История православия на Сахалине. Первый священник острова Симеон Никанорович Казанский
Представленная статья описывает жизненный путь первого сахалинского священника. Уроженец Московской епархии, он по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, приехал в отдаленный край России и прослужил в приходах Камчатской епархии с 1861 по 1879 годы. Будучи настоятелем Дуйского, а затем Корсаковского приходов, он смог сочетать в себе качества приходского батюшки, тюремного священника и священника-миссионера для коренных жителей острова.
Статья

Основной проблемой при изучении деятельности первых священнослужителей Сахалина является отсутствие достаточного количества исторического материала. Многие источники по истории Православной Церкви острова были безвозвратно утеряны, а имеющийся архивный материал сохраняется в разрозненном состоянии. Однако благодаря кропотливой работе современных историков церковной жизни постепенно удается приоткрывать неизведанные стороны многочисленных судеб людей, чья жизнь была связаны с отрезанным от материка водой островом [10].

Среди выдающихся подвижников из числа духовенства Русской Православной Церкви острова Сахалин второй половины XIX столетия выделяется личность священника Симеона Никаноровича Казанского. Он один из первых, кто на постоянной основе стал совершать свое служение на островной территории.

Остров Сахалин долгое время оставался малозаселенным. Постоянное русское население стало формироваться на нем лишь с 1853 года вокруг военных постов, которые возникали как на юге, так и на севере. В то время священнослужители Православной Церкви, клирики Камчатской епархии, лишь изредка появлялись на Сахалине. В основном это были корабельные священники, путешествующие на судах Российской Империи. Исторические свидетельства не раскрывают нам подробности открытия первого церковного прихода, но достоверно известно, что единственная сахалинская походная церковь, окормляемая командировочным духовенством, функционировала уже в середине 60-х годов XIX века. Это был Дуйский приход. Его первым настоятелем стал священник Градо-Николаевского собора города Николаевска-на-Амуре Симеон Казанский. Приехав на Сахалин, отец Симеон стал свидетелем того, как остров получает статус каторги. Теперь он, священнослужитель единственного прихода, становился еще тюремным священником, призванным заботиться о духовно-нравственном исправлении заключенных. Вслед за увеличением количества ссыльных начинается процесс открытия новых тюрем. Именно их наличие определяло количество тюремных приходов, которые закреплялись за каждым учреждением тюремного ведомства. Необходимо отметить, что число православных церквей и часовен на протяжении второй половины XIX столетия увеличивалось. Благодаря этому на острове Сахалин, части обширной Камчатской епархии, числилось десять священнических вакансий.

Будущий сахалинский пастырь родился в 1837 году в семье дьячка Никанора Казанского, служившего в одном из приходов Московской епархии [6. с. 2]. В Суздальском духовном училище, куда мальчик был устроен своими благочестивыми родителями, он получает образование. В 1853 году после окончания училища Симеон назначается пономарем в церковь села Рождествино. За усердное исполнение своего послушания при храме 14 марта 1854 году он был посвящен в стихарь.

На протяжении нескольких лет, с 1854 по 1859 годы, Симеон находился за штатом. Возможно, в эти годы молодой человек искал свое предназначение в жизни. Итогом долгих раздумий и переживаний стало твердое решение посвятить свою жизнь Богу и людям. Он поступает в число послушников Покровского монастыря. Именно в этой монашеской обители происходит судьбоносная встреча будущего священника Сахалина с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). В послужном списке Симеона Казанского за 1879 год имеется важное библиографическое замечание: «5 февраля 1860 года согласно желанию высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского назначен на службу в Камчатскую епархию» [6. с. 2 об.]. Благословение святителя Филарета определило весь дальнейший путь Симеона Казанского — быть не только священником, но еще и миссионером!

Проделав непростое путешествие, Симеон прибыл в Камчатскую епархию 1 августа 1860 года. Для него епархиальным начальством определяется место послушания причетника в Кумарской церкви. В этом приходе он прослужил около года, затем по распоряжению архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова) он был назначен псаломщиком к Камчатскому Петропавловскому собору.

Здесь, на обширных территориях сурового Дальневосточного края, начинается новый этап в жизни Симеона Казанского. В те годы Камчатской епархией руководил знаменитый миссионер и подвижник благочестия святитель Иннокентий (Вениаминов). Именно тогда происходит их знакомство, и, возможно, Симеон слышит от своего епископа первые свидетельства о новой, тогда еще не обжитой островной территории. Историкам доподлинно известно одно посещение будущим прославленным святым сахалинского поста Дуэ — в 1861 году. В своей работе исследователь и историк Сахалина А.И. Костанов приводит свидетельство священника Симеона Казанского, который подробно описал обстоятельства вынужденной высадки святителя Иннокентия на Сахалине [2. с. 27]. На наш взгляд совершенно не случайно, что об этой остановке пишет именно отец Симеон.

Осенью 1861 года в Петропавловском соборе проходят хиротонии Симеона Казанского: 24 октября в дьякона, а 29 октября в священники. Их совершает его духовный руководитель архиепископ Иннокентий (Вениаминов), который назначает отца Симеона священником Большерецкой Успенской церкви. 20 мая 1865 года священник Симеон Казанский переводится на Амур, где служит в церкви Казанской иконы Божией Матери села Софийска, а также в Градо-Николаевском соборе города Николаевска-на-Амуре. Перед официальным перемещением на остров в 1867 году отец Симеон посещает Сахалин с ознакомительной поездкой, которая продлилась несколько месяцев. Его приглашает к себе один из сахалинских чиновников, который и уговаривает батюшку связать свою судьбу с островом. Итогом непростого путешествия стало твердое решение попробовать себя в качестве настоятеля единственного тогда действующего там прихода. В 1870 году преосвященным Вениамином (Благонравовым), епископом Камчатским и Благовещенским, он назначается на остров Сахалин к Дуйской походной церкви.

Когда на Сахалине появился первый священник, достоверно неизвестно, в сохранившихся архивных документах сведений об этом нет. Однако в результате изучения многих архивных документов мы убеждены, что первым постоянным священником на Сахалине стал именно Симеон Казанский. Командующий войсками Приморской области в письме епископу Камчатскому и Благовещенскому от 3 января 1878 года сообщает: «На острове Сахалин с 1870 года и по настоящее время состоит настоятелем прихода Анивской Корсаковской церкви священник Симеон Казанский», «продолжительное служение» которого на острове «расстроило его здоровье настолько, что было бы полезно как для прихода, так и для самого священника Казанского, перевести его по усмотрению Вашего Преосвященства куда-либо на материк, назначив на о. Сахалин другого священника» [1. с. 20].

В журнале Камчатской духовной консистории от 20/25 февраля 1878 года имеется подробная запись о рассмотрении данного ходатайства. В справке-характеристике на священника Симеона указано, что «ещё бывший Преосвященный Камчатской епархии Вениамин 30 января 1871 года наложил следующую резолюцию: “…священник Казанский несколько лет не представляет церковных документов”». Соотнесение даты наложения резолюции с её содержанием говорит о том, что священник Симеон находился на острове уже за несколько лет до 1870 года. Вероятнее всего, с 1867 года, поскольку в отчёте о состоянии Камчатской епархии за 1870 год констатируется, что с Сахалина не поступало сведений с 1867 года [3. с. 11 об.].

Пребывание на Сахалине священника Симеона Казанского уже в 1868 года подтверждается рапортом начальника поста Муравьевский от 8 января 1871 года, в котором он просит «ходатайствовать о награждении состоящего при отрядах на о. Сахалин с 28 августа 1868 года священника Симеона Казанского скуфьёй» [8. с. 97].

Несовпадение в приведённых документах дат, свидетельствующих о начале священнического служения отца Симеона на Сахалине, кажется очевидным лишь на первый взгляд. На самом деле, в каждом из этих документов идёт речь об определенном временном этапе и конкретном месте его служения на острове. Так, прежде чем стать настоятелем прихода Анивской Корсаковской церкви в 1870 году, Симеон Казанский был священником Дуйской походной церкви.

Неустроенность общественной жизни сказывалась на повседневном служении отца Симеона. Об этом рассказывает он сам в письме к командиру поста Дуэ, которое пишет 6 сентября 1870 года. Чтобы побывать в самых отдаленных уголках острова, ему было необходимо попасть на один из кораблей, обеспечивающих транспортное сообщение между военными постами и поселениями. Но, к сожалению, священник зачастую получал от командира корабля отказ из-за отсутствия мест на борту. Поэтому, чтобы посетить свою паству отец Симеон был вынужден идти пешком по чрезвычайно трудным местам: «Так как берега Сахалина, как по Татарскому проливу, так и по Японскому и Охотскому морям мне вполне не известны, что для моего путешествия будет крайне затруднительно и опасно» [5. с. 32].


Православная церковь поста Дуэ. Остров Сахалин. Фото начала ХХ века.

 Православная церковь поста Дуэ. Остров Сахалин. Фото начала ХХ века.

 

Чтобы добраться из одного населенного пункта в другой, настоятелю Дуйского прихода приходилось идти по опасным утесам и каменным ущельям. При спуске к морю для путников возникала опасность утонуть в воде во время дневного прилива. Не меньшую угрозу таили в себе горные реки Сахалина. Вот что пишет отец Симеон: «Утром за нами приехал гиляк, чтобы перевезти через реку. Лодка оказалось плохо выконопаченною, и на середине реки налилась очень скоро водой и ушла из-под нас. В первую секунду мы все промокли! Держась на воде, я схватил свою сумку, чтобы дотащить ее до берега. В этот же время схватил меня за руку псаломщик Исаев, не умеющий совсем плавать. Трудно было мне одному, но тут нужно было тащить еще суму и человека, что Бог мне помог доставить до берега» [9. с. 1, 2].

Иногда священнику Симеону все же удавалось попадать на местные корабли, курсирующие между населенными пунктами острова. Но такие путешествия также не отличались безопасностью. Так, в письме от 20 ноября 1876 года иеромонах Валериан, принимающий дела Дуйской церкви, писал о злоключениях отца Симеона, произошедших с ним в одно такое путешествие. Следуя на судне «Тунгус», священник попал в сильный шторм. От качки все его вещи, в том числе богослужебная утварь и церковные бумаги, были выброшены на пол и находились в воде, они «по большей части подмочены и перемараны в грязи» [7. с. 76].

Сложности пребывания на Сахалине сказывались на служебной деятельности православного духовенства начала второй половины XIX века. Отсутствие нормальных условий для пастырского служения на острове (трудности с транспортным сообщением с материком и по острову, сложные климатические условия, значительные финансовые затраты на передвижение и прочее) побудили Епархиальное начальство усмотреть некоторые недостатки в служении отца Симеона. Так, в журнале заседания Камчатской духовной консистории за 20/25 февраля 1878 года приводятся основные нарушения, которые он допускал:

  • отлучался с места своего служения и большую часть времени проводил в другом месте (в посту Корсаковском);
  • не вел и не предоставлял духовному начальству отчетности по церкви и приходу;
  • отправлял требы «кое-как» и как придется [1. с. 24].
Свято-Никольский храм в посту Анива. Остров Сахалин. Фото конца XIX века.
 Свято-Никольский храм в посту Анива. Остров Сахалин. Фото конца XIX века.


Письмо священника Симеона Казанского коменданту поста Дуэ
 Письмо священника Симеона Казанского коменданту поста Дуэ.

Но все же по какой причине отец Симеон на протяжении нескольких лет не мог вести церковное делопроизводство? Имеющейся исторический материал не дает нам ясный ответ на это вопрос. Стоит предположить, что существовали объективные причину, не позволявшие ему четко фиксировать на бумаге все происходящее на островной территории Камчатской епархии.

Продолжительное служение на острове Сахалин, а также многодневные путешествия по острову сказались на здоровье отца Симеона. Командующий войсками Приморской области в своем рапорте от 3 января 1878 года просил Камчатского епископа подумать о переводе одного из первых священнослужителей на материк. Вот что он писал: «Жизнь на Сахалине сопряжена с некоторыми трудностями и лишениями, из-за чего у отца Симеона Казанского расстроилось здоровье настолько, что было бы полезно как для прихода, так и для священника перевести его по усмотрению Вашего Преосвященства куда-либо на материк, назначив на остров Сахалин другого священника» [1. с. 24]. Этот документ ставит точку в восьмилетнем служении Симеона Казанского на Сахалине. Преосвященнейшим Мартинианом (Муратовским), епископам Камчатским, Курильским и Благовещенским 29 мая 1878 года он назначается вторым священником к Градо-Николаевскому собору. Отец Симеон вернулся в тот собор, откуда поехал когда-то служить на Сахалин. Но в нем он пробудет совсем недолго. Уже в 1879 году последует распоряжение об увольнении священника Симеона Никаноровича Казанского из Камчатской епархии в Московскую [4. с. 1 об.].

Нам доподлинно неизвестно, как сложилась жизнь первого сахалинского священника на материке, где он служил и сколько прожил лет после длительного периода нахождения на отдаленной территории России. Очевидно одно. Отец Симеон останется в истории как первопроходец, человек высокого призвания — быть священником и пастырем для людей, оторванных от большой земли. В истории Русской Православной Церкви он вошел в число духовных лиц, которые стояли у истоков островного Православия, своей деятельностью полагавших основание будущим приходским общинам. Отец Симеон не боялся входить в камеры к заключенным каторжанам, не тяготился длительными путешествиями до стойбищ коренных жителей Сахалина, помогая аборигенам находить путь ко Христу. Его повседневной заботой являлось духовное окормление вольных переселенцев, военных и их семей, представителей островной интеллигенции. Поэтому жизненный подвиг священника Симеона Никаноровича Казанского будет являться примером для подражания стойкости в вере и мужестве в служении Отечеству и людям.



ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Журнал Камчатской духовной консистории // РГИА ДВ. Ф. 244. ОП. 4. Д. 7.

2. Костанов А.И., Назаров Е.Ф. Благовест над островами. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского // РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129.

3. Отчет о состоянии Камчатской епархии за 1870 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 372.

4. Письмо об увольнении священника Симеона Казанского из Камчатской епархии // РГИА. Ф. 796. Оп. 160. Д. 1603.

5. Письмо священника сахалинской походной церкви Симеона Казанского // РГИА ДВ. Ф. 1134. Оп. 3. Д. 2.

6. Послужной список священника Симеона Никаноровича Казанского // РГИА. Ф. 799. Оп. 16. Д. 129.

7. Рапорт Дуйской церкви настоятеля иеромонаха Валериана и Анивской церкви священника Симеона Казанского в Камчатскую духовную консисторию // РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 16.

8. Рапорт начальника поста Муравьевского // РГИА ДВ. Ф. 1154. Оп. 1. Д. 8.

9. Рапорт священника Симеона Казанского епископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Вениамину // РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 4. Д. 7.

10. Филарет (Пряшников), игум. Архивные материалы по истории Русской Православной Церкви о. Сахалин (вторая половина XIX – начало ХХ века) / Филарет (Пряшников), игум. – Казань : Бук, 2017.


Пряшников С. В. История православия на Сахалине. Первый священник острова Симеон Никанорович Казанский // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 271-276.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9