Икона из фондов Московского государственного объединенного музея-заповедника — список знаменитого образа конца XV века мастерской Дионисия, ныне хранящегося в Успенском соборе Московского Кремля — создана московским мастером Федором Соколовым в 1878 году. Икона, точное происхождение которой неизвестно, поступила в «Коломенское» в 1930-е годы благодаря подвижнической собирательской деятельности основателя музея архитектора П. Барановского, спасшего многие памятники. Тогда она была покрыта черным слоем олифы, а на ее ценность указывала надпись, которая едва прочитывалась на нижнем поле иконы: «Истинное изображение мера и подобие образа стаго Алексия митроп. что в Успенском соборе в Москве. Написал иконописец Федор Соколов в лето 1878 мца марта».
Об иконописце Федоре Соколове известно, что он учился в Петербургской академии художеств, написал иконы для петербургского храма преподобной Ксении Римляныни и большой иконостас для собора в Нижнем Новгороде. В Москве у него была своя иконописная мастерская на Арбате. Известны и другие подписные иконы этого мастера. Одна из них — «Святитель Петр, митрополит Московский с житием» — хранится в фондах «Коломенского» и в прошлом году также была представлена на выставке «Сокровища фонда».
Открытие выставки началось с краткой заупокойной литии по почившему Патриарху Алексию II, которую совершил настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове игумен Алексий (Иванов). За литией молились благочинный Даниловского округа протоиерей Геннадий Бороздин и клирик храма в Дьякове иерей Кирилл Кузьмин.
Участники встречи тепло вспоминали почившего предстоятеля Русской Православной Церкви, которому 23 февраля исполнилось бы 80 лет. Директор Московского государственного объединенного музея-заповедника (Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино) Людмила Колесникова рассказала о своем опыте общения с Патриархом Алексием. «Мы знали Его Святейшество с 90-х годов: это пора сложных взаимоотношений Церкви и государства. Но я знала одно: если я посылала письмо-просьбу Патриарху, он его рассматривал очень осторожно, аккуратно, и главное для него было: не навреди. Он неоднократно бывал в Коломенском, мы вели беседы, и я уже тогда видела, что это был человек удивительной духовности. Тот вклад, который внес Патриарх, мы с вами, работники музея, должны нести дальше. Как он нас внимательно слушал: наши вопросы, наши проблемы, что мы хотели, как мы хотели, — и всегда поддерживал. За нами была крепость, которая — мы знали — поможет нам все трудности преодолеть».
Замдиректора по научной работе музея Александр Лаврентьев рассказал, что представляемая икона — это еще и «эпоха в лицах». Образ «возвращает нас в мир исторических событий». Копия с иконы Дионисия, по мнению ученого, наверняка писалась с благословения или Святейшего Синода, или московского архиерея, ведь письмо Дионисия — одна из вершин русского художественного творчества. Житийные клейма показывают нам множество лиц современников митрополита Алексия, жившего в одну из самых сложных эпох, а именно эпоху объединения русских земель вокруг Москвы. Это и семья великого князя Ивана Ивановича, отца Дмитрия Донского и внука Ивана Калиты, и преподобный Андроник, основатель Спасо-Андроникова монастыря в Москве, и, конечно, преподобный Сергий Радонежский. По меркам своего времени митрополит Алексий прожил жизнь невероятно длинную — почти 85 лет, и эти годы прошли в трудах. Среди многообразных трудов митрополита ученый выделил его роль воспитателя благоверного князя Дмитрия Донского.
К иконе Дионисия, хранившейся ранее в Чудовом монастыре в Кремле, был привешен перстень, который, по преданию, жена хана Джанибека Тайдула подарила святителю Алексию в благодарность за излечение от слепоты. Этот золотой перстень в 1722 году по указу Петра I с оклада изъяли и передали в Синодальную ризницу, где он впоследствии был заменен медным и исчез. А. Лаврентьев выразил надежду, что эта реликвия когда-нибудь будет обретена, наряду с исчезнувшим после революции Евангелием, которое принадлежало святителю Алексию.
Профессор ПСТГУ Анна Рындина отметила, что список с иконы Дионисия был написан в память 500-летия преставления святителя Алексия Московского. И симптоматично, что мастер Соколов, работавший в совершенно ином художественном ключе, выбрал именно икону Дионисия: «Эта икона полна света», — заключила выступавшая.