«Чтитель Пресвятой Троицы Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской во имя высшей Реальности. Строит храм Пресвятой Троицы, «чтобы постоянным взиранием на него, — по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия, — побеждать страх пред ненавистной раздельностью мира»[1] — так через посредство священника Павла Флоренского с 1918 года (с появлением его статьи «Троице-Сергиева Лавра и Россия») эта яркая мысль становится широко известна, особенно в цитации исследователей-искусствоведов. Однако фраза «по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия» многих ввела в заблуждение. Веря «на слово» отцу Павлу, одни стали приписывать эту мысль преподобному Епифанию Премудрому, составившему Житие (XV в.) Преподобного Сергия Радонежского; другие, не найдя, однако, ее там, предполагают наличие ее или в каком-то неизвестном лицевом Житии, или на иконописном свитке и т. п. Комментаторы трудов отца Павла игумен Андроник (Трубачев) и С. М. Половинкин прямо, не обинуясь, говорят: «Источник цитаты не обнаружен. Выражение могло быть заимствовано из книги: Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. М., 1916. С. 12»[2]. Последнее представляется нам наиболее достоверным — то, что именно очерк Евгения Николаевича Трубецкого «Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи» послужил основой выражения отца Павла Флоренского. Но, публикуя в свое время эту работу Трубецкого[3], мы предложили вместе с тем и некоторую пунктуационную «реконструкцию» (в отличие от издания «М., 1916»[4]): «По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, поставил храм Троицы „как зерцало“ для собранных им в единожитие — дабы „взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира“»[5]. Так, нам кажется, от жизнеописателя идет только первая «часть» мысли: «…посреде же церковь большу воздвиже, отвсюду видима яко зерцало…»[6] (кстати, именно это Житие использует и точно указывает при цитировании сам Трубецкой в третьем своем очерке «Россия в ее иконе» — 1918 г.). Вторая же «часть» мысли берет свое начало, по-видимому, из речи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», произнесенной 26 сентября 1892 года в Московской Духовной академии во время празднования 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия Радонежского: «Наш Божественный Учитель потому и открыл нам учение о Пресвятой Троице, чтобы мы при созидании Тела Его[7] — как чего-то чу´дного и в себялюбивом мире невероятного — имели постоянное утверждение в лучшем Бытии, вечном и неизменяемом Божестве, и взиранием на Святую Троицу побеждали страх пред ненавистною разделенностью мира…»[8]
Статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы» и позднее «Нравственная идея догмата Церкви» (1901 г.) послужили, в свою очередь, основой для дальнейшей разработки этой богословской темы в работах священномученика Илариона (Троицкого) «Триединство Божества и единство человечества» (1912 г.) и схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Единство Церкви по образу Святой Троицы» (1950–1958–1988 гг.).
Основная идея заключается в том, что как Бог есть Троица во Еди´нице, так и спасенное человечество, т. е. Церковь, есть единство во множестве, подобное Божескому Триединству[9]. Именно поэтому христианство, согласно святителю Григорию Нисскому, есть «подражание Божескому естеству»[10]. Эта идея, глубоко укорененная в Предании Православной Церкви, восходит к словам первосвященнической молитвы Христа: «…да будут едино, как Мы едино…»[11] — идея, связующая христианскую триадологию, экклезиологию и антропологию в единое целое. Реальным же осуществлением ее стала Церковь апостольская — первохристианская община: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа…»[12] — идеал монашеской общины, церковного прихода и христианской семьи.
Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры предлагает читателю сборник работ этих трех выдающихся русских богословов. В отличие от первого издания (СТСЛ, 2009) во втором исправлены некоторые ошибки, сделаны уточнения, а также заново переведена с французского работа схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Единство Церкви по образу Святой Троицы» (особенности перевода изложены в примечании к ней на с. 103 сборника; для желающих на портале «Богослов.Ru» также помещен отсканированный текст французского оригинала этой статьи). Редакция издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры будет признательна за любые конструктивные замечания, отзывы и предложения.
Текст сборника «По образу Святой Троицы» (2-е изд., 2013 г.)
Софроний (Сахаров), архим. Единство Церкви по образу Святой Троицы (фр. текст 1988 г.)
[1] Флоренский П., свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия, IV. — Сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 361.
[2] Там же. С. 768.
[3] См.: Трубецкой Е. Н., кн. Три очерка о русской иконе. СТСЛ, 2011.
[4] «По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, „поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистною раздельностью мира“».
[5] Трубецкой Е. Н., кн. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи, II. — Три очерка о русской иконе. СТСЛ, 2011. С. 24 и 7–8 (Предисловие редактора).
[6] Житие Преподобного Сергия Радонежского. — Великие Минеи-Четии, собранные свт. Макарием Московским. Сентябрь, вып. III (дни 25–30). День 25. СПб., 1883. Стб. 1417.
[7] См.: Еф. 4, 12.
[8] Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы, 6. — По образу Святой Троицы / Сб. СТСЛ, 2013. С. 38.
[9] См.: Сщмч. Иларион (Троицкий). Триединство Божества и единство человечества. — По образу Святой Троицы / Сб. СТСЛ, 2013. С. 74, 102.
[10] Свт. Григорий Нисский. К Армонию о том, что значит имя и звание «христианин». — Творения. В 8 т. Т. 7. М., 1865. С. 217. См. также: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Гл. 6 (Образ и подобие) и 9 (Два аспекта Церкви). СТСЛ, 2013. С. 181–182, 265.
[11] См.: Ин. 17, 11, 21–23.
[12] Деян. 4, 32.