В сегодняшний день Святая Церковь воспоминает изгнание наших прародителей из рая.
Когда-то прародители наши обладали совершенным, ничем не возмутимым счастьем в раю. Счастье это заключалось не в упоении красотами природы «под кущами райских садов», не в отсутствии тягостных забот о существовании, не в безболезненности человеческой природы – нет, но в ближайшем общении с Богом, в непосредственном ощущении Его святыни, в живых непередаваемых беседах души человеческой с Божественным Духом.
И чем выше и полнее было до грехопадения это блаженство близости к Богу, тем ужаснее было после грехопадения это удаление от Бога, это духовное сиротство и одиночество человека...
Человечество истосковалось в этом душевном одиночестве, оно закоченело от внутреннего холода. И вот явился Христос, чтобы вернуть человечеству достояние сыновства, вернуть ему тесную связь с Божеством, вернуть в степени еще высшей, чем было в раю, ибо там не было того, что явилось здесь: Христос назвал здесь людей братьями и друзьями, дав людям в пищу Свою сущность – пречистые Тело и Кровь, простер свою любовь к людям до того, что терпеливо стоит и ждет у двери нашего сердца...
Так Христос принес людям прощение от Бога. И это прощение дано нам не за подвиги какие-либо, не потому, что мы имеем на него какое-либо право, – нет, но единственно по милосердию и любви Отца Небесного. Отпущена вина непослушания, забыты преступления своеволия; прощение даровано без укоров и суда...
Братья! Это богатство милости и прощения и нас зовет к тому же, и нам твердит: «прощай!». «Прощай всюду и везде; прощай, пока обида еще невыносимо жжет тебя, пока ты ее остро переживаешь. Прощай именно тогда, когда тебе хочется проклинать, мстить и вредить. Прощай все, не считая, чтобы мог потом с дерзновением сказать Господу: «остави мне долги мои, как и я оставил должникам моим»...
Сегодняшнее Евангелие и учит нас этому: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6, 14-15). В другой раз Христос еще ярче указал нам долг всепрощения, когда повелел до семижды семидесяти раз в день прощать брату своему прегрешения его. Припомните, как Он сам в невыразимых муках молился за своих палачей: «Отпусти им, Отче, ибо не ведают, что творят»... Зная все несовершенство человеческой природы, Он не осуждал их, а жалел и прощал. Ведь и у нас обыкновенно обиды, причиняемые или по духовному ослеплению от Духа злобы, или невольно – по немощи человеческой, или даже просто, воспринимаются нами как обиды – то, что совсем и не имело этого характера, а просто по нашей придирчивости, гордости, самомнению, эгоизму. Когда горечь обид закипит в нашем сердце, когда близкие люди, которым мы от чистого сердца приносили жертвы, изменяют нам, когда все внутри нас будет негодовать и кипеть, – тогда то и простим все безусловно, без расчета!
Ведь это не они оскорбляли нас, а кто-то другой, стоящий за ними, темный, сеющий вражду, в чьей власти они находятся. Зачем же гневаться на тех, кто сами не в своей власти?!
Наступает время, когда Святая Церковь в течение сорокадневного подвига хочет нас на крыльях поста и молитвы снова поднять к созерцанию Величайшего дела Любви Божественной – спасения человечества через страдания, смерть и воскресение Сына Божия.
И вот в преддверии этого подвига она зовет нас к взаимному примирению, прощению друг другу всех обид, всех неприятностей, какие каждый из нас мог доставлять другому, волей или неволей. Это для того, чтобы с чистым, умиренным сердцем, в полном единении друг с другом мы могли спокойно отдаться светлым переживаниям в наступающие дни Великого Поста.
Вот с такими мыслями, с таким настроением постараемся, братья, вступить в святую четыредесятницу, с такими чувствами провести ее.
Даруй нам, Господи, дух терпения и любви! Даруй нам видеть лишь наши прегрешения и не осуждать братьев наших.
Итак, простите друг другу, и постараемся хранить в душе этот мир друг с другом, не нарушать его, подавлять свое самолюбие, чтобы иметь мир с Богом! Простите меня... Аминь[i].
[i] Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К. СПб. 2013.