У детей есть причины быть плохими. Часть II
Во второй части беседы архимандрит Андрей (Конанос) поднимает такие вопросы, как влияние современных реалий на формирование личности человека, воздействие телевидения на детей, роль родителей в противостоянии соблазнам окружающего мира, а также затрагивает другие злободневные проблемы, связанные с воспитанием детей.
Статья

Какие проблемы у людей, сколько мучений, сколько боли? Что делать? Надеешься на Бога, доверяешься Христу, занимаешь свое место во Вселенной и говоришь:

- Господи, здесь мое место, я не могу находиться по всей земле, не могу уследить за своим ребенком везде, что мне делать? Я молюсь, мой Христос, Тебе. Ты находишься повсюду и все преисполняешь, но я не могу везде находиться, я живу дома, на определенной улице. Я не могу уехать куда-то на другое место, не могу бегать и гоняться за своим ребенком, за своим мужем, который ошибся, или за женой, которая в чем-то запуталась.

Слушаешь разные слова на исповеди, разные вещи происходят. Молитва, произносим непрестанную молитву, говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Господи Иисусе Христе, помилуй моего ребенка, мою жену, моего мужа, всех людей».

И помни, что все они очень хорошие. Нет плохого человека, и твой плохой ребенок, – помнишь, мы уже говорили об этом? – он очень хороший. Просто он должен стать лучше и увидеть те тайны, которые он скрывает, и ту красоту, которая покрыта пороками, бурьяном и тернием, но под этими плевелами существует красота и изящность. У каждого плохого ребенка есть красота. Но только Христос это видит.

Поэтому Христос нам сказал, что мы, какдети,должныбытьпростыми, смиренными, добрыми.

Думаю, что когда Христос говорил, чтобы мы были какдети,Он имел в виду маленьких детей. Потому что когда они подрастут, уже с первых лет своей жизни, как только получат немножко идентичности и осознают свое я, с тех пор у них начинают прорастать первые семена зла, первые плевелы, первые пороки, эгоизм, упрямство, претензии. Хочу, чтобы это стало моим! Это мое! Нет! Убирайся! Я не хочу это, я хочу то!

И спрашиваешь себя: «Что имел в виду Христос, когда говорил, чтобы мы были какдети

Господь имел в виду маленьких детей, младенцев, невинных детей. Дети, на которых не повлияли взрослые. Дети, которые не были испорчены нашей эпохой, которые не были изменены другими людьми и не повзрослели преждевременно, не стали больными – и психически, и телесно, и умственно, и эмоционально, и волей – мы испортили наших детей. Наш мир стал таким, чтобы дети не были детьми. Уже не существует детства, невинности. Они невинные, пока маленькие, но как только они начинают расти, то уже теряют невинность. Смотришь на детей, которые играют по мотивам телевизионных сериалов, и некоторые из них говорят: «Я начну встречаться с этой девочкой! Я хочу, чтобы она влюбилась в меня! Ты хочешь быть со мной, ты меня любишь? Хочешь со мной строить отношения?»

Смотришь как некоторые дети со второго–третьего класса уже произносят такие слова. Не существует невинности, не существует любви, не существует детских объятий, где дети обнимают друг друга и где ребенок целует другого ребенка, даже в рот; маленькие дети не понимают, это они делают и из-за невинности и простоты, они везде целуются и ничего не понимают. Теперь мы портим детей. Хотел сказать – портят их, однако мы их портим сами. Мы плохие, взрослые, также в глубине души мы являемся хорошими, но в конечном счете добро, которое в нас очень глубоко, теряем со временем. Но дети ни в чем не виноваты. Как будто в наше время все направлено на то, чтобы сажать в душе ребенка только семена зла, как будто дети обрабатываются таким образом, чтобы возрастало в них все самое плохое, что существует в душе как зародыш. То есть то, что мы называем склонностью к злу, греховным желанием, которым все мы, как дети Адама и Евы, заражены. Но наша кровь заквашивается и с Кровью Христа в Святом Причастии. Это происходит, когда причащаем наших детей. А когда мы их не причащаем, они не чувствуют себя причастниками с нами, не являются частью общества; они знают, как сказать «добрый день», «добрый вечер», но эти слова искусственные и формальные. Говорят: «Добрый день!» – а про себя издеваются над тобой, смеются над тобой, иронизируют, потому что мы научили их таким фальшивым манерам, чтобы они были необщительными, потому что они не причащаются. Везде кровь – это только наша собственная кровь, немощных родителей, потому что сказано «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»[1]. Моя мать и мой отец, Господи, они грешные люди и родили меня. И грешного ребенка создали. Не причащаемся, не приобщаемся к благодати, не молимся, не помогаем детям, и так их кровь – это кровь Адама, земного Адама, а не кровь Нового Адама – Христа. Мы видим, что в наше время все направлено на пробуждение в ребенке только страстей, низших инстинктов, сластолюбия, всего самого плохого, что только может существовать, потому что каждый человек имеет внутри себя джунгли страстей. Отцы Церкви исследовали человеческую душу и согласны с этим. В сущности, все люди хотят одного и того же, как основных потребностей, – любви, нежности, ласки, тепла, признания, оправдания, все мы этого хотим. Но в нас есть страсти. Вопрос в том, как не посадить семена зла, как сделать дикую маслину окультуренной, то есть преобразить, пересадить грех, находящийся в ребенке, на иную почву, и превратить его в добро. Превратить зло в добро. Мы этого не делаем. Это делают только святые. И детство уже не скрывает в себе красивых вещей. Ребенок, каждый человек, имеет внутри себя много склонностей – и к добру, и к злу. Святые, например, св. Георгий, св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Николай, св. Марина, св. Параскева – что они сделали? Они подвизались и усилили все добро, которое имели внутри себя, все зло превратили в добро. Они не насаждали зло. И они стали как дети. Видишь какого-то старого монаха или какую-то монахиню, или какого-то пожилого монаха, а он, как ребенок, добрый, ласковый, смотришь ему в глаза и понимаешь, что он незлобный. Почему? Потому что в своей жизни взращиваем злобу внутри себя. Но они этого не делали. Окружение, в котором они выросли, было благоприятным. Наша эпоха делает точно наоборот. Как будто она зареклась не развивать положительные качества ребенка, потому что, если он сделает это, то возьмет и станет святым, наше время не хочет, чтобы были святые, а хочет, чтобы увеличилось все плохое.

Образование, которое мы получаем, наше окружение, мать и отец, квартал, то, на чем сосредоточено телевидение, не помогают ребенку развивать положительные качества души и доброту, которые у него есть. А у него есть доброта, она является капиталом, который еще не развит, это то, что необходимо развивать, подвизаться, чтобы немного утомиться, чтобы потекла кровь из его души, чтобы стать хорошим человеком. Человек не станет хорошим, если ему позволить делать все, что он хочет. Если не заботиться о своем ребенке, то он не станет хорошим, необходимо воспитание, то есть необходимо взять педагогику, которую дает тебе Бог, и подвизаться, делать то, что делает святой – бороться, подвизаться.

Чему хорошему научило телевидение твоего ребенка? Любить? Любви? Видел ли ты, чтобы твой ребенок плакал, будучи тронутый телевидением, чтобы он увидел нечто, что затронуло бы его душу? Но ты, наверняка, видел, что он плачет, когда его футбольная команда проигрывает. Как и то, что он ругается, кричит, ломает вещи, ожесточается, да, такое ты уже видел. Так его научило телевидение, а также тому, чтобы ты ему покупал много вещей. Плохой ребенок, о котором ты говоришь, хороший – телевидение его сделало плохим. Не ругай своего ребенка, телевидение постоянно показывает, что сегодня преуспевающий человек должен иметь много вещей, чтобы он был алчным, чтобы он не останавливался. У тебя есть сотовый телефон? Купи себе еще один! Ты что, с этим телефоном останешься? Купи себе другой! Поменяй свой тарифный пакет, купи себе новую сим-карту, не останавливайся на достигнутом! Купить себе новую одежду! Поменяй свои вещи, свой автомобиль! Не оставайся с этой машине! Делай это постоянно. Наше время делает твоего ребенка потребителем, алчным эгоистом, делает его эгоцентричным, самовлюбленным, сластолюбивым человеком. Не так ли? Твой ребенок в этом не виноват, бедный ребенок, что он стал плохим, целый день может сидеть и смотреться зеркало, хочет сделать себе прическу, наряжаться, и тем самым хочет получить свою идентичность. Все это показало ему телевидение. А что оно показывает? Порок. Какой порок? То, что телесная красота является всем. Ты должен научиться быть красивым; кто не красивый, тот не подходит. Если ты не красивый, девушки не заметят тебя. Что значит быть не замеченным? Как давно ты не слышал слово «любовь»? Никто не говорит: «Тебя никто не любит», а говорят: «Тебя не замечают!» Наше время учит детей вести себя таким образом, чтобы его замечали. Чтобы заметили тебя, что необходимо иметь? Внешний вид, витрину, то есть лицемерие. Наш век воспитывает ребенка и делает его лицемерным, фальшивым и учит его показывать иной образ, нежели в действительности. Не учит его любить, смиряться, воздерживаться. Как научить детей воздержаться, если ты сам думаешь, что он отсталый, если он не встречается с девушкой. Телевидение показывает ему, что он должен встречаться с девушкой. Но оно не говорит ему, к чему могут привести эти отношения. Сколько связей с девушками необходимо иметь, прежде чем жениться? Сколько абортов нужно сделать, прежде чем выйти замуж? Где доброта? Как твой ребеночек станет хорошим, если он не научился иметь сияние чистоты? Видели ли вы чистое лицо? Человек имеет такое лицо, пока он не достигнет определенного возраста, но когда немножко подрастет, то он это теряет. В выражении лица входят лукавство, грубость, мерзость, грязь и отчаянность мира, следы многочисленных связей с девушками, и ребенок учится таким вещам. Ребенок не виноват в том, что он плохой, это эпоха, весь мир делают его плохим. Эта эпоха, которая не создает святых. Чтобы сегодня стать святым, необходимо дать отпор духу нашего времени.

Если бы мы жили в византийскую или греческую эпоху, то ход мира привел бы тебя в Церковь. То есть предоставляешь себя потоку и идешь в Церковь. Какая-то женщина рассказала мне о своей деревне в Македонии, что если увидят, что во время Великого поста ешь непостную еду, начнут тебя поучать, что так нехорошо делать, что пост что-то очень хорошее, там все постятся. Это значит отдаться своей эпохе и обществу, в котором ты живешь, они тебя научат поститься.

Кто сейчас может отнестись с доверием к своей эпохе? Никто. Не можешь предоставить себя эпохе, необходимо сопротивляться, чтобы поститься. Необходимо отделиться, потому что все смотрят на тебя и спрашивают: «Нормальный ли ты?»

Какой-то человек сказал мне, что в армии он захотел пойти в церковь, а сослуживец сказал ему: «Что уже Пасха наступила?»

А время было перед Рождеством Христовым, и он ответил: «Какая Пасха? Я хочу пойти в церковь, сегодня воскресенье!» Его сослуживец ходил в храм только на Пасху, так его научили. Я не обвиняю этого парня, так научила его эпоха. Пока все в армии ходили в храм и воинство было действительно христолюбивым, крестились, любили Церковь и почитали Пресвятую Богородицу, не все, конечно, я не летаю в облаках, всегда были хулители, ругатели и пороки, но это не было правилом.

Однажды пришла какая-то восемнадцатилетняя девушка и сказала мне:

- Батюшка, я чувствую себя очень плохо!

- Почему, что случилось?

- Я чувствую себя очень плохо, батюшка, я чувствую себя ужасно. Мне стыдно!

Говорю себе: «Ой! Наверное, она сделала что-то плохое! Почему ей стыдно?»

- Что ты сделала? Что случилось, дитя мое?

- Нечего, батюшка.

- Почему ты стыдишься?

- Я не могу... Я скажу Вам, но Вы меня неправильно поймете. Мне очень стыдно!

- Почему?

- Батюшка, я девственница. Мне очень стыдно!

Я не понял. Покачал головой, чтобы придти в себя.

- Смеются надо мной, мои подруги очень сильно глумятся надомной. Потому что они, рассказывает она, говорят, что я отсталая, что они хорошо себе живут, делают разные вещи, что в наше время надо жить по-другому.

Стыдится, что она девственница. Ты что-нибудь понимаешь? Это твой ребенок, а не мой. Эта девушка, студентка, первокурсница, второкурсница или третьекурсница, которой в настоящее время стыдно сказать, что она чистая. Потому что остальные ее заставили себя почувствовать, что она не нормальная. То, что она бережет свою утробу, готова принять ребенка, которым забеременеет, и не делает из своего тела лабораторного животного, не перекидывает свое тело от одного мужчины к другому и не тратит свою жизнь на развлечения, чтобы приятно проводить время! Поверхностная сентиментальность и любовь на пару дней и месяцев. Стыдится, что она чистая, что готовит свою жизнь в правильном направлении. В другую эпоху стыдилась бы не она, а та, которая живет в разврате. И приходила бы ко мне на исповедь и плакала бы. Я хотел бы обратиться к телевизионщикам и сказать им: «Большое спасибо! Обвиняете Церковь, обвиняете нас священников! Имеете право! Мы виноваты во многом! Но, послушайте, каких людей вы приводите к нам, каких людей посылаете к нам на исповедь, что говорят нам люди, приходящие от вас? Телевидение, которое увлекает толпы людей и поддерживает молодых, беспорядки, анархии, - это очень хорошо. Молодые люди имеют право. Но то, что им предлагается, не является решением, ни спасением, ни исцелением. То, что телевидение говорит молодому человеку: «Ты имеешь право» и т. д. – это прекрасно. Но следующий шаг показывает, являешься ли ты настоящим реформатором эпохи».

Правда в том, что телевидение только притворяется, что заодно с молодыми людьми, а что оно предлагает им взамен? Что им дает?

Ты, уважаемый телевизионный продюсер нашей эпохи, посылаешь мне этих детей на исповедь, которые плачут, что они девственницы, и этого стыдятся, а другая девушка приходит и с легкостью говорит, что сделала аборт, но затем и она плачет, не один день, а в течение многих лет. Ты научил ее предотвратить этот аборт?

- Я научил ее! – говорит он. – Я показал ей сто реклам о предохранительных средствах!

- Является ли это терапией? Или это только профилактика? Это не является лечением, профилактика – только настоящей любовью? Кто защитит любовь?

Любовь, которую оскверняем и насилуем каждый день, какое предохранительное средство может очистить настоящую любовь и сохранить ее в чистоте, чтобы заключить брак, который продлится не пять, не шесть и не семь месяцев, а восемь десятилетий, то есть всю жизнь пары в браке. Как формируются дети с помощью телевидения? Я хотел бы об этом спросить у тех, кто работают на телевидении:

- То, что вы показываете на экране… задумывались ли вы, какие помыслы, какие фантазии вы культивируете в детях, какие примеры им подаете, когда они видят, что их должны окружать полуодетые, полуголые девушки, чтобы их ласкать, флиртовать с ними. Если мой ребенок это смотрит, что он скажет, что почувствует, что он захочет? Какой пример он получит? Как он посмотрит на эту девушку, как на свою сестру – с уважением, с любовью, с благоговением, с почтением и с чистой любовью? Как? Кто-то может это услышать и сказать: «Ты живешь в своем мире!»

Действительно я живу в своем мире, и мне очень сильно нравится мир, в котором я живу, и я буду жить в этом мире, и я еще больше хочу жить в нем, в настоящем Господнем мире. В мире жизни. Потому что мир, в котором ты живешь, находится в грехе и разврате, где так воспитывают детей. Где жизнь приводит их к аборту, к раненым душам, к раненым телам, к разрушению семьи, к разводу, к психологическим проблемам, к антидепрессантам. И они не придут к тебе, а это они говорят мне на исповеди и многим другим священникам, которые становятся преемниками тех слез, той боли и тех остатков. Мы собираем остатки.

Дети не виноваты. Я еще раз говорю: дети не плохие, это наша эпоха портит детей, они хорошие, они и плохие и хорошие, они должны исправиться, у них есть недостатки, но всех их направляют к злу и говорят им: «Если ты сделаешь что-то плохое, я тебя похвалю! Ты молодчина! Успел, молодец!»

Раньше кто-нибудь за такое сказал бы тебе: «Почему ты это сделал? Почему ты куришь?»

Ночные клубы, курение, пьянство, наркотики, сейчас это является современным образом жизни, культурой, цивилизацией. Падение стало образом жизни, идеалом, философией.

Запутавшиеся люди философствуют, а другие стоят и удивляются, слушают их и говорят: «Ой, как хорошо ты это сказал, мой брат!»

А он сказал какую-то бессмыслицу, сказал что-то, что не может устоять в жизни, что никого не поддерживает, никому не помогает, не может тебя поддерживать, когда тебе больно, не может победить смерть.

Сегодня дети не занимаются ничем существенным, а тем, что мы предлагаем, обслуживают наши или свои собственные интересы. Это не теория, потому что психологи говорят, что именно подростки являются целевой аудиторией рекламы, это означает, что целые отрасли бизнеса, огромные средства, миллионы поддерживают подростковые желания, волнения, мечты, фантазии. Не так ли? Все эти кафе, клубы, которые мы открываем для подростков, клубы распущенности, которые поддерживают желания молодежи, где они платят деньги. Для подростков инвестируется, подростки их и содержат. Их клиентура – молодежь. Так владельцы делают ставку на молодых и говорят: «Достанем из них стержень, чтобы не могли сопротивляться!»

Когда есть стержень, никто к тебе не прикоснется, ты отреагируешь. Сегодня подросток не реагирует. Научили его реагировать против священника, когда он хочет что-то сказать подростку, подросток готов ударить его, плюнуть в него. Так его научили, ребенок не виноват. Однако, когда он что-то сделает, на что его душа действительно должна реагировать и сказать: «Что я сейчас делаю?» Употребляю наркотики, запутался, связался с плохой компанией, ночью поздно ложусь спать... Это опасность, смерть, запутаюсь, тогда другой человек скажет ему: «Что запутался? Такова жизнь!»

Не может быть! Смерть названа жизнью; ночная жизнь названа светом, а жизнь Церкви, жизнь Христа многие считают чем-то странным, чем-то беспочвенным, тем, что находится за пределами времени и пространства, тем, что меня не касается, тем, что не может мне ничего сказать. Дети не виноваты. Так их научили. Сегодня успешным человеком считается не тот, кто смиренный, я тот, кто имеет много связей, тот, кто кричит – так научили ребенка. Сегодня в школе споры разрешаются путем драки, собираемся и бьем кого-нибудь, воруем. Какой-то ребенок сказал мне, что поймали его в метро и украли куртку. Другие дети, его друзья. У другого ребенка украли обувь, потому что она была брендовая. Кто заставляет этих детей воровать обувь, мобильные телефоны, бить своих ровесников, ломать? Они не были рождены такими. Посмотрите на фотографии, раньше они были невинными детьми. Кто так воспитал детей, кто сделал такими неузнаваемыми тех, что раньше были ангелами? Наша эпоха делает детей такими! Телевидение не научило твоего ребенка иметь в своей душе мир, простоту, удовлетворяться малым, радоваться малому, а не требовать все больше и больше! Я хочу найти себе хорошую девочку, а не какую-нибудь там, и я не хочу ее любить, не хочу быть ответственным, не хочу создавать семью, не хочу, чтобы моя любовь где-то укоренялась, чтобы заботиться о ней и чтобы ей радоваться, а просто чтобы она стала моей, потому что я эгоист. В этом образе мышления не виноват ребенок, этому он научился от окружающей его действительности, это послания мира, которые вокруг нас. Ты должен быть сильным, богатым, согласно телевидению. Только так будешь иметь будущее, в противном случае ты будешь плохо жить. Если не будешь следовать этому, ты не преуспеешь. Сегодня смиренный человек ничего не стоит, он не может реализоваться в обществе. Кто-то сказал мне, что если на собеседовании при поступлении на работу в какую-нибудь компанию молодому человеку скажут: «Ты лучше всех!», а он ответит: «Ну, я не самый лучший, есть лучше меня!», тогда его не возьмут на работу. Сегодня ты должен согласиться, что ты самый лучший, чтобы растоптать других и сказать: «Я самый лучший, я всех вас обгоню!»

Где любовь, ради которой Христос говорит, что если у тебя что-то попросят, то ты ему все дай и даже свою последнюю рубашку, чтобы чем-то пожертвовать ради других. Отступи ради другого. Если ты так поступишь, то сегодня примут тебя за жертву. Наша эпоха внушает нам определенный образ действий и таким образом воспитывает детей.

Я ездил на какую-то беседу и возвращался домой на электричке. Расстояние было примерно 7 км, от центра Афин до Марусси. Это было в субботу вечером. В электричку вошло несколько юношей, они ехали развлечься, не сидится им дома, они едут отдыхать, что-то делать. Я смотрел на их лица и пытался по этим лицам представить себе святых. Я это успел сделать, но мысленно сделал некоторые изменения, говоря себе: «Если бы у этой девушки была другая прическа, и вообще если убрать все это с ее лица, то какое было бы у нее красивое лицо! Какую нежную душу она имела бы, святая девушка была бы! И этот парень был бы святым! Мне кажется, что все они могли бы быть святыми». Но потом, когда я снова посмотрел на них здесь и сейчас, сказал себе: «Как же мы сделали детей такими: с дикими лицами, ироничными, с такой напыщенностью в поведении, с этой эксцентричной одеждой, разорванными вещами...» Я говорю себе: «Христос мой, счастливы ли эти дети? Они сошли где-то на темной станции, чтобы куда-то пойти, в ночные клубы, где собирается вся молодежь, есть ли смысл и цель в их жизни? Если кто-то заболевает, могут ли они сказать что-то, чтобы он утешился? Будут ли они терпеливыми, если испытают трудности в своей жизни? Если они женятся, поймут ли, как сохранить свой брак?» Так я думал про себя. Ты сейчас можешь сказать, что я преувеличиваю. Но скажи мне, сколько из этих детей завтра, когда создадут семью, сохранят свой брак на долгие годы? Я не желаю чего-то плохого, а только у них была счастливая жизнь, но мне что-то подсказывало (об этом говорит и статистика), что большинство из этих молодых людей ждет очень тяжелое будущее. Я имею в виду положение, в котором они находятся, так их сформировала эпоха, которая не заботится о том, даст ли она им качественную жизнь, что под качеством не подразумеваются спортивные залы, развлекательные центры, кафе и бары. Не это. Качественная жизнь – это нечто другое, чтобы твой ребенок научился устанавливать отношения с другим человеком, что когда у него родится ребенок, он должен воспитывать своих детей должным образом. Научить их, для чего они живут, ради чего борются, научить их говорить спокойно, смотреть на них и улыбаться, удержать их дома, любить свою жену, не разводиться, и тогда наступит мир. И на его лице будет написан внутренний мир ребенка. Кто из этих детей имеет духовный покой? Кому я все это говорю? Тебе это говорю, родителю, который говорит, что его ребенок не хороший, а плохой. И я объясняю тебе, что твой ребенок не плохой, а наша эпоха сделала его таким. Наша эпоха, наш мир, то, что Церковь называет миром: весь дух, вся атмосфера, которую очень сильно дьявол эксплуатирует и вдохновляет. Он формирует климат нашей эпохи, потому что если бы Христос его сформировал, то супруги не разводились бы так часто – половина браков не заканчивалась бы разводом. Думал ли об этом твой ребенок? А ты меня слушаешь, и ты развелся. Разве это неправда? Брак твоего ребенка будет таким, как твой? И он ли не разведется? Или это стало обычным делом – жениться по три раза, так, по привычке, для разнообразия. Это не делает нашу жизнь счастливой. Если ты где-то не укоренишься, не станешь счастливым, не научишься испытывать спокойствия, не найдешь покоя, не сможешь найти себя. К сожалению, ошибки повторяются. И если ты не религиозный человек, то ты не сможешь жить хорошо, сойдешь с ума. Поэтому прославляй Бога, что ты находишься возле Христа, что у тебя есть свой дом, что у тебя есть смысл и цель в жизни, что ты знаешь, куда идешь, в Кого веришь, кого любишь, что радуешься мелочам: что пьешь воду и чувствуешь счастье, чего не чувствует тот, кто пьет дорогие напитки. Можете ли вы пить воду и быть счастливыми? Чтобы делать это, необходимо в себе иметь другой более высокий источник счастья, чтобы тебя не одолели другие суррогаты, опыт и эмоции внешнего мира. Радость – это то, что живет внутри тебя. А затем ты радуешься и самым маленьким вещам.

Если посмотреть на маленького ребенка прежде, чем он испортится (прежде чем мы испортим его, прежде чем его разрушим), – когда даешь ему что-то незначительное, какую-нибудь книжку, ручку, он играет и рад. Но он растет, все меняется. Все имеешь, и ничем ты не удовлетворен. Все покупаешь, и все еще недоволен. Это наша эпоха. Такими становятся дети. Ребенок – это самый лучший ребенок на свете. Просто он дитя своей эпохи, нашей эпохи – больной, страдающий, с потребностями. Как говорил старец Порфирий, он нуждается в помощи, он запутался, его мысли путаные. И если такой ребенок все это сейчас услышит, то он не очень поймет, о чем я говорю. Потому что, знаешь, я говорю о другой Родине, которую мы потеряли, о ностальгии, о переживании, некоторые дети никогда не испытывали его, потому что ребенок не почувствовал, что такое хорошая семья, чтобы он ее мог вспомнить и умилиться. Когда ребенок растет в неустроенной семье, как я ему объясню, что такое хорошая семья, хорошая жизнь, в которой он никогда не жил? Но ты, взрослый, слушающий эти слова, вспоминаешь, наверное. Ты помнишь своих бабушку и дедушку, дядю или тетю, своих родителей, как жил в хорошей семье, и говоришь: «Да, все так, мы изменились в последние годы! Очень быстро, молниеносно меняется мир».

Атмосфера нашей жизни, условия и наши нравы в последнее время очень быстро меняются, мы разрушаемся, и вопреки всему я очень оптимистичен, знаешь почему?

Потому что дела не меняются к лучшему, и это очень оптимистично – для Церкви, а не для мира; для мира это путь, ведущий к самоубийству. Но для Церкви эта трагедия, которую мы переживаем, очень оптимистичная, потому что со дна, на которое вскоре опустимся, будем вынуждены начать кричать: «Что произошло, люди? Как мы достигли дна? Достигли дна, но больше так не можем! Что произойдет теперь?» И тогда начнем молиться: «Господи помилуй нас!», тогда есть надежда.

Я не знаю, поможет ли тебе то, о чем я говорю, заставит ли тебя задуматься и порассуждать о своем ребенке, относиться к нему спокойнее, не кричать, сильно его не ругать. Когда начнешь ругаться с ним, кричать на него, даже когда начнешь ругать его, что, к сожалению, ты тоже делаешь, задумайся, что и твой ребенок уже ненормальный и раздавленный жизнью от стольких вещей, через которые он прошел. Ты можешь быть уставшим после тяжелого рабочего дня, но и ребенок очень измучен, как будто он работал восемь часов, потому что его утомляет телевидение, глупости взрослых, грех взрослых, отсутствие смысла, бессмысленная жизнь. Знаешь ли ты, что значит, когда ребенок живет столько времени без смысла, знаешь ли ты, какая это душевная усталость? Огромная усталость. Он растет с компьютером, но не имеет никакого смысла в жизни и сходит ума, сегодня дети заболевают от компьютеров. В то время как ни один ребенок еще не заболел от молитвы, от Христа, от Св. Причастия, от Церкви, от любви, от бабушкиных сказок. Говорят, что от компьютера их привозят в больницы. Дети-эпилептики, у которых бывают приступы, заражены компьютерной болезнью и становятся зависимыми от него. Какой-то ребенок показал мне видеоролик, который он скачал из Интернета. На этом видеоролике были засняты дети, страдающие от компьютерной зависимости, которые сами себя бьют, в истерии ломают клавиатуру. Дети не виноваты. И если он ломает клавиатуру, все ломает и нервничает, знаешь ли ты, что это значит? Это значит, что у них что-то начало пробуждаться. И чем громче дети кричат, чем больше они ломают, тем убедительнее это показывает, что они жаждут чего-то другого. Я понимаю это, и говорю себе: «Эти дети – будущие служители Бога, в настоящее время сколько бы эти дети не нервничали, сколько бы они не дрались, если правильно будут нажимать кнопку, то все это обернется с полной силой к Богу».

Просто взрослыми еще не сделано правильное движение, не достигли правильной точки, где Бог ждет, чтобы привести детей к Себе, и только бы это время не замедлило наступить. Люби своего ребенка, прощай его, пойми его, то, что говорят дети, – правда: «Взрослые не понимают меня!» Пойми его. Я не советую тебе говорить ему: «Молодец, ты прав во всем!»

А немного поставь себя на его место. Подумай, как он вырос, что он пережил, какие вопросы его интересовали. Сейчас ты слушаешь эту радиопередачу, твой ребенок слушает ее? Нет. Ты это слушаешь и думаешь, твой ум очищается, фильтруешь, оцениваешь, сравниваешь. Ребенок не слушает такие радиопередачи, а слушает то, что предоставляет наша эпоха, и если нет Христа, как очистить его ум?

Друзья мои, Христос сказал: «Без Меня Вы ничего, не можете сделать. Без Меня Вы запутаетесь, без Меня Вы сделаете дыру в море, без Меня Вы полностью погубите себя. Я Вас не пугаю, а говорю Вам правду, потому что Я Тот, Кто настраивает Ваш ум, который просветлит Вашу совесть; без Меня Ваш ум заболеет. Я говорю Вам об этом, чтобы Вы это знали».

И мы говорим Ему:

 - Сядь с краю!

А Господь говорит:

 - Я не сяду с краю, Я пойду туда, на Голгофу, распну Себя, и буду там висеть распятым. Но если Вы оставите Меня и не придете ко Мне, Я буду беспокоиться о Вашем будущем – Вы сойдете с ума.

И сейчас мы от этого страдаем – сходим с ума без Христа. Где-то в одном из посланий апостол пишет: « И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства»(Рим. 1:28). Господь предал их извращенному уму, который не может должным образом испытывать вещи и знать, что правильно, а что неправильно, то есть получается какая-та путаница. И ты сейчас говоришь: «Мой ребенок плохой!»

Твой ребенок очень хороший, он просто измученный и ущемленный. Любите своих детей!

 

Перевод с болгарского – магистра богословия Виталия Чеботара
Источник:
http://dveri.bg/component/com_content/Itemid, 100349/ catid, 84/id, 16342/view, статья/



[1] Псалом 50:7 – прим. переводчика.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Статья
Еще 9