Слушая недавно прозвучавшую рождественскую передачу на Радио Ватикана [5], я невольно поймал себя на мысли о том, что римские катакомбы, которые я неоднократно посещал, хранят некоторые интересные тайны, о которых во время экскурсий почти не рассказывают итальянские гиды-проводники подземных лабиринтов. Одна из них связана с темой Рождества Христова, которая отображена на древних фресках под Древней Аппиевой дорогой на окраине современного Рима. Проведенные в разные годы в Италии археологические исследования свидетельствуют, что уже в первые века христианства верующие изображали евангельские сюжеты Рождества Христова и поклонения волхвов на стенах римских катакомб, представляющих собой, как всем известно, лабиринтную систему подземных ходов, использовавшихся в качестве места погребения и проведения собраний древних христиан. По рассказам экскурсоводов, более шестидесяти таких катакомб, общей длиной в 150-170 км, расположены под землей, в основном вдоль Древней Аппиевой дороги.
Приблизительно в сорока катакомбах стены многих подземных склепов украшены не только различными христианскими аллегорическими символами, но и фресками, изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета. Наличие в местах захоронения и собраний первых христиан фресковых изображений сюжетов из библейской истории, Евангелия, церковных преданий, апокрифического протоевангелия Иакова свидетельствует о ранней традиции почитания христианами священных изображений.
В своем фундаментальном труде, посвященном истории и живописи римских катакомб [1], русский исследователь А. фон Фрикен отмечает, что первое христианское общество «воскресает для нас в своих памятниках», так как в изобразительном искусстве древних христиан проявляется «характер их верований, надежд и стремлений, открываются самые сокровенные стороны, самые задушевные особенности их необыкновенного нравственного состояния»[1]. Несмотря на то, что многие фрески исполнены подчас «неискусною рукой посредственного мастера», в этой казалось бы художественной нищете первых христиан уже «выражено новое чувство, новое верование» – «следы тайной работы перерождения общества»[2].
Согласно материалам, опубликованным в ватиканской газете «L’Osservatore Romano» [4], а также информации, переданной в специальной передаче Радио Ватикана [5], наиболее ранние иконографические свидетельства, отображающие сцены Рождества Христова и поклонения волхвов, были сделаны христианскими художниками уже в период между 230 и 260 годами в катакомбах св. Прискиллы на улице Новая Салария. Здесь же обнаружены и редкие фрески, изображающие сцены из детских лет Господа Иисуса Христа.
В римских катакомбах сюжет поклонения волхвов сохранился в 10–12 фресках, датируемых III cтолетием. Самым древним изображением на эту тему в римских катакомбах ученые называют фреску в Греческой Капелле катакомб св. Прискиллы. По мнению исследователя Н. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св. Марцеллина[2].
Первые неизвестные нам христианские художники изображают на фресках двух, иногда четырех волхвов, торжественно несущих свои священные дары Богомладенцу. В древнейших композициях рассматриваемого сюжета можно видеть Богомладенца, находящегося не в пеленах и лежащего в яслях, а сидящего на коленах Богоматери и принимающего волхвов[3]. Встречается и одна фреска, которую отличает особая манера изображения: Богородица сидит на стуле без спинки, волхвы же – трое, – облаченные в восточные одежды, подносят свои дары не на блюдах, а в руках.
Большое количество разных надписей и фресок находится в широко известных катакомбах св. Севастиана, расположенных на Древней Аппиевой дороге. В 1877 году здесь было обнаружено едва сохранившееся изображение рождественских яслей: подобие доски с помещенным на ней Младенцом-Иисусом – в пеленах и с нимбом. Рядом с Ним можно видеть ослика и вола. Сама сцена Рождества Христова, считают итальянские ученые-археологи, отображена здесь «в эсхатологической перспективе Христа Спасителя»[5], так как над этой евангельской сценой можно видеть мужской бюст с туникой и паллием, а также нимбом над головой. Римские исследователи видят в этом бюсте лик самого Спасителя[3].
Согласно выводам русских и итальянских специалистов, настенные изображения Рождества Христова, выполненные первыми христианами в римских катакомбах, свидетельствуют о том, что верующие уже в III веке с особым вниманием относились к священным событиям, изображая сюжеты как из Евангелия, так и из апокрифов. Тем самым неизвестные мастера этих древних иконографических изображений расширяли представление посетителей христианских собраний и подземных склепов о дивной и чарующей картине праздника Рождества Христова, который был великим событием и в жизни первых христиан[4].
Литература:
1. Фрикен фон А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Части 1-4.- Москва, издание К. Т. Солдатникова, 1872.
2. Покровский Н. Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период.– В кн.: Очерки памятников христианского искусства. - Санкт-Петербург, «Лига-плюс», 2000.
3. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери.- СПб., Т. I.,1914. Т. II. 1915.- Репринт: Elibron Classics, 2003.
4. L’Osservatore Romano. Il presepe nel complesso di San Sebastiano. MEMORIE DELLA Natività IN CATACOMBA, di Giovanni Carrù.- Venerdì, 30 dicembre 2011. Anno CLI n. 300 (45.945)
5. Рождественские ясли в первые века христианства. Передача русской редакции Радио Ватикан от 02.01.2012.- см. также сайт www.radiovaticana.org/rus
[1] Фрикен фон А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Часть 1. Москва. Издание К. Т. Солдатникова, 1872. С. 2 .
[2] Там же, с. 5 – 6.
[3] Рождественские ясли в первые века христианства. Передача русской редакции Радио Ватикан от 02.01.2012.- см. также сайт www.radiovaticana.org/rus
[4] Материал составлен на основе работ известных исследователей Древнего Рима (А. фон Фрикена, Н. Покровского, Н. Кондакова), материалов, опубликованных в декабре 2011 года на страницах ватиканской газеты «L’Osservatore Romano», а также январской передачи 2012 года русской редакции Радио Ватикан.