К методологии аскетического богословия
В современной православной богословской литературе достаточно активно обсуждается тема методологии теологических исследований. Теологи используют общенаучные методы, в том числе гуманитарных и социальных наук. Разумеется, используются и общебогословские методы, формулируются представления о методах в отдельных богословских науках: библеистике, патрологии и т. д. В публикации кандидата философских наук, магистра богословия, доцента, руководителя пастырского профиля магистратуры Сретенской духовной академии иерея Павла Сержантова обсуждаются возможности выявить и проанализировать теологические методы исихастской аскетики. Выявление методов в аскетическом дискурсе предлагается реализовывать на обширном письменном наследии святителя Феофана Затворника, значительного богослова, подвижника-исихаста XIX в. Перечисляется ряд методов, которые имели место в аскетических текстах святителя Феофана, даются краткие комментарии по каждому методу. Особое внимание обращено на метод «лествицы» и метод синергии.
Статья

В области православной теологии ведутся разнообразные исследования, в ходе которых используются методы, зарекомендовавшие себя в различных гуманитарных науках: в истории, социологии, философии, филологии, психологии, педагогике. При этом ставятся вопросы и о собственно теологических научных методах. Протоиерей Константин Польсков пишет о православном теологическом методе — о тройном соотнесении культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания в рамках православной традиции; цель такого соотнесения — выявить сотериологические смыслы[1]. Таким образом в богословской методологии можно различать: 1) метод библейской герменевтики; 2) метод патристической герменевтики; 3) метод церковно-исторической герменевтики[2].

Православный теолог Ж.-К. Ларше констатирует, что в настоящее время мы имеем «мало исследований, посвященных методологии православного богословия»[3]. Упоминая о подобных исследованиях, он называет франкоязычную монографию Константина Андроникова «Гносеология и методология»[4] и отмечает, что автор делает акцент на гносеологии. Желая восполнить недостаток методологических исследований, Ж.-К. Ларше посвятил монографию этой тематике. Главное внимание автора привлекли вопросы, относящиеся к библейско-патрологическим исследованиям. Вопросам нравственного богословия (аскетики, аскетического богословия) в монографии Ларше отводится три страницы. На этих страницах было кратко отмечено, что круг вопросов по аскетике связан с борьбой против страстей и стяжанием добродетелей, что само по себе не является специфичным только для православной аскезы.

Между тем методологический потенциал аскетики весьма значителен и требует дополнительного изучения. Православная традиция понимает аскетику как «науку из наук» (ἐπιστήμη ἐπιστημῶν), использует для аскетики понятие «метод» (μέθοδος). По существу аскетика представляет собой методически выстроенный теологический дискурс. Возникает вопрос: каков оптимальный путь раскрытия темы методологии на материале православной аскетики? Корпус первоисточников по аскетической исихастской традиции составляет многие сотни внушительных томов и многие тысячи «малоформатных» текстов. С начала XX в. исихазм активно изучался патрологами, догматистами, историками, аскетологами, филологами, философами. Думается, что раскрыть тему методологии в аскетике с достаточной глубиной и полнотой можно, если сосредоточиться на аскетическом наследии доктора богословия святителя Феофана Затворника.

Над аскетическими текстами святитель работал в середине и в конце XIX в., к этому времени в целом сложилась новоевропейская классическая наука. Святитель был хорошо знаком с научными методами и научно-богословскими достижениями своего времени, оставил после себя обширный свод текстов по аскетической тематике. Среди особенностей богословия святителя Феофана отметим системность его мышления, насыщенность его текстов структурированными рассуждениями. При этом необходимо в трудах выявления системообразующих структур не переусердствовать, не допустить излишнего схематизма; на эту опасность указывал Т. Шпидлик, исследователь духовного учения святителя Феофана[5]. Исследования можно продолжить, по их результатам на материалах аскетики святителя Феофана сделать следующий шаг в разработке темы — сопоставить результаты исследований с иными авторами, с еще более представительной подборкой текстов по исихастской аскетике.

Письменное наследие святителя Феофана Затворника обширно, около двухсот публикаций вышли из печати при жизни святителя, абсолютное большинство его текстов было тесно связано с аскетикой. Святитель Феофан готовил к печати научно-богословские публикации (например, магистерскую диссертацию), создавал работы научно-образовательного характера (лекции по нравственному богословию). Также он публиковал «научно-популярные» работы, которые были призваны обратить внимание широкой аудитории на православную аскезу и помочь христианам разобраться в принципиальных аспектах духовной жизни. Отметим, что в богословском наследии святителя Феофана нельзя пренебрегать текстами, рассчитанными на массовую аудиторию. В этих текстах святитель не ограничивается популяризацией, не повторяет на общедоступном уровне того, что содержалось в академических богословских трудах других авторов. Он высказывает традиционные для православной аскетики идеи, творчески их восприняв, и в ряде случаев представляет оригинальное продолжение того, что было сформировано в предшествующей традиции. Отметим также, что, анализируя эти тексты, изобилующие просторечными оборотами, необходимо «переводить» их на научно-богословский язык. К переводческой проблеме мы еще вернемся ниже.

Что в разработке методологической темы нужно сделать в первую очередь? Проанализировать метод духовного восхождения (метод «лествицы»). Этот метод святитель Феофан использовал, когда работал над русским «Добротолюбием» и методично структурировал знаменитый исихастский сборник. У святителя мы неоднократно встречаем краткую версию «лествицы» (в три ступени), встречаем и более детализированную версию (можно дифференцировать по крайней мере семь ступеней). Святитель Феофан пишет: «Неведомо, как приходит Дух и возбуждает к покаянию <...> потом вооружает на многотрудную борьбу со страстями <...> она приводит к чистоте сердечной»[6]. Здесь перечислены следующие ступени «лествицы»: покаяние, борьба со страстями и опыт чистоты сердечной (она начинается со ступени безмолвия).

Отметим, что «лествица» у святителя Феофана точно соответствует традиционным исихастским представлениям о ступенях духовного восхождения и в то же время содержит особенности: в аналитике многообразных покаянных чувств, в понятии общего духа жизни наряду с понятиями о греховных делах и наклонностях[7]. Стратегия борьбы со страстями у святителя Феофана включает в себя определение главной страсти и борьбу прежде всего против нее. Есть некоторые особенности и с неоднозначным употреблением понятия священного безмолвия и бесстрастия[8], с неоднозначным отношением к психосоматическому методу в контексте практики умно-сердечной молитвы.

Наряду с методом духовного восхождения в «Начертании христианского нравоучения» святитель Феофан приводит дополняющий его метод духовного возрастания. Здесь же возникает сопряженная тема разных периодов духовной жизни человека, в которых по-особому воспринимается благодать Божия. И все это связано с темой синергии, можно сказать, с методом синергии, как мы его можем наблюдать в исихастской аскетике. Синергия как методологический принцип предполагает, что аскетический опыт зависит от Бога и человека: «Благодать в сем случае действует, если человек содействует»[9].

Святитель Феофан говорит о трех периодах аскетической жизни, благодатный «огнь этот внедряется в минуты обращения и начинает действовать, как только, по обете, вступит человек в труд (первый период. — П. С.); но это есть начальная теплота, то появляющаяся, то скрывающаяся (второй период. — П. С.)»; третий же период духовной жизни обозначен как «всегда возрастающее совершенство»[10]. Мы наблюдаем здесь описание синергии: от Бога к человеку приходит благодатный огнь, человек приносит Богу обет изменить образ жизни и предпринимает аскетический труд. От начального периода благодатной жизни, от восприятия благодати, по временам «скрывающейся», исихаст переходит к совершенной синергии. Дальнейшее изучение вопроса о периодах духовной жизни ставит задачу сопоставления того, что мы находим о периодах духовной жизни у святителя Феофана, с тем, что было в опыте преподобного Силуана Афонского и архимандрита Софрония (Сахарова).

В православной богословской антропологии традиционно фигурирует тема трихотомии. Святитель Феофан ее также использует в своих рассуждениях и детализирует ее (говорит не только о жизни духа, души и тела, но и о духовно-душевной жизни, душевно-телесной жизни), рассуждает в этой связи о потребностях человека, которые удовлетворяются в ходе аскетической жизни. Так что святитель ведет рассуждения об аскетическом опыте посредством антропологически-ориентированного метода[11]. Это можно наблюдать по книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Тропологический метод в библейской экзегезе справедливо будет связать с аскетическим пониманием Священного Писания. Святитель Феофан в области тропологической экзегезы активно пользуется святоотеческим наследием (особенно святителя Иоанна Златоуста) и в то же время предлагает аудитории собственные хорошо выверенные методические разработки[12]. Многие богословы обращали внимание на особенности переводческой работы святителя; например, Н. Расселл отмечает, что если преподобный Паисий Нямецкий привез «Добротолюбие» в Россию (сделав его славянский перевод), то святитель Феофан перевел «Добротолюбие» на разговорный, просторечный язык («it was translated into the vernacular»)[13]. В связи с этой деятельностью святителя следует говорить о большем — об особом переводческо-ментаторском методе святителя Феофана[14]. И использование данного метода можно связать со следующими теологическими концепциями: «согласие Отцов», «патристический синтез». Добавим к сказанному ремарку об особом отношении святителя Феофана к переводу Ветхого Завета на греческий язык (к Септуагинте), связанном с его приверженностью патристическому богословию, святоотеческой экзегезе.

В аскетических проповедях святителя мы обнаруживаем мистагогический метод святителя («Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин») и катехизаторский метод (преподаются не только истины вероучения, но и истины нравоучения). Для аскетических целей святитель Феофан использовал религиозно-компаративистский метод, он прослеживается по комментариям святителя Феофана на письма Сперанского, по «Семи письмам в Санкт-Петербург по случаю появления там нового учителя веры». Наконец, в эпистолярном наследии святителя Феофана мы видим особый феномен — святитель для более полного и систематического обсуждения аскетических вопросов использует метод диалогического мышления, к реальным отправленным им письмам он дописывает текст в форме писем, готовя публикацию на широкую аудиторию.

Вернемся к вопросу о теологических научных методах в православной аскетике. Среди перечисленного выше методологического инструментария следует обратить внимание на метод «лествицы» и на метод синергии. Это два специфических метода православного аскетического богословия. Понятие о синергии отвергается западно-христианскими богословами, считается полупелагианской доктриной. Между тем синергия, метод синергии не дает аскетическому опыту подвижника преобразоваться просто в опыт измененного сознания, в еще одну психотехнику. Принцип синергии подразумевает, что человеческие усилия для аскетического опыта необходимы, но недостаточны. Подлинный аскетический опыт в православной традиции возникает в условиях гармоничного содействия Бога и человека, для ложного аскетического опыта (прелести) это условие не соблюдается.

Метод духовного восхождения по «лествице» мы также во всей полноте не увидим в неправославной аскезе. Перечислим основные ступени «лествицы» согласно исихастской аскетике: покаяние, борьба со страстями, исихия, священная молитва, бесстрастие, обоживающая исихаста любовь. Начиная со ступени исихии, «лествица» описывает уникальный опыт православной подвижнической традиции. Указанный метод имеет значение для корректного истолкования всего корпуса текстов исихастской традиции. Например, с помощью метода «лествицы» и концепта трех периодов духовной жизни можно выстраивать содержательную интерпретацию аскетико-мистических гимнов преподобного Симеона Нового Богослова.

Таким образом, разработка темы методологии в исихастской аскетике в настоящее время представляется перспективным направлением исследований, которое может дать значимые научно-богословские результаты.

 

Источники

  1. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Ч. I. М., 1994. (первая пагинация).
  2. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Ч. II. М., 1994. (вторая пагинация).
  3. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. Уроки из деяний и словес Спасителя. М., 1998.

Литература

  1. Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1999.
  2. Ларше Ж.-К. Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании. М., 2021.
  3. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7.
  4. Польсков К. О. Теологический метод vs метод в теологии // Философия и культура. 2015. No 9 (93).
  5. Сержантов П. Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М., 2010.
  6. Сержантов П., диак. Покаяние и этапы духовного пути в трудах святителя Феофана Затворника // Труды по русской патрологии. Научный журнал Калужской духовной семинарии. 2019. № 1.
  7. Сержантов П., диак. Труды архимандрита Георгия (Тертышникова) по изучению богословско-аскетического наследия святителя Феофана Затворника // Угрешский сборник. Труды преподавателей и магистрантов Николо-Угрешской духовной семинарии. 2018. Вып. 9.
  8. Сержантов П., иер., Фомин В., иер. Как аскетика помогает нам в повседневной жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023.
  9. Сержантов П., свящ. Духовные наставления святителя Феофана в исследовательских работах Т. Шпидлика // Феофановские чтения: cборник научных статей / под ред. В. В. Кашириной. Вып. 14. Рязань, 2021.
  10. Andronikof C. Gnoséologie et méthodologie. Que sais-je? Pourquoi et comment? Lausanne: L’Age d’Homme, 2008.
  11. Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2006.
  12. Spidlik T. La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Roma: Le Coeur et l’Еsprit, 1965.

 

[1] Сотериологические смыслы в трудах святителя Феофана Затворника были раскрыты архимандритом Георгием Тертышниковым в его диссертации, и впоследствии результаты диссертационного труда были переработаны в монографию (см.: Сержантов П., диак. Труды архимандрита Георгия (Тертышникова) по изучению богословско-аскетического наследия святителя Феофана (Затворника) // Угрешский сборник. Труды преподавателей и магистрантов Николо-Угрешской духовной семинарии. 2018. Вып. 9. С. 126–139); Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7.; Польсков К. О. Теологический метод vs метод в теологии // Философия и культура. 2015. № 9 (93).

[2] О тройственной структуре теологического метода см. также: Польсков К. О. Теологический метод vs метод в теологии // Философия и культура. 2015. № 9 (93). С. 1277–1285.

[3] Ларше Ж.-К. Что такое богословие? Методология православного богословия в его практике и преподавании. М., 2021. С. 9.

[4] Andronikof C. Gnoséologie et méthodologie. Que sais-je? Pourquoi et comment? Lausanne: L’Age d’Homme, 2008.

[5] Spidlik T. La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Roma: Le Coeur et l’Еsprit, 1965. Р. 40.

[6] Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. Уроки из деяний и словес Спасителя. Москва, 1998. С. 13.

[7] Сержантов П., диак. Покаяние и этапы духовного пути в трудах святителя Феофана Затворника // Труды по русской патрологии. Научный журнал Калужской духовной семинарии. 2019. № 1. С. 99–108.

[8] Тема неоднозначности использования понятия «сердце» у святителя Феофана была рассмотрена Т. Шпидликом (см.: Сержантов П., свящ. Духовные наставления святителя Феофана в исследовательских работах Т. Шпидлика // Феофановские чтения: сборник научных статей / под ред. В. В. Кашириной. Вып. 14. Рязань, 2021. С. 44–48).

[9] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Ч. I. М., 1994. (первая пагинация). С. 214.

[10] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Ч. II. М., 1994. (вторая пагинация). С. 311–312.

[11] Связь исихастской аскетики с антропологией рассмотрена нами в кн.: Сержантов П. Б. Исихастская антропология о временном и вечном. М., 2010.

[12] Сержантов П., иер., Фомин В., иер. Как аскетика помогает нам в повседневной жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. С. 214.

[13] Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2006. С. 311.

[14] В последние десятилетия получает распространение перевод по методу thought by thought (перевод смыслов), при том что метод word by word (дословный перевод) также имеет место быть.

 

Источник: Сержантов   Павел,   свящ.   К   методологии   аскети-ческого  богословия  //  Сретенское  слово.  Москва:  Изд-во  Сретен-ской духовной  академии,  2023.  No  4  (8).  С.  108–117.  DOI:  10.55398/  27826066_2023_4_8_108108.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9