Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день может по праву быть назван малым Великопостным Преображением. Исследователи Литургии говорят нам, что некогда праздник Преображения приходился на Великий пост. Об этом свидетельствуют и слова богослужебных текстов праздника, говорящие о крестной славе.
Перед нами раскрывается последовательность Великопостных воскресений. Первое воскресение Великого поста говорит нам об образе: о Христе, воплотившемся и приносящем спасение в историю. Второе воскресение Великого поста свидетельствует о славе, о славе Христовой, которая неотделима от Креста, потому что цена ее – Крест. На Кресте Христовом раскрывается спасение приносимое людям и в людях. Именно поэтому после этого мы празднуем Славу Божию, явленную в святых: в преподобном Иоанне Лествечнике, совершившем путь добродетели, и преподобной Марии Египетской, прошедшей этот путь еще более трудным образом – восставая от греха силою креста. Последнее, шестое Великопостное воскресение – это день земной славы Спасителя, славы его Входа в Иерусалим, славы и радости Его, которую у Него не смогли отнять даже Его враги. Значение сегодняшнего дня, как Великопостного Преображения, нисколько не умаляется от того, что Церковь перенесла празднование Преображения и заменила его торжеством в честь великого святителя Григория Паламы.
Святитель Григорий был человеком, в центре богословского жизненного размышления и пути которого стояло Преображение. Читая тексты богослужебных последований, посвященные Григорию, мы слышим похвалы и славословия этому великому деятелю церковной истории. Однако эти тексты мало что говорят нам о том пути, пути скорбей и сложностей, трудностей и поражений, который им был пройден.
Святитель начал свою жизнь во Христе на Афоне, но был призван на епископское служение. Паства не пускала его на кафедру, скорби начали входить в его жизнь. Святитель был пленен турками и лишь через долгое время был выкуплен. Он подвергался нападениям своих богословских оппонентов, утверждавших, что защищаемое им учение о Преображении и о божественном свете ложно. Он был подвергнут формальному осуждению, и лишь в конце жизни его учение, которое стало учением Православной Церкви, восторжествовало.
О чем учил нас святитель Григорий? Святитель Григорий учил нас о подлинности того, что свет, видимый подвижниками, свет Христов, входящий в жизнь святых, входящий в каждую христианскую жизнь, является не плодом человеческой фантазии, субъективного размышления, но даром Бога, дарующего Себя человеку. Свет Христов – это свет Преображения. Именно поэтому размышление над Преображением стало знамением всей жизни святителя Григория.
Для каждого из нас учение святителя Григория раскрывается в необходимости хранить подлинность. Наша цивилизация есть цивилизация шума и неподлинности. Слово Церкви – это слово о молчании и о подлинном Свете. Размышляя над этим, мы призываемся к тому, чтобы следовать словам святых, словам церковного учения о подлинности в нашей повседневности. Потому что слово святых, слово о божественном свете Преображения есть слово о возможности вхождения Преображения в жизнь каждого из нас.
Учение святителя Григория – это учение о грехе и освобождении от него. Что есть грех в определении святителя Григория? Грех – это потерянная слава. Грех – это утраченная человеком слава божественного дара. Согрешая, мы нарушаем заповедь, мы оскорбляем Бога. Но не это главное. Главное в том, что мы утрачиваем славу, данную нам в творении и воссозданную для нас в крещении. Слава эта была явлена в жизни святителя Григория, была явлена в жизни святых, память которых нам столь дорога, память которых мы празднуем сегодня – великих подвижников Киево-Печерской Лавры[1]. Это тихая слава. Слава эта подобна славе, живущей в сердце каждого из нас, славе, данной нам при Крещении. Святые Киево-Печерской Лавры, святые, почивающие в пещерах, замерли в ожидании Воскресения, и тихая Слава пронизывает их покой.
Размышляя над днями Великой Четыредесятницы, над смыслом каждого шага на пути восхождения ко дню великого Воскресения Христова, мы призываемся к тому, чтобы размышление это приносило плод. Жизнь святителя Григория Паламы не содержит указаний на чудеса или сверхъестественные дарования. Но последние слова, сказанные им при отшествии ко Господу, объясняют все. Они указывают на то, что та слава, о которой он проповедовал, слава фаворского света Преображения, которой он жил, вошла в его сердце, проникла собой его бытие и зовет его к себе. Последними словами святителя Григория были слова «В Горняя, к Свету!»
Будем стремиться к свету и мы. Будем стараться помнить о свете, уже данном нам, – тихом свете святыя славы великого и славного Преображения Христова, приводящем на Крест, но заканчивающемся славным Воскресением. Аминь.