Церковно-правовая наука в отечественном духовно-академическом образовательном пространстве в настоящий момент располагается на этапе поисков самоидентичности и экспертных дискуссий. В данной ситуации особый интерес вызывает концептуальное наследие русского исследователя Николая Семеновича Суворова (1848–1909), одного из известнейших канонистов второй половины XIX в., оказавшего влияние на тогдашнюю церковно-правовую рефлексию. К сожалению, на данный момент не существует полного и развернутого исследования взглядов канониста, за исключением нескольких небольших научных статей[1]. Представленная работа попытается заполнить лакуны, связанные с каноническим наследием знаменитого дореволюционного канониста Н. С. Суворова.
Николай Семенович Суворов родился в 1848 г. в с. Затугомье в Солигаличском уезде Костромской губернии, в семье диакона сельской церкви в честь Пресвятой Троицы. Так, в некрологе Н. С. Суворова описываются тяжелые условия жизни диаконской семьи: «Семья была многочисленной. Одних детей было 10 человек. Дохода почти никакого. Село Затугомье малое и бедное, типичное для той бабьей стороны, как называется в народе эта часть Костромской губернии. Жили бедно, чуть не впроголодь. Детство было невеселое и тяжелое»[2]. Как описывает автор некролога, Н. С. Суворов неохотно делился воспоминаниями о детстве со своими коллегами[3]. Грамоте Николай Семенович был обучен в доме отца, затем обучался в Солигаличском духовном училище, которое окончил с отличием и получил возможность учиться в Костромской духовной семинарии за казенный счет. В 1868 г. Н. С. Суворов окончил это учебное заведение первым учеником[4]. В качестве награды за успешное окончание семинарии епархиальное начальство направило Николая Семеновича в научную командировку, чтобы поступить в Петербургскую духовную академию. Однако, как отмечает автор некролога, несмотря на «выдающиеся способности и дарования <…> и склонность к аскетическому образу жизни»[5], молодой Н. С. Суворов принимает решение не идти священническим путем, а отдать себя научно-исследовательской деятельности.
Педагогический путь Н. С. Суворова начинается в том же 1868 г. с преподавания латинского языка в родном Солигаличском духовном училище. Насобирав необходимые материальные средства для последующей учебы, Николай Семенович уходит в отставку и поступает «на юридический факультет С.-Петербургского университета»[6]. Именно здесь молодой ученый находит благоприятную среду для дальнейшего научно-исследовательского развития, хотя ему и приходилось отдавать значительную часть времени на работу репетитором. Будущий ученый за период университетского обучения прослушал лекционные курсы целой плеяды светил отечественной историко-правовой науки. Достаточно упомянуть следующие имена: прот. М. И. Горчаков, И. С. Таганцев, В. Г. Васильевский, В. И. Ламанский и др.[7] В 1873 г. Н. С. Суворов заканчивает университет со степенью кандидата правоведения. За время обучения на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета Н. С. Суворов обрел определенные научно-исследовательские интересы: через лекции В. Г. Васильевского — к истории Византии, а посредством курса протоиерея Михаила Горчакова — к церковному праву. Учитывая предыдущую богословскую подготовку в духовной семинарии, Н. С. Суворов решил специализироваться на сфере церковного права.
Возглавлявший тогда кафедру церковного права протоиерей Михаил Горчаков сочувственно отнесся к желанию молодого ученого и в 1873 г. оставил Н. С. Суворова на кафедре церковного права стипендиатом для подготовки к профессорскому званию[8]. Исследовательский пыл молодого ученого не мог ограничиться лишь источником русского канонического права, поэтому уже в начале научной карьеры он стал обращаться к наработкам и достижениям западноевропейской канонистики. Максимальная открытость свидетельствам иноконфессиональной теологической науки стала отличительной чертой научно-исследовательского подхода Н. С. Суворова. Такая методологическая специфика ученого впоследствии стала причиной гневных критических замечаний со стороны «ультраправославных ученых»[9] в адрес канониста. Впрочем, научной толерантностью отличался и его наставник, протоиерей Михаил Горчаков. Первая же научная монография Н. С. Суворова еще более укрепила ученого в научно-исследовательской весомости достижений западноевропейской канонистики.
Первым фундаментальным трудом Николая Семеновича в области церковного права стала его магистерская диссертация, посвященная тематике церковных наказаний[10]. Автор попытался систематически исследовать проблему как с историко-канонической стороны, так и с точки зрения текущего законодательства. Обращался Н. С. Суворов не только к законам Российской империи, но и учитывал иноконфессиональный опыт западноевропейских стран. Другой важной особенностью монографии было то, что она стала одной из первых работ, отражающих правоведческое направление в развитии науки церковного права. Согласно А. А. Ламанову, Н. С. Суворов рассматривал церковное право в строгом смысле как юридическую, а не богословскую науку[11].
Если до 1870-х гг. церковное право считалось исключительно теологической дисциплиной и развивалось в узкоспециализированных рамках богословия, то начиная с момента организации кафедр церковного права на юридических факультетах российских высших учебных заведений канонистика приобрела более значительную область научного применения в юриспруденции. В этой системе координат монография «О церковных наказаниях» была ближе к правоведению, чем к теологии. Кроме того, трудность указанного исследования заключалась и в том, что ранее представленная тематика игнорировалась как отечественными канонистами, так и российскими правоведами, криминалистами. В методологическом отношении при раскрытии проблематики Н. С. Суворову было бы не на что опираться, если бы не образцы из западноевропейской канонистики. В этом смысле магистерскую диссертацию ученого можно признать первым научно-исследовательским отечественным опытом юридической генерализации канонического материала — сугубо правоведческой монографией, связанной с областью церковного права. Как выразился автор некролога, «здесь римский дух, здесь правом пахнет»[12]. Что касается содержательной стороны монографии «О церковных наказаниях», следует обратить внимание на градацию целей наказаний, выработанную Н. С. Суворовым: «исправление преступника», «благо целей церкви», «поддержание и охрана чести церкви по отношению к не принадлежащим к ней»[13].
После защиты магистерской диссертации в 1877 г. Н. С. Суворов был назначен на должность экстраординарного профессора кафедры церковного законоведения Демидовского юридического лицея в г. Ярославле. Преподаванию в этом учебном заведении Николай Семенович отдал более 20 лет. В начале учебного года он представил студенчеству и академической общественности свою вступительную лекцию[14], которая имела концептуальный характер и в дальнейшем предопределила целое направление в отечественной науке церковного права. Вместе с протоиереем Михаилом Альбовым Н. С. Суворов был приверженцем развития церковного права по лекалам западной канонической науки. Работы по церковному праву профессора Н. С. Суворова представляли собой в дальнейшем попытку познакомить русскую ученую публику и учащуюся молодежь с выводами и приемами западноевропейской литературы по церковному праву[15]. Интерес ученого к западноевропейской науке впоследствии перерос в глубокое убеждение в отношении ее «спасительности»[16] для развития отечественного церковного права.
Начиная с этого периода (кон. 1870 — нач. 1880 гг.), Н. С. Суворов существенным образом расширяет сферу исследовательских интересов, учитывая программные тексты ведущих западноевропейских правоведов. Соответственно, он делал переводы этих работ, знакомя публику с важнейшими церковно-правовыми работами. В частности, проблематика существа Церкви рассматривалась ученым с позиций протестантского теолога Ю. М. Л. Кестлина[17]. Такое эпигонство впоследствии сказалось на специфике дефиниций Церкви в курсе лекций Н. С. Суворова. В частности, профессор характеризовал Церковь как «невидимый союз истинно верующих исполнителей воли Бога по учению Христа»[18], выражающий себя в «видимом общении людей». Такая дефиниция церковного организма обусловлена протестантским пониманием и вдохновлена, как мы уже упоминали, работой Ю. М. Л. Кестлина. Протестантская экклезиология предполагает деление Церкви на невидимую и видимую, где первая превалирует над второй, невидимая природа Церкви формирует ее видимые институты и правовое тело. Такая экклезиология предопределила понимание Н. С. Суворовым природы церковного права. Если предыдущие канонисты использовали термин «Божественное право», то Николай Семенович называет его «человеческим»: «Церковное право в объективном смысле не есть право божественное, Самим Богом непосредственно установленное; оно есть человеческое право»[19]. Именно поэтому, по мнению канониста, церковное право должно было стать органичной частью светской юриспруденции. Кстати, схожего определения Церкви придерживался другой именитый дореволюционный канонист, А. С. Павлов: «Церковь как божественное упреждение»[20], с помощью которого реализуется идея Царства Божьего на земле. Однако его выводы в отношении церковного права не были столь категоричными, как у Н. С. Суворова.
Вопрос церковно-государственных отношений и вероисповедного законодательства Н. С. Суворов решал, опираясь на работы Фр. Маасена[21]. Также Николай Семенович посвятил часть своих работ проблематике взаимоотношений церковного и государственного права, которая интерпретировалась им тоже в русле западноевропейской науки. Свои переводы ученый снабжал пространными предисловиями, в которых формулировал воззрения по разным вопросам, в том числе поиску оптимальной модели церковно-государственных отношений. Многие его теоретические положения, как, например, концепция «византийской теократии», подвергались серьезной критике и обвинениям в оправдании «цезарепапизма».
Результатом раннего периода преподавания на кафедре церковного законоведения Демидовского юридического лицея стала монография «Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов»[22], представленная на юридический факультет Императорского Московского университета в качестве диссертации на соискание степени доктора церковного права. Официальным оппонентом был отечественный канонист А. С. Павлов, который в весьма комплиментарных тонах отметил инновационность работы и похвалил за «весьма заметный вклад в нашу еще мало разработанную литературу русского канонического права»[23].
В начале 1880-х гг. Н. С. Суворов задумался о составлении и публикации учебного пособия по церковному праву. Профессор кафедры церковного законоведения Демидовского юридического лицея поставил перед собой весьма амбициозную цель: составление учебника, соответствующего высоким стандартам тогдашней западноевропейской науки церковного права. Для этого ученый отправился в заграничную научно-исследовательскую командировку, где работал в лучших библиотеках и прослушал лекции ведущих венских профессоров (напр. Фр. Маасена). В конечном итоге, по истечении нескольких лет напряженной работы, к 1889–1890 гг. обретает форму суворовское учебное пособие по церковному праву, которое многими коллегами оценивалось как «образцовое»[24]. Наряду с учебником А. С. Павлова это пособие по церковному праву стало наиболее распространенным в дореволюционной системе духовного образования. Учебное пособие Н. С. Суворова обладало системностью и внятной научной конструкцией. Благодаря Николаю Семеновичу дисциплина церковного права перестала быть отраслью теологии, преобразовавшись в стройную юридическую науку, ничем не уступающую западноевропейским аналогам.
Научные интересы Н. С. Суворова не ограничивались областью церковного права. На протяжении долгого времени, будучи профессором кафедры церковного законоведения Демидовского юридического лицея, он преподавал римское и гражданское право. Впоследствии при переезде в Москву в 1899 г., Николай Семенович преподавал на кафедре церковного права Московского университета[25], читал лекции по энциклопедии и истории философии права в Императорском лицее[26]. Так, П. В. Гидулянов в некрологе оценивает роль и место Н. С. Суворова в отечественной науке церковного права: «…в непрерывных трудах проходила жизнь этого замечательного ученого, отдававшего науке все свои чувства, и мысли, и силы. Это был истинный жрец науки, который трудился не покладая рук и не разгибая спины, как бы дав обет, по слову псалмопевца, “не дать сна очам своим и веждам своим дремания” (Пс 131)… Но эта уединенная кабинетная жизнь, всецело посвященная научной работе, оказалась весьма разносторонней и плодотворной… Эрудиция его была обширна. Не было в церковном праве отдела, над которым бы он самостоятельно не работал. На все отозвался он словом своим, что просит у Бога ответа. Многие вопросы он впервые выдвинул на очередь. Таковы вопросы о тайной исповеди, о духовниках, тайне исповеди и т. д. По многим он дал на многие годы непоколебимые решения, как то вопрос о западном влиянии на некоторые памятники древнерусского церковного права»[27].
Обратимся к системе церковного права Н. С. Суворова через анализ его учебного пособия, как самого объемного и внятно изложенного учебника в дореволюционном праксисе. Напомним, что учебное пособие «Курс церковного права» впервые было опубликовано в 1889–1890 гг. в Ярославле как отдельным двухтомным изданием, так и постатейно во «Временнике Демидовского юридического лицея» (тт. XLIX–LVI)[28]. Учебник имел четкую структуру: первый том был посвящен изложению общей проблематики церковного права, в том числе взаимодействию канонического и гражданского права и области церковно-правового источниковедения; второй том отражал содержательную сторону церковного права, включая внутрицерковные (церковное устройство, управление, суд и пр.) и внешнецерковные (взаимодействие Церкви с иными государственными и социальными институциями) отношения. Н. С. Суворов при этом настаивал на правоведческом, а не теологическом характере дисциплины церковного права[29]. Однако он оговаривался, поясняя, что знание церковной доктрины — ключ к пониманию сущности церковного устройства и управления. То есть вероучительный фактор определял церковно-канонические характеристики Церкви.
Систему церковного права профессора Н. С. Суворова уличали в калькировании протестантского опыта[30]. К примеру, профессор М. А. Остроумов рекомендовал «Курс церковного права», как «полезную»[31] книгу, знакомящую читателя с состоянием церковного права в римско-католической и лютеранской традициях. По мнению И. С. Бердникова, учебник Николая Семеновича по приемам изложения и по языку труднодоступен для студентов юридических факультетов, для которых он предназначен[32]. Из современных исследователей протоиерей Владислав Цыпин так оценивал Н. С. Суворова и его труды: «Суворов — квалифицированный юрист, превосходно знавший как восточные, так и западные источники канонического права и историю церковных институтов. Вместе с тем его работа страдает существенными теоретическими и методическими изъянами. Убежденный апологет синодальной системы, Суворов строит свой курс не столько на канонах, сколько на законах и распоряжениях российского правительства по Ведомству православного исповедания. Такой подход связан с убеждением автора в том, что главой Церкви правомерно является монарх. Цезарепапизм, который инославные полемисты неосновательно приписывают Православию, Суворов считает нормой отношений между государственной властью и Церковью»[33]. Критики системы церковного права Н. С. Суворова считали его продолжателем методологической линии другого прозападного автора, протоиерея Михаила Альбова, характеризуя Николая Семеновича как более радикального приверженца западноевропейских систем[34].
В целом можно было сказать, что обвинения в ярко выраженной прозападной позиции профессора Н. С. Суворова не лишены оснований, ведь автор действительно пытался познакомить читателей с методологией и теоретическими положениями иноконфессиональной канонистики[35]. Однако методология построения системы церковного права в интерпретации Николая Семеновича была более оригинальной и самобытной. Он настаивал на преимуществах современного состояния римско-католического и протестантского церковного права не в силу каких-то личных симпатий или предпочтений, но по фундаментальной причине юридической обусловленности западноевропейской канонистики. Н. С. Суворов пытался освободить отечественное церковное право от глубинной теологичности, развернув корабль канонистики в сторону юриспруденции. Именно поэтому становление отечественной науки церковного права он видел не в слепом подражании западноевропейскому опыту, но рассматривал таковой в качестве «отправной точки для целесообразного освещения институтов русского церковного устройства»[36]. К сожалению, большинство критиков системы церковного права Н. С. Суворова не замечали этой важнейшей методологической нюансировки. Православную систему церковного права необходимо выстраивать на основании юридических концептов, методов и принципов. В свою очередь, если таковая система церковного права была успешно построена научными сообществами западных конфессий, следовательно, к этим успешным опытам можно обращаться в качестве методологического образца, не вдаваясь в слепое калькирование.
Несмотря на значительное недовольство монографией «Курс церковного права» многочисленных представителей «охранительного и традиционалистского» направления в теологии и юриспруденции, суворовский учебник выдержал множество переизданий. Каждое последующее издание учебного пособия корректировалось, уточнялось, дополнялось автором. В частности, в 1898 г. издание вышло уже под более официальным названием «Учебник церковного права». Московские переиздания 1902 и 1908 гг.[37], осуществленные после переезда Н. С. Суворова на профессорскую должность кафедры церковного права Императорского Московского университета, включают в себя значительные дополнения, касающиеся тематики церковно-государственных взаимоотношений. Дело в том, что в предреволюционное время Николай Семенович, как ни странно, был крупнейшим теоретиком и приверженцем «синодальной системы» управления Русской Православной Церкви. Причем он оправдывал свои воззрения на основании канонического материала. Большинство коллег профессора Н. С. Суворова рассматривали «синодальную систему» как неканоническую и выступали за созыв Всероссийского Поместного Собора. Однако даже после окончания русской революции 1905 г. Николай Семенович оставался непримиримым защитником «синодальной системы», дискутируя с оппонентами на основании церковно-правового материала. Так, в издание «Учебника церковного права» от 1902 г. профессор Н. С. Суворов включает дополнительную главу, отражающую понимание православной модели государственно-церковных отношений. С точки зрения профессора, Русская Православная Церковь не обладала самостоятельностью и юридической властью, независимой от православного самодержца, российского императора. Николай Семенович обратил внимание на церковно-правовой статус византийского императора, который фактически являлся субъектом высшей церковной власти в греческом православии. Ученый увидел явные параллели между правовыми статусами византийского и всероссийского императоров, характеризуя подобную социополитическую ситуацию как «теократическую». Н. С. Суворов в своем учебном пособии развил так называемую «имперско-монархическую» концепцию, в противовес «клерикально-патриархальной» — они были историко-теоретическими моделями церковно-государственных отношений.
Николай Семенович Суворов остается в истории отечественной канонистики одним из самых плодовитых и авторитетных специалистов в области церковного права. Сфера его исследовательских интересов простиралась от церковного судопроизводства, брачного права, церковно-имущественных отношений до историко-канонических реконструкций государственно-церковных отношений. Взгляды и воззрения Николая Семеновича оставались яркими и самобытными, несмотря на огульную критику от коллег-оппонентов за прозападную позицию и оправдание «синодальной системы». Ученый понимал, что отечественная наука церковного права находится еще в зачаточном состоянии, поэтому подходил к ее выстраиванию системно, основываясь на методологии и принципах западной канонистики. Николай Семенович создавал не кальку западных систем, но конструировал православное здание церковного права с учетом принципов и методов светской юриспруденции. Это главная черта научно-исследовательской деятельности профессора Н. С. Суворова.
Тем не менее, система церковного права Н. С. Суворова остается малоизученной. С начала 2000-х гг. были переизданы некоторые важные монографии ученого с информативными, но краткими биографическими очерками и изложением его идей. Хочется надеяться, что последующие издания и переиздания произведений Николая Семеновича вызовут новый интерес к этому уникальному специалисту в области церковного права, чей необычайно широкий интеллектуальный размах заслуживает гораздо более широкой известности в России и за рубежом.
Источники
- Кестлин Ю. М. Л. Существо церкви по учению и истории Нового Завета с обращением особенного внимания на спорный вопрос между католицизмом и протестантизмом / пер. с нем. с предисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882.
- Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / рус. пер. Суворова. Ярославль, 1882.
- Суворов Н. С. Вера и дела. Ярославль, 1888.
- Суворов Н. С. Вступительная лекция по церковному праву. Ярославль, 1877.
- Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1889. Т. 1; 1890. Т. 2.
- Суворов Н. С. О гражданском браке. Ярославль, 1887.
- Суворов Н. С. О происхождении и развитии русского раскола: Две публичные лекции, читанные в зале Ярославской городской думы. Ярославль, 1886.
- Суворов Н. С. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876.
- Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884.
- Суворов Н. С. Римское папство до разделения церквей: актовая речь // Временник Демидовского юридического лицея. Ярославль, 1882. Кн. 29. С. 1–33.
- Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888.
- Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Серия «Русское юридическое наследие»).
- Суворов Н. С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.
Литература
- Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви / 2-е изд., перераб. и весьма знач. доп. Казань, 1903–1913. Вып. 1–2.
- Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. М., 2006.
- Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов // Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1909 год. Ч. I. М., 1910. С. 433–439.
- Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова // История государства и права. 2009. № 13. С. 17–20.
- Ламанов А. А. Церковное право. СПб., 1907.
- Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1.
- Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900–1902 г.]. Сергиев Посад, 1902.
- Прокошев П. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895.
- Рычагова О. Е. Развитие науки церковного права в XIX — начале XX в России // Вестник Омского университета. 2002. № 2. С. 96–99.
- Суворов Николай Семенович // Социальное партнерство — Телевидение. М., 2016. С. 371.
- Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848–1909). Биографический очерк // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Сер. «Русское юридическое наследие»). С. XIII–XXII.
- Томсинов В. А. Суворов Николай Семенович // Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Императорский Московский университет: 1755–1917: энциклопедический словарь. М., 2010. С. 701–703.
- Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX. М., 2012. С. 367–392.
[1] Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова // История государства и права. 2009. № 13. С. 17–20; Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848–1909). Биографический очерк // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. С. XIII–XXII; Томсинов В. А. Суворов Николай Семенович // Андреев А. Ю., Цыганков Д. А. Императорский Московский университет: 1755–1917: энциклопедический словарь. М., 2010. С. 701–703.
[2] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов // Отчет о состоянии и действиях Императорского Московского университета за 1909 год. Ч. I. М., 1910. С. 433.
[3] Там же.
[4] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 433.
[5] Там же. С. 434.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 435.
[10] См.: Суворов Н. С. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876.
[11] Ламанов А. А. Церковное право. СПб., 1907. С. 5.
[12] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 435.
[13] Суворов Н. С. О церковных наказаниях: опыт исследования по церковному праву. С. 27.
[14] См.: Суворов Н. С. Вступительная лекция по церковному праву. Ярославль, 1877.
[15] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви / 2-е изд., перераб. и весьма знач. доп. Казань, 1903. Вып. 1. 1903. С. XVIII.
[16] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 436.
[17] См.: Кестлин Ю. М. Л. Существо церкви по учению и истории Нового Завета с обращением особенного внимания на спорный вопрос между католицизмом и протестантизмом / пер. с нем. с предисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882. XXII, 177 с.
[18] Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1889. Т. 1. С. 3.
[19] Суворов Н. С. Курс церковного права. С. 11.
[20] Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900–1902 г.]. Сергиев Посад, 1902. С. 5.
[21] См.: Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / рус. пер. Суворова. Ярославль, 1882.
[22] См.: Суворов Н. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикция церкви в период вселенских соборов. Ярославль, 1884.
[23] Цит. по: Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 437.
[24] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 437.
[25] Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900–1902 г.]. С. 30.
[26] Гидулянов П. В. Николай Семенович Суворов. С. 438.
[27] Там же.
[28] Томсинов В. А. Николай Семенович Суворов (1848–1909). Биографический очерк // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. С. XVII.
[29] Там же. С. XXI.
[30] Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова. С. 17.
[31] Остроумов М. А. Введение в православное церковное право. Харьков, 1893. Т. 1. С. 125–126.
[32] Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. С. XVIII–XIX.
[33] Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. XXX. М., 2012. С. 390.
[34] Прокошев П. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895. С. 73–74.
[35] Рычагова О. Е. Развитие науки церковного права в XIX — начале XX в России // Вестник Омского университета. 2002. № 2. С. 96.
[36] Суворов Н. С. Курс церковного права: в 2 т. Ярославль, 1890. Т. 2. С. 1.
[37] Последующие посмертные издания по понятным причинам больше не корректировались и осуществлялись по последнему прижизненному изданию 1908 г. В 1925 г. «Учебник церковного права» эмигрантами из России был издан в Праге. В 2004 г. «Учебник церковного права» был переиздан (по изданию 1908 г.) в серии «Русское юридическое наследие». См.: Аннотация книги // Суворов Н. С. Учебник церковного права / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2004. (Сер. «Русское юридическое наследие»).
Источник: Баган В. В. Система церковного права в трудах Николая Семеновича Суворова (1848-1909) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 44. С. 45-59. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-44-45-59