Современникам была очевидна центральная роль Б. П. Мансурова в строительстве Русской Палестины. Вышедшая при жизни Мансурова в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона статья большую часть материала посвятила этому вопросу [Энциклопедический словарь, 1896, 552]. В период издания статьи Мансуров находился в затяжном конфликте с Императорским православным палестинским обществом (ИППО), членом которого являлся. По этой причине некоторые деятели ИППО постарались сделать Б. П. Мансурова ответственным за все ошибки в строительстве Русской Палестины и заботах о паломниках. Первым такую версию озвучил М. П. Соловьев в своей книге «Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество» в 1891 г. [Соловьев, 2012, 11–25]. Развил эту концепцию в ряде своих трудов член ИППО А. А. Дмитриевский. Более справедлив в оценках деятельности Мансурова был священник Ф. П. Титов [Титов, 1902, 385–386]. После революции исследования строительства Русской Палестины прервались почти на 100 лет.
В XXI в. пионером освоения темы стал Н. Н. Лисовой. В его работах отразилась концепция дореволюционных исследователей, членов ИППО [Лисовой, 1999, 36–51]. Крупнейший вклад в исследование русских учреждений в Палестине внес действительный член ИППО, генеральный директор издательства «Индрик» Кирилл Алексеевич Вах. С 2007 г. начинают выходить его статьи и сборники документов, посвященные Палестине. В нескольких статьях Вах давал подробный обзор биографии Мансурова до расформирования Палестинского комитета [Вах, 2010, 87–96; Вах, 2012а, 156–191; Вах, 2012б, 21–36; Вах, 2017, 111–255]. На основании введенных в научный оборот документов ГАРФ и других материалов была подробно освещена деятельность Мансурова периода «Иерусалимского проекта»: рассматривались поездки Мансурова на Восток, история книги «Православные поклонники в Палестине» и реакция на нее политиков и общества, отношения Б. П. Мансурова и А. Н. Головнина, реакции Мансурова на ликвидацию Палестинского комитета.
В 2012 г. была издана статья З. П. Ермаковой «Преданный Святой Земле работник», где биография Б. П. Мансурова рассматривалась полностью [Ермакова, 2012, 56–65]. Серия публикаций о деятельности Мансурова связана с его архивом в Тамбове (ГАТО). В 2019 г. была издана совместная статья А. Н. Алленова и А. А. Гравина «Личный архив Б. П. Мансурова: состав документов и возможности онлайн-доступа» [Алленов, Гравин, 2019, 26–29]. В том же году авторы уже по отдельности опубликовали статьи, в которых рассматривалось участие Мансурова в основании Русской Палестины [Алленов, 2019, 292–298; Гравин, 2019, 252–257]. В статье Гравина «Отношения Б. П. Мансурова с начальниками Русской духовной миссии в Иерусалиме (1859–1885 гг.)» цитировались материалы из архива Б. П. Мансурова в Тамбове [Гравин, 2020, 183–191] и давался обзор его отношений с главами Духовной миссии в течение всей его деятельности по строительству Русской Палестины. Другой тамбовский исследователь, К. С. Кунавин, в своих статьях рассматривал деятельность Мансурова как чиновника [Кунавин, 2016, 150–155; Кунавин, 2019а, 146–148; Кунавин, 2019б, 99–103]. Еще не исследованные эпизоды деятельности Мансурова рассматривал в своих публикациях Ю. Е. Кондаков (некоторые статьи совместно с Д. С. Федотьевым) [Кондаков, 2020, 52–60; Кондаков, 2021, 129–139; Кондаков, 2022, 13–19; Кондаков, Вах, 2022, 338–367; Кондаков, Федотьев, 2021а, 19–22; Кондаков, Федотьев, 2021б, 115–122; Кондаков, Федотьев, 2021в, 342–364; Кондаков, Федотьев, 2022а, 273–247; Кондаков, Федотьев, 2022б, 70–78; Кондаков, Федотьев, 2022в, 433–450].
Можно сделать вывод о том, что исследователями XXI в. создана достаточная база для написания монографии о деятельности Б. П. Мансурова по строительству Русской Палестины. Привлечение документов из архивов Мансурова в ГАТО и ГАРФ, материалов РГИА, РНБ, РГАВМФ позволит максимально полно осветить эту тему. В настоящей момент книга «Основатель Русской Палестины Борис Павлович Мансуров» подготовлена к изданию.
Борис Мансуров происходил из семьи, не принадлежавшей к высшей аристократии, верхам бюрократии или придворного ведомства. Но Мансуровы входили в привилегированный круг дворянства, П. Б. Мансуров был другом А. С. Пушкина, его сыновья закончили элитное Училище правоведения. В этой кузнице кадров Б. П. Мансуров познакомился с К. П. Победоносцевым, в 80-е гг. они будут совместно заниматься делами Русской Палестины. На начальном этапе успешная карьера Мансурова дала сбой, он оказался жертвой чиновничьих интриг и был вынужден искать другое место службы. С 1854 г. начался новый этап его жизни и карьеры. Б. П. Мансуров пришел в самое прогрессивное на то время Морское министерство. Великий князь Константин Николаевич превратил свое ведомство в полигон реформ. Мансуров принял активное участие в преобразованиях, им было подготовлено освобождение адмиралтейских поселенцев, находившихся в управлении Морского министерства. Следующим шагом в карьере Мансурова стала Крымская война: он был послан в Севастополь для руководства эвакуацией раненых моряков. Затем Мансуров получил задания распределять пожертвования между ранеными, а дальше — заведовать всеми госпиталями Севастополя (в хозяйственном плане). Свою задачу Б. П. Мансуров выполнил хорошо. Он разработал целую системы распределения пожертвований. Его деятельность распространялась и на Николаев, куда вывозили раненных. Там ближайшим помощником Мансурова был глава канцелярии командующего флотом В. И. Доргобужинов. Успешная деятельность Мансурова в заботе о раненых моряках была оценена начальством и предопределила следующее поручение.
В 1856 г. Б. П. Мансуров был направлен в командировку в Палестину с целью сбора сведений о положении российских паломников. Эта поездка определила судьбу Бориса Павловича на всю последующую жизнь. Собранный им в поездке материал, хотя и не стал путеводителем для паломников, как планировалось, но был издан отдельной книгой. Она возбудила полемику и привлекла внимание русского общества к положению российских паломников.
Выполняя задание Морского министерства, Б. П. Мансуров попал в центр политической борьбы. В деле усиления российского влияния на Востоке соперничали великий князь Константин Николаевич и глава МИД А. М. Горчаков. Горчаков попытался перехватить инициативу и получил у Александра II разрешение возобновить в Иерусалиме российскую Духовную миссию. Глава миссии получил очень широкие полномочия вплоть до права покупки земельных участков для паломников. Великий князь поручил Мансурову написать критический разбор инструкций МИД для Духовной миссии. Когда он выполнил задание, ситуация вновь изменилась. Вместо путеводителя для паломников или критического разбора инструкции МИД на свет появился доклад, ставший программным документом нового проекта. В недрах Морского министерства был выработан план объединения под руководством Константина Николаевича усилий Морского министерства, МИД, Св. Синода, РОПиТ и общественности в деле помощи паломникам. В действительности эта инициатива должна была прикрывать мероприятия по усилению влияния России на Востоке. Мансуров предлагал набор мероприятий из 19 пунктов (ГАТО. Ф. 972. Д. 122. Л. 397–410).
В центре плана Б. П. Мансурова была идея о том, что все мероприятия на Востоке надо проводить под прикрытием частного пароходства РОПиТ. Главными соперниками, по его мнению, были католические и протестантские учреждения в Палестине, стремительно расширявшие свое влияние, а также конкурирующие европейские пароходства. Забота о паломниках была лишь предлогом для борьбы с противниками России. Практические мероприятия, предлагаемые Мансуровым, затрагивали Духовную миссию, дипломатическое представительство и РОПиТ, прямо вторгались в ведение МИД и Св. Синода. Предлагалось строительство приютов для паломников, совмещенных с помещениями для агентов РОПиТ и инфраструктурой пароходства на Востоке. Планировалось учреждение консульства в Иерусалиме, совмещение должностей агентов РОПиТ и консулов, распределение полномочий между Духовной миссией, консульством и РОПиТ. Среди политических задач было ограничение вмешательства греческих патриархов в российские дела, усиление влияние на греческие церкви в Палестине, подчинение российскому влиянию православных арабов. Этот комплексный план был рассчитан на то, чтобы добиться согласия императора на создание межведомственного координационного органа по делам паломников, где главой был бы великий князь. Реализовать политические предложения Мансурова на практике не планировалось. По этой причине Константин Николаевич легко пошел на сокращение проекта. При согласовании с МИД текст доклада несколько раз меняли. В результате приемлемый для МИД вариант был разослан высшим чиновникам. Сокращенный вариант издали в виде книги, он привлек внимание к проблеме паломников и вызвал широкое обсуждение [Мансуров, 1858]. В плане Б. П. Мансурова была и экономическая составляющая. Он предлагал получать деньги из двух источников — пожертвований и средств РОПиТ. Забота о паломниках интересовала пароходство потому, что это были пассажиры и за них правительство выплачивало дотацию, необходимую РОПиТ.
Политическая составляющая проекта Мансурова воплощена так и не была, но проект положил начало строительству Русской Палестины. С 1858 г. началась подготовка к следующей командировке Мансурова на Восток. Параллельно проходили консультации заинтересованных ведомств. В феврале на собрании Комитета министров, где присутствовал великий князь, глава МИД, обер-прокурор Св. Синода, директора РОПиТ, были выработаны основные направления мероприятий в Палестине. Из плана Мансурова были выброшены практически все политические моменты. Был начат сбор пожертвований и учрежден кружечный сбор в церквах на помощь паломникам. Главной задачей Б. П. Мансурова в новой командировке было учреждение агентств РОПиТ и инфраструктуры пароходства на Востоке и составление плана строительства приютов для паломников. С большой группой сотрудников в сентябре 1858 г. Мансуров отбыл в Иерусалим.
Уже во время своей второй командировки он столкнулся с проблемами, в дальнейшем погубившими «Иерусалимский проект». Заинтересован в реализации проекта был только великий князь, которого постоянно приходилось понуждать к активной деятельности. Этим занимался его секретарь А. В. Головнин. В преддверии Великих реформ забота о паломниках многим казалась неуместной и обременительной. МИД был недоволен вмешательством в его сферу, Св. Синод — оттоком денег на пожертвования, большая часть директоров РОПиТ считала излишним выделять деньги на паломников, в обществе ходили слухи, что в Палестине реализуется коммерческий проект. В Иерусалим был назначен консул, одновременно агент РОПиТ. Полномочия Духовной миссии и консульства не были четко разграничены, задачу по покупке земель в Иерусалиме одновременно получили Мансуров и епископ Кирилл (Наумов). На этой почве начались конфликты. Епископ не был осведомлен о миссии и полномочиях Мансурова, и это порождало проблемы. Денежные сборы шли медленно, РОПиТ выделял деньги с большим неудовольствием и ориентировался на грузовые перевозки в ущерб пассажирским.
По возвращению из Палестины Мансуров написал свой второй доклад. В нем описывались блестящие перспективы нового предприятия и предлагались новые планы, на этот раз практически без политики [Кондаков, Вах, 2022, 338–367]. Доклад Б. П. Мансурова привлек внимание Александра II. Он разрешил семье Константина Николаевича совершить паломническую поездку в Иерусалим. В целях прекращения межведомственных конфликтов императором был учрежден Палестинский комитет. Основной задачей нового органа было строительство инфраструктуры для паломников. С учреждением комитета в 1859 г. закончился очередной этап «Иерусалимского проекта». В прошлое ушло все политическое содержание, РОПиТ теперь существовал только в качестве пароходной компании, доставляющей паломников в Палестину. Некоторое время инерция исполнения проекта еще существовала. Хотя председателем комитета был назначен великий князь, в это время он начал отходить от дел. Известно всего о четырех собраниях Комитета в 1858–1860 гг. На них решались хозяйственные вопросы и утверждались сметы, несколько раз вставал вопрос о разграничении полномочий консульства и Духовной миссии. С учреждением комитета прекратилась политическая борьба вокруг паломников. При этом ни одно из ведомств не было заинтересовано в развитии этого направления. С этой проблемой Б. П. Мансуров столкнулся в ходе третьей командировки на Восток.
Это была его самая важная командировка. В это время были куплены земельные участки, составлены планы и сметы и начато строительство Русской Палестины. При этом Мансуров не получал указаний, а его отчеты не читали. Он оказался в вакууме, борьба с главой Духовной миссии продолжалась, в нее были вовлечены влиятельные круги столицы. В это время Мансуров был в Иерусалиме не один. Ему помогал ряд единомышленников: в первую очередь это архитектор М. И. Эппингер, которому предстояло строить Русскую Палестину; консул В. И. Доргобужинов, знакомый Мансурову со времен обороны Севастополя; отставные прапорщики А. К. Кривошеин и П. Д. Левитов, первый из которых, секретарь Мансурова, перейдет вместе с ним в Министерство народного просвещения, а второй в течение 25 лет будет смотрителем приютов для паломников. Помогали Мансурову прикрепленные к нему молодые люди и агенты РОПиТ. Но главным помощником Мансурова в строительстве Русской Палестины был Александр II. Чтобы обозначить особый статус Б. П. Мансурова, в 1859 г. его сделали статс-секретарем императора. Это означало, что он может лично докладывать и выполнять особые поручения царя. Чиновники прекрасно понимали эту особенность и избегали прямых конфликтов.
Весной 1860 г. планы Б. П. Мансурова были утверждены императором. Но позднее в них были внесены изменения. Количество мест в российских приютах для паломников пришлось сократить, перенести в другое место консульство и Духовную миссию, последнюю совместить с приютом. Главной ошибкой было количество паломников: планировалось, что их будет до пятисот человек в год, но приезжать стали тысячами. В это время контроль над Палестинским комитетом перешел к А. В. Головнину, и он поспешил убрать Мансурова из столицы, отправив в длительный отпуск.
Став министром народного просвещения, Головнин сменил на посту председателя Палестинского комитета великого князя, уехавшего в Польшу. Больше комитет не собирался. Хотя Б. П. Мансуров стал заведующим делами комитета, но приступить к обязанностям он смог лишь в 1862 г. Головнин принял его в свое министерство и поручил прием денег Палестинской комиссии. Головнин тяготился заботой о паломниках и согласовал с А. М. Горчаковым передачу этих дел в МИД. Мансуров был отправлен в командировку в Иерусалим, во время его отъезда была оформлена передача дел Палестинского комитета в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД. Отличие этой структуры от других подразделений было в том, что туда входил глава Азиатского департамента, представитель Св. Синода и Мансуров. Командировка Мансурова в Иерусалим в 1863–1864 гг. стала наименее плодотворной. После нее не осталось даже официального отчета. Основной вывод о том, что строительство инфраструктуры для паломников подходит к концу, стал официальной причиной ликвидации Палестинского комитета, выполнившего свои функции.
Палестинская комиссия справлялась с задачей управления учреждениями для паломников. Только в первый год ее работы официально было зафиксировано восемь собраний, составлялись журналы. Но МИД не был заинтересован в развитии паломнической инфраструктуры. Поток паломников увеличивался, и российские учреждения в Палестине уже с ним не справлялись. При трех главах Духовной миссии продолжалась борьба с консулами. Не смотря на разграничение их прав в 1864 г., место для конфликта осталось. Архимандрит Антонин (Капустин), получая пожертвования из России, приобретал на эти деньги земельные участки и сам строил там приюты и церкви. Эту недвижимость он считал собственностью Духовной миссии, находящейся в его управлении. Он оформил недвижимость на араба, служителя миссии. Архимандрита беспокоило бездействие Палестинской комиссии, и он пытался самостоятельно решать задачи. Отношение чиновников МИД и Св. Синода к Антонину было двойственное. Они понимали, что он делает хорошее и правильное дело, но не были согласны с его методами. Убрать Антонина из Иерусалима они не могли, так как он контролировал купленную недвижимость. К разрешению конфликта был привлечен Б. П. Мансуров. Он полностью разделял позицию МИД по поводу Антонина. Было принято решение понизить статус Духовной миссии, преобразовав ее в настоятельство при консульской церкви (без изменения функций и состава). Консул в Иерусалиме и посол в Константинополе подали жалобы на Антонина. Палестинская комиссия разработала проект преобразования миссии в настоятельство, и 13 февраля доклад А. М. Горчакова по этому поводу был утвержден императором. Надо полагать, что все основные документы этой интриги составлялись Мансуровым, его имя фигурировало в докладе.
Однако претворить решение в жизнь не удалось. Антонин обратился с жалобой к императрице, на его защиту поднялись будущие основатели ППО. Св. Синод всеми силами сопротивлялся преобразованию миссии. В течение 1879 г. продолжалась борьба. В конце года было решено, что такая реформа несвоевременна и нежелательна. Миссия осталась в прежнем виде, и Антонин продолжал ее возглавлять. Оппозиционные консул и посол с Востока были удалены.
С 1880 г. начался последний период деятельности Б. П. Мансурова на Востоке. Учрежденное в 1882 г. Православное палестинское общество (ППО) жестко критиковало Палестинскую комиссию, а вместе с ней и Мансурова. Чиновники МИД решили перейти к действиям, и началась подготовка к последней командировке Мансурова. Перед ним ставились задачи расширения гостиниц для паломников, создания канализации, бани, отделения для заразных больных в госпитале. Опираясь на отчет Мансурова, Палестинская комиссия хотела показать властям, что дела паломников ведутся хорошо. Секретным заданием Мансурова было заставить архимандрита Антонина передать государству права на купленные им участки. Только часть этих задач ему удалось решить. Мансуров надеялся, что активность ППО поможет добиться выделения 400 000 р. государственных средств для расширения и модернизации инфраструктуры для паломников. Вновь был объявлен сбор пожертвований. Но ППО видело в Мансурове конкурента и даже противника и помощи не оказало. Как результат командировки Б. П. Мансурова были составлены чертежи и сметы для перестроек, но тогда средств на большую часть этих работ выделено не было. Все это завершило ППО, которому и достались лавры. Архимандрит Антонин, окрыленный победой 1879 г., с Мансуровым сотрудничать отказался и земли не передал. Только при вмешательстве императора удалось заставить его не препятствовать перестройке дома миссии. Перед командировкой Б. П. Мансуров был выведен из состава совета ППО.
После возвращения Мансурова из командировки началась затяжная полемика между ним и деятелями ППО. Основными темами было отношение с греческими патриархами, возвращение Иерусалимскому патриарху секвестрированных бессарабских имений и итоги раскопок на российском месте в Иерусалиме. В ходе полемики затрагивалась и вся история создания Русской Палестины. Любопытно, что деятели ППО вернулись ко временам «Иерусалимского проекта» и опять хотели усилить российское влияние на Востоке: взять под контроль греческих патриархов, подчинить своему влиянию православных арабов, покупать в собственность России земли и строить церкви. На первом этапе деятельности ППО был допущен целый ряд ошибок.
Это было время высочайшего взлета Б. П. Мансурова как чиновника. Хотя отношения с Александром III у него не сложились, но Мансуров продолжал оставаться статс-секретарем, имел чин тайного советника, входил в Государственный совет, считался крупнейшим специалистом по Палестине. Иерусалимский патриарх и обер-прокурор Св. Синода были его друзьями. Но расклад сил в российском обществе был уже другим. На первое место начала выступать общественная инициатива. ППО считало Мансурова своим врагом. В результате долгой и ожесточенной полемики он вынужден был сдать свои позиции и отойти от дел.
Обзор деятельности Б. П. Мансурова на Востоке показывает, что ему принадлежала ведущая роль в строительстве Русской Палестины. Он не был простым исполнителем, а составлял проекты и управлял процессом. Великий князь Константин Николаевич курировал дело помощи паломникам. Его функции заключались в общем контроле и проведении в высших учреждениях и у императора проектов Мансурова. А. В. Головнин участвовал в формировании «Иерусалимского проекта», Д. А. Оболенский ведал приемом пожертвований, М. И. Эппингер занимался строительством. Мансуров сформулировал «Иерусалимский проект», составлял планы приютов для паломников, писал отчеты, открывал агентства РОПиТ и инфраструктуру пароходства, руководил составлением чертежей и смет, подбирал персонал. Некоторое участие в приобретении земель принял глава Духовной миссии епископ Кирилл (Наумов). Все, что было сделано до 1860 г., делалось под руководством и при непосредственном участии Б. П. Мансурова. Палестинский комитет только утверждал его отчеты и планы. В дальнейшем Мансуров контролировал строительство, писал отчеты, еще дважды ездил в командировки в Иерусалим. Его проект реконструкции учреждений для паломников 1884 г. был доведен до конца ППО. Бориса Павловича Мансурова по праву можно назвать основателем Русской Палестины.
Источники и литература
Источники
- Государственный архив Тамбовской области. Ф. 972. Д. 122 (Проект преобразования иерусалимской духовной миссии и инструкция ее начальнику).
Литература
- Алленов А. Н. «Мансуровский проект» Русской Палестины (по материалам поездки 1857 г. по Святым местам) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 182. С. 292–298.
- Алленов А. Н., Гравин А. А. Личный архив Б. П. Мансурова: состав документов и возможности онлайн-доступа // Румянцевские чтения. Ч. 1. М., 2019. С. 26–29.
- Вах К. А. К истории первого русского «Путеводителя» по Святой Земле // Русская Палестина. Россия в Святой Земле. Мат. междунар. науч. конф. Под. ред. Е. И. Зеленева. М., 2010. С. 87–96.
- Вах К. А. Предшественники Императорского Православного Палестинского Общества: великий князь Константин Николаевич и Б. П. Мансуров // Россия в Святой Земле. К 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока. Каталог международной юбилейной выставки. Составители: К. А. Вах, С. Ю. Житенёв, Н. Н. Лисовой. М., 2012. С. 156–191.
- Вах К. А. «Иерусалимский проект» России: Б. П. Мансуров и Русские Постройки // Великий князь Константин Николаевич и Русский Иерусалим: к 150-летию основания. М., 2012. С. 21–36.
- Вах К. А. Как начиналась Русская Палестина. Иерусалим в письмах Б. П. Мансурова и В. И. Доргобужинова. 1858–1860. (Научная статья и публикация документов) // Иерусалимский православный семинар. Вып. 7. М., 2017. С. 111–255.
- Гравин А. А. Б. П. Мансуров и создание Русской Палестины (1857– 1864) // Вестник Тамбовского университета. 2019. Т. 24. С. 252–257.
- Гравин А. А. Отношения Б. П. Мансурова с начальниками Русской духовной миссии в Иерусалиме (1859–1885 гг) // Вестник Тамбовского университета. 2020. Т. 25. С. 183–191.
- Ермакова З. П. «Преданный Святой Земле работник» // Московский журнал. 2012. № 4. С. 56–65.
- Кондаков Ю. Е. Три отчета Палестинского комитета (1859–1864) // Клио. 2020. № 10 (166). С. 52–60.
- Кондаков Ю. Е. Источники финансирования строительства Русской Палестины (1857–1864 гг.) // Вопросы истории. 2021. № 9 (1). С. 129–139.
- Кондаков Ю. Е. Документы о деятельности Б. П. Мансурова по созданию Русской Палестины в архивах России // Клио. 2022. № 7 (187). С. 13–19.
- Кондаков Ю. Е., Вах К. А. Записка Мансурова Б. П. о положении создания на Востоке русских богоугодных заведений (1859) // Православный палестинский сборник. Вып. 120. М., 2022. С. 338–367.
- Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Деятельность Б. П. Мансурова и строительство Русской Палестины в освещении историка А. А. Дмитриевского // Православие и общество: грани взаимодействия: мат. V Междунар. научно-практич. конф. Забайкальский государственный университет. Отв. ред. Е. В. Дроботушенко. Чита, 2021. С. 19–22.
- Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Православное палестинское общество против Б. П. Мансурова // Клио. 2021. № 3 (171). С. 115–122.
- Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Российский «Иерусалимский проект» середины XIX века: деятельность Б. П. Мансурова и Русское общество пароходства и торговли // Научный диалог. 2021. № 9. С. 342–364.
- Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Второй отчет Б. П. Мансурова и начало строительства Русской Палестины // Былые годы. 2022. № 17 (1). С. 273–247.
- Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Организация пароходного сообщения между Россией и Афоном в 1857–1863 гг. // Клио. 2022. № 9 (189). С. 70–78.
- Кондаков Ю. Е., Федотьев Д. С. Поездка Б. П. Мансурова на Восток в 1856–1857 годах // Научный диалог. 2022. № 9. С. 433–450.
- Кунавин К. С. Карьера Б. П. Мансурова как пример взаимоотношений «Правительство-чиновничество» во второй половине XIX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5–6. С. 150–155.
- Кунавин К. С. Б. П. Мансуров до «Иерусалимского проекта»: история формирования профессиональных качеств // Российская государственность в лицах и судьбы ее создателей: IX–XXI вв. Мат. VI Междунар. науч. конф., посвященной 65-летию Липецкой области. Липецк: изд-во ЛГПУ, 2019. С. 146–148.
- Кунавин К. С. Формулярный список как источник о службе чиновника XIX века: эпизод из биографии Б. П. Мансурова // Румянцевские чтения. Ч. 2. М., 2019. С. 99–103.
- Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие // Богословские труды. Сб. 35. М., 1999. С. 36–51.
- Мансуров Б. П. Православные поклонники в Палестине. СПб.: тип. Морского министерства, 1858.
- Соловьев М. П. Святая Земля и Императорское Православное Палестинское Общество. М.: Индрик, 2012.
- Титов Ф. П. Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский. Киев, 1902.
- Энциклопедический словарь. Ред. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. XIX. СПб., 1896. С. 552–553.
Источник: Кондаков Ю. Е. Основатель Русской Палестины Борис Павлович Мансуров (1828–1910) // Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал / Санкт-Петербургская духовная академия. — СПб. : Изд-во СПбДА, 2019. — №2: Материалы ХIV международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Санкт-Петербург, 28–29 сентября 2022 года. — 2023. — С. 14‒22.