Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). Часть 4
Читателям портала предлагается завершающая часть серии статей, посвященных поиску мощей святых Кира и Иоанна. Анатолий Холодюк не обходит вниманием и святыни, хранящиеся в мюнхенском мужском монастыре во имя Иова Почаевского, и найденные им реликварии в католических храмах Баварии.
Статья

Почитание мощей как «форма благочестия» германцев

Мощи святого КорбинианаПочитание мощей и реликвий, основанное на вере в то, что останки тела и предметы святого имеют силу, передаваемую людям от соприкосновения или близости к ним, началось на германских землях с IV столетия. Наибольшего расцвета понимание этого достигло в XII и XIII столетиях, когда паломничества стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили в Западную Европу реликвии. Почитание мощей явилось «специфической формой проявления народного благочестия», созвучной древним обычаям германцев [1, с. 97]. Культ их предков обусловил почитание «чудодейственных» поминальных вещей. Среди новообращенных христианизированных германских племен было широко распространено почитание мощей, поощряемое папой Григорием I Великим (ок. 540–604; в православной традиции – Григорий Двоеслов). Своими трудами Григорий Великий в значительной степени сформировал новый Христианский Запад, а его толкования библейских книг и проповеди стали неотъемлемой частью западной христианской традиции. Сохранились исторические сведения, что папа Григорий I с любовью рассылал копии ключей от могилы апостолов в Риме, в которые были вкраплены мельчайшие частицы цепей святого апостола Петра. Верующие считали, что ношение этих ключей на шее или прикладывание их к телу больного могло сотворить чудо. По данным немецких источников, для хранения реликвий верующие сначала употребляли маленькие бутылочки, коробочки, ящички или кресты. В VIII веке уже стали применять кожаные сумки, а в следующем веке – различные фигурки. В XII веке формы реликвариев стали более разнообразными. Футлярами для хранения мощей стали страусовые яйца и ларцы в форме церковных зданий [1, с. 161]. Так, во Фрайзинге мощи святого Корбиниана – «апостола Баварии» – почивают в реликварии в виде здания церкви.

Реликварий св. Анастасии УзорешительницыПоявились и наглядные реликварии, своей формой указывающие на хранимое. Так, фрагмент лобной части черепа св. Анастасии Узорешительницы хранится в баварском монастыре Бенедиктбоерне в реликварии наподобие головы и верхней части тела святой. Часть левой руки св. Венедикта Нурсийского (Бенедикта) в том же монастыре хранится в футляре в форме руки).

Часть левой руки св. Венедикта Нурсийского (Бенедикта)В Трире хранится переносной алтарь св. апостола Андрея Первозванного (993 г.), имеющий реликварий в форме ступни), где хранится лишь кусочек ремешка от сандалии этого святого. В баварском Бамберге в специальной часовне выставлен гвоздь-реликварий из Креста Господня. Одним из редких экспонатов сокровищницы баварского Регенсбурга является выполненный местными мастерами позолоченный реликварий в форме статуэтки (1505), в котором хранится часть мощей мученика Севастиана Медиоланского, Римского († около 287) [5].

Моим помощником в поисках мощей святых Кира и Иоанна стал врач мюнхенской скорой помощи Алексей Сибирев, сын покойного московского протоиерея Геннадия Сибирева (1939–2004) из Богоявленского (Елоховского) собора. Благодаря Алексею удалось обнаружить в основанной в ХI веке католической церкви св. Михаила в баварско-швабском Крумбахе мощи св. Валентина, епископа Интерамского. К реликварию, установленному под одним из боковых алтарей, ежегодно 14 февраля стекается множество баварцев, чтобы возложить цветы у мощей св. Валентина, считающегося в Германии «народным святым нежности». На Западе память Валентина, епископа Интерамского, с V века праздновалась 14 февраля. Предполагают, что 14 февраля как день памяти этого святого впервые был установлен в 496 году во времена правления Папы Геласия I. В позднем Средневековье во Франции и Англии житие святого Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с якобы совершавшимися им тайными венчаниями влюблённых пар. Согласно легенде, император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих и будто бы за это был приговорен к смерти. В различных легендах приводятся подробности о прощальном письме, которое Валентин написал перед казнью слепой девушке (по другим вариантам — дочери тюремщика) и которое исцелило её. По другой легенде, девушки, еще не вышедшие замуж, в день св. Валентина просыпались до восхода солнца и верили, что первый мужчина, которого они встретят на пути, или кто-то похожий на этого человека, возьмет их в ближайшее время в жены. Об этой традиции упоминается в «Гамлете» Шекспира, где Офелия поет: «В день святого Валентина // Рано девица вставала…». В Католической Церкви в 1969 г. при пересмотре общего литургического календаря св. Валентин был исключен из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память этого святого отмечается на местном уровне в ряде католических епархий.

Мощи св. Арсакия Медиоланского можно увидеть в самой нижней нишеАлексей Сибирев показал обнаруженный им в баварской деревне Ильммюнстере католический храм, в крипте которого почивают мощи католического святого епископа Арсакия Медиоланского (V–VI века?), чьих точных дат жизни и смерти нет.

Мощи святого Арсакия Медиоланского в 776 году были перенесены из Рима в аббатство Ильммюнстера. А в 1495 году их перенесли во Фрауенкирхе в Мюнхен, но в 1846 году они были вновь возвращены в кафедральный собор Ильммюнстера, где почивают и по сей день.

В поиске мощей вызвалась добровольно помогать и одна супружеская чета, с которой однажды я побывал в церкви святого Михаила и в Камере реликвариев мюнхенской Резиденции. Это произошло после того, как в церкви святого Михаила в Мюнхене с помощью диакониссы Катарины Байльман удалось идентифицировать два реликвария с мощами св. Иоанна Крестителя, св. апостола Иакова и св. Николая Чудотворца. Мощи в виде костных останков размещены под стеклом на бархате среди мощей других святых, чьи имена пока не установлены.

Мощи святого Николая ЧудотворцаМощи святого Николая хранятся также и в богатом реликварии в мюнхенском Музее Резиденции. Референт администрации Резиденции Мюнхена доктор Кристиан Квайтч сообщил по телефону, что мощи святого Николая Чудотворца (в виде теменной кости черепа) находятся в позолоченном «реликварии за № 58». Украшенный драгоценными камнями и жемчугом, он изготовлен в 1619 г. мюнхенским ювелиром Берхардом Петером.

Удивительно, что вот именно у этого реликвария беспричинно стали супруги перебраниваться друг с другом. Поводом послужили, возможно, их рассуждения, как правильно на латинском языке читать имена других святых. Начавшаяся между ними ссора дошла до таких грубостей, что супруг в конце выругался матом и покинул зал с реликвариями, а потом и супруга вылетела из зала догонять обидчика. Рассказал об этом необычном случае протоиерею Петру Степанову, а он кратко так прокомментировал случившееся:

– Люди, которые хотя и веруют, но при этом не имеют чистоты душевной, испытывают часто дискомфорт при соприкосновении с благодатью.

– Еще один случай, отец Петр. Взял как-то с собой помолиться у мощей в Михаэльскирхе одного русского грека, который в свои зрелые годы боится засыпать без света. А если во время бессонницы, наконец, и уснет, то ему по ночам снятся беседующие с ним то Николай Чудотворец, то святой апостол Павел и даже… баба-Яга с уродливо-прыщавым носом…

– О, тяжелый случай. Ему надо бы поехать в ваш монастырь. Но не знаю, проводят ли там отчитку.

– И там он тоже был. Убегал со службы. Ему почему-то становилось плохо.

 

Неподалеку от замка Блютенбург

Бывший королевский охотничий замок БлютенбургНа северо-западе Мюнхена, в районе Оберменциг, расположен бывший королевский охотничий замок Блютенбург, упоминаемый в документах 1432 года. В его дворцовой капелле находится знаменитое скульптурное деревянное изображение «Блютенбургской Богородицы», считающееся шедевром неизвестных мюнхенских мастеров XV века. Напротив замкового озера среди зелени спрятался мужской монастырь во имя преподобного Иова Почаевского, принадлежащий Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь сбором информации о святых мощах в Баварии и Германии занимается монах Мелитон, выходец из этнических немцев.

В середине 90-х годов в обители готовились к изданию материалы о 50-летней истории этого монастыря, но они так и не увидели свет. К юбилею обители тогда наскоро отпечатали лишь буклет с цветными фото. Автор этих строк был привлечен иеродиаконом Евфимием Логвиновым (ныне игуменом этой обители) к сбору материалов об истории монастыря и набору компьютерных текстов об его истории.

Мужской монастырь во имя преподобного Иова ПочаевскогоСвоими корнями мюнхенская обитель косвенно восходит к древней Почаевской Лавре на Украине, основанной в 1240 году иноками, бежавшими от нашествия Батыя. Еще со времен прп. Иова, настоятельствовавшего в Почаеве в XVI–XVII веках, продолжается традиция типографской издательской деятельности. 

прп. Иов ПочаевскийДатой рождения мюнхенского монашеского братства во имя прп. Иова Почаевского называют 29 декабря 1945 года. Несколько монахов, оставшихся после окончания Второй мировой войны в Мюнхене по причине отсутствия у них щвейцарской визы, объединились вокруг отца Иова (Леонтьева; 1894– 1959,) и решили основать в Баварии новый монашеский центр. Первый настоятель мюнхенских монахов архимандрит Иов был родом из московской аристократической семьи, он служил ротмистром лейб-гвардии Гусарского полка и был активным участником Белого движения. Около 1935 года он совершил миссионерскую поездку по Западной Европе с мощами св. великомученика и целителя Пантелеимона, полученными обителью с Афона.

Монашеская община, состоявшая тогда из пяти человек, сначала размещалась в подвальном помещении Синодального дома в районе Богенхаузен. Переехав весной 1946 года в район Оберменцинг, братство получило от властей полуразрушенное двухэтажное здание школы «гитлерюгенд» рядом с замком Блютенбург. От бывшего здания нацистского молодежного центра монахам достались только стены и две деревянные скамьи из раздевалки с душевой. Эти скамейки первое время служили кроватями для двух братьев, а другие соорудили постели на каменном полу. Из Синода доставили божницу с укрепленными в ней образами. Первый аналой смастерил монах Геласий. Позже соорудили из дерева престол, жертвенник и легкий иконостас. Уже 28 августа 1946 года была освящена церковь преподобного Иова, разделенная аркадой на две части. Для ее правой части проживавший в 1944–1946 годах в Женеве иеромонах Киприан (Пыжов; 1904–2001) расписал небольшой иконостас в древнерусском стиле. Он же написал для этой обители и несколько икон. О новом монастыре в Мюнхене стало известно военнопленным лагеря Платтлинг, решившим помочь ему с церковным убранством. Первые паникадила, хоругви, подсвечники и аналои они смастерили из алюминия разбитых самолетов, всяких подручных материалов, даже из жестяных консервных банок. Одно из таких паникадил и сегодня можно видеть в обители. Через год в монастыре появились первые три киота: прп. Иову, святителю Николаю и свт. Феодосию Черниговскому. Роспись стен и аркад с нехитрым орнаментом и изображениями святых осуществили художники К.И. Гусев, Л.А. Иордан, М.Я. Янсон [3, с. 95].

Фото иером. Киприана ПыжоваЧисленность братии монастыря преподобного Иова в 1948 году составляла 46 человек, но большая часть из них вскоре выехала из Германии в США и Швейцарию.

Дело по управлению обителью после смерти в 1959 году архимандрита Иова продолжил его ученик отец Корнилий (в миру – Кирилл Николаевич Малюшицкий; 1899–1966). Он прибыл в Мюнхен из Зальцбурга, где в лагере беженцев Парш был церковным старостой. Он часто посещал больницу для душевнобольных в мюнхенском районе Хааре и санаторий для больных туберкулезом в Гаутинге, где находились его соотечественники. Сохранились воспоминания, что некоторые монахи подшучивали над маленькими странностями своего настоятеля. Так, в монашеском быту архимандрит Корнилий использовал иногда и «военный язык». Однажды возразившему ему в церкви монаху он сделал такое замечание: «Из строя не разговаривают!» Шутили братья и над отсутствием у него музыкального слуха. Зато отец Корнилий был талантливым огородником и старательно изучал немецкие книги по агрокультуре. Ему удалось выращивать на монастырском огороде редкие сорта овощей. Рядом с монастырскими стенами монахи посадили виноград, и во дворе появилось много плодовых деревьев, преимущественно яблонь. При отце Корнилии православным монастырем стали интересоваться местные немцы, которым он рассказывал и о Православной Церкви, и о монашеской жизни. Некоторые из них жертвовали монастырю иконы и кресты, доставшиеся им в качестве военных трофеев. Так, появилось в Мюнхене массивное серебряное Евангелие из Днепропетровска, принадлежавшее некогда русскому графу и князю Григорию Александровичу Потёмкину (1739–1791). По преданию, в год своей смерти он пожертвовал его основанной им в Новороссии деревне Войсковой. Этот раритет оказался в руках «одного немецкого генерала», участвовавшего в войне против СССР и служившего комендантом в оккупированном Днепропетровске. Генерал (возможно, речь идет о генерал-майоре Гюнтере Майнхольде (1889–1979), который в период с мая 1942 по январь 1944 гг. был комендантом в Днепропетровске и Кривом Роге. – Прим. А.Х.) преподнес это Евангелие в дар отцу Корнилию и рассказал при этом, что оно якобы было ему «подарено духовенством и мирянами города Днепропетровска в знак… благодарности за доброе отношение к населению».

Вряд ли соответствует действительности такое признание дарителя. По данным научных сотрудников Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого, «гитлеровцы установили в Днепропетровске жестокий оккупационный режим, уничтожив 29,5 тысяч мирных жителей и свыше 30 тысяч советских военнопленных. 75 тысяч днепропетровцев были угнаны на работы в Германию. Однако эти цифры могли быть и не известны архимандриту Корнилию, скончавшемуся в 1966 году от ракового заболевания. Свое вечное пристанище он обрел на кладбище в Оберменцинге рядом с могилой архимандрита Иова. Согласно желанию покойного, настоятельство было поручено проживавшему в обители на покое епископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Нафанаилу Львову (1906–1985), которого с отцом Корнилием связывали давняя дружба и сотрудничество. С 1954 года владыка Нафанаил был одним из тех, кто преподавал на действовавших в обители двухгодичных пастырских курсах, которыми руководил протопресвитер Василий Виноградов.

Владыка Нафанаил, принадлежавший к дворянскому роду Львовых, вошел историю РПЦЗ как духовный писатель, автор богословских и исторических сочинений, апологетических заметок, проповедей и полемических работ, направленных на защиту Православия. Многие современники отзывались о нем как о высокообразованном религиозном деятеле и проникновенном духовном проповеднике. Владыке Нафанаилу удалось спасти несколько сотен «перемещенных лиц» из числа тех советских граждан, которые по разным причинам во время войны оказались в Германии. Среди них были и те, кто ранее сотрудничал с немцами, и те, кто был угнан силой. Советские власти требовали выдачи всех «перемещенных лиц», которых в случае их возвращения в СССР ждали репрессии и тюрьма. Только из одного лагеря под Гамбургом архимандриту Нафанаилу удалось предотвратить передачу в СССР около 600 человек, которых он представил властям не советскими, а польскими гражданами, не подлежавшими выдаче.

Владыка Нафанаил в 1971 году временно управлял Австрийской епархией, в 1976 году был назначен епископом Венским и Австрийским, но по причине слабого здоровья продолжал жить в монастыре. В 70-х годах прошлого века мюнхенские эмигранты создали Общество друзей Обители преподобного Иова Почаевского, собравшее необходимые финансовые средства для проведения наружного капитального ремонта фасада монастырского здания, которое было осуществлено в 1975–1976 годах.

В 1981 году владыка Нафанаил стал архиепископом и жил на покое. Владыка не скрывал, что у него рос сын Федор, который вместе с матерью Ниной Львовной часто приезжал в Мюнхен из Франции, что подтверждает нынешний регент мюнхенского Кафедрального собора РПЦЗ Владимир Циолкович, встречавшийся со своими друзьями с Федором Львовичем. Полуслепой и практически лишённый возможности передвигаться, владыка Нафанаил скончался в 1985 году и был похоронен на русском кладбище в Висбадене.

Владыка Марк (Арндт)В 1980 году новым настоятелем обители стал архимандрит Марк (Арндт), ставший в том же году епископом Мюнхенским и Южно-Германским (с 1990 г. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский). В 1981 году обитель преподобного Иова перестала быть ставропигиальной, каковой она была до этого времени, непосредственно подчиняясь Архиерейскому Синоду Зарубежной Церкви. Обитель стала принадлежать Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В монастыре был введен афонский общежительный устав, а в его стенах разместилось епархиальное управление. Начиная с конца декабря 1983 года в монастыре стали проводить так называемые епархиальные, позже «православные» съезды, которые недавно получили название «открытых православных семинаров». На этих семинарах часто выступал с докладами владыка Марк, который, в частности, рассказывал переселенцам из России о роли русской литературы, пропитанной христианством, и ее значении в духовном формировании личности.

В 2010 году, когда группа ветеранов-«солидаристов» НТС отмечала 80-летие основания своей организации, в среде отдельных мюнхенских ее членов часто упоминалось имя владыки Марка. Так, активная в прошлом участница Народно-Трудового Союза Валентина Поликарповна Паунович, работавшая долгое время преподавателем в военной школе США (The U.S. Army Russian Institute, ныне – George C. Marshall Center for European Security Studies) в Гармиш-Партенкирхене, считает неправомерным умалчивание современными биографами владыки Марка того факта, что он-то как религиозный деятель вырос именно из рядов НТС, где в 60-е годы был ее соратником по совместной деятельности в этой организации. Об этом, кстати, повествует и последний выпуск вестника НТС «За Россию», где в мемуарах «солидариста» Андрея Васильева рассказывается о работе группы «орлов», где был задействован и Михаэль Арндт [5, с. 22].

Благодаря стараниям владыки Марка монастырь пополняется коллекцией мощей разных святых. Здесь имеется несколько деревянных ковчежцев, где в восковых мастиках хранятся частицы мощей святых. К большим святыням обители относятся часть Животворящего Креста Господня, образ прп. Иова Почаевского с частицами святых его мощей, частицы мощей святого апостола Луки, св. вмч. Пантелеимона, Георгия Победоносца, свт. Николая, вмц. Варвары, Печерских чудотворцев, прпмцц. Елизаветы и Варвары, покров с гробницы свт. Моисея Новгородского, епитрахиль св. прав. Иоанна Кронштадтского и др.

Ныне покои настоятеля мюнхенской обители и архиепископа Марка, а также епископа Штуттгартского Агапита размещены на первом этаже монастырского здания, где находятся также церковь, канцелярия и библиотека. Монашеские келии устроены в мансарде. Коллективным послушанием пяти монахов и нескольких послушников является работа в типографии, где печатается 6 раз в году на русском и немецком языках журнал «Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви за границей» («Вестник»). На немецком языке этот же журнал называется “Der Bote”. Почти все фотоснимки для этого журнала создавал бывший игумен и наместник монастыря Агапит (Горачек), ныне – епископ Штуттгартский. Его фотографии, помещенные на обложках журнала, отличаются изысканностью цвета, оригинальной композицией, что превращает их в живописные картины.

В свечной несколько лет трудятся не монахи, а рабочий – русский немец из Казахстана по имени Николай, а сейчас, по данным монаха Филарета, свечи делают монахи  Киприан, Александр и Серафим. Монастырь обслуживает своими свечами всю Германскую епархию, поэтому свечи приносят монастырю основной доход.

Монастырь был одним из тех мест, где готовился акт об объединении Русской Православной Церкви. Здесь сначала встречались архиепископ Марк и архиепископ Феофан из параллельной в Германии епархии Московского Патриархата. В сентябре 2004 года в монастыре проходили заседания по диалогу комиссий РПЦЗ и Московского Патриархата. Из России в переговорах участвовали архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон (Шевкунов) и протоиерей Николай Балашов. Участниками заседания со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Женевский и Западно-Европейский Амвросий, архимандрит Лука (Мурьянка) и др.

 

Письмо из мюнхенской Резиденции

ПРеликварийребывая как-то в мюнхенском музее «Резиденция», мне захотелось изучить содержимое всех напрестольных и настенных реликвариев Богатой часовни, построенной герцогом Максимилианом I и почти полностью восстановленной после разрушения в годы Второй мировой войны. К алтарной части часовни путь посетителям преграждает ограничительный канат. Подошедший ко мне представитель музейной охраны, заметив в моих руках фонарик, лупу и записи на русском языке, воспрепятствовал моим первым шагам и предупредил:

Реликварий– Если вы нарушите правила посещения часовни, то можете не по своей воле задержаться в Мюнхене и не вылететь вовремя в Россию.

Однако позже, выяснив из нашего разговора, что я имею далеко не праздный интерес к содержимому реликвариев, посоветовал получить спецразрешение от администрации Резиденции. Там объяснили, что реставраторы старательно воссоздали лишь стены, потолок, пол и интерьер Богатой часовни, а в имитированных реликвариях нет мощей – они находятся только в расположенной рядом с часовней Камере реликвариев, которых там всего 75, причем в некоторых из них помещены по нескольку мощей и реликвий.

РеликварийВ центре зала находятся два больших реликвария, где хранятся полные мощи нескольких святых вифлеемских младенцев. Только перечисление всех других мощей заняло бы несколько страниц, поэтому назову лишь некоторых из святых, которые не упоминались ранее: св. первомученик и архидиакон Стефан; св. ап. Павел; прп. Мария Египетская; свт. Амвросий, епископ Медиоланский; св. Мартин Милостивый, епископ Турский; св. мчц. Кириакия; св. Киприан Карфагенский; св. Бонифаций, «апостол германцев»; св. Панкратий Римский; свт. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской; св. Францизск Ассизский; св. Виктор Дамасский; св. Лаврентий Римский; св. Корбиниан, епископ Фрайзинский и многие другие. В реликвариях находятся часть губки, использованной во время Распятия Иисуса Христа, шип с тернового венца Спасителя, фрагменты одеяния Богородицы, фрагменты того полотна, что служило скатертью во время Тайной Вечери, часть волос святого апостола Петра и святого апостола и евангелиста Ионна Богослова.

РеликварийПрошло какое-то время после телефонных контактов с администрацией Резиденции, и 9 февраля 2010 года неожиданно в моем почтовом ящике появилось большое письмо доктора Кристиана Квайтча из мюнхенской Резиденции.

В письме сообщалось о том, что мощи святых Кира и Иоанна в числе других святых мощей в 1593 году были доставлены из Рима в Мюнхен и находились в основанной герцогом Вильгельмом V сокровищнице реликвий при иезуитской церкви св. Михаила. Мощи задокументированы в книге сокровищ церкви, прилагается цветная иллюстрация реликвария. В 1773 году Орден иезуитов был в Баварии упразднен, а приблизительно в 1799 году Бавария вынуждена была частью своих церковных сокровищ оплачивать долги военной контрибуции. Именно в это время и теряется след реликвария с почивавшими в нем мощами святых Кира и Иоанна. Этого реликвария в музее нет, и он «никогда не пребывал в коллекции сокровищ Резиденции». Далее доктор Квайтч резюмировал: «По всей видимости, реликвия утеряна…».

Богатая часовняК его письму прилагался и краткий список всех мощей, хранящихся ныне в 75 реликвариях, выставленных в Резиденции.

Церковные документы, содержащиеся в баварских архивах, свидетельствуют о том, что в 1773 году, после упразднения в Баварии ордена иезуитов, из церкви св. Михаила было изъято 60 тонн серебра для перечеканки в монеты. Из этого драгоценного металла в церкви были изготовлены многие подсвечники, рамы и многие реликварии. Согласно инвентарной книге 1877 года, в церкви св. Михаила находилось 4 756 реликвий и предметов, а уже в 1920 году аналогичная книга сообщает о бесследном исчезновении и краже из храма более 700 уникальных святынь. В 1944 году в результате бомбардировок здание церкви было сильно повреждено, сгорели и бесследно исчезли многие церковные ценности, книги и документы.

Причины исчезновения многих уникальных реликвий, в том числе и мощей из мюнхенской церкви иезуитов, могут быть и другими. Так, в одной церковной хронике упоминается, что мощи святых пребывали и у воинов, участвовавших в боях Тридцатилетней войны (1618–1648). Она началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Эта война была одним из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувшим в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии и Турции. Тридцатилетней войной был нанесён наибольший урон именно германским землям, где, по некоторым оценкам, погибло около пяти миллионов человек. Многие регионы были опустошены и долгое время оставались безлюдными. Особенно легкой добычей для мародерствующих армий являлись деревни. Кстати, происхождение термина «мародёр» (от фр. marauder — мошенник) связывается с именем одного из двух известных командиров, носивших фамилию Мероде и принимавших участие в Тридацителетней войне: это немец, генерал граф Иоганн Мероде или швед, полковник Вернер фон Мероде.

Демографические потери населения во время войны были восполнены в германских землях лишь спустя сто лет. В течение Тридцатителетней войны в армиях противоборствующих сторон разразились эпидемии, неизменные спутники войн. Информация о многочисленных эпидемиях сохранилась в приходских книгах и налоговых отчётах. Так, баварские хроники упоминают о так называемой венгерской болезни, а также о сыпном тифе и бубонной чуме, охвативших многие территории. Во время осады Нюрнберга армии обеих сторон поразили цинга и сыпной тиф. В последние десятилетия войны Германия была охвачена непрекращающимися вспышками дизентерии.

Церковные документы рассказывают, что большое количество частиц разных мощей участники 30-летней войны помещали в небольшие застекленные деревянные ящики, прикрепляемые к невысоким шестам, которые они брали с собой в крупные сражения. Баварские воины верили в заступничество христианских святых и перед сражением записывали свои имена на маленьких листках бумаги, хранимых позже в одном ящике с мощами. Особенно это было характерно во время подготовки к решающему бою на Белой горе около Праги, где 8 ноября 1620 года сошлись в битве более 48 тысяч человек. Участвовали в ней и пять терций баварцев под командованием герцога Максимилиана. На поле брани, продолжавшейся более двух часов, пало около пяти тысяч бойцов армии протестантов и около двух тысяч солдат армии католиков. Вполне можно допустить, что герцог Максимилиан распорядился взять в бой и мощи святых Кира и Иоанна. По данным священнослужителей церкви святого Михаила, части мощей этих святых безмездных целителей вмонтированы в сохранившийся с конца XVI века главный алтарь храма.

19 февраля 2011 года католики Мюнхена отмечали в церкви святого Михаила свой праздник, Всемирный день больного, где мессу возглавил кардинал Райнхард Маркс. У реликвария с мощами Космы и Дамиана верующие в своих молитвах обратились за помощью в излечении больных к пятнадцати святым, но среди них, к сожалению, не значились имена бессребреников Кира и Иоанна. И уже после мессы ближайшее окружение кардинала посетовало на это упущение архиепископского ординариата Мюнхена, готовившего программу праздничного богослужнения.

– Трудно даже представить, сколько бы в России православных людей стояло в очереди к реликварию с мощами святых Космы и Дамиана, будь он в их стране! И к мощам святого Иоанна Предтечи, и святителя Николая Чудотворца, – рассказывал я диаконисе Катерине.

РеликварийОна вместе с другими служителями церкви тоже заметила, что сюда в последнее время увеличилось число православных паломников, приезжающих из разных приходов Германии, и даже из России. Как-то и я увидел здесь группу из России, которая прибыла в Мюнхен из Трира, где открылось православное паломническое бюро. Однако я был очень удивлен, что их сопровождающий и его помощница из мюнхенских прихожанок подвели группу паломников к одному из настенных реликвариев в первой часовне (слева при входе в церковь) и ошибочно объявили людям о наличии в нем мощей того святого, чьи мощи почивают совсем в другом реликварии в другой часовне этой церкви.

Однако служители церкви святого Михаила, кажется, совсем и не заинтересованы в том, чтобы установить перед входом в часовни специальные таблички с указанием на разных языках информации о хранении в реликвариях мощей, что помогло бы лучше ориентироваться паломникам и гостям из России.

– А нужно ли нам дополнительно умножать число посетилетей? У нас и так не иссякает поток гостей города. Мы не успеваем убирать храм, и через каждые три дня вызываем рабочих, которые тем и заняты, что очищают от грязи пол и вытирают пыль со стен и церковной утвари, – говорит диакониса Катерина.

 

Мюнхен, время московское

Подходя к Крестовоздвиженской домовой церкви замечаешь, что на весеннем ветру уже трясут своими сережками баварские березы, которые ничем не отличишь от русских. Сквозь старые листья на земле уже пробились к свету первые желто-сиреневые крокусы. А в тесном дворе перед храмом уже возится с большими цветочными горшками гречанка из Абхазии Маргарита Карипиду:

– Хочу, чтобы здесь были такие же розы, как у меня в Очамчире.

– Что еще хорошего у вас, Рита?

– Ничего, кроме характера, – шутит садовница. – А если серьезно, то у нас перед Великим постом появился новый диакон Анатолий Шефер. Он русский немец, окончил учебу в Сергиевом Посаде и прислуживал там наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту. Помните его? Он к нам несколько раз приезжал. Вы еще хвалили его философские проповеди.

– Да не только я…

Сам дворик и фасад «Резиденции Московского Патриархата» в Мюнхене почти не изменились с конца 90-х. Разве что над особняком с каких-то пор стали возвышаться две разновысокие телевизионные антенны, а сбоку к ним добавилась еще одна «тарелка». Внутренний большой двор, правда, уже не напоминает заросли из кустов. На нем теперь небольшой парник и почему-то установлены футбольные ворота, качели с двумя креслами и массивная металлическая печь для гриля. Внутренние стены «гаражной» церкви побелены, пол покрыт зеленым искусственным ковром, а на нем все еще лежит та ковровая красная дорожка, что когда-то была подарена покойной Еленой Глазуновой-Гюнтер. Из принадлежавшего ей особняка два раза доставляли на поклонение прихожанам чудотворную икону «Николая-Утешителя» из Иерусалима. По благословению архиепископа Марка из РПЦЗ в церкви пребывала и чудотворная икона Курской Коренной Божией Матери. Эти чудотворные иконы уже не застала наша прихожанка Ольга Петровна Луко (Ачинович; 1924–2009), перешедшая из церкви Архангела Михаила (РПЦЗ) в поселке Людвигсфельд, где она долгие годы была регентом. В «гаражной» церкви Ольге Петровне, в прошлом «баварскому соловью», известной в землях южной Германии певице, а в конце жизни – обыкновенной кассирше крупного мюнхенского супермаркета, доверили не клирос, а свечной ящик. Свои причины перехода в приход Московской Патриархии она объясняла так:

– Здесь я чувствую себя ближе к Родине. Хотя там, где я была, может, и больше порядка, зато в этой Церкви больше любви.

Прихожанки одно время называли ее душою мюнхенской общины, она быстро стала членом приходского совета. Ольга Петровна почему-то избегала платков, носила на шее янтарные бусы и подбирала к своему росту высокие шляпки. Любила иногда пококетничать у свечного ящика и поучать мужчин-прихожан, ссылаясь на Шекспира:

– Когда стареет плоть, крепчает мораль.

А вот за несколько лет до своей кончины в доме престарелых она неожиданно для всех покинула приход. На отчетно-выборном приходском собрании Ольга Петровна протестовала против того, чтобы старостой стала бывшая прихожанка Украинской греко-католической церкви Мюнхена, в прошлом – комсомолький работник. С тех пор приходские собрания в приходе не практикуются. Да и не только в Мюнхене; вот и протоиерей Петр Степанов из Нюрнберга говорит:

– Стоит где-то только провести собрание, так сразу же группа прихожан одной епархии переходит в другую. Если в городе, конечно, существуют два прихода.

Помимо богослужений прихожан Свято-Воскресенской общины сплачивают, считает протоиерей Николай Забелич, и поминальные трапезы у часовни-памятника в Дахау, и проводимые раз в году паломничества в Бари и на греческий остров Корфу, в город Керкира, и обсуждаемые в узких кругах церковные новости из России.

Ольга Петровна тоже ностальгировала по оставленной в годы войны Белоруссии и хорошо знала историю послевоенного Мюнхена и эмигрантского поселка Людвигсфельд. Однажды она показала прихожанам, где находился в Мюнхене «Дом милосердного самарянина», где 27 августа 1945 года нашли знаменитую бумажную иконку Серафима Саровского, положившую начало основанию этого Дома, руководимого отцом Александром Киселевым (1909–2001).

Вторая мировая война, по ее рассказам, породила громадный поток русских эмигрантов, не желавших признавать советскую власть. Среди них оказались и люди, сознательно вставшие на путь борьбы с советским тоталитаризмом, военнопленные, опасавшиеся возвращения домой, и молодые люди, вывезенные с оккупированных фашистами территорий в Германию в качестве дешевой рабочей силы. По далеко не полным данным к 1952 году только в Европе было 452 тысячи перемещенных граждан СССР. Большинство этих изгнанников объединяло политическое неприятие советской реальности. И второй, хоть и чужой, родиной для русских эмигрантов 40-х годов стала Германия, преимущественно баварская столица Мюнхен и его окрестности, в частности – Людвигсфельд.

В конце войны на территории этого поселка были созданы отделения концлагеря Дахау, где в специальных цехах автозавода ВМW принудительно трудились граждане из стран Восточной Европы, в том числе из СССР.

По окончании войны в Людвигсфельде был создан сначала лагерь для «перемещенных лиц», а позже в выстроенных здесь домах барачного типа разместили тысячи беженцев более чем двадцати национальностей.

По воспоминаниям бывшего зенитчика гитлеровского Вермахта, а ныне пенсионера Вальтера Фрида, в 1943 году в районе Людвигсфельда находилось и зенитное подразделение, оборонявшее от налетов предприятия БМW. В этом подразделении ПВО, по рассказам Вальтера Фрида, проходил службу 16-летний рядовой Йозеф Ратцингер (ныне – Папа Римский Бенедикт XVI), который выглядел как «абсолютно невоенный человек».

Материалы по истории «русского» Людвигсфельда можно обнаружить сегодня в ряде специальных архивов и в музеях, в которых рассказывается об истории и жизни «второй волны» эмиграции в Германии.

Всех эмигрантов Людвигсфельда объединял Свято-Архангело-Михайловский приход Зарубежной Церкви, где с 40-х годов хранится небольшой ковчежец с частицами мощей.

Свято-Архангело-Михайловский приходВ расположенном рядом с этим поселком Мюнхене находились многочисленные организации русских эмигрантов и американская радиостанция, вещавшая на СССР. В Мюнхене в те годы активно функционировал Институт по изучению истории и культуры СССР. В 1946 году здесь начали выходить «Грани» (журнал литературы, искусства и общественной мысли), а в 1951–1954 гг. – журнал-альманах «Литературный современник». В 1958 году вышел сборник-антология «Литературное зарубежье».

Икона в ЛюдвигсфельдеПочти все жители Людвигсфельда изменили свои фамилии и придумали свою легенду, чтобы, не дай Бог, немецкие и американские власти не вздумали их выдавать советам. Многие выходцы из СССР посещали здесь церковные богослужения и одновременно состояли членами эмигрантских организаций: «Союза борьбы за освобождение народов России» (СБОНР), Центрального объединения политических эмигрантов (ЦОПЭ), Народно-трудового союза (НТС). Из-за боязни быть высланными из Германии в СССР они поневоле становились прислужниками и негласными агентами «Американского комитета освобождения» на Лессингштрассе 6 в Мюнхене, которым руководил американский адмирал Лесли С. Стивенсон, он же – основатель «Толстовской библиотеки» в Мюнхене. Против этих центров среди перемещенных лиц развернул пропаганду созданный в 1955 году советский «Комитет за возвращение на Родину», получивший через 4 года название «Комитет за возвращение на Родину и развитие культурных связей с соотечественниками за рубежом», идеологов которого как огня боялись жители Людвигсфельда [6].

Здание в Мюнхене, где разместился �Дом милосердного самарянина�С тех первых послевоенных лет и стало традицией ежегодное проведение в день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных богослужений в Людвигсфельде, где находится один из самых почитаемых в среде русской эмиграции Баварии православных храмов. К сожалению, когда-то многонациональный приход при этом храме постепенно стареет и вымирает.

Да и все современные приходы в Мюнхене тоже многонациональны по своему составу, о чем рассказывал в одном из своих интервью для сайта Православие.Ру ключарь Кафедрального собора РПЦЗ протоиерей Николай Артемов:

Икона св. Серафима Саровского– Большая новая волна, не столько эмиграции, сколько иммиграции, накатила в Германию с начала 1990-х годов. Это "русские немцы" (смешанные семьи), а к ним присоединялся так называемый "контингент" – новая волна евреев, покидавших Россию… Они, по идее, направлялись через Австрию из СССР в Израиль. Однако потом уклонялись: кто в Германию, кто в США, а кое-кто устраивался даже на американской радиостанции в Германии, был и такой вариант. А в 1990-х годах стала складываться иная картина эмиграции. Сама Германия объявила программу, смысл которой – восстановить еврейство в Германии, поднять их численность до уровня, предшествовавшего захвату власти нацистами… Германо-еврейские старожилы начали жаловаться, что, во-первых, приехавшие вообще не интересуются синагогой, а, с другой стороны, они, если и заинтересуются, то входят туда и блюдут свои интересы так четко, что или вся синагога захватывается ими, или происходит раскол. Но это в синагоге. Что же касается Церкви, то многие выехавшие евреи состоят в смешанных браках или же сами принимают крещение. Иногда приезжают принявшие крещение до выезда. Это объясняется по-разному. Есть и чисто религиозные причины, приводящие этих людей в Церковь. Бывает, что в храм приводит человека какое-то чувство культурной причастности к русскому духу.

Давно замечено, что в душе многих верующих эмигрантов углубляется Православная вера, которая с годами постепенно становится их жизненной доминантой. Иногда слышишь, как иные знакомые новых эмигрантов советуют приезжим «перестать быть русскими» и как можно быстрее «становиться немцами». Однако далеко не многим эмигрантам удается себя «онемечить» до мозга костей. Да и не все из них желают на новой родине искоренять в себе все русское и «облачаться в одежды» баварского бюргера. С русскими, греческими, украинскими или еврейскими фамилиями они ощущают себя в церкви носителями русской культуры и русского языка. Правда, у некоторых приходских детей немецкий язык уже опережает русский. Отдельные родители ошибочно выбирают путь ассимиляции своих детей с ориентацией на немецкую культуру и советуют им в школе не акцентировать свою принадлежность к русским. А в результате дети до конца не могут освоить немецкую ментальность, становятся «своими» в немецкой среде, зато быстро оказываются «чужими» среди эмигрантов. К сожалению, в Свято-Воскресенском приходе нет воскресной школы, хотя прихожан с педагогическим образованием предостаточно.

Зато русский язык старательно учат регулярно появляющиеся в «гаражной» церкви удаленный из РПЦЗ и пребывающий ныне на покое священник Анастасий Дрекопф, сербский священник Предраг Гаич. Здесь в роли чтецов и певчих выступают почти все российские студенты, обучающиеся в Институте Восточных Церквей (Das Ostkirchliche Institut) в Регенсбурге. Некоторые из них, находясь в Баварии, так и не переводят стрелки своих часов с московского времени на местное.

Недавно один из таких российских студентов-стажеров Сергей Юрьевич Акишин, он же – преподаватель-методист Екатеринбургской православной духовной семинарии, склонился в «гаражной» церкви над маленьким ковчежцем, где находятся частицы мощей св. прп. Серафима Саровского; св. Василия и Феодора (неизвестно каких. – Прим. А.Х.); прп. Зенона Постника; сщмч. Макария Киевского, митрополита; Иоана Многострадального, Печерского; прп. Нестора Печерского; прп. Иоана Постника; сщмч. Лукиана Печерского; прп. Григория, иконописца Печерского; неизвестного святого, а потом неожиданно обратился к автору этих строк:

– А вот тоже читал, что где-то здесь у вас спрятаны мощи святых Кира и Иоанна. Узнаем ли мы, наконец, где же они находятся?

– От меня – нет. Увы, наверное, не суждено. Мощи бесследно исчезли. Может, когда-нибудь их и обнаружат. Но это совершит уже другой прихожанин.

Мюнхен, декабрь 2010 – март 2011


1.Chronik des Christentums. – Güttersloch-München: Chronik Verlag im Bertelsmann, 1997.

2. Residenz München. Bearbeitet von H.Brunner; G.Hojer, L.Seelig und S. Heym.- M.: Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser; Garten und Seen; 1966.

3. Русские храмы и обители в Европе. Автор-составитель Антонов В. - Санкт-Петербург: «Лики России», 2005.

4. «За Россию».Вестник внутренней жизни НТС российских солидаристов. N60. Декабрь 2010 - январь 2011.

5. Холодюк А. Г. Святыни трех баварских городов: Фрайзинг, Регенсбург, Аугсбург. – Мюнхен, 2011.

6. Судьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции: Очерки и воспоминания. Ред.-сост. Л. С. Флам. – М.: Русский путь, 2006.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9