Постановление Петроградского епархиального совета от 19 сентября 1918 г. по устройству особого моления в храмах в праздник Воздвижения Креста Господня: анализ документа и литургические особенности
Статья старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Коломенской духовной семинарии протоиерея Димитрия Мурзюкова посвящена описанию и анализу архивного документа, хранящегося в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, в фонде, посвященном протоиерею, миссионеру и автору многочисленных публикаций священномученику Михаилу Чельцову (1870–1931 гг.). Документ является рукописной копией постановления Петроградского епархиального совета от 19 сентября 1918 г. о совершении в день празднования Воздвижения Креста Господня на всех петроградских приходах особого моления, включающего чин воздвижения Креста, крестный ход и таинство Елеосвящения, последование которого имеет ряд особенностей. Этот архивный материал представляет научный интерес в качестве иллюстрации церковной жизни и богослужебной практики Петроградской епархии начала ХХ в. В приложении публикуется текст анализируемого рукописного документа, а также фотографии архивных материалов, связанных с исследуемым документом.
Статья

Среди рукописных собраний Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки под №686 хранится личный архив священномученика протоиерея Михаила Павловича Чельцова. Данный фонд содержит материалы биографического характера, документы его служебной и общественной деятельности, творческие рукописи, переписку, фотографии, а также материалы третьих лиц.

Сщмч. Михаил Чельцов (1870–1931) — миссионер, законоучитель, автор учебного пособия по Закону Божию для средних учебных заведений, а также большого числа публикаций на различные темы, волновавшие светское и церковное общество в начале ХХ в. С 1903 г. он служил настоятелем храма сщмч. Симеона, Сродника Господня, при Санкт-Петербургском институте гражданских инженеров. После закрытия храма в 1919 г. прот. Михаил Чельцов был определен настоятелем Петроградского Троицкого Измайловского собора, в котором прослужил до своего ареста в 1922 г.

Священномученик Михаил Чельцов (1870–1931)

15 июля 1918 г. он был назначен председателем Епархиального совета Петроградской епархии. Вскоре после этого назначения, в конце августа, он был первый раз арестован и до октября 1918 г. пробыл в заключении[1]. Затем в разное время прот. Михаил подвергался еще пяти арестам. В их числе арест 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей, в результате которого он был первоначально осужден на расстрел вместе со сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским[2], и другими священнослужителями и мирянами, но позже приговор был изменен и отца Михаила освободили. Последний арест закончился мученической смертью на праздник Рождества Христова в 1931 г.

Среди материалов фонда священномученика Михаила имеется рукописная копия постановления Петроградского епархиального совета от 19 сентября 1918 г. по устройству особого моления в храмах в праздник Воздвижения Креста Господня[3]. Документ не имеет названия и является копией, распространявшейся по петроградским приходам временно исполняющим обязанности благочинного священником Петром Никандровичем Ивановским. Документ датирован 20 сентября 1918 г. Из-за того, что после 31 января 1918 г. государство перешло на новый стиль, в некоторых документах того времени порой еще указывались даты по старому стилю или по старому и новому стилям одновременно. В отношении же указанной даты можно с уверенностью сказать, что в рассматриваемом документе дата указана именно по новому стилю, так как в постановлении идет речь о предстоящем праздновании Воздвижения Креста Господня[4].

В указанное время протоиерей Михаил Чельцов еще находился под арестом. Первоначально он был помещен в Петроградскую тюрьму ЧК на Гороховой улице, а потом переведен в переоборудованное под тюрьму здание морских казарм, которые назывались Дерябинскими[5]. В своих достаточно подробных воспоминаниях[6] о пребывании в Дерябинской тюрьме протоиерей Михаил Чельцов даже косвенно не касается затронутого в документе вопроса. Принимая во внимание особенности содержания документа, о которых будет сказано ниже, а также имея в виду заинтересованность отца Михаила вопросом преодоления старообрядческого раскола[7], с большой уверенностью можно предположить, что этот документ был передан ему позже, после заключения, и сохранялся им в домашнем архиве.

Текст документа разделен на две части и написан фиолетовыми чернилами на листе писчей бумаги формата А4 с двух сторон. Для удобства прочтения в данной статье (см. Приложение 1) он излагается в современной орфографии и пунктуации с сохранением особенностей написания некоторых слов. Публикуемый документ представляет интерес в качестве иллюстрации церковной жизни ХХ в. Также он интересен с литургической точки зрения, поскольку является отображением богослужебной практики Петроградской епархии в конкретный исторический период. Первая часть документа содержит постановление об особом молении, которое должно быть совершено накануне дня празднования великого двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня. Под особым молением подразумевается обязательное для всех приходов совершение чина Крестовоздвижения и, по возможности, совершение крестного хода вокруг храма после самого чина.

Учитывая, что с 1641 г. в богослужебных книгах Русской Церкви появляется указание о совершении этого чина только в соборных церквях[8], а в различных литургических пособиях XIX–XX вв. помещается разъяснение о том, что чин Крестовоздвижения совершается приходским священником только с архиерейского благословения, данное постановление является первой фиксированной попыткой возвращения к дореформенной практике, отраженной в древних литургических памятниках[9] до середины XVII в.

В архивном фонде Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга в документах Петроградской епархии хранится журнал заседания Епархиального совета №40 от 6/19 сентября 1918 г. (см. Приложение 2). По причине отсутствия из-за ареста председателя Епархиального совета, в соответствии с протоколом №1 от 15 июля 1918 г.[10], заседание возглавил старейший из членов совета в пресвитерском сане — прот. Леонид Константинович Богоявленский, который 27 сентября 1918 г., вскоре после заседания, тоже был арестован[11].

На этом заседании был рассмотрен рапорт настоятеля Покровско-Коломенской церкви прот. Василия Акимова (см. Приложение 2, групповое фото — восьмой слева в первом ряду) с представлением проекта «Особливого моления, имеющего быть в праздник Воздвижения Креста Господня 14-го сего сентября в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в Большой Коломне»[12] с положительной резолюцией митр. Вениамина №4964 от 5/17 сентября 1918 г.: «Совершение особливого моления по приложенному проекту благословляю и одобряю. Елеосвящение должно бы совершить по приложенному чину применительно к тому, как оно совершается в Великий Четверг в Московском Успенском соборе. Епархиальному Совету предлагаю обсудить вопрос об устройстве подобного моления и в других церквах» [13].

Таким образом, благодаря архивным изысканиям был найден источник создания рассматриваемого нами документа. На основании этого источника можно предположить, что составителем чина особого моления явился упомянутый прот. Василий Акимов, который обратился к митр. Вениамину за благословением совершить этот чин на своем приходе. Правящий архиерей же посчитал необходимым совершение этого чина на всех приходах Петроградской епархии. Из содержания журнала заседания Епархиального совета следует, что прот. Василий Акимов предполагал помимо моления также и совершение Елеосвящения, которое митрополит благословил совершить по чину, совершаемому раз в год в Успенском соборе.

Исполняя благословение правящего архиерея, члены Епархиального совета постановили в день празднования Воздвижения Креста Господня совершить на всех петроградских приходах особое моление, включающее чин воздвижения Креста, крестный ход и Елеосвящение. Последнее было предложено совершить до начала праздничной Божественной Литургии или по окончании всенощного бдения, совершаемого накануне. Самого чинопоследования в документах Епархиального совета нет, тогда как в распространяемой по приходам рукописной копии постановления чин описывается.

Установить составителя порядка общего Елеосвящения не представляется возможным. Поскольку описываемый чин отличается от чинопоследования, изложенного в современном Требнике, о нем стоит сказать подробнее. Примечательно, что в документе оговаривается основание для совершения чина Елеосвящения: «для ободрения, укрепления и исцеления страждущих и недужных душою и телом (а кто ныне не болезнует?) верующих в силу молитв Церкви»[14], а также оговариваются непосредственные условия подготовки к участию в Таинстве: усердная молитва, покаяние и исповедь. Здесь стоит обратить внимание на то, что под усердной молитвой и покаянием, за которыми следует участие в Елеосвящении и приобщение Святым Тайнам за Литургией, несомненно подразумевается практика постного говения, обычная для того времени для каждого, готовящегося ко причащению. В исторической ретроспективе таинство Елеосвящения не всегда воспринималось в качестве священнодействия, совершаемого только для врачевания болящего. В библейском осмыслении причины недуга и нестроений источником болезни и основанием для бедствий как целого народа, так и отдельных личностей зачастую является грех — нарушение воли Божией, отпадение от Бога. Средством, исцеляющим грех, является покаяние. В византийском богослужении последование Елеосвящения для совершения его над болящим отдельно от Божественной Литургии начинает оформляться к XIII в. Позднее, около XIV в., отношение к таинству несколько изменяется в сторону понимания его не только как врачевательного, но и как особого покаянного чина. В этом ключе в греческих Евхологиях появляется указание о его возможном совершении в Великий Четверг или Великую Субботу для всех участников церковного собрания. Эти же указания стали помещаться и в славянских Требниках, о чем речь пойдет ниже. Окончательное формирование чинопоследования формируется с началом книгопечатания. Вместе с тем мнения как греческих, так и русских богословов в отношении догматического понимания Елеосвящения разнятся до сего дня[15].

В фундаментальном труде, посвященном историко-литургическому и археологическому исследованию о чине таинства Елеосвящения, иером. Венедикт (Алентов)[16], продолжая мысль проф. Н. Ф. Красносельцева[17] о том, что обычай совершать общее Маслоосвящение в Великий Четверг и Великую Субботу «выродился из обряда воссоединения с Церковью кающихся посредством елея»[18], обоснованно предполагает, что после того, как «особый разряд кающихся прекратил свое существование в Церкви, а остались одни лишь члены Церкви, нуждавшиеся в очищении от грехов… Как связанное с очищением грехов и достойным Приобщением общее Маслоосвящение и должно было совершаться в те дни, которые христианами преимущественно избирались для выполнения долга исповеди и Приобщения Св. Таин <…> [и] так как Великий Четверток и Великая Суббота были наиболее предпочтительными верующим для выполнения долга исповеди и Причащения перед св. Пасхой, то в эти дни всего более верующие и должны были прибегать к таинству св. Елея. Этой нужде верующих в таинстве всего более и могло отвечать общее Маслоосвящение в эти дни. В таком виде оно без затруднения могло быть совершено над всеми, желавшими принять его»[19].

Политические нестроения, охватившие Россию в начале ХХ в. в результате смены государственного строя, отразились на всех слоях общества. Повсюду царили тревога и отчаяние. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, отзываясь на опубликованный 31 декабря 1917 г. проект декрета по вопросам отделения Церкви от государства, в письме Совнаркому предрек большое горе и страдания всему православному народу в случае принятия означенного декрета[20]. По благословению митр. Вениамина для подъема религиозного настроения народа в Петрограде с начала 1918 г. стали совершаться частые ночные богослужения, организовывались общегородские крестные ходы на Светлой седмице и по большим церковным праздникам, за всенощными бдениями прочитывались на русском языке уставные проложные чтения и святоотеческие творения[21]. Ввиду этого понятно стремление митр. Вениамина призвать пасомых к покаянному подвигу и подать страждущим церковным чадам молитвенное утешение через устройство особого моления на праздник Воздвижения Креста Господня, сопряженного с совершением крестного хода и таинства Елеосвящения.

Чинопоследование Елеосвящения помещается во второй части рассматриваемого документа. Показательно, что, согласно указаниям священноначалия, положенные по чину молитвы по прочтении каждого из шести Евангелий не должны быть читаемы вовсе, предлагалась к прочтению лишь молитва после седьмого Евангелия, а молитва «Отче Святый…», читаемая согласно последованию во время каждого из семи помазаний, должна быть прочитана лишь один раз — по отпусте. Соответственно, и помазание предписывалось совершить лишь один раз, в конце последования, притом только чела. В чинах Молитвомаслия дореформенных Требников XIV–XVII вв. имеются похожие указания. Так, например, в сербском Требнике 1570 г.[22] в «Последовании на освящении масла» указывается чтение молитвы «Отче Святый…» только один раз — после заключительной молитвы, во время которой над главой болящего священнослужители держат Евангелие[23]. Относительно однократного помазания при общем Елеосвящении можно найти основание, например, в московском Требнике 1625 г. После молитвы по первом Евангелии имеется такое указание: «Аще ли в Великий Четверток или в Великую Субботу маслоосвящение, то помазание бывает от святителя или от игумена братии последи отпустныя молитвы Владыко Многомилостиве»[24]. Подобные указания можно найти и в других изданиях начала XVII в. Касательно совершения помазания только чела следует сказать следующее. В древнерусских Требниках, как правило, указания о помазании ограничиваются словами «и мажет по обычаю»[25], в некоторых же изданиях Московского печатного двора помазуемые части тела упоминаются: «и приемь святое масло, мажет крестообразно на челе, на устех, на сердцы, на обою слуху и на обою руку»[26]. То есть во образ освящения тех частей тела болящего, которые символизировали чувства и действия. Принимая во внимание то, что совершение Елеосвящения предписывалось постановлением Петроградского епархиального совета скорее в качестве особого покаянного чина, указание о помазании только чела могло быть дано, дабы отличить в некотором смысле помазание кающихся от помазания больных.

Заслуживает внимания и указание на то, что настоятель по отпусте и прочтении молитвы «Отче Святый…» помазывает сначала себя, затем сослужащих и потом уже начинает помазывать всех молящихся с произнесением определенных слов. Упоминание о возможности помазания совершающими таинство священниками друг друга отсутствует в современных изданиях Требника, но прямо или косвенно присутствует в старых богослужебных книгах. Во многих рукописных и старопечатных изданиях имеются указания: «всем помазавшимся»[27], «и начинают священницы мазати друг друга»[28] и т. п. Примечательно, что в богослужебных книгах не встречается указаний о том, чтобы предстоятель во время совершения таинства Молитвомаслия сам помазывал себя. Можно сделать предположение, что такое указание находит основание в приходской практике елеопомазания, которое совершается за всенощным бдением по чтении Евангелия (или по уставу — во время чтения первого часа). Вероятно, этим также подчеркивался покаянный характер чинопоследования.

Слова, которые, согласно прилагаемому к постановлению Епархиального совета чину, должен произносить священник при помазании, отсутствуют в современном чинопоследовании, но имеются в древних требниках: «По отпусте вземше попове кистьцу и помазуют друг друга и всех требующих благословения. Помазуя глаголет: благословение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на исцеление души и телу рабу Божию имярек всегда и ныне, и присно, и во веки веком»[29].

Таким образом, в публикуемом документе (Приложение 1) мы находим отражение богослужебной практики, частично возвращающей дореформенные традиции, упоминания о которых отсутствуют в богослужебных книгах Синодального издания.

Вполне уместным представляется вопрос о приемлемости подобного подхода в приходском служении в современных условиях, когда практически во всех храмах Русской Православной Церкви вошло в обычай совершение таинства Елеосвящения (Соборования) в период Великого поста. Описанный чин общего Маслоосвящения представляется наиболее уместным для совершения его в великопостное время в качестве дополнения к покаянной дисциплине.

 

Приложение 1

По Указу Петроградского Епархиального Совета препровождается при сем для должного исполнения копия постановления Епархиального Совета от 6/19 сентября с.г. по устройству особливого моления в праздник Воздвижения Креста Господня и чин елеосвящения, предлагаемый к совершению в храмах Петрограда и епархии. Сентября «20» дня 1918 года.

Вр[еменно]. исп[олняющий]. обязанности благочинного священник П. Ивановский

I. Постановление Петроградского Епархиального Совета от 6/19 сентября 1918 года об устройстве в праздник Воздвижения Креста Господня особливого моления

Для ободрения, укрепления и исцеления страждущих и недужных душою и телом (а кто ныне не болезнует) верующих в силу молитв Церкви, в праздник Воздвижения Креста Господня, по благословению Владыки Митрополита будет совершено в церквах всей епархии — Особливое моление:

  • Накануне праздника во время всенощного бдения (начало в 6 час[ов] вечера), после Великого Славословия, будет совершен чин «Великого Воздвижения Креста Господня».

Примечание: в тех церквах, где по местным условиям признано будет возможным и удобным, совершается после Воздвижения крестный ход вокруг храма с вожженными светильниками и общим пением «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся».

  • Пред всенощною, с 5 час[ов] вечера и после оной будет совершена исповедь кающихся и чтение «правила» для таковых.
  • В самый день праздника ранняя литургия начинается в 5 ½ час[ов] утра, а в 9 часов, по звону колокола «на сбор» будет совершено в главном приделе храма для всех усердствующих боголюбцев Торжественное чинопоследование Елеосвящения, в просторечии именуемое «соборованием».

Примечание: в тех церквах, где по местным условиям совершение торжественного чинопоследования елеосвящения перед литургией окажется неудобным, таковое может быть совершено накануне по окончании всенощного бдения и исповеди молящихся.

К самому елеопомазанию должны приступить с верою и умилением только те, кто приуготовлялся к тому телесне и духовне — чрез усердную молитву, покаяние и исповедь накануне.

Во время совершения сего Таинства верующие стоят с зажженными свечами и участвуют в пении общих известных молитв, особенно припева на каноне: «Владыко Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущих рабов Твоих», а затем, по прочтении 7-ми апостолов и евангелий чинно и благоговейно, по порядку подходят к самому Елеопомазанию только чела (лоб), осторожно потом отирая Св[ятой] Елей на указанных местах ватою и «молитва веры спасет болящих».

По окончании соборования, в 10 ½ часов утра начнется по обычаю поздняя литургия, за которой елеопомазанные со страхом и трепетом приступают к Св[ятому] Причащению Тела и Крови Христовой, а затем благодарят Господа за Его милости к нам недостойным, уповая, что силою Креста Животворящего, по молитвам Церкви, при посредстве Св[ятых] Таинств мы оживем, восстанем, ободримся и будем снова работать и трудиться во славу Божию на ближних и во спасение наших душ.

II. Чин Елеосвящения,

предлагаемый к совершению в храмах Петроградских на утешение, укрепление и исцеление всех ныне тяжко страждущих духовно и телесно верующих православных христиан.

Посреди храма приготовляется стол, на котором ставятся:

Сосуды с елеем, кругом: блюдо с пшеницей, сосуды для елея, из коих один с красным вином, стручцы для помазания, ложка, потребное количество свечей для священнослужителей.

Облачившись в алтаре, настоятель, дав диакону Евангелие, с сослужащими через Царские врата в предшествии свещеносцев выходит на средину храма к приготовленному столу, впереди которого на аналои полагается Евангелие.

Настоятель раздает свечи сослуживцам и начинается последование Св[ятого] Елея по требнику.

Тропари: [«]Помилуй [нас], Господи… Господи, помилуй [нас]… Милосердия двери…[»]

Запевы:[«] Владыко Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущих рабов Твоих[»] и др[угие]. Молитвословия по возможности поются общим всенародным пением.

Во время канона совершается каждение всего храма.

Пред молитвою [«]Господи, милостию и щедротами Твоими[»] настоятель подходит к столу и благословляет масло и вино, вливает вино в сосуд с елеем и размешивает ложкой, после молитвы: [«]Господи, милостию и щедротами Твоими…[»] сослужащие поют тропари: [«]Скорый в заступлении[»] и проч[ие] …

Апостолы читают диаконы, а Евангелия иереи поочередно. «Молитвы после 6 Евангелий не читаются», а молитва «Отче Святый, врачу душ и телес» читается только один раз по совершении отпуста.

По прочтении седьмого Евангелия и молитвы: [«]Владыко Господи Боже наш…[»] настоятель обратившись лицом к народу читает молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве[»], а сослужащие иереи, открыв Евангелие, держат его над народом словами вниз. По отпусте и прочтении молитвы: [«]Отче Святый[»], настоятель наливает в сосуд елей, помазывает себя и сослужащих около стола, идет на солею и помазывает народ, другие иереи, ставши в разных местах храма, тоже совершают помазание: помазуется только чело с произнесением слов: [«]Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на исцеление души и тела рабу Божию (имя рек) всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь[»].

Приложение 2

Ф. 678. Оп. 2. Д. 3.

Журналы заседаний совета №№ 4–64 с 5 июля по 6 октября 1918 г.

Л. 74 — Журнал №40

Ф. 678. Оп. 2. Д. 3.

Журналы заседаний совета №№ 4–64 с 5 июля по 6 октября 1918 г.

Л. 74 об. — Журнал №40

Ф. 678. Оп. 2. Д. 3.

Журналы заседаний совета №№ 4–64 с 5 июля по 6 октября 1918 г.

Л. 75 — Журнал №40

ЦГАКФФД СПб. П 532. СН. 67

Группа священнослужителей-выпускников Духовной академии 1888 года; сидят слева направо: протоиереи Иван Афанасьевич Завазальский, Константин Гаврилович Изразцов, Владимир Игнатьевич Плисс, Сергей Владимирович Петровский, протоиерей Петр Федорович Забелин, архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Беллавин), протоиереи Михаил Николаевич Славнитский, Василий Александрович Акимов, Николай Михайлович Пашкевич, Алексей Осипович Положинцев, Алексей Михайлович Юшков, Григорий Петрович Вышеславцев;

стоят слева направо: 3-й — Николай Данилович Лебедев, 4-й — Василий Парфенович Емельянович, 5-й — Михаил Никанорович Грушевский, 6-й — Лавр Яковлевич Лавровский, 7-й — Петр Семенович Стручков, 8-й — Николай Фавстович Чуриловский, 9-й — Клавдий Иванович Тихомиров, 10-й — Михаил Алексеевич Дьяконов, 11-й — Николай Дмитриевич Андруцкий, 12-й — Леонид Александрович Лесков. Дата съемки: 30 декабря 1913 г.

 

Источники

НИОР РГБ. Ф. 868. Оп. 4. К. 21.

ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 2. Д. 3. Журналы заседаний Епархиального совета Петроградской епархии. ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1196-а Петроградский епархиальный совет. Указы за 1919 г.

ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 354. Дело об открытии Епархиального совета.

НИОР РГБ. Ф. 10-75/946. Требник. Венеция, 1570.

НИОР РГБ. Ф. 1-60/7456. Требник. М., 1625.

НИОР РГБ. Ф. 37. № 231. Требник. Б. м. XV в.

НИОР РГБ. Ф. 1-60/7311. Требник. М., 1623.

НИОР РГБ. Ф. 98. № 293. Собрание рукописных книг Е. Егорова. Требник. Б. м. Вторая четверть XVI в.

НИОР РГБ. Ф. 173.1. № 184. Требник. Собрание Троице-Сергиевой Лавры. Б. м. XIV в.

 

Литература

Никитин Д. Н. Михаил // ПЭ. 2017. Т. 45. С. 586–587.

Чельцов М. П., прот. Верую в Промысл Божий / Сост. Г. Г. Гуличкина, Е. А. Клевцова. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2022.

Церковное Око (Устав Большой). М., 1642.

Памятники древнерусского канонического права / Ред. А. С. Павлов, проф. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. Ч. 1. № 29.

Шкаровский М. В. Богоявленский Л. К. // ПЭ. 2003. Т. 5. С. 556–557.

Ткаченко А. А. Елеосвящение // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 325–337.

Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. К.: Общество любителей православной литературы, 2004.

Бовкало А. А. Вениамин // ПЭ. 2004. Т. 7. С. 617–623.

 

[1] Никитин Д. Н. Михаил // ПЭ. 2017. Т. 45. С. 586–587.

[2] Сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский и Гдовский, был расстрелян в 1922 г. по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей. Память 31 июля (13 августа).

[3] НИОР РГБ Ф. 868. Оп. 4. К. 21. Л. 1.

[4] Содержание документа касается священнодействий, совершаемых непосредственно накануне праздника, который ежегодно отмечается 14/27 сентября.

[5] Здание было построено как водочный завод горного инженера А. Ф. Дерябина. В 1825 г., после смерти владельца, оно было передано Морскому ведомству и в 1826–1828 гг. перестроено под казармы для флотских служащих; с того же времени за зданием прочно закрепилось название «Дерябинские казармы». С 1906 по 1912 гг. в нем располагалась временная тюрьма, затем оно снова было передано Морскому ведомству. В 1918 г. в нем снова была устроена тюрьма, но уже для врагов новой власти. В 1920-е и последующие годы в нем располагались общежития и различные учреждения флота. С 2018 г. в здании размещается Центральная военно-морская библиотека.

[6] «…это действительно был лагерь или даже богадельня… Интеллигентное общество, умные, деловые разговоры, доброжелательные сокамерники, сравнительно большая свобода движения в пределах тюрьмы… – все это делало жизнь в Дерябинке недурною» (Чельцов М. П., прот. Верую в Промысл Божий / Сост. Г. Г. Гуличкина, Е. А. Клевцова. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2022. С. 59).

[7] Еще со времени обучения в Казанской духовной академии (1890–1894 гг.) М. П. Чельцов деятельно трудился на миссионерском поприще, впоследствии, став преподавателем обличительного богословия Калужской духовной семинарии (1894–1898 гг.), он продолжил свои миссионерские труды и приумножил их по переводе в Санкт-Петербург (1903 г.), будучи назначенным штатным миссионером.

[8] Церковное Око (Устав Большой). М., 1642. Л. 153: «Аще ли же не в соборных храмех, то воздвизание Кресту не бывает, но точию поклонение Кресту, якоже указано в Неделю третию Великаго поста».

[9] См., например, «Поучение новгородскому духовенству о церковных службах» свт. Киприана Московского от 1395 г.: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста». Цит. по: Памятники древнерусского канонического права / Ред. А. С. Павлов, проф. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. Ч. 1. №29. Стб. 237.

[10] ЦГИА СПб Ф. 678. Оп. 1. Д. 354. Дело об открытии Епархиального Совета и избрании председателя, товарища его и секретаря. Л. 1 об.

[11] Шкаровский М. В. Богоявленский Л. К. // ПЭ. 2003. Т. 5. С. 556–557.

[12] ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 2. Д. 3. Журналы заседаний Епархиального Совета №№ 4–64 с 5 июля по 6 октября 1918 г. Л. 74.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Ткаченко А. А. Елеосвящение // ПЭ. 2008. Т. 18. С. 325–337

[16] Венедикт (Алентов), иером. (1888–1938 гг.), преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии и Московской духовной семинарии, литургист. С 1921 г. епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии. С 1922 г. на некоторое время уклонился в обновленческий раскол, но вскоре принес покаяние. С 1936 г. архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Претерпел несколько арестов и 7,5 лет отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Последний раз арестован в 1937 г., впоследствии расстрелян.

[17] Красносельцев Н. Ф., проф. (1845–1898 гг.), выдающийся литургист, церковный историк и археолог. Преподавал в Казанской духовной академии (1871–1889 гг.) и Императорском Новороссийском университете (1889–1898 гг.).

[18] Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. К.: Общество любителей православной литературы, 2004. С. 79.

[19] Там же. С. 80-82.

[20] Бовкало А. А. Вениамин // ПЭ. 2004. Т. 7. С. 617–623.

[21] ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1196-а. Петроградский Епархиальный Совет. Указы за 1919 г. Л. 3.

[22] НИОР РГБ Ф. 10-75/946. Требник. Венеция, 1570. ЛЛ. 115–142.

[23] Там же. Л. 140.

[24] НИОР РГБ Ф. 1–60/7456. Требник. М., 1625. Л. 238.

[25] Например, НИОР РГБ. Ф. 37. № 231. Требник. Б. м. XV в. Л. 173.

[26] НИОР РГБ. Ф. 1–60/7311. Требник. М., 1623. Л. 363 об.

[27] Там же. Л. 397 об.

[28] НИОР РГБ. Ф. 98. № 293. Собрание рукописных книг Е. Егорова. Требник. Б. м. Вторая четверть XVI в. Л. 186.

[29] НИОР РГБ .Ф. 173.1. № 184. Требник. Собрание Троице-Сергиевой Лавры. Б. м. XIV в. Л. 51 об.

 

Источник: Богослов.Ru

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9