Костромин Константин, протоиерей

Статья
Русские святые и борьба с латинством в ХV–XVI веках: Византия или Балтика?
Раскол западной и восточной церквей, формально произошедший в Константинополе, породил богатую полемическую литературную традицию, однако в агиографию как отдельный литературный жанр антилатинская проблематика попала сравнительно поздно. В Византии это произошло не раньше 30-х годов ХIII века. В греческом круге письменности (в Византии, Палестине, на Кипре, Крите и Афоне) ХIII-XVI веков нет ни одного жития, полностью посвященного обличению латинян, соответствующая тематика связана исключительно с биографическими деталями и упоминается в житиях эпизодически. Ни один из памятников поздней греко-византийской агиографии с антилатинскими фрагментами не попал в древнерусскую книжность. Напротив, в древнерусской книжности не только наблюдается рост интереса к данной тематике, но даже есть житие, написанное целенаправленно как антилатинский памфлет — житие священномученика Исидора Юрьевского. В статье кандидата богословия, кандидата исторических наук, доцента, проректора по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина сделан вывод, что византийская агиография не сыграла роли в становлении антилатинской проблематики в древнерусской агиографии.
Статья
Казни земные и небесные в Древней Руси: от богословского осмысления к практике
Систему наказаний в древнерусском праве нельзя считать детально разработанной. Исследователи выделяют виды наказаний, которые не встречаются в памятниках права, однако, очевидно, применялись на практике. Наказания можно с некоторой долей условности разделить на судебные и внесудебные. Однако наказать может и Бог, причем как в этой жизни, так и на Страшном суде. Статья кандидата исторических наук, кандидата богословия, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина посвящена проблеме «соперничества» земного и небесного суда в представлениях людей домонгольской Руси. В ней решен вопрос о применимости принципа non bis in idem в рамках поставленной проблемы, а также рассмотрены ключевые сюжеты из Повести временных лет и Киево-Печерского патерика, анализ которых позволяет выделить вопросы, решавшиеся земным судом, и те, наказание за которые современники видели в бедствиях, постигавших общество и отдельных людей.
Статья
«Социализм» священника Григория Петрова глазами Максима Горького
Священник Григорий Петров, известный дореволюционный литератор и оратор, воспринимался некоторыми современниками как социалист. Одним из первых социалистом его назвал Максим Горький, который сам тяготел к социалистическим взглядам. Однако со временем менялись как взгляды самого Горького на социализм, так и его отношение к Петрову. В статье кандидата исторических наук, кандидата богословия, доцента, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина прослеживается эволюция взглядов Горького на социализм в контексте его «богоискательства», а также отношений с большевиками, показана эволюция отношений Петрова с писательским сообществом. Анализ содержания книги Петрова «Евангелие как основа жизни» показал, что его трудно однозначно считать социалистом, что отразилось и на отношении к Петрову Горького. История их взаимоотношений реконструирована путем анализа сохранившейся и изданной переписки Горького с близкими и друзьями.
Статья
Отношение Русской Православной Церкви к социализму в советскую эпоху (по материалам «Журнала Московской патриархии»)
Отношение Русской Церкви к социализму менялось в зависимости от политической обстановки в течение всего ХХ века. Во время Великой Отечественной войны появился официальный печатный орган — «Журнал Московской патриархии», который занял достаточно активную и при этом лояльную советской власти политическую позицию. По этой причине на его страницах регулярно декларировалось отношение к социализму. Однако это отношение имеет определенную динамику, а также некоторые различия в определении этого понятия. В статье кандидата исторических наук, кандидата богословия, проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина прослеживаются ключевые публикации, отражающие изменения в отношении социализма в официальной риторике журнала, выходившие в годы существования СССР, и выделены ключевые авторы, сформировавшие церковное представление о социализме.
Статья
Богословские и исторические особенности возникновения древнерусской антилатинской полемической литературы
В статье проректора по научно-богословской работе, доцента кафедры Церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Константина Костромина представлена попытка рассмотреть богословские особенности древнерусской антилатинской полемической литературы.
Статья
Ключевые темы службы преп. Антонию Римлянину и историко-гимнографические параллели
В службе преп. Антонию Римлянину часто встречаются тексты, заимствованные из служб иным святым, а также отсылки на образы из Священной истории. Подобные тексты должны были помочь молящимся воспринять образ преп. Антония как живую личность. Об изменениях в составе службы и об этапах ее создания рассказывается в статье кандидата исторических наук, кандидата богословия протоиерея Константина Костромина.
Статья
Св. Александр Невский и латинский Запад глазами древнерусских агиографов
Житие св. Александра Невского, датируемое концом ХIII века, неоднократно перерабатывали русские книжники. Они создали несколько редакций жития, объединенных раскрытием проблемы — Русь между Востоком и Западом как в военно-политическом, так и в конфессиональном смысле. Главная цель статьи — проследить формирование антилатинского полемического содержания агиографических произведений, посвященных Александру Невскому. Детальный анализ различных редакций жития показал, что даже при наличии сюжетов о военных или дипломатических контактах с латинским миром антилатинский пафос в житии отсутствовал полностью до конца ХV века. Тема противопоставления православного Востока и латинского Запада намечена в «лихачевской редакции», в редакции Миней Четьих она получает заметное развитие и окончательно складывается в редакции Василия-Варлаама, созданной между 1547 и 1555, то есть незадолго до начала Ливонской войны.

Другие публикации на портале:

Еще 9