Первая Международная конференция "Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение". 7 впечатлений первого дня
Это не обзор, а личные впечатления. Они нарочно конспективны и кратки, как ритм и напряжение 10-часового марафона, состоявшего из пятнадцатиминутных блиц-выступлений 27 спикеров. Главное, что происходит в процессе погружения в озвученные темы — появляется внутренний навигатор, становится понятно, где находятся реальные, а не гипотетические полюсы добра и зла в цифровом мире.
Статья
Первое. Мало общих слов и размышлений и, несмотря на это, практически каждое выступление стремится вырваться за рамки регламента. Глубина понимания воздействия на человека новых цифровых технологий - это, возможно, результат отстраненного и неэмоционального взгляда на освещаемые проблемы, чем он особенно ценен. Некоторые выступления с большим успехом можно было бы повторить на ведущих мировых технологических конференциях, и они совершенно точно могут обогатить профессиональную дискуссию на «другом конце».
Второе. Дискуссия изначально смещена в сторону разборчивого точного и тонкого использования технологий. Не обсуждается вопрос о том, должна ли Церковь в принципе использовать технологии — она уже и так широко использует цифровые медиа, через свою паству. Причем поведение паствы в массе повторяет принципы поведения невоцерковленных людей. Однако неожиданно, что православные более грубы и нетерпимы в соцсетях. Надо идти к людям, туда, где они есть, — это, похоже, уже не спорная или дискуссионная позиция, с этим согласны все. Главная опасность для Церкви теперь уже видится в другом — у аудитории Церкви в Интернете колоссальный запрос на информацию, которую может дать только Церковь. А если её там не будет? Чем будет заполнена эта пустота? Такая интерпретация вызова, который стоит перед Церковью, повлияла на настроение дискуссии. Здесь же однозначно были определены особенности миссии Церкви в Интернет-пространстве — через сети можно только нести любовь, нести слово, можно учить, а на схематическое изображение кругов социальных сетей можно смотреть как на круги учеников вокруг апостолов. С помощью технологий невозможно совершать Таинства. Это ограничивает сферу применения технологий в Церкви, это также яркий пример того, почему технологии и вирутальная жизнь не могут заменить реальной.
Третье. Успокаивает принципиально иное ощущение скорости жизни, даже когда речь идет об Интернете. Спокойно и медленно, ведь если что-то очень нравится, совершенно не хочется ничего менять. И тут же меняется масштаб, когда говорится, что новшества требуют проверки временем и надо посмотреть, как и что будет выглядеть через 20-50-100 лет.
Четвертое. Спикеры препарируют технологии и виртуальную реальность четко и жестко. Однозначно и аргументированно проводят границы между хорошими и плохими привычками в цифровом мире, хорошей информацией и плохой, причем так, что границы начинают ощущаться почти физически. После этого взгляд на использование возможностей разных сервисов меняется, также появляется привычка отслеживать свое поведение при использовании социальных сетей с точки зрения вреда для личности. Однозначность — очень важное понятие в «гуманитарном», «антропологическом» понимании — тоже ново для технологического мира, привыкшего скорее к однозначности 1 и 0 и условности всех остальных сфер.
Пятое. В инновациях и технологиях, даже сегодня, с высочайшими темпами развития, нет ничего принципиально нового, а Церковь давно выработала свой подход к этому, и если бы было больше интересующихся этой темой людей, обеспокоенность тем, что технологии сметут человека, была бы гораздо меньше. Интернет — это «просто» новый Шелковый путь, которым еще в VII веке прошел первый православный проповедник. На самом деле технологии недоразвиты, они только начинают свой пусть, и пока еще не в состоянии существенно улучшить жизнь человека, сделать его самого лучше. Наука должна продолжать последовательно шагать вперед и не забывать, что она стремится к светлому и совершенному. Здесь были озвучены две позиции: одна подчеркивает хорошее, другая вскрывает плохое. Неожиданно, больше всего участники конференции были озабочены нейтрализацией технологических угроз и призывали к возведению "оборонительного вала" от технологий.
Шестое. Перед каждым человеком встает вызов: как управлять своим виртуальным профилем, чтобы он не стал параллельным двойником, чтобы человек не жил одновременно двумя жизнями. Надо иметь силу воли и смелость, чтобы оставаться собой в виртуальном пространстве. Иначе — оно может обезобразить личность. Виртуальность не может заменить жизнь. Главный вопрос: станет ли она параллельной реальной жизни или будет её продолжением. И тут же опять — смена масштаба, настоящая реальность включает в себя и виртуальную. Теперь пугающее придыхание, с которым произносилось слово «виртуальная реальность», выглядит довольно беспомощно — нет отрыва от настоящей реальности.
Седьмое. Примеры убеждают лучше аргументов. Девушка из Нового Света через Интернет нашла далекий горный монастырь, приехала и приняла постриг. Потом за ней приехала тяжело больная подруга и тоже приняла постриг, нашла тишину и покой, а через несколько месяцев тихо и спокойно умерла. При этом последний период своей жизни она называла самым счастливым. А использование Интернета и цифровых технологий — единственный инструмент для православного духовенства для расширения общения с паствой.
«Осадок» первого дня в виде риторических вопросов, заданных выступающими. Что лежит в основе технологий? Если комфорт, то этого ли должны искать христиане? Должны ли они относиться к технологиям только как к способу упростить свою жизнь? Или это новые возможности для совершения новых более сложных и более значимых дел?
Комментарии ():
Написать комментарий: