Бизнес в религии американского протестантизма
О том, какое место в протестантизме в целом и в частности в США занимает предпринимательская деятельность и получение прибыли, а также о правомерности использования рекламных приемов в религиозных целях рассуждает кандидат философских наук, доцент Брянского госуниверситета К.А. Матаков.
Статья

Заголовок данной статьи, естественно, может вызвать вопрос: как это может быть бизнес в религии? Казалось бы, прописной истиной любого учебника по истории религии является та, согласно которой любая религия требует как минимум отказа от значительной части земных удовольствий. Стало быть, если бизнес и религия и совместимы, то с серьезными ограничениями, которые налагает религия. Но уж бизнес в религии – это кажется чем-то трудно вообразимым. Если читателю показалось, что речь пойдет о нечистоплотном поведении служителей Церкви, которые занимаются бизнесом, то спешу его успокоить: не об этом. Суть в другом: бизнес действительно может существовать в религии, если религия эта специфическая. Мы имеем в виду мир американского евангелизма. Спросим себя: возможен ли бизнес без рекламы? Очевидно, нет. Допустима ли реклама в религии? Наверно, многие ответят отрицательно. Вот если проповедь – это другое дело, а реклама... Ну, нельзя же, в самом деле, проповедовать спасение во Христе на манер стирального порошка, который мгновенно и без единого усилия отстирает всю Вашу грязь (грехи)?!

Вот свежий пример из разряда «под ногами» (точнее, под руками). Сразу после Нового года нахожу в почтовом ящике очередной рекламный листок. На 1-й странице – золотая маска Тутанхамона, над которой крупными буквами написано: «ТАЙНЫ ДРЕВНИХ ПРЕДСКАЗАНИЙ». Ниже сказано, что эти тайны вам раскроют в ДК БМЗ. Оказывается, уже миллионы людей посетили эту «программу» в России и за рубежом (конечно, эту информацию трудно проверить). Первая мысль: опять оккультисты разбушевались, и сейчас на сцену снова полезут экстрасенсы-целители-чудотворцы-ясновидящие и прочая астрально-эфирно-кармическая публика. Однако на следующей странице нас поздравляют с Рождеством Христовым, – стало быть, не совсем экстрасенсы, хотя они и могут использовать христианство в своих целях... Дальше – еще яснее: «телекомпания «Три ангела» и Заокская Духовная Академия приглашают Вас изучить древние пророчества». Тут понимаешь: нет, это совсем не экстрасенсы. Судя по «трем ангелам» и особенно по «заокской академии», нас приглашают старые знакомые из числа адвентистов седьмого дня. К сожалению, прямо об этом не сказано, а подавляющее большинство наших сограждан ничего не знают о «заокской академии» и ее связи с адвентистами. Получается недоговоренность, которой так много в протестантских листовках разных исповеданий.

Стоит ли снова и снова говорить о том, что неполная информация несет в себе ложь? Почему бы уважаемым адвентистам на первой же странице в самом верху крупными буквами не написать: церковь христиан адвентистов седьмого дня приглашает вас узнать все пророческие тайны? К чему все эти «шифровки», и как это соотносится с заповедью «не лжесвидетельствуй»? Не нужно быть особенно проницательным человеком, чтобы понять: при чем здесь заповеди, когда речь идет о мире рекламы, и люди должны поступать по ее законам, а не по закону Бога? Вот и в данной листовке вам предлагают Библию и учебное пособие в подарок; по ходу текста читаешь надписи крупными буквами на ярком фоне: «ВЫ БУДЕТЕ УДИВЛЕНЫ», «ПРИХОДИТЕ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ», «ВАШИХ ДРУЗЕЙ ЭТО ЗАИНТЕРЕСУЕТ». Что же, обычный рекламный слоган, что-то вроде «наши цены Вас приятно удивят». Конечно, бессмысленно задаваться вопросом, откуда у авторов рекламы непреходящая уверенность в том, что они непременно вызовут у нас удивление, и ЭТО заинтересует наших друзей; моих друзей адвентистское ЭТО совершенно не интересует, но это уж кому как...  Впрочем, реклама не может не быть навязчивой и наглой... В общем, почти по Бродскому: «Куда ни странствуй, / всюду жестокость и тупость воскликнут: «Здравствуй, / вот и мы!» [1, c.307]. Все то же самое, за исключением жестокости... А между тем адвентистская реклама манит привлекательными заголовками: «узнайте правду о пришельцах из космоса, которые спустились на Землю в древности и сегодня незримо обитают среди нас»; т.е. мы рыцари-джедаи, борцы со злом, мы темную силу завяжем узлом! Кто же спорит, что адвентистская эсхатология действительно напоминает сюжеты «звездных войн».

На последней странице нас продолжают увещевать: «Вы соприкоснетесь с неизведанным и таинственным». Сколько же в адвентизме неизведанного, а уж всех тайн достопочтенной Елены Уайт (главный богослов адвентизма, полное собрание сочинений которой насчитывает 98 томов) не перечесть… Все-таки как важна точность: «вы изучите более 100 самых интересных и актуальных предсказаний»; разумеется, книжные магазины сегодня пестрят книгами вроде «100 катастроф», «100 загадок истории», «100 знаменитых женщин» и т.д., так что дух времени здесь уловлен правильно – 100 предсказаний, тщательно отобранных адвентистами. Тут еще нам обещают «более 3000 слайдов на экране», – видимо, это число призвано поразить воображение обывателя, как его поражает тот факт, что новый телевизор способен воспроизвести сотни миллионов цветов... А листовка продолжает бесноваться: «как отложить свои похороны минимум на 20 лет», «загадочный антихрист. Кто он?». Последнее очень похоже на рекламу... Что же касается первого, то, надо полагать, адвентистская «санитарная реформа» (пищевые ограничения вроде неприятия чая) поможет вам жить на десятки лет дольше. А то как же – не пьешь чай, и жизнь бьет ключом... Хотя и не видно, чтобы адвентисты жили значительно дольше остальных людей, но звучит привлекательно и, в духе века, материалистично. Ведь сегодня все так хотят продлить свое физическое существование, а с Богом оно или без Бога, – не так уж важно. Правда, Христос ничего не говорит о том, что благодаря Евангелию мы станем жить на 20 лет дольше: и Он Сам, и его апостолы жили на земле не дольше остальных. Христос обещает не продление жизни земной, но жизнь вечную. Однако у адвентистов с вечной жизнью как-то не ладится: и душа у них смертна, и Бог уничтожает грешников; что же до праведников, то их вечная жизнь в описании адвентистов слишком «приземленная», не сразу и поймешь, то ли это вечное и нетленное, радостное сияние с Христом, то ли коммунистический рай, то ли суетное существование Агасфера...

Напоследок нам предлагают «уникальную музыкальную программу», – вот уж не знал, что у адвентистов есть «уникальная музыка»: это эстрадные номера на манер «фабрики звезд» что ли, шедевры типа «счастлива я, Бог любит меня / Бог любит меня, и счастлива я»? Но чтобы счастье было совсем полным, вам обещают «специальное свидетельство по окончании программы», – видимо, это будет сразу «свидетельство о спасении»... Последняя строчка на последней, четвертой, странице таит сюрприз: на ней очень мелкими буквами (самими мелкими в этой рекламной листовке) написано, что организатор данного мероприятия – церковь адвентистов. Т.е. полная информация все же предоставлена, но как! Шрифт такой мелкий, что не сразу и прочтешь: нужно ближе поднести листок к глазам... Очень похоже на рекламное «кидалово»: сначала вам крупными буквами гарантируют выигрыш несметных богатств, а потом где-нибудь на задворках очень мелко написано, что предварительно вы обязаны внести некоторую сумму... Напрашивается вопрос: почему адвентисты так утаивают правду о себе в своей же рекламе?

Конечно, бизнес – это не только реклама. Это еще и дух. Макс Вебер любил подчеркивать, насколько кальвинистский дух способствовал процветанию капитализма. Можно долго спорить о том, присутствует ли у самого Кальвина проповедь обогащения в рамках религии. Одно несомненно: в кальвинизме уже в XVII веке побеждает позиция, согласно которой если твой бизнес пошел лучше, то это знак того, что Бог тебе благоволит. Надо полагать, у российских олигархов с Божьим благословением все в порядке. Так, или иначе, но американская цивилизация проросла именно на почве вышеупомянутой кальвинистской этики. Сегодня это приводит к удивительным последствиям. Передо мной небольшая книга американского пятидесятника Дэвида Тинни с предисловием лидера украинских пятидесятников «афроукраинца» Сандея Аделаджи. Напомню, что последний являлся советником экс-премьер-министра и экс-кандидата в президенты Украины Юлии Тимошенко.

А теперь о кальвинистском духе. Вот характерная цитата из мистера Тинни: «Я прихожу к выводу, что Бог – капиталист. Да, Он  капиталист, потому что суть капитализма в том, чтобы работать на себя и получать благословения за свой труд» [2, c.46]. Читаешь эту фразу и недоумеваешь. Разве Бог работает на Себя? Мне всегда казалось, что христианство придерживается жертвенного понимания Бога, согласно которому Бог есть любовь, и потому Он работает ради других, отдает Себя им. В связи с этим христиане верят, что Бог стал человеком в лице Иисуса Христа и пожертвовал Своей жизнью ради спасения людей. Неужто и на кресте Бог работал на Себя?! Что касается благословений, то, действительно, в христианстве множество примеров, когда люди получали благодать от Бога за свой труд. Но Бог – полнота бытия и ни в чем не имеет недостатка: какие же благословения может получать за свой труд Бог?! От людей Он может получать разве что хвалу (хотя и не нуждается в ней), но чаще, увы, получает проклятия. В любом случае, данные слова американского протестанта смущают. Разумеется, работа у людей предполагает и элемент работы на себя. Но это все же не главное, иначе получается чистый эгоизм: его действительно слишком много именно при капитализме. Жертвенный характер христианской этики говорит в первую очередь о любви к другому, а не о себялюбии. У Тинни акцент смещен на самоудовлетворение.. И потом, как-то слишком прагматично звучат слова о том, что работать нужно только ради благословений. Для христианства важен не этот практицистский мотив, но работа ради любви к Богу и людям.

Неудивительно, что Тинни тут же начинает говорить о том, как хорош капитализм с его экономикой [см. 2, c.46]. Очевидно, что для него, как и для многих протестантов, «прелести» американской экономики служат знаком того, что американский протестантизм является религией истины. Интересно, почему никто не спрашивает: неужели экономика древнего Израиля времен Иисуса Христа была эффективной? Столетиями христиане не считали развитие экономики признаком истинности собственного духовного пути: Богу богово, а кесарю – кесарево. Но сегодня времена иные, материалистические: правильная экономика – правильный дух. Вот только где в Евангелии про это написано? Впрочем, трактовка Евангелия у Тинни своеобразная, как и у многих пятидесятников. Вот, например, как он трактует известное из Евангелия насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек: «Служение Иисуса было богатым... Помните умножение хлебов? Там собралось 5000 человек. Иисус сказал: «накормите их». Ученики ответили: «Ты что, хочешь, чтобы мы пошли и купили так много хлеба?» Подумайте, у них были деньги, чтобы накормить 5000! Измените мышление. Не читайте Писание религиозно, а так, как оно на самом деле написано» [2, c.49]. Да уж... Фраза «Библия не написана религиозно» гораздо уместнее в устах атеистического автора. Но если христианский автор призывает нас не читать Евангелие религиозно, начинаешь сомневаться буквально во всем... А как еще христианин может прочесть Евангелие?!

Из интерпретации мистера Тинни следует, что чудо Христа вообще не было нужным: «богатые» апостолы могли просто пойти и купить хлеба! Однако Бог не творит бессмысленных чудес. Как характерно это подчеркивание автором «богатого» служения Христа: обычно подчеркивается духовность Его служения. Но этого господина интересует только прибыль. Конечно, в Евангелии от Марка есть эпизод, где апостолы говорят Христу: «разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» (Мк. 6, 37). 200 динариев по тем временам – довольно крупная сумма, учитывая, что динарий составлял ежедневную плату римского воина. Но у Иоанна есть уточнение, – апостол Филипп говорит Христу: «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу» (Ин. 6, 7). Стало быть, Евангелия, скорее, утверждают, что у апостолов не было достаточно денег, чтобы насытить хлебом 5000 человек. К тому же, если апостолы вначале просят Христа: «отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14, 15), то тем самым предполагается, что денег у учеников Христа было не так много, как думает пятидесятнический автор. И потому Христос с помощью чуда восполняет нужду собравшихся послушать Его проповедь людей. Мы просто забыли, что Дэвид Тинни призывал нас не читать этот эпизод религиозно: ему не нужно чудо, его интересует, что можно купить и что – продать.

И потому он рассуждает так: «Мы – бизнесмены, и должны получать доход. Конечно, я благословляю мою церковь, но не могу снабжать ее бесплатными билетами... Пора менять коммунистическое мышление на мышление частного предпринимательства. Бизнес делается для получения прибылей» [2, c.49]. Понятно, что такое мышление быстро превращает церковь в бизнес-сообщество, где каждый занят только подсчетом прибыли. Бескорыстие такому мышлению, видимо, не свойственно. Это на Руси ценились бессеребренники. Немудрено, что Тинни рекомендует христианам учиться у... Мак-Дональдса! Таким образом, церковь становится евангелическим супермаркетом, а не Царством Божьим. Последний пример, подтверждающий эту мысль, приводит сам мистер Тинни: «Лидер группы прославления нашей церкви занялась продажей косметики Мэри Кей. Она попросила мою жену, с которой дружит: «Джуди, помоги мне начать бизнес. Ты не могла бы пригласить к себе своих сотрудниц, а я бы показала им косметику Мэри Кей?» Они пришли. И целых четыре часа наносили макияж себе на лицо, а потом смотрелись в зеркало... Это сработало. Две из трех пришедших женщин сделали покупки» [2, c.76].

Вот такое христианство! Добрые христианки-пятидесятницы, абсолютно уверенные в собственной святости и автоматическом попадании в рай (это отражено в протестантской догматике), четыре часа наносили себе макияж и смотрелись в зеркало! А все для того, чтобы продать косметику. Вот уж поистине христианское дело. Автор совсем не задается вопросом, насколько такое занятие совместимо с христианской этикой. Впрочем, кому этика, а кому – косметика. Между прочим, в «Книге Еноха» (2 в. до н.э.; книга  апокрифическая, но отражающая библейские представления) повествуется о демоническом духе по имени Азазель, который научил женщин блудному искусству раскрашивания лица [cм. 3, c.25]. Но американским протестанткам нет до этого никакого дела: они раскрашивают свои лица, чтобы в таком виде попасть в Царствие Небесное. Религия бизнеса торжествует…

 

Литература

1.    Бродский И.А. Форма времени (в 2т.). – Мн.: Эридан, 1992. – Т.1.

2.    Тинни Д. Не бойся начать свой бизнес. – К.: Свiтла зiрка, 2004.

3.    Мифологический словарь. – М.: Советская энцилопедия, 1991.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9