Милошевич Ненад

Статья
О некоторых вызовах современной литургической практики
Последние четыре десятилетия Сербская Православная Церковь все активнее вливается в общественную жизнь. Этот процесс происходит одновременно с литургическим обновлением и с появлением различных новых обычаев для верующих. Ненад Милошевич (православный богословский факультет Белградского университета) изучает два недавно введенных обычая — освящение и сжигание бадняка накануне праздника Рождества Христова и плавание за Крестом в день Богоявления, а также все более распространяющееся буквальное применение положения устава о совершении Литургии преждеосвященных даров в вечерние часы. Исследовав указанные темы, автор пришел к выводу, что подобные действия направлены на то, чтобы евангельская весть легче воспринималась, но произошло прямо противоположное. Указывая на смысл Сочельника и праздника Рождества, а также народных обычаев, возникших вокруг этих праздников, автор анализирует место и время возникновения практики освящения и сжигания бадняка, которая теперь есть почти во всех приходских церквах. В работе рассмотрена и практика плавания за Крестом на праздник Богоявления, которая в основном понимается как обычай спортивно-соревновательного характера, вследствие чего богословский контекст и многослойное священное значение Великого освящения воды в указанный день остаются на заднем плане, а чин освящения вод нарушается.
Статья
Святое миро: литургико-каноническое рассмотрение
В работе Ненада Милошевича (Православный богословский факультет Белградского университета) изложен богословско-исторический обзор подготовки и освящения святого мира. В рамках исследования были выделены три момента, связанные с указанной темой. Первый касается таинственного богословского смысла и значения святого мира. Были рассмотрены релевантные литургические источники и свидетельства святых отцов о роли мира в освящении человека, прежде всего в Таинстве миропомазания. Второй момент касается исторического развития чина подготовки и освящения мира. Экклезиологический аспект святого мира, наконец, является третьим моментом, на который работа указывает. Излагается проблематика освящения мира в Православной Церкви с раннего времени и вплоть до современности с ее сложными межправославными отношениями. Автор статьи рассуждает о том, кто все-таки должен освящать миро – Константинопольский Патриарх или каждый предстоятель Поместной Церкви?

Другие публикации на портале:

Еще 9