Это очень необычная экспозиция. Едва ли не за каждым экспонатом скрывается своя история — увлекательная, иногда драматичная, даже сопряжённая с риском. Перед нами результат многолетних экспедиций в отдалённые северные края, долгих поисков, чудесных спасений. Когда в Москве в 1960 году (к 600-летию Андрея Рублёва) открыли Музей древнерусской культуры и искусства, его собрание насчитывало всего 317 раритетов. Сегодня их более 13 тысяч. Сотрудники музея не жалели времени и сил, чтобы пополнить фонды. Новая выставка — дань уважения и благодарности энтузиастам, ездившим в северные экспедиции, чтобы спасти от уничтожения уникальные святыни.
Где находили древние образы
Самой первой и очень удачной была поездка в городок Лальск Кировской области, недалеко от Великого Устюга. Здесь специалисты нашли целую коллекцию устюжской иконописи XVI-XVIII веков — своеобразные и трогательные образы. Особенно впечатляют представленные на выставке небольшие, мастерски написанные иконы Богоматери и монументальный образ Спаса Нерукотворного.
Выразительная икона XVI века «Огненное восхождение пророка Илии» поступила в 1968 году, после экспедиции на Белое море. Тогда же удалось привезти в музей образы соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, преподобного Александра Свирского, праведного Прокопия Устюжского.
Иконы находили в самых разных местах — на чердаках, в подвалах, амбарах, нежилых пристройках. Порой их откапывали, а потом упаковывали, грузили, пересылали. Если почта отказывалась принимать чересчур большую посылку, образ перевозили своими силами.
«Спас» в заброшенном амбаре
Интересную историю рассказала Лилия Евсеева, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник музея. Летом 1968 года они с мужем решили провести отпуск в Архангельской области у легендарного Кенозера. В конце путешествия посетили посёлок Коровино.
— Посреди мелколесья мы увидели бревенчатый амбар с болтающейся на петлях дверью, — вспоминает Лилия Михайловна. — Заглянули — пусто, только икона у стены. Большая, двухчастная — «Спас». Вынесли наружу. Доска замечательная, хорошо выделана, с неглубоким ковчегом. Ясно, что ей нельзя здесь пропадать. Но откуда она взялась? Местные жители посоветовали съездить за речку: там у крестьян видели и другие старые иконы.
Они переправились через реку Кену, обошли деревенские дома, поговорили с жителями. И крестьяне стали доставать из сараев крупные образы, которые когда-то явно составляли единый иконостас. Живопись та же, что и на амбарном «Спасе», XIX век.
— Назад нам пришлось переправляться в полузатопленной лодке несколько раз, держа иконы на весу, — продолжает Лилия Евсеева. — Всего их было одиннадцать. Поблизости оказалось почтовое отделение, местный колхоз выделил списанную мешковину. Самый большой образ у нас не приняли, пришлось укутать его в два одеяла и на попутках везти до железной дороги.
Удивительное открытие
Когда найденные в Коровине иконы оказались в музее, специалисты обнаружили под верхним слоем живопись ХVI века, ростовское письмо! Вскоре восстановили всю их историю. Оказалось, это иконы древнего Пахомиева Кенского монастыря, бывшего духовным центром этого края. Он появился ещё в ХV веке и процветал до своего закрытия при Екатерине II. Позже на этом месте построили каменную церковь, в которую перенесли древний монастырский иконостас. В 1869 году поверх прежней, потемневшей живописи написали новые образы. А в 1954 году комсомольцы разобрали церковь по кирпичику, и местные жители унесли иконы по домам.
Изюминка сегодняшней экспозиции — тот самый двухчастный образ, который нашли в амбаре и везли завёрнутым в одеяла: «Спас в силах» с клеймами «Преполовение» и «Христос и самарянка». Музейные реставраторы не стали полностью убирать более поздний слой, а оставили икону в состоянии раскрытия, когда зрители могут видеть несколько слоёв на одной доске.
Выставка искусства Русского Севера станет первой в программе показа древних памятников из разных регионов России и продлится до 1 июля этого года.
Елена Литовченко
29 мая 2018
Источник: "Крестовский мост"