Святитель Иннокентий (Вениаминов) и его деятельность по устройству среднего духовного образования на Дальнем Востоке
Епископское служение митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) по сей день остается актуальной темой для исследователей. Годы его служения в качестве правящего архиерея обширной Камчатской епархии, включавшей в себя огромные территории Сибири, Дальнего Востока и Аляски, уже освещены в целом ряде научных исследований. Одной из наиболее важных обязанностей епархиального архиерея всегда была забота о духовном образовании клириков вверенной его попечению епархии. Вопросы устройства и становления среднего духовного образования в Камчатской епархии в годы архипастырского служения владыки Иннокентия несомненно являются важной сферой самостоятельного анализа. В 2024 г. исполняется 145 лет со дня кончины святителя и 200 лет со дня первого прибытия будущего иерарха в Америку. Поскольку на сегодня проблемы устройства духовной семинарии в Новоархангельске, затем в Якутске и впоследствии в Благовещенске не были отдельными темами для исследования, следует признать, что обращение к данным вопросам представляется актуальным и научно значимым. Таким образом, цель исследования кандидата богословия, проректора по воспитательной работе Вологодской духовной семинарии, доцент кафедры церковно-исторических дисциплин иеромонаха Ферапонта (Широкова) — изучить деятельность владыки Иннокентия по организации средних духовных школ Камчатской епархии.
Статья

Личность митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) оправданно привлекает внимание исследователей ввиду многогранности деятельности архипастыря. На сегодня изучены этапы его миссионерского служения, однако следует отметить, что в рамках просвещения народов Сибири важную роль играла подготовка будущих пастырей для обширной епархии, которой управлял будущий Московский митрополит. В рамках настоящего исследования осуществлен анализ его деятельности по обустройству духовных школ Камчатской епархии, которой он управлял почти 30 лет: с 1840-го по 1868 г.

Обратимся к биографии святителя. Будущий митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов) родился в 1797 г. в семье пономаря Иркутской епархии. Рано лишившись отца, он был передан на воспитание дяде — диакону Димитрию Попову, клирику Ильинского храма в с. Ангинское Иркутской епархии, где будущий святитель познакомился с храмом и православным богослужением. В 1807 г. поступил в Иркутскую духовную семинарию, где и получил фамилию Вениаминов: ректор семинарии архимандрит Павел (Некрасов) присвоил юноше как лучшему ученику данную фамилию в память о епископе Иркутском Вениамине (Багрянском), скончавшемся незадолго до этого. За год до окончания обучения в духовной школе Иван женился и был рукоположен во диакона, а в 1821 г. — во пресвитера и получил назначение учителем первого класса церковноприходской школы при Благовещенской церкви Иркутска[1].

В 1823 г. по предложению епископа Иркутского Михаила (Бурдукова) по предписанию Святейшего Синода священник Иоанн Вениаминов был направлен в миссионерскую поездку на Алеутские острова и 15 последующих лет совершал миссионерское служение в отдаленных регионах Российской империи, основывая новые православные храмы, церковно-приходские школы, больницы и богадельни. В основе его трудов был принцип сохранения национальной самобытности[2]. Но для успешной и более плодотворной работы необходимо было устройство постоянной миссии в Северной Америке, что и побудило отца Иоанна в 1838 г. направиться в Петербург. В ходе продолжительного путешествия состоялись знакомство с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), встреча с обер-прокурором Н. А. Протасовым. В связи с внезапной кончиной супруги по предложению митрополита Филарета отец Иоанн принял постриг с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. Два его сына поступили в духовную семинарию. Сам владыка писал об этом графу А. Н. Муравьёву[3] следующее: «Ныне я отправляю детей моих в С.-Петербургскую семинарию. Сделайте милость, призрите их иногда. Мое желание: чтобы они были людьми полезными для Церкви. Иначе — пусть я лучше лишусь их»[4]. Начинается новый этап жизни будущего святителя: после встречи с императором Николаем I и в связи с образованием Камчатской, Курильской и Алеутской епархии архимандрит Иннокентий был определен первым епископом новообразованной самой обширной епархии в Российской империи.

Миссионерская деятельность епископа Иннокентия осуществлялась на огромной территории, охватывающей Восточную Сибирь, Дальний Восток, Аляску и Алеутские острова, среди таких народов, как чукчи, якуты, тунгусы, камчадалы и др. Своей первостепенной задачей владыка видел создание региональных миссий, при этом он отчетливо понимал значимость личного участия в миссионерском деле, поэтому совершил несколько продолжительных путешествий по своей епархии, которые зачастую сопровождались сложными погодными условиями и иными неблагоприятными обстоятельствами. В 1850 г. владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа. После присоединения Якутской области к Камчатской епархии в 1852 г. архиерейская кафедра была перемещена в Якутск[5].

В 1858 г., участвуя в работе Святейшего Синода, архиепископ Иннокентий добился учреждения двух викариатств (в Якутске и Новоархангельске) и переноса кафедры на Амур[6]. В 1868 г., после кончины митрополита Московского Филарета (Дроздова), архиепископ Иннокентий был назначен на Московскую кафедру. Несмотря на слабое здоровье, которое ухудшилось в связи с многолетней службой в трудной климатической зоне, «апостол Америки и Сибири» смиренно принял свое новое назначение и вплоть до своей кончины, последовавшей в 1879 г., трудился над благоустройством церковной жизни в Москве[7].

В годы миссионерского служения в Сибири и на Дальнем Востоке владыка Иннокентий отчетливо понимал, что для полноценного укрепления миссии на столь обширной территории необходимы образованные пастыри. Вполне естественно, что в столь отдаленные регионы практически не было желающих переехать из других епархий, поэтому святитель осознавал, что необходимо устройство собственных духовных школ для обучения местного населения. В 1841 г., вскоре после прибытия в Новоархангельск в качестве епархиального архиерея недавно образованной епархии, епископ Иннокентий основывает в кафедральном городе духовное училище, о чем он писал в письме митрополиту Московскому Филарету: «Действия наши, по прибытии в Ситху, еще не велики. И вот они: …17 декабря открыто Духовное училище, состоящее ныне из 23 человек креолов и туземцев. Смотрителем определен Иеромонах М[исаил Озеров], студент Московской духовной академии»[8]. В 1843 г. епископ Иннокентий направил ходатайство в Святейший Синод об открытии Новоархангельской духовной семинарии, попутно отметив в письме обер-прокурору Н. А. Протасову, что «если Св. Синод благоволит быть здесь семинарии, то ректором должен быть, по мнению моему, такой, который мог бы быть моим преемником»[9]. Открытие семинарии состоялось 1 декабря 1845 г. По чертежам святителя на следующий год было выстроено новое здание семинарии[10]. В духовной школе обучались как представители коренных народов, так и русские. При этом семинария ставила цель не только в образовании будущих священнослужителей обширной епархии, но и, по замыслу епископа Иннокентия, должна была готовить образованных выпускников, отвечающих всем необходимым потребностям местности. В семинарии преподавались как предметы, обязательные для изучения в средних духовно-учебных заведениях, так и, по личному распоряжению епископа, дисциплины практической направленности: особое внимание уделялось местным языкам, основам медицинской практики, ремеслу[11]. При этом сам владыка Иннокентий констатировал, что семинария в незначительной степени отвечала прямому назначению: миссионеры, а тем более священники из нее выходили в чрезвычайно редких случаях[12].

В течение всего периода существования семинарии духовная школа испытывала значительные трудности кадрового характера: не хватало преподавателей, в связи с чем возникали затруднения в учебном и воспитательном плане. Епископ Иннокентий понимал, что содержание семинарии в Новоархангельске и в материальном, и в кадровом отношении было весьма затруднительным, поэтому принял решение о перенесении семинарии на Азиатский континент исключительно исходя из целесообразности. Кроме того, по мнению одного из исследователей, «высоко оценивая личные и душевные качества, искренность веры и смекалку уроженцев Американского континента, святитель Иннокентий критически оценивает их интеллектуальные способности и духовное состояние в связи с возможной пастырской деятельностью. <...> Он приводит примеры небрежного и даже откровенно потребительского и неуважительного отношения к священному сану со стороны призванных к пастырскому служению креолов»[13]. Обо всех отмеченных выше трудностях епископ Иннокентий писал обер-прокурору Н. А. Протасову в пространном письме 1 мая 1848 г., присовокупляя, что поданное ранее ходатайство о переносе кафедры и семинарии в Аян или Якутск небезосновательно[14]. До присоединения Якутской области к Камчатской епархии генерал-губернатором Восточной Сибири предлагался проект переноса семинарии в Петропавловский порт, однако владыка Иннокентий настаивал на Якутске, что осуществилось в 1852 г., после присоединения региона к его епархии[15].

В Якутске до этого действовало духовное училище, а для получения среднего духовного образования выпускники направлялись в Иркутскую духовную семинарию, где было выделено 10 вакансий для поступающих из Якутска. Однако отдаленность Иркутска и дороговизна содержания практически полностью ограничивали возможность продолжения обучения в семинарии для детей духовенства из Якутска[16]. Процесс перемещения духовной школы затянулся до 1858 г. Семинария получила название Якутской и была размещена в новом здании в Спасском монастыре. Ректор архимандрит Петр (Екатериновский) вместе с преподавателями Новоархангельской семинарии был перемещен в Якутск, и с сентября 1858 г. занятия начались уже в новой семинарии. Вскоре архимандрит Петр был освобожден от должности ректора, и архиепископ Иннокентий просил у обер-прокурора назначения ректора «благонамеренного и благочестивого, а неблагочестивого я вышлю, во что бы мне это не стало»[17]. Духовную школу возглавил протоиерей Димитрий Хитров — знаменитый миссионер, автор переводов Священного Писания и богослужебных книг на якутский язык, впоследствии епископ Уфимский Дионисий. Архиепископ Иннокентий высоко оценивал труды нового ректора, отмечая в письме А. Н. Муравьёву, что он лучший миссионер для Якутской епархии[18]. Учебная программа, составленная архиепископом Иннокентием, включала, как и в Новоархангельске, помимо богословских дисциплин практические, необходимые для данной местности, — в частности якутский язык.

Отношение архиепископа Иннокентия к организации духовной семинарии и его личное участие в решении внутренних вопросов бытия духовной школы достаточно полно отражены в воспоминаниях его сподвижника по миссионерским трудам протоиерея Афанасия Виноградова: «В 1859 году в Якутск был назначен новый ректор, не совсем опытный в делах семинарских, особенно счетных. Инспектором был человек молодой, вовсе не знакомый ни с какими архивными делами. Год прошел без особых приключений. Настал 1860 год. Составлен был экономический отчет и представлен высокопреосвященному. Владыка, получив отчет, объявил ректору, что он, зная неопытность членов правления, решил сам предварительно проверить отчет, поэтому велел принести приходно-расходные книги и документы. Ошибок, неправильностей нашлось-таки довольно. И вот высокопреосвященный, желая научить ректора, как нужно вести счетную часть, велел ему ежедневно являться к себе, при нем лично стал проверять документы, книги и отчет, указывая на все ошибки, с требованием их исправления. Весь отчет под его руководством был пересоставлен. Такой практический курс бухгалтерии продолжался целый месяц. Разумеется, нелегок пришелся он ректору. Часто возвращался он от высокопреосвященного весь в поту и бледный. Владыка был, надо сказать, не совсем хладнокровный педагог: ректору пришлось выслушать довольно много разных укоризн и замечаний. Но эти уроки не пропали даром. На следующий год книги и отчеты оказались составленными безукоризненно — высокопреосвященный не нашел в них ни малейшей погрешности»[19]. Владыка Иннокентий уделял большое личное внимание процессу обустройства семинарии, требуя, чтобы она располагалась недалеко от архиерейского дома, чтобы воспитанники непременно посещали домовую церковь для участия в богослужениях и произнесения проповедей[20].

Однако в скором времени вновь встал вопрос о перемещении семинарии. Еще в 1858 г. архиепископ Иннокентий писал Н. Д. Свербееву[21] о желании переселиться в Благовещенск и переместить туда семинарию[22]. В 1867 г. была произведена очередная реформа духовного образования, которая окончательно определила необходимость переноса семинарии из Якутска. Со вступлением на престол императора Александра II все более ясно стали проявляться шаги по возможной реформе духовной школы. Император, лично посетив ряд духовных семинарий в 1858 г. и ознакомившись с положением дел, предпринял ряд действий к установлению новых порядков в духовных школах. Назначение на должность обер-прокурора графа Д. А. Толстого способствовало скорейшему продвижению данных идей. Был проведен сбор мнений от начальствующих в духовных школах относительно возможных изменений в Уставе[23]. В 1860 г. был учрежден комитет, который составил проект Устава духовных семинарий. Путем долгих дискуссий было принято решение провести полное преобразование всего строя духовно-учебного дела[24]. 14 мая 1867 г. был учрежден новый орган центрального управления духовными школами — Учебный комитет при Святейшем Синоде. В тот же день император утвердил новый Устав духовных семинарий, просуществовавший с некоторыми изменениями с 1884 г. вплоть до полного закрытия всех духовных школ в 1918 г. Согласно Уставу, духовные семинарии переходили в непосредственное ведение епархиальных архиереев, число учащихся в них определялось Святейшим Синодом. Надзор за обучением осуществлял ректор семинарии, который, как и инспектор, избирался правлением семинарии, после чего его кандидатура представлялась епархиальным архиереем на утверждение Святейшему Синоду. Все семинарии должны были организовать общежитие для казеннокоштных и своекоштных воспитанников. Были утверждены и новые учебные программы[25].

Реформа духовных семинарий и училищ началась с 1867/68 учебного года, осуществлялась постепенно и должна была завершиться к 1871 г., однако в реальности завершилась в полном объеме гораздо позже — прежде всего из-за материальных затруднений[26]. Осуществлять надзор за ходом реформы должны были ревизоры Учебного комитета, которые посредством ревизий знакомились с подлинным положением дел в каждой из семинарий и в письменных отчетах представляли подробную информацию о ходе реформы[27]. На основании материалов ревизий высшая церковная власть готовила циркулярные определения и постановления по духовно-учебному ведомству.

Архиепископ Иннокентий (Вениаминов) отчетливо осознавал, что осуществление постулатов реформы духовного образования 1867 г. в Якутской духовной семинарии будет чрезвычайно затруднительным в связи с материальными трудностями и отдаленностью епархии, что становилось причиной кадровых неустройств. Сам лично он был противником новых уставов, что наиболее отчетливо проявится уже после вступления на Московскую кафедру[28]. 27 мая 1867 г. был издан указ Святейшего Синода о новых порядках в духовно-учебных заведениях в связи с преобразованием. Сразу же по получении указа встал вопрос об их введении в Якутской семинарии, которая на тот момент лишилась ректора, избранного епископом, и состояла из инспектора и двух преподавателей[29]. Правление семинарии обратилось к архиепископу Иннокентию с ходатайством об увеличении числа преподавателей. Однако при имеющихся окладах в семинарии невозможно было содержать более пяти наставников, в связи с чем возник вопрос о целесообразности устройства правления семинарии в соответствии с требованиями нового Устава.

Архиепископ Иннокентий ввиду возникших затруднений принял окончательное решение для успешного осуществления образовательной деятельности и плодотворного функционирования духовной семинарии в Камчатской епархии переместить ее из Якутска в Благовещенск, независимо от того, будет ли в перспективе Якутская епархия самостоятельной или останется викариатством[30]. По мнению архиерея, основанием для очередного переноса семинарии было и следующее обстоятельство: в Якутске имелось 83 причта на 250 000 христиан. При таком соотношении число учеников должно быть не более 40 человек, даже при увеличении числа причтов до 150 учащихся может быть не более 60, при этом положения нового Устава требовали значительных материальных ресурсов для обеспечения правильного хода учебно-воспитательного дела. Большинство духовенства региона продолжало отдавать своих детей в светские учебные заведения, так как не могли содержать своих детей в семинарии при дороговизне цен в Якутске[31]. Кроме того, возникала и кадровая проблема: преподаватели из других регионов не приезжали из-за климата, «весьма неблагоприятного для ведущего сидячую жизнь»[32]. Следовательно, в семинарии всегда имела место нехватка наставников, что при положениях нового Устава не представлялось возможным, так как при отсутствии особых привилегий служить в столь непростом крае желающих не было. К тому же, по мнению архиепископа Иннокентия, семинария нужна была только Якутии, отправлять детей из Камчатки или Амура представлялось затруднительным — выгоднее было направлять воспитанников в Иркутск и содержать там параллельные классы, чем иметь собственную семинарию.

Исходя из этого, архиепископ Иннокентий желал перенести семинарию Камчатской епархии в Благовещенск, что выглядело оправданным и в соответствии с п. 3[33] Устава духовных семинарий, ведь еще в 1858 г. Камчатская кафедра была перенесена в Благовещенск. 5 декабря 1867 г. он написал обер-прокурору Д. А. Толстому конфиденциальное письмо, в котором вновь поднимал вопрос, «должна ли Якутская семинария оставаться в Якутске или быть перенесена в Благовещенск; 1 декабря я получил Указ Св. Синода о назначении ректора Якутской семинарии на высшую степень служения Церкви, и потому вышеозначенный вопрос требует решения ныне же, потому что, если семинария должна остаться в Якутске, то необходимо для нее ректора ныне же; ибо настоящий инспектор семинарии, священник о. Афанасий, на которого, по необходимости, теперь возложена обязанность ректора, не может быть ректором по своему слабому характеру и потому, что он не пользуется ничьим уважением…»[34].

В 1868 г. архиепископ Иннокентий был определен митрополитом Московским, однако продолжал уделять особое внимание нуждам Камчатской епархии, в том числе и открытию семинарии в Благовещенске[35]. На основании ходатайства архиепископа Иннокентия Святейший Синод определил целесообразным перенести семинарию в Благовещенск, оставив в Якутске духовное училище, о чем владыка оповестил епископа Якутского Дионисия (Хитрова) 8 апреля 1869 г., отметив, что «о перенесении семинарии на Амур дело кончено почти, т. е. журнал подписан, но окончание будет через неделю»[36]. Пожар, уничтоживший здание Якутской семинарии в 1870 г., окончательно определил дальнейшую судьбу духовной школы. Непосредственное перемещение семинарии из Якутска, подготовленное владыкой Иннокентием в 1870 г., осуществил епископ Камчатский Вениамин (Благонравов). Учащихся на указанный год было 23 человека, из них в Благовещенск было отправлено трое, остальные продолжили обучение в Иркутской семинарии[37].

Таким образом, за продолжительный период пребывания на Камчатской кафедре владыка Иннокентий осуществил небывалое преобразование церковной жизни в регионе, не имеющее аналогов в России в рамках миссионерской деятельности. В настоящем исследовании удалось установить, что святитель Иннокентий уделял особое внимание развитию духовного образования в Камчатской епархии, которая в силу отдаленности и особенности региона нуждалась в образованных священнослужителях. За годы существования семинария под началом архиепископа Иннокентия ежегодно выпускала 10–12 человек, которые трудились на всей территории Камчатской епархии[38]. Владыка Иннокентий видел необходимым не только пастырскую подготовку будущих священнослужителей, но и их всестороннее развитие, чем обусловил успех своей миссии в Сибири и на Дальнем Востоке. Особо следует подчеркнуть, что даже после назначения на Московскую кафедру митрополит Иннокентий, уделявший значительное внимание вопросам духовного образования в целом, не оставлял попечения и о духовных школах Камчатской епархии и благодаря своему авторитету смог окончательно разрешить вопрос с перемещением семинарии в Благовещенск.

 

Сокращения

РГИА — Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург).

 

Источники

Виноградов А., прот. Воспоминания о высокопреосвященном Иннокентие, митрополите Московском // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1879. № 39. С. 441–457. Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1866. СПб., 1867.

Иннокентий (Вениаминов), свт. Собрание сочинений и писем: в 7 т. / [редколл.: еп. Якутский и Ленский Роман (Лукин) и др.]. М.: Изд-во Московской патриархии Русской Православной Церкви, 2012–2015.

Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1–3. СПб., 1897–1901.

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 9. 1868. Д. 63; Оп. 16. Д. 142.

Уставы и штаты духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 14 мая 1867 года. СПб., 1867.

 

Литература

Колыванов Г. Е. Новоархангельская духовная семинария // Церковный историк. 2020. № 2 (4). С. 109–125. https://doi.org/10.31802/CH.2020.4.2.006

Курляндский И. А. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. XXII. С. 707–715.

Курляндский И. А. Святитель Иннокентий (Вениаминов) и вопросы духовного образования в эпоху «великих реформ» (1860–1870-е годы) // Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке XIX — начала XX века: материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции / сост., научн. ред. С. В. Мельникова. Иркутск, 2017. С. 10–18.

Никандр (Горбатюк), иером. Значение Новоархангельской духовной семинарии для духовной и культурной жизни Русской Америки // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2019. Вып. 6. С. 21–25.

Павлов А. А. Первое среднее учебное заведение Якутии — Якутская духовная семинария // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2015. Вып. 2. С. 70–74.

Просветитель сибирских стран, Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский / сост. З. Барсукова. СПб., 1901.

Роман (Лукин), еп. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2014. Вып. 1. С. 6–17.

Смолич И. К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. 1. М., 1996.

Степанова Н. С. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2021. № 9–10. С. 103–108.

Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.

Юрганова И. И., Корнильцев А. Н. Якутская духовная семинария: историческая миссия в прошлом и настоящем // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2024. Вып. 20. С. 8–13.

 

[1] Курляндский И. А. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. XXII. С. 707.

[2] Там же. С. 708.

[3] Православный духовный писатель и историк Церкви.

[4] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1–3. СПб., 1897–1901. Кн. 1: 1825–1855. С. 51.

[5] Курляндский И. А. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. С. 710.

[6] Степанова Н. С. Просветительская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутии // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2021. № 9–10. С. 107.

[7] Курляндский И. А. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. С. 713.

[8] Просветитель сибирских стран, Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский / сост. З. Барсукова. СПб., 1901. С. 29. О Новоархангельской семинарии см.: Колыванов Г. Е. Новоархангельская духовная семинария // Церковный историк. 2020. № 2 (4). С. 109–125.

[9] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 118–119.

[10] Там же. С. 134.

[11] Никандр (Горбатюк), иером. Значение Новоархангельской духовной семинарии для духовной и культурной жизни Русской Америки // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2019. Вып. 6. С. 22–23.

[12] Иннокентий (Вениаминов), свт. Собрание сочинений и писем: в 7 т. / [редколл.: еп. Якутский и Ленский Роман (Лукин) и др.]. М., 2012–2015. Т. 3. С. 312–313.

[13] Никандр (Горбатюк), иером. Значение Новоархангельской духовной семинарии… С. 23–24.

[14] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 178–194.

[15] Там же. С. 237–238.

[16] Юрганова И. И., Корнильцев А. Н. Якутская духовная семинария: историческая миссия в прошлом и настоящем // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2024. Вып. 20. С. 11.

[17] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1. С. 353.

[18] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2: 1855–1865. С. 57–58.

[19] Виноградов А., прот. Воспоминания о высокопреосвященном Иннокентие, митрополите Московском // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1879. № 39. С. 446–447.

[20] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. С. 30–31.

[21] Старший чиновник особых поручений по дипломатической части при генерал-губернаторе Восточной Сибири.

[22] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2. С. 146.

[23] Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006. С. 160.

[24] Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1866. СПб., 1867. С. 55.

[25] Смолич И. К. История Русской Церкви 1700–1917. Ч. 1. М., 1996. С. 457.

[26] Смолич И. К. История Русской Церкви 1700–1917. С. 455.

[27] РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 142. Л. 1–1 об.

[28] Курляндский И. А. Святитель Иннокентий (Вениаминов) и вопросы духовного образования в эпоху «великих реформ» (1860–1870-е годы) // Святитель Иннокентий (Вениаминов) и научно-просветительская деятельность православного духовенства в Сибири и на Дальнем Востоке XIX — начала XX века: мат-лы IV Межрегион. научн.-практ. конф. / сост., научн. ред. С. В. Мельникова. Иркутск, 2017. С. 10.

[29] РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1868. Д. 63. Л. 17.

[30] Там же. Л. 18 об.

[31] Павлов А. А. Первое среднее учебное заведение Якутии — Якутская духовная семинария // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2015. Вып. 2. С. 70.

[32] РГИА. Ф. 802. Оп. 9. 1868. Д. 63. Л. 19 об.

[33] «Семинарии, под главным управлением Святейшего Синода, находятся в ближайшем ведении епархиальных архиереев». См.: Уставы и штаты духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 14 мая 1867 года. СПб., 1867. С. 1.

[34] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 3: 1865–1878. С. 138.

[35] Там же. С. 176.

[36] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. С. 183.

[37] Павлов А. А. Первое среднее учебное заведение Якутии — Якутская духовная семинария… С. 71.

[38] Роман (Лукин), еп. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский и его деятельность в Якутске с 1853 по 1860 гг. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2014. Вып. 1. С. 16.

 

Источник: Широков П. Ф. Святитель Иннокентий (Вениаминов) и его деятельность по устройству среднего духовного образования на Дальнем Востоке // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2024. № 47. С. 136–148. https://doi.org/10.24412/2224-5391-2024-47-136-148

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9