Высшая церковная власть Русской Православной Церкви даже в условиях практически открытых гонений пыталась внедрить в реальную церковную жизнь отдельные положения, сформулированные рабочими органами Поместного собора 1917–1918 гг. Одна из таких наиболее значимых попыток внедрения в реальную богослужебную практику на местах литургических указаний, разработанных профильным соборным отделом, связана с деятельностью священномученика Вениамина (Казанского) в рамках его канонического удела – Петроградской епархии. После завершения Поместного собора 1917–1918 гг. Высшее церковное управление на заседании от 29 октября (11 ноября) 1918 года рассматривает основные положения доклада «Об упорядочении богослужения». По итогам рассмотрения было принято постановление о том, что указанные «Отделом меры к упорядочению общественного (рядового) и частного (внерядового) богослужения представляются допустимыми к проведению в церковно-богослужебную жизнь»[1]. В связи с этим епархиальным преосвященным было указано на необходимость «при разрешении вопросов об уставных сокращениях руководствоваться приводимыми в докладе Соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме предположениями»[2].
В ноябре 1921 года Святейший Патриарх Тихон издал указ о запрете в священнослужении епископа Антонина (Грановского)[3], а также в «Обращении к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви» от 4 (17) ноября 1921 года осудил литургические новшества, введенные в богослужебную практику самовольно, без благословения высшей церковной власти. «Обращение» содержит перечень недопустимых нововведений в церковном богослужении, которые осуждены не в силу их абсолютной неприемлемости, а в связи со своевольным их введением в литургическую практику.
Содержание «Обращения», а также его довольно строгий тон вызывали особенно острую полемику среди петроградского духовенства. Целый ряд священнослужителей и мирян, которые с первых месяцев после революции 1917 года отстаивали активизацию сотрудничества Церкви с советской властью вплоть до полного подчинения государству, стремясь к созданию альтернативных органов церковного управления, выступают против «Обращения». Именно этот документ позволил группе «левого» духовенства найти четкую идеологическую основу для объединения недовольных высшей церковной властью Русской Православной Церкви в движение, которое впоследствии стало основой для обновленческого раскола.
В силу существенного резонанса в среде церковной общественности Петрограда, который вызвало «Обращение» Патриарха Тихона, Преосвященный Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, обратился к пастве с посланием, в котором обозначил свою позицию по данному вопросу. Митрополит Вениамин призвал отказаться от нововведений, а при решении животрепещущих вопросов богослужебной практики, которые, бесспорно, систематически возникают, руководствоваться богослужебными рекомендациями церковного календаря на 1922 год, изданного «Обществом православных приходов Петрограда и губернии». Преосвященный Вениамин в качестве интеллектуальной опоры в ходе полемики с «прогрессивным» духовенством Петрограда использовал тот опыт решения проблемы упорядочения богослужебной практики, который удалось накопить в ходе общественной дискуссии по литургическим вопросам в первые годы после Поместного собора 1917–1918 гг.
Советские органы власти запретили выпускать церковные периодические издания. Поэтому сохранились лишь отдельные сведения касательно обсуждения литургических вопросов церковной общественностью тех лет. Разнообразные вопросы богослужебного обихода в первые послереволюционные годы обсуждались как на базе Петроградского богословского института (там преподавали активные участники предсоборной дискуссии и соборных дебатов по литургической тематике, среди которых особенно необходимо отметить профессоров Б. А. Тураева, П. П. Мироносицкого и А. А. Дмитриевского), так и в «Обществе православных приходов Петрограда и губернии» (среди членов правления были: будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), в то время епископ Ямбургский, будущий священномученик архимандрит Сергий (Шеин), активный участник литургической дискуссии на Поместном соборе 1917–1918 гг. профессор И. А. Карабинов). Наибольший интерес с точки зрения изучения развития общественной дискуссии по разнообразным литургическим вопросам представляет наследие богослужебного отдела «Общества православных приходов Петрограда и губернии». Стараниями членов и сотрудников этого отдела были подготовлены к изданию церковные календари на 1921 и 1922 годы, в содержание которых были включены как богослужебные указания частного порядка, так и заметки общего характера. Именно эти заметки содержат конкретные рекомендации по согласованию богослужебной практики с нормами действующего Церковного устава. Их обсуждением и подготовкой занимался профильный отдел «Общества православных приходов», после чего эти материалы получали авторизацию законной церковной власти в лице правящего архиерея Петроградской епархии, будущего священномученика Вениамина (Казанского) [1, с. 175]. Заметка «О церковном богослужении» календаря 1921 года, помимо общих слов о значении Типикона в церковной жизни, содержит перечень недостатков богослужебной практики, которые составители призывают устранять, а также призыв насколько возможно полно соблюдать уставной порядок богослужения. «Бесчисленны и разнообразны виды этих уклонений (от предписанного Церковным уставом порядка. – К. Р.) и проявление этого небрежения, они касаются и строя служб, и состава их, и исполнения, и времени. Если и прежде у нас богослужения не всегда соответствовали своему времени, то теперь с вкоренившимся почти везде злоупотреблением совершать утреню с вечера, даже с первым часом, притом по советскому времени, несоответствие перешло все пределы мыслимого. Состав богослужения терпит произвольные изменения от неумелых и неграмотных сокращений и безвкусных наслоений – вселенская полнота праздничного последования нередко приносится в жертву акафистам новейшего происхождения, далеким от каких-либо достоинств древних песнопений великих творцов. Излишне упоминать о том, во что обратилось периодическое стихословие Псалтири. Да и только ли Псалтири? Разве мы имеем возможность в течение года за литургиями прослушать полный круг новозаветных чтений? Разве не прерывают его постоянно заупокойные чтения, содействуя превращению литургии из общественной службы в требу, из которой выкинуто всё, что является отличием данного дня, до тропаря и кондака включительно. Вообще замечается и в других отношениях стремление к обезличению, к подмене отличительного обычным, к забвению предпразднеств и попразднеств и т.п. <…> Всё это предмет глубокой скорби для возлюбивших благолепие дома Господня, которые видят, как часто нерадение, недомыслие, невежество при совершении богослужения производит прямой соблазн и источник радости и освящения делает причиной гнева и осуждения. <…> Необходима борьба с этими явлениями»[4].
Главной причиной перечисленных злоупотреблений, по мнению составителей заметки «О церковном богослужении», является не сам факт наличия сокращений богослужения, а неумелый их характер. Основанием тому является общая низкая литургическая культура, незнание особенностей Церковного устава и его закономерностей, то есть, по сути, непонимание богослужебного порядка в целом. Именно с этим связано практически всеобщее пренебрежение нормами Типикона. «Дело не в сокращениях самих по себе, а в неразумных и неумеренных сокращениях, к немощам неоднократно снисходит и сам устав, главной причиной мы считаем незнакомство с уставом, отсутствие понимания красоты церковной, еще хуже – пренебрежение к предписаниям устава, как к чему-то менее ценному и даже отжившему»[5]. Эти заключения членов «Общества православных приходов Петрограда и губернии» напрямую соотносятся с мнением о причинах нестроений в богослужебной практике, которые были отражены в докладе «Об упорядочении богослужения» отдела «О Богослужении, проповедничестве и храме» Поместного собора 1917–1918 гг. Составители заметки, по аналогии с участниками соборной дискуссии 1917–1918 годов[6], призывают выработать минимальные уставные требования, которые могли бы положить предел злоупотреблениям и обозначить ясную положительную норму для приходского богослужения, хотя конкретные уставные рекомендации в заметке предложены не были. Ко всем обозначенным проблемам «Общество» призывало выработать конкретные предложения. Началом реализации данных предложений стала подготовка к изданию материалов, которые были опубликованы в церковном календаре на 1922 год.
Помимо подготовленных в течение 1921 года богослужебных указаний на разные дни 1922 года, в календарь вошли разнообразные приложения общего характера: краткая схема уставных чинопоследований, описание праздничных знаков, прошения с поминовением священноначалия в новой редакции, описание порядка совершения молебна, панихиды, пассии, покаянного молебна, крестного хода, службы русским святым[7]. Особый интерес представляют содержащиеся в календаре на 1922 год общие замечания «О богослужении и богослужебном уставе Святой Православной Церкви», которые содержат «“Правила” при совершении Божественной Литургии». Эти приложения, в частности «Правила», содержат конкретные руководственные указания, которые были призваны упорядочить реальную богослужебную практику.
Хотя далеко не все литургические вопросы, которые были подняты в заметке «О церковном богослужении» календаря на 1921 год, были рассмотрены в ходе подготовки и издания церковного календаря на 1922 год [1, с. 175], вместе с тем те рекомендации, которые были опубликованы в этом издании, стали существенным шагом вперед к решению реальных проблем богослужебной практики. Значение этих рекомендаций еще более важно, с одной стороны, из-за того, что они подробно обсуждались на собрании благочинных Петрограда[8], а с другой — что они были отредактированы непосредственно правящим архиереем Петроградской епархии, Преосвященным митрополитом Вениамином (Казанским). Особый правовой статус предложенных в церковном календаре на 1922 года богослужебных указаний и рекомендаций был подтвержден митрополитом Вениамином (Казанским) в «Архипастырском обращении к пастве Петроградской епархии»[9]. Составители призывают не рассматривать данные «Заметки» и «Указания» в целом как замену Типикона, который необходимо непременно изучать и руководствоваться его нормами: «Прилагаемые богослужебные заметки общего характера и богослужебные указания на 1922 год суть только 1) напоминания для знающих уже Устав, 2) руководственные замечания для недостаточно ознакомленных и 3) дополнительные примечания, которые необходимо сделать к Уставу в силу особых условий и обычаев общерусской, а также местной петроградской церковной жизни»[10].
«“Правила” при совершении Божественной Литургии» состоят из 17 пунктов, в которых последовательно изложены указания относительно тех или иных особенностей чинопоследования литургии, начиная с момента завершения проскомидии и заканчивая заключительным многолетствованием.
В первом пункте указано, что после завершения проскомидии нужно непременно совершать каждение не только алтаря, но и всего храма. Такая рекомендация, по всей видимости, связана с тем, что некоторые священнослужители пренебрегали данным требованием богослужебного устава. Составители «Правил» сочли это недопустимым явлением.
Второй и третий пункты «Правил» посвящены регламентации исполнения на литургии антифонов. Составители призывают не допускать их сокращения и точно соблюдать церковный устав: когда положено, исполнять как изобразительные и праздничные, так и вседневные антифоны. Рекомендовано при исполнении «Блаженн» вместе с ними петь или читать положенные тропари.
Четвертый пункт предписывает точно соблюдать уставные требования в отношении исполнения после Малого входа на литургии тропарей и кондаков.
Пункт пятый содержит указание вовсе не произносить на литургии содержащийся в служебниках возглас «Господи, спаси благочестивыя». Это указание напрямую повторяет положение доклада «Об упорядочении богослужения»[11] и обусловлено изменением государственного устройства в России.
Шестой, седьмой и восьмой пункты «Правил» посвящены исполнению на литургии апостольских и евангельских чтений. Составители этого документа обратили внимание на первостепенное значение рядовых чтений из Апостола и Евангелия и запретили их вовсе пропускать.
В седьмом пункте содержится призыв к благоговейности при исполнении чтений из Священного Писания.
Согласно восьмому пункту, воспрещено совершение каждения во время апостольского чтения и указано совершать его во время исполнения аллилуария. Особо отмечено, что каждение должно быть малым, не предполагает каждения всего иконостаса, но исключительно двух местных икон.
Пункты с десятого по одиннадцатый регулируют особенности произнесения сугубых ектений после евангельского чтения. Так, в десятом пункте изложена новая редакция прошений о священноначалии и властях, которая обусловлена восстановлением патриаршества, а также изменением политической ситуации в стране.
Десятый пункт указывает ограничить неположенное по уставу чтение после сугубой ектении особых молитв исключительно особыми обстоятельствами.
Пункт одиннадцатый запрещает на литургии воскресных и праздничных дней поименное поминовение усопших на заупокойной сугубой ектенье. Если возникает такая потребность, то по окончании литургии нужно совершать заупокойную литию, на которой рекомендовано читать весь поименный список.
Пункт двенадцатый предусматривает поминовение священноначалия на Великом входе и запрещает как бы то ни было дополнять предложенные формулировки.
Тринадцатый и четырнадцатый пункты «Правил» посвящены указаниям относительно завершения литургии. В тринадцатом пункте содержится указание на новую редакцию заамвонной молитвы, в четырнадцатом – требование непременно исполнять 33-й псалом, во время которого необходимо потреблять оставшиеся Святые Дары.
В пятнадцатом пункте составители «Правил» призывают строго соблюдать уставные требования относительно открытия и закрытия царских врат на литургии, совершаемой иерейским чином.
Два заключительных пункта «Правил» содержат новые редакции многолетствования в конце литургии, а также порядок возглашения многолетий на торжественных молебнах[12].
Если сравнить данные указания с положениями доклада «Об упорядочении богослужения», то можно заметить множество прямых параллелей. Ни один пункт правил не вступает в прямое противоречие с рекомендациями отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» Поместного собора 1917–1918 гг. И все же в «“Правилах” при совершении Божественной Литургии» содержится целый ряд отличий от доклада соборного отдела.
В число отличий данного документа входит более подробный характер содержащихся в нем указаний, что в особенности относится к регламентации пения тропарей и кондаков после Малого входа и особенностей исполнения апостольских и евангельских чтений на литургии. Это обусловлено, по всей видимости, тем, что на петроградских приходах именно в этих элементах чинопоследования литургии было больше всего злоупотреблений в те годы.
В целом можно констатировать, что указания, содержащиеся в соборном докладе «Об упорядочении богослужения», по сути, воспроизводятся в приложении православного церковного календаря на 1922 год Петроградской епархии с некоторыми уточнениями и дополнениями, обусловленными местной спецификой церковной жизни.
В заключение заметим, что «“Правила” при совершении Божественной Литургии» сохраняют преемственность подходов к решению проблемы соотнесения богослужебной практики с нормами действующего Типикона, которые были сформулированы в рамках обсуждения литургической проблематики на Поместном соборе 1917–1918 гг., творчески их развивая.
Таким образом, именно наследие священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, позволяет с уверенностью сказать, что как минимум в Петрограде была на практике осуществлена рецепция литургического наследия Всероссийского Поместного собора. Повсеместному внедрению положений доклада «Об упорядочении богослужения» в дальнейшем помешали распространение обновленческого раскола и противодействие этому явлению, а также репрессии по отношению к верующим и массовое закрытие церквей и монастырей.
Список литературы
- Кравецкий, А. Г. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева; отв. ред. А. М. Молдован. – Москва: Языки русской культуры, 2001. – (Studia philologica). – 400 с. – ISBN 978-5-785-90203-9. – Текст: непосредственный.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 гг.: сборник: в 2 ч. / сост. М. Е. Губонин. – Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. – 1064 с. – Текст: непосредственный.
[1] Протокол заседания Высшего Церковного управления от 29 октября (11 ноября) 1918 г. // РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 831. Оп. 1. Д. 7. Л. 301.
[2] Там же.
[3] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 гг. / сост. М. Е. Губонин. Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. С. 182.
[4] Заметка «О церковном богослужении» Церковного календаря 1921 года. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 305–306.
[5] Заметка «О церковном богослужении» Церковного календаря 1921 года. С. 306.
[6] Там же.
[7] Там же. С. 307.
[8] Архипастырское обращение преосвященного Вениамина митрополита Петроградского от 20 декабря 1921 года: типографская листовка // ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. № 152. Л. 3–4. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.). Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 315.
[9] Там же.
[10] О богослужении и богослужебном уставе Св. Православной Церкви // Православный церковный календарь на 1922 год. Петроград: издание Общества Православных приходов Петрограда и его губернии в лице прот. И. И. Заборовского, 1921. С. 15–16. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 309.
[11] Доклад «Об упорядочении богослужения» // ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. № 174. Л. 214–221. Машинопись. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 302.
[12] Правила при совершении Божественной Литургии // Православный церковный календарь на 1922 год. Петроград: Издание Общества Православных приходов Петрограда и его губернии в лице прот. И. И. Заборовского, 1921. С. 15–16. Цит. по: Кравецкий, А. Г., Плетнева, А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX – XX в.) / отв. ред. А. М. Молдован. Москва: Языки русской культуры, 2001. С. 311.
Источник: Рева К. А., свящ. Регламентация богослужебной практики в наследии священномученика Вениамина Петроградского // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 1 (18). С. 107–118. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_1_107.