Зачем Гоголь приезжал в Мюнхен?
С приближением в церковном календаре праздника перенесения мощей святых Кира и Иоанна отец Николай Забелич после литургии смотрел в мою сторону и вопрошающе поднимал свои брови, что означало, как обстоят дела с поисками мощей?
– Ничего нового, а вот другие мощи обнаружены.
– Надо молиться, – советовал отец Николай.
Молитвы и жития на русском и немецком языках, посвященные этим святым, складывались мною в особой папке.
А однажды Великим Постом, в день празднования Торжества Православия, когда в Мюнхене в одной из братских церквей по традиции собираются на встречу все православные церковные хоры, отец Николай познакомил меня с прелатом доктором теологии профессором Лотаром Вальдмюллером, который, уже будучи пенсионером, часто посещал наши богослужения и праздники.
Господин Вальдмюллер напомнил, что во время Второй мировой войны, когда в 1944 году Мюнхен бомбили самолеты союзников по антигитлеровской коалиции, многие здания церквей были разрушены:
– Церковное имущество большей частью было уничтожено. Эта участь могла постичь и реликварий с мощами святых Кира и Иоанна. Инвентарную книгу иезуитстской церкви Санкт-Михаэль советую поискать в архиве католического архиепископства Мюнзена и Фрайзинга на Кармелитенштрассе Мощи могли передать из Мюнхена и другим баварским монастырям. Важно и там вам побывать.
– А сколько их у вас?
– Крупных – двадцать пять.
Поиски мощей настолько увлекли меня, что информацию о хранившихся в Мюнхене мощах я даже искал в подшивках старых церковных газет. В выходящем c 1897 года католическом издании Мюнхенского и Фрайзингского архиепископства «Münchner Kirchenzeitung» попался небольшой материал о Николае Васильевиче Гоголе. Писатель с интересом присматривался к немецкой жизни, но в то же время умом и сердцем был прикован к России: «Теперь передо мною чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь...», - писал он в одном из своих писем Погодину. В письмах Гоголь оставил и такие свои зарисовки : «...Бавария есть плодоноснейшая область в Германии, но жители глупы. Это земной рай, населенный животными. Войска 12 000.» (См.: Полн. собр. соч. в 14 томах. Т. 9.-- М.;Л. Изд-во АПН СССР, 1937 - 1952). Он живописно рассказывал о своих путешествиях по немецким городам, среди которых значился и Ахен. Сохранились сведения, что Гоголь специально приезжал в этот город, чтобы поклониться его великим христианским святыням в местном соборе. Не с той же целью писатель коротко пребывал в Мюнхене и Дахау, где писателя привлекали памятники древности, христианские святыни, картинные галереи, произведения искусства и природа?
В своем письме Гоголь сообщал, что направляется на мюнхенскую почту за письмом. А главный почтамт с его монументальным фасадом, Аркадным залом с фресками укрощенных лошадей на красном фоне тоже был построен в 1835 году придворным архитектором Лео фон Кленцем по флорентийскому проекту. Комплекс находился на противоположной стороне площади Макс-Йозеф-Платц, куда смотрели и окна королевского дворца.
Гоголь отмечал в том же письме, что « в архитектуре много замечательного, хотя много также и обезьянства, и вообще отсутствие оригинальности».
Неизвестно, знал ли русский писатель во время своего пребывания в Мюнхене о том, что в коллекции сокровищ Королевского дворца имелся и «российский след» - несколько уникальных святынь, некогда принадлежавших Московским царям?
Речь идет о таких святынях музея-сокровищницы (Schatzkammer), как список иконы Божией Матери «Смоленская» ( «Мarienbild», инвент. № 64) и серебряный с позолотой ковчег-мощевике (инвент. № 65).
Икона (см. фото) выполнена в XVI веке в Москве, имеет серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями. Позднее была украшена речными жемчужинами из Баварии. В Мюнхене икона пребывает с 1580 г. История ее принесения в Баварию до конца не выяснена.
Икона помещена в музее в одной нише вместе с ковчегом, на поверхности которого имеются барельефные изображения святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита.
Время изготовления ковчега – 1602 г. Ковчег с мощами (кисти правых рук обоих святых) принадлежал сначала Русскому царю Борису Федоровичу Годунову (1552—1605), а позже его сыну – Федору Борисовичу (1589—1605). В Смутное время ковчег оказался во владении Польского короля Сигизмунда III (1566–1632), а в 1614 г. был им преподнесен в качестве подарка герцогу Баварии Вильгельму V Благочестивому (1548–1626).
В Мюнхене «московские» части мощей святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита в 1-й половине XVII века были извлечены из русского ковчега и помещены в специально изготовленные в 1620–1630 гг. в Аугсбурге позолоченные серебряные реликварии-кубки, украшенные стеклом и эмалями. В настоящее время эти реликварии с мощами размещены в одной из стеклянных витрин «Камеры реликвий» в музее «Резиденция» ("Residenzmuseum").
В той же «Камере реликвий» находится еще один выполненный в 1620 г. из зеленого бархата реликварий в форме головы, где также хранятся мощи святого Иоанна Предтечи (1. с. 148).
Однако в отношении мощей святого Иоанна Предтечи существует много неясностей. Так, во Франции, в соборе г. Амьен, хранится нетленная глава, которую почитают как главу св. Иоанна. Еще одну главу Предтечи можно увидеть в римском храме Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, главы, приписываемые Иоанну, можно увидеть в турецкой Антиохи и одном из монастырей Армении. Согласно исламской традиции, местом хранения главы св. Иоанна Крестителя является мечеть Омейядов в Дамаске.
В западной литературе в связи с количеством мощей, приписываемых Иоанну Предтече, можно встретить такие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 указательных и 8 других пальцев. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Крестителя Христова. Считается, что разделение мощей святых и привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. В Западной Церкви традиция разделения мощей не была распространена до VIII века.
В той же мюнхенской «Reliquienkammer» обнаружен и реликварий с частью мощей (по всей вероятности, главой) праведной Елисаветы в виде лежащего на подушечке расшитого жемчугом бархатного головного убора, выполненного мюнхенскими мастерами в период с 1590 по 1640 года (3 с. 114 и 1, с.148).
О том, что мощи принадлежат именно святой праведной Елисавете, можно прочитать на едва заметной надписи на латинском языке на металлической табличке. История появления этих мощей в Мюнхене до конца не изучена, но известно, что они были привезены в столицу Баварии из Рима не ранее конца XVI века. Праведная Елисавета происходила из рода Аарона (Лк 1. 5) и, согласно Евангелию, жила с мужем в одном из городов Иудеи. Праведная Елисавета вспоминается в православном богослужении в дни Зачатия Иоанна Предтечи (23 сентября) и его Рождества (24 июня). Судьба мощей праведной Елизаветы изучена слабо. Известно, что мощи праведных Елизаветы и Захарии находились какое-то время в церкви св. Иоанна Предтечи на месте его темницы в Севастии, о чем в 1185 г. свидетельствовал паломник Иоанн Фока. Доподлинно о том, когда, как и при каких обстоятельствах мощи св. Елисаветы попали в Рим и далее в Мюнхен, неизвестно.
В одной из проповедей протоиерея Николая Артемова в Мюнхенском соборе РПЦЗ я уже давно слышал, что где-то в Мюнхене хранятся мощи святого Иоанна Предтечи, но тогда не придал этому значения. Это и побудило отправиться в собор, чтобы расспросить там, что известно о других христианских реликвиях в Мюнхене.
На аллее кладбища «Ам Перлахер форст»
Из северного района Лерхенау в Мюнхене, где расположена домовая церковь Свято-Воскресенской общины, в южный район города Обергизинг, где ныне находится приход РПЦЗ, почти через весь город ведут трамвайные рельсы. Рядом с конечной остановкой 27-го трамвая находится большое кладбище «Ам Перлахер форст». С противоположной стороны к нему примыкает Линкольнштрассе (Lincolnstraße) с возвышающимся зданием Кафедрального собора, с куполами и звонницей.
К собору можно попасть, если войти в главные ворота кладбища и пройти через его главную аллею. Почти в самом ее конце с правой стороны можно увидеть мемориальные плиты с высокими металлическими крестами. Здесь погребены тела умученных участников студенческого антифашистского движения «Белая Роза». В его немногочисленных рядах был и «русский корень» – выходец из Оренбурга Александр Шморель (1917–1943), которого прихожане зарубежного прихода считают своим местночтимым святым. Лик мученика Александра изображен на поясной иконе (см. фото), написанной в США. Пока ее нет в кафедральном соборе, но небольшую ее фотокопию я увидел впервые у монаха Филарета из Мюнхенского монастыря прп. Иова Почаевского (РПЦЗ).
Студент-медик Александр Шморель похоронен в одной могиле с его отцом Гуго Шморелем и мачехой Елизаветой Хофман. Родители его были инославными, а Александр с детства исповедовал православную веру. На могильном памятнике, расположенном неподалеку от мемориального захоронения других участников «Белой Розы», виднеется вмонтированный в камень металлический православный крест.
Александр Шморель еще до переезда с родителями в Мюнхен воспитывался в православном русском духе его любимой няней Феодосией Константиновной Лапшиной. Именно ей после рано последовавшей смерти матери Александра Натальи Петровны Введенской было поручено воспитание двухлетнего мальчика. Вместе с няней Феодосией, которой Гуго Шморелю удалось достать фиктивные документы для переезда в Германию, Александр посещал богослужения мюнхенской общины Святителя Николая.
Суд над Александром, распространявшим антигитлеровские листовки, состоялся в Мюнхене в апреле, а смертный приговор (казнь через гильотину) был приведен в исполнение 13 июля 1943 года. Перед этим событием в тюрьме Штадельхайм гестапо долго допрашивало участника «Белой Розы». Сохранились свидетельства, что уже на первых допросах Александр заявил, что «он действовал как русский и как православный христианин». Последние письма Александра к его родным также свидетельствуют о его вере в Бога. А в самый день казни Богу было угодно, чтобы в тюремную камеру к Александру пришел знакомый ему священнослужитель – настоятель Свято-Николаевской церкви Александр (Ловчий, 1891–1973), – исповедовавший и причастивший Святых Христовых Тайн приговоренного к смерти христианина.
14 июля тело казненного Александра выдали семье, похоронившей его по православному обряду на кладбище "Ам Перлахер Форст". В самом конце 50-х годов на этом же немецком погосте неподалеку от могилы своего питомца похоронят и Феодосию Лапшину. А одну из городских площадей назовут именем Александра Шмореля.
Ныне на могиле мученика Александра Шмореля ежегодно проходят панихиды. Сводный брат Александра, ныне покойный Эрих Шморель, как-то рассказал собравшихся прихожанам о том, что один итальянский скульптор положил на могилы участников антифашистского движения искусно вырезанные им из мрамора белые розы. Одна из таких роз на могиле брата Александра была сразу же похищена, а другие мраморные розы, украшавшие мемориальные могилы других участников «Белой Розы», каким-то вандалом были превращены в обломки и осколки…
От «барачной» церкви до Кафедрального собора
Цветение Православия на немецкой земле имеет свою историю. Согласно исследованиям бывшего священника РПЦЗ из этнических немцев Георгия (Георга) Зайде, единственного клирика, демонстративно оставившего эту Церковь в год объединения с Русской Православной, а также по материалам мюнхенского протоиерея Николая Артемова, временная община Святителя Николая в Мюнхене была организована еще в 1921 году, а официально стала функционировать с 1922 года. Если в Баварии русское Православие присутствует только с конца 18 века, то на всей территории немецких земель – около трехсот лет. Известно, что еще в 1718 году в Берлине была открыта часовня, просуществовавшая до 1837 года. Потом этот посольский храм был перенесен в новое здание посольства России. По данным историков, православное храмостроительство в Германии началось со Свято-Александровского храма в Потсдаме (1829), где была колония русских военных «Александровка» с ее деревянными избами. На немецкой земле существовали также часовни, связанные с политическими взаимоотношениями России и Германии. Ныне существующие храмы, построенные еще в царское время, восходят к XIX и ХХ векам.
Для Баварии и Мюнхена типичными являются и «богослужебные точки» — обустроенные для богослужений места, которыми в годы Второй мировой войны были бараки или иные помещения. Для богослужений и до сегодняшнего дня используются немецкие католические и протестантские храмы, которые, однако, не принадлежат Русской Церкви: в них лишь предоставлена возможность совершать православные богослужения. Такая ситуация наблюдается и в Мюнхене.
Первоначально богослужения общины Святителя Николая совершались два раза в месяц в здании «Матильденштифт» на Матильденштрассе 5 (Mathildenstrаße). Долгие годы у общины не было постоянной прописки, поэтому ей приходилось путешествовать и менять адреса. С 1941 года богослужения совершались в бараке на Деннингерштрассе 5 (Denningerstraße), в здании, принадлежавшем Евангелической церкви. Кстати, в Мюнхене, по данным протоиерея Николая Артемова, в военные и первые послевоенные годы насчитывалось 14 православных общин, большинство из которых были организованы в лагерях беженцев.
В годы Второй мировой войны, с началом оккупации фашистскими войсками территории Греции, Сальваторкирхе в Мюнхене закрылась. Власти города разрешили совершать в ней богослужения приходу Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Регулярные службы продолжались в ней с мая 1943 года и до февраля 1946 года. После войны Сальваторкирхе была снова возвращена православным грекам, а в октябре 1949 года «барачную» церковь на Деннингерштрассе тоже передали местным протестантам. Свято-Николаевскому приходу пришлось в феврале 1946 года срочно переселиться на первый этаж соседнего с греческой церковью здания (ныне «Дом литературы»), где до войны располагалась американская церковь. В мае 1947 года состоялось освящение приходского храма, где проходили богослужения вплоть до 1993 года.
Из знаменитых русских этот храм в центре Мюнхена посещала, хотя и очень редко, известная русская актриса Ольга Чехова (1897–1980), успешно снимавшаяся в немецком кино. Ольга Константиновна, уехав из России в 1920 году в Германию, сохранила Православную веру. В послевоенное время она, хоть и редко, но посещала в Мюнхене приход РПЦЗ. Здесь, на площади Сальваторплатц, в марте 1980 г., после смерти Ольги Константиновны, наступившей от раковой опухоли головного мозга, состоялось ее отпевание, а на кладбище в Грефельфинге под Мюнхеном в ее похоронах участвовал церковный хор РПЦЗ. Она похоронена в одной могиле с ее дочерью Адой (1916–1966), погибшей в авиакатастрофе. Причем в книге захоронений этого кладбища значится, что Ольгу Константиновну Чехову похоронили как «косметолога». В периодической печати СССР Ольгу Чехову считали не только «любимой актрисой Гитлера», но и советской разведчицей, чему в Германии до сих пор мало кто верит. В немецких биографиях Ольги Чеховой рассказывается, что в годы Второй мировой войны она вынужденно должна была «играть» не только в кино, но и в обыденной жизни. Благодаря такой «игре» Чеховой чудом удалось скрыть от гитлеровских властей, что ее дочь Ада была рождена от бывшего мужа Михаила Чехова, который был наполовину евреем.
После войны Ольга Константиновна, оставив съемки в кино, увлеклась косметическим делом и основала в Мюнхене фирму «Косметика Ольги Чеховой». Она встречалась с русскими людьми и однажды на презентации своей немецкой книги «Твоя красота – твое здоровье» посоветовала женщинам: «Девочки, кушайте чеснок. Полезно…». Об этом рассказывала в приходе домовой церкви известная в 50-е годы белорусская певица и регент Ольга Луко (Ачинович), посещавшая косметический салон Чеховой, где его хозяйка иногда читала доклады из серии «Женщина без возраста». Как и все прихожане, Ольга Константиновна Чехова, имя которой позже присвоили улице Olga-Tschechowa-Weg, вносила часть своих пожертвований для будущего храма Свято-Николаевского прихода.
И вот после трех десятилетий трудов и поисков этому приходу удалось почти за один миллион немецких марок приобрести в собственность здание американской церкви на Линкольнштрассе. Частично деньгами помогали городская казна и Католическая церковь, которая поддерживает и ныне все 14 мюнхенских православных общин. После окончания в мире холодной войны США решили радикально сократить численность своих войск в Германии, в том числе и в баварской столице. Здание американской церкви, построенное в так называемом «экстерриториальном военном поселении» дислоцировавшихся в Мюнхене военнослужащих, было местом молитвы для всех признанных в американской армии религий. Община РПЦЗ перестроила церковь романско-готического стиля в традиционный псковский. Свято-Николаевский приход РПЦЗ переехал в уже «свой храм» 12 июня 1994 года. Ныне это кафедральный собор РПЦЗ, посвященный свв. Новомученикам и исповедникам Российским и cвятителю Николаю. В декабре 2001 года 13 колоколов, отлитых братьями Шуваловыми в собственной мастерской в Романо-Борисоглебске под Ярославлем, были торжественно освящены и укреплены на звоннице. Самый большой колокол (весом 1760 кг) назвали «Тихоном» в честь Патриарха Тихона.
Община построила и придел святителя Николая, который в мае 2005 года был освящен Первоиерархом Зарубежной Церкви, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром (Шкурля; 1928–2008) (см. фото придела).
Этот придел, с его небольшим
алтарем (см. фото), красивыми иконостасом и росписями на стенах, с интересом рассматривал во время своего пребывания
в Мюнхене Патриарх Алексий.
Примечательно, что именно этот Мюнхенский собор стал первым храмом Русской Зарубежной Церкви, в котором 29 ноября 2007 совершил богослужение Патриарх Алексий после подписания Акта о каноническом общении. Торжественный молебен с акафистом перед чудотворной Курской-Коренной иконой Пресвятой Богородицы надолго запомнится всем прихожанам собора. Они, с любовью исполнив список Курской-Коренной иконы Божией Матери, подарили его на молитвенную память высокому российскому гостю. В том же соборе как великая христианская святыня хранится древняя Корсунская икона Божией Матери, преподнесенная в дар прихожанам Патриархом Алексием уже во время его второго посещения собора. Вручая Святейшему Патриарху большой букет цветов, верующие желали ему укрепления здоровья и благодарили за молитвы, за предстояние и заботу о православных людях, волею судеб живущих в рассеянии.
В соборе хранится и другая великая реликвия – частица Животворящего Древа Креста Господня, которую подарили архиепископу Берлинскому и Германскому Марку в Святом Граде Иерусалиме. В Храме Гроба Господня некий греческий монах как-то чистил ковчег с хранящейся в нем большой частью Креста Господня, от которого случайно откололся маленький фрагмент. Теперь этот кусочек Святого Креста, помещенный в восковую мастику, находится в Мюнхенском соборе, в центре резного деревянного креста, установленного слева от алтаря вместе с ковчегом частиц мощей разных святых.
Рядом находится и ковчежец с мощами св. младенца Вифлеемского, которые были доставлены владыкой Марком из Святой Земли в Мюнхен.
В той же левой части собора находится и почитаемая прихожанами икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей. Они привезены с Афона также владыкой Марком (см. фото иконы).
Начиная с 2007 года всем этим христианским святыням, хранящимся в соборе, стали поклоняться и прихожане Свято-Воскресенской общины Московского Патриархата.
Как сейчас помню, что 28 мая того же года, в день Святого Духа, состоялась первая после
воссоединения Русской Православной Церкви торжественная архиерейская литургия с
участием клириков и мирян двух Германских епархий — Московского Патриархата и
Русской Зарубежной Церкви. В этот день ранним утром от каждого мюнхенского
прихода на автобусах и частных машинах отправились счастливые миряне в соседнюю
с Баварией федеральную землю Баден-Вюртемберг. Местом общей молитвы был
Штутгарт-Ротенберг, где на вершине живописного холма, окруженного виноградными
плантациями, находится принадлежащая Русской Зарубежной Церкви
церковь-усыпальница св. Екатерины (Grabkapelle der hl. Katharina). Духовенство и миряне двух частей Русской Церкви
совместно поминали великую княгиню Екатерину Павловну, королеву Вюртембергскую
(1788–1819), чьи останки находятся в склепе.
Екатерина Павловна была дочерью Русского императора Павла I (1754–1801) и его супруги Марии Федоровны (урожденной
Софии-Доротеи-Августы, принцессы Вюртембергской (1759–1828). Память о
Вюртембергской королеве русского происхождения и о ее добрых делах до сих пор
жива в Штутгарте.
В моей памяти сохранился рассказ о деятельной Екатерине Павловне, основавшей
для жителей города больницу, воспитательное заведение, ремесленные школы для
малоимущих. До сегодняшнего дня функционирует также и ее общество помощи (Catharina-Pawlowna
- Gesellschaft. e. V). Об этой истории на этом же холме в Ротенберге
рассказывала как-то мне жившая с 1992 года в Штутгарте талантливая и рано
ушедшая из жизни поэтесса Ольга Бешенковская (1947 - 2006 ): «… Вот здесь, на поэтичном
месте, опечаленный поэт Жуковский написал первую строфу своей элегии «Ты
улетел, небесный посетитель...». Сюда приезжал из вашего Мюнхена и Федор
Тютчев. На скоропостижную смерть молодой королевы он откликнулся в 1836 году
стихотворением, где имеется такая строка «...Взор постепенно из долины…»».
В завершение осталось только добавить, что то историческое и памятное
богослужение возглавляли архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский
Марк (РПЦЗ) и архиепископ Берлинский и Германский Феофан. А им сослужили около
сорока священников обеих епархий, собравшихся со всех городов и весей Германии.
Эта первая на немецкой земле литургия отныне единой Русской Церкви навсегда
войдет в ее историю.
С фонариком, лупой и латинским словарем
В архиве католического архиепископства Мюнхена и Фрайзинга на Кармелитенштрассе (Archiv des Erzdiözese München und Freising, Karmeliterstraße 1) существенную помощь в поиске инвентарной книги церкви Санкт-Михаэль и других документов, касающихся истории Ордена иезуитов и мюнхенской коллекции реликвий и мощей, оказал доктор теологии Роланд Гётц ( Dr. Roland Götz).
Проблемой христианских реликвий в Мюнхене в разные годы занимались немецкие ученые-теологи Фритц Хэберляйн, Иоахим Хамм, Лоренц Зеелиг и другие. В архиве наконец-то обнаружены материалы из инвентарной книги (1597 г.) церкви св. Михаила, которая на латинском языке называется «Trophaea Bavarica», а также ее факсимильное издание на немецком языке (1997 г.), хранящееся ныне в отделе книжных сокровищ Баварской Государственной библиотеки. В Государственном архиве Мюнхена хранятся инвентарная книга (1626 г.) Каммеркапелле Мюнхенской Резиденции, где тоже находились мощи, Описание (1786 г.) реликвий Богатой капеллы той же Резиденции.
Появление большого количества христианских мощей было совсем не случайным явлением в Баварии. Уникальная коллекция реликвий возникла в эпоху Контрреформации». Начало ей положил в 1577 г. Баварский герцог Вильгельм V Благочестивый (1548 - 1626), получивший на это благословение Папы Римского Павла IV (1476— 1559). Сын Вильгельма V курфюрст Максимилиан I (1573 -1651) значительно расширил отцовскую коллекцию реликвий. Курфюрст получал новые святыни преимущественно в качестве дара из Рима, а также приобретал их в Трире и у знати Западной Европы.
Документы и книги по истории свидетельствуют, что начавшему в Европе движению Реформации Мартина Лютера было противопоставлена Контреформация, сторонником которой и был герцог Вильгельм V. Активными проводниками реставрации католицизма были почти все герцоги Баварские, которые повели решительную борьбу с протестантизмом в своих владениях ( 7 ). К началу XVII века Католическая церковь сумела отстоять и даже вновь обрести значительные территории в Германии, где широко распространялись реформационные учения. В 1608 году силам католической церкви была противопоставлена Протестантская уния, на которую католики в 1609 году ответили образованием лиги во главе с Баварией, которая стала центром противоборства двух религиозно-политических коалиций на немецких землях.
Первоначальным местом хранения доставляемых из Вечного Города мощей были мюнхенская церковь св. Михаила, первоначальное название которой было St.-Michaels-Hofkirche, и возведенная рядом с ней в 1569 году часовня Креста, освященная Фрайзингским епископом Бартоломеем Шоллем ( Bartholomäus Scholl). Отсюда позже многие мощи были перенесены в Мюнхенскую Резиденцию и помещены в специальной Богатой капелле, а далее – в «Reliquienkammer».
Благодаря архиву удалось найти информацию о двух уникальных
реликвариях с мощами святых, которые сейчас находятся в той же «Reliquienkammer». Это мощи святых Севастиана Медиоланского, Римского (+ ок. 288-300 г.),
равноапостольной Марии Магдалины, великомученицы Варвары (+ ок. 306),
почитаемых как в Православной, так и в Католической церкви.
Реликварий с мощами св. Севастиана (55 х 20 х 12 см) выполнен в начале XVII в (1623 г. ?) в Аугсбурге или Мюнхене из черного
эбенового дерева а отдельные его части - из дерева груши, ореха и дуба ( см.
фото). Реликварий, украшенный золотом и драгоценными камнями, прежде находился
в Богатой часовне Резиденции. Впервые он упоминается в инвентарной книге,
датированной 1707 г. и хранящейся ныне в отделе рукописей Государственной
библиотеки Баварии в Мюнхене. Реликварий подробно исследован и описан научными
специалистами Резиденции только в 1959 г., однако в документах не сообщается об
истории происхождения мюнхенской части мощей св. Севастиана.
По одной из распространенных на Западе версий, мощи св. Севастиана были переданы Папой Евгением II аббату Гильдвину из Сен-Дени и 9 декабря 926 г. вместе с мощами св. Григория были захоронены в Сен Медарде в Суассоне. В 1564 г. эта святыня была захвачена гугенотами и выброшена в канаву с водой. Мощи были обнаружены только в 1578 г., но они были перемешаны с частями мощей св. Григория. Считается, что глава св. Севастиана находится в Эхтернахе (Люксембург). Она была передана Папой Сергием св. Уиллиброрду. Другие части мощей этого святого были рассеяны по всему миру.
Св. Севастиана, одного из самых почитаемых в средние века на Западе святых, считающегося покровителем кузнецов и специалистов других ремесел, западные христиане призывали во время заболевания чумы, эпилепсии и болезни скота, а также в борьбе с врагами религии.
Другой реликварий, состоящий из трех частей, в форме пирамиды (29,5 х 17, 5 х 12.5 см) с мощами св. равноапостольной Марии Магдалины (они - в хрустальном корпусе); св. великомученицы Варвары (в основании), а также католической святой - Германской императрицы-монахини Кунигунды (980 - 1033 или 1039), выполнен там же и из тех те же материалов, что и реликварий св. Севастиана.
Украшенный рубинами, жемчугом, горным хрусталем, золотом и эмалью, этот реликварий предназначался для Богатой часовни Резиденции. История происхождения этих мощей точно неизвестна, однако некоторые исследователи считают, что´возможно, первоначально эти святыни находились в сокровищнице иезуитской церкви св. Михаила, а потом они были перемещены в Резиденцию баварским герцогом Вильгельмом V Благочестивым.
По сообщению доктора Томаса Райнера, историей происхождения мощей христианских святых в сокровищнице Резиденции ни он, ни его коллеги не занимаются. О рассказанных выше реликвариях и содержащихся в них мощах впервые широко стало известно немецкому читателю лишь в 1997 году. В восстановленных после Второй мировой войны часовнях Резиденции католические богослужения проводятся сегодня крайне редко, а православных до сих пор еще не было.
Католический архив в Мюнхене находится территориально совсем недалеко от церкви св. Михаила, где много раз пришлось появляться не только с блокнотом в руках, но и лупой, фонариком и словарем латинского языка.
Все эти артибуты были столь необходимы, потому надо было высвечивать через старые стекла в плоских настольных реликвариях имена святых. Они начертаны на латинском языке на маленьких пергаменных так называемых «цедуллах», прикрепленных к большим и малым фрагментам костей. Чернила на многих цедуллах уже выгорели, но все же удалось идентифицировать мощи св. апостола Варфоломея в одном их деревянных рекливариев, выполненном в той же форме, что и реликварий с мощами св. Екатерины.
С помощью уже знакомой читателям диаконисы Екатерины удалось попасть в историческое здание часовни Креста, где находятся две большие застекленные ниши, закрытые металлическими решетками. На полках - уникальные реликварии с неизвестными мощами. Замки на решетках не открывались, кажется, уже несколько десятилетий. Исключение не сделали и для автора этих строк.
Здесь, в часовне Креста, во время мессы скоропостижно скончался- иезуитский священник Руперт Майер (1876 -1945), которого католический Мюнхен называет своим «апостолом». О нем, пожалуй, стоит рассказать особо, чтобы иметь представление о том, что и в Баварии среди католиков были смелые противники Гитлера.
После Второй мировой войны церковь св. Михаила была сильно разрушена, но богослужения все-таки проводились – в часовне Креста. 1 ноября, в День всех святых, в ее алтаре этой скончался от инсульта священник Руперт Майер – известный участник антинацистского сопротивления во времена Третьего рейха. Еще при жизни Руперта Майера верующие баварской столицы называли его "апостолом Мюнхена" и почитали его как святого. Руперт Майер, причисленный в 1987 году Католической церковью к лику блажненных, был смелым проповедником, делавшим опасные для своей жизни заявления против нацистского режима. В 23 года Руперт Майер стал католическим священником, а в 1912 году назначен в Мюнхене капелланом. В годы Первой мировой войны он получил серьезное ранение в Румынии и возвратился в Мюнхен с ампутированной левой ногой. Здесь он занимался пастырским попечением, трудоустройством и распределением хлебных карточек среди тех, кто прибывал в баварскую столицу трудоустроиться на разные работы. Руперт Майер одним из первых священников перешел в наступление на Гитлераи его идеи. «Немец-католик никогда не может состоять в национал-социалистической партии», говорил Майер верующим. Уже в январе 1937 года Руперта Майера арестовали за "клеветническую кампанию против партии и государства" и приговорили к шести месяцам тюремного заключения. Выйдя на свободу, Руперт Майер снова продолжал проповедовать и неоднократно повторял верующим: «Человек должен повиноваться Богу, а не человеку». Майера во второй раз арестовали в Мюнхене и отправили в тюрьму баварского города Ландсберг. В 1939 году его доставили в концлагерь Заксенхаузен. Здесь он страдал от недоедания и разных болезней, и его вес составлял около 50 килограммов. Власти не были заинтересованы в смерти узника, опасаясь, что его гибель может спровоцировать беспорядки в Мюнхене. Руперта Майера из концлагеря и отправили в ссылку в баварский монастырь Этталь, где он до окончания войны жил под строгим контролем гестапо.
По возвращении в Мюнхен Руперт Майер продолжал служение, но силы его уже были надломлены. В своих проповедях в послевоенном городе он призывал верующих к внутреннему обновлению. Смерть настигла его в алтаре той часовни, где находится много мощей христианских святых. Руперта Майера похоронили сначала в Пуллахе под Мюнхеном, и на его могилу приезжали сотни верующих. Спустя три года , 23 мая 1948 года, его останки были перезахоронены в нижнем храме церкви «Bürgersaalkirche» в самом центре в Мюнхена.
Его могила и по сей день является местом паломничества десятков тысяч верующих. В этой же церкви оборудован музей памяти Руперта Майера, здесь же установлен и его бронзовый бюст, к которому верующие обязательно стараются дотронуться рукой.
Конец второй части. Продолжение следует...
Литература:
1. Residenz München. Bearbeitet von H.Brunner; G.Hojer, L.Seelig und S.Heym.- M.: Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser; Garten und Seen; 1966.
2. Schatzkammer der Residenz München. Amtlicher Fürer. –M.: Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser; Garten und Seen. 1992.
3. Nermann H. Die Münchner Residenz.- München. Berlin. London, New York. O.J.
4. Ellrich H. Das historische München. – München: Michael Imhof Verlag, 2010.
5. Hildmann A., Jocher N. Die Münchner Kirchen.- Regensburg: Schnell&Steiner, 2008.
6. Kaiser J. Klöster in Bayern.1200 Jahre Kunst, Kultur und Alltagleben. – Stuttgart: Theiss Verlag, 2003.
7. История средних веков. В 2-х томах. Под ред. Карпова С.П.- М.: Изд-во МГУ, 2008.