1] Их можно уточнить в имеющихся описаниях, приведенных в библиографии.
Источник: Богослов.Ru