В журнале «Антропологический форум» (№ 57. С. 61–85) вышла статья Ю. Сафроновой «Самообразование vs внеклассное чтение: светская литература в православных духовных семинариях после реформы 1867 г.». В статье анализируется инфраструктура внеклассного чтения, контроль над которым Устав православных духовных семинарий 1867 года возложил на преподавателей.
Рассматривая случай конфликта вокруг чтения светских книг воспитанниками Архангельской духовной семинарии, автор ставит под вопрос распространённое представление о радикальном разрыве между практиками духовных учебных заведений и чтением передовой молодёжи, вовлечённой в политический протест 1870-х гг.
Исследуя данные о составе ученических и фундаментальных библиотек, содержание правил, регламентировавших чтение и составление отчётов о прочитанном, а также выдержки из ученических сочинений, автор приходит к выводу, что в первой половине 1870-х годов передовая литература не была под запретом в духовных учебных заведениях. Напротив, знакомство с нею (если оно происходило под контролем учителей) виделось частью подготовки будущего пастыря. Предполагалось, что священники должны быть способны вести полемику о материализме и позитивизме, защищая догматы Православной Церкви.
В заключении делается вывод о совпадении контуров программы саморазвития поколения 1870-х и педагогических экспериментов этого времени, одинаково требовавших от читателя знакомства с серьёзной литературой, составления письменных отчётов и самостоятельности суждений о прочитанном.
Источник: Синодальная библиотека Русской Православной Церкви имени Святейшего Патриарха Алексия II