Андреев А.Н. Западноевропейские вероисповедания и русские старообрядцы в XVIII в. // Вопросы истории. 2010. № 5. С. 98–109. Реферат статьи
Особенностям отношения русских старообрядцев к Римско-Католической церкви и протестантским сообществам в XVIII веке посвящена статья А.Н. Андреева.
Статья

Отношение старообрядцев к европейским исповеданиям принципиально сформировалось в XVII в. Римская церковь и протестантские деноминации воспринимались как единая «латинская ересь» (или «бесовская вера»). Ссылаясь на «Книгу о вере», старообрядцы называли три стадии отпадения от веры: в 1000 г. (раскол Восточной и Западной церквей), в 1595 г. (Брестская уния) и в 1666 г. (Московский собор 1666–1667 гг., анафематствовавший противников никоновских реформ). Поэтому в XVIII в. «никонианская» церковь считалась главной преемницей римских «отступников», в том числе в богослужении и в вероисповедании. Крайне негативно староверы и раскольники воспринимали личность Петра Великого, а также западные обрядовые, вероучительные и бытовые обычаи. Староверы практиковали перекрещивание «никониан» («обливанцев») наравне с католиками и протестантами и принятие их в свою веру по особому чину. Государство и официальная церковь обвинялись в сотрудничестве с «латынщиками» и «жидами», православные церкви нередко назывались костелами, отвергались живоподобная иконопись и резные иконы («статуи»), «четвероконечный римский крыж» (крест). Полемические сочинения старообрядцев были направлены преимущественно против никониан, которые считались иноверцами. Высказанные в обобщенной форме обличения непосредственно западных заблуждений принадлежат выговцу Семену Денисову и уральскому старообрядцу Гавриилу Семенову Украинцеву (Митрофанову).

Бытовое общение с представителями западных исповеданий резко осуждалось, но фактически имело место. На условиях взаимной выгоды иногда от иноверцев принимались ходатайства перед властями и материальные пожертвования (например, от коменданта Петровских заводов лютеранина В.И. де Геннина).

В XVIII в прослеживается некоторое западное влияние на старообрядчество (использование барочных орнаментов при оформлении книг). Популярностью пользовался «Катехизис» Петра Могилы и другие украинские богословские издания, хотя сам Могила, по мнению староверов, уклонился от православия в костел. Католическое влияние на догматику старообрядцев не зафиксировано, тогда как некоторые протестантские идеи отчасти перенимались и переосмысливались, особенно в сектантстве. Популярностью на Выге пользовались сочинения Раймонда Люллия, повлиявшего на становление европейского рационализма и пантеизма. У Андрея Денисова встречаются отголоски догмата об оправдании верой. Взгляды медведицкого старовера Кузьмы Косого близки хилиазму Кульмана.

Автор принципиально отличает староверие и сектантство, считая неправильной позицию отождествлявших их архиереев РПЦ XVIII в. (св. Дмитрий Ростовский и Стефан Яворский). Хотя оба эти явления стали формой социального протеста и имели схожую культовую практику, однако содержательно они отличались. Например, староверы отвергали иконы нового образца, но не сам догмат об иконопочитании, они не подвергали сомнению авторитет Священного Писания и Предания, не отрицали сам институт священства, а только лично священников послениконовского поставления. Софонтиевец схимник Максим доказывает необязательность священства для спасения души, но старообрядцы восприняли эту мысль как «люторскую ересь». В целом сектантство было враждебно старообрядчеству. Рядовые верующие отвергали протестантские идеи, даже если ими оправдывалось древнее благочестие.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9