Явился еси основание непоколебимое Церкве,
подая всем некрадомое господство человеком,
запечатлея твоими веленьми,
небоявленне Василие преподобне.
Кондак святителю Василию, глас 4
В старых каталожных ящиках Архива католического архиепископства Мюнхена и Фрайзинга можно найти немало карточек, заполненных еще чернилами, с названиями книг, посвященных свт. Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской [8-15]. Как известно, Православная Церковь чтит его память 1/14 января, а Католическая – 2 числа того же месяца [1, 2, 7]. До 1970 года католики отмечали день святителя 14 июня [7]. Обращает на себя внимание тот факт, что на некоторых обложках немецких изданий авторы, словно смиренно преклоняясь пред святителем, ставят свою фамилию не вверху, а под заголовком – там, где обычно мы привыкли видеть мелкий шрифт с названием города, издательства и года выхода в свет книги.
Немецкие теологи подробно пересказывают читателю в своих трудах свидетельства современников святителя о событиях его жизни и о дне кончины. Общепринятой датой смерти Вселенского учителя у всех христиан считается 1 января 379 года [1, 2, 7]. Незадолго до кончины и в последний день земной жизни свт. Василий Великий благословил своих духовных чад, произнеся при этом прощальную речь, которая заканчивалась словами: «В руце Твои предаю дух мой…» При погребении свт. Василия Великого в толпе людей была давка, что даже несколько человек погибло. Тело его было положено в «гробнице отцов среди останков его предшественников по Кесарийской кафедре и мощей честных мучеников», сообщается в «Православной энциклопедии» [4]. Гробница эта в те времена была местом поклонения как православных, так и завоевавших впоследствии Малую Азию мусульман, почитавших свт. Василия Великого «шейхом (святым старцем)» [4].
Изучение специальной литературы показывает, что в настоящее время существуют несколько глав свт. Василия. Среди православных распространена точка зрения, что честная глава святителя, подаренная византийским императором Никифором II Фокой, находится на Афоне, в греческом монастыре Великая Лавра. По другим источникам, глава Василия Великого находилась в Константинополе. В конце XIV и в первой половине XV века ее видели некоторые русские паломники в монастыре Панахранту [4]. Имеются письменные источники, свидетельствующие о том, что глава Василия Великого (по другим данным, только епитрахиль) находилась в основанном после 976 года константинопольском монастыре св. Василия, а в 1208 году католический кардинал Петр Капуанский увез эту святыню в Амальфи (Италия).
В «Православной энциклопедии» сообщается, что согласно традиции Западной Церкви, честная глава свт. Василия Великого с IV века хранится в подаренном императором Феодосием I Великим реликварии, который установлен в церкви св. Франческо в г. Ористано на острове Сардиния [4]. Однако итальянская справочная литература о городе Ористано и построенной в нем в XII веке базилике об этом факте ничего не сообщает [5].
В Бельгии распространено предание о том, что крестоносцы еще в 1099 году перенесли основную часть мощей свт. Василия Великого из Кесарии во Фландрию, где они появились сначала в храме св. Василия в городе Брюгге. Во второй половине XV века мощи святого были перенесены в церковь св. Донатиана, а в первой половине XIX века – в собор Спасителя [4].
Согласно «Описи реликвий города» (Reliquarum Urbis Indiculo) честная глава и рука Василия Великого находились и в римской церкви Марии Траспонтины [4]. В Венеции можно услышать рассказ о том, что в местной церкви св. Георгия Греческого хранятся мощи (одна из рук) Святого Василия, привезенные сюда из Константинополя. Германский электронный ресурс [7] сообщает, что мощи святителя находятся и в Неаполе, не указывая при этом, в какой именно церкви. Паломникам Большого Метеорского монастыря в Греции монашествующие показывают реликварий с частью руки свт. Василия Великого.
Неожиданные сведения о существовании так называемой баварской части мощей святителя удалось получить в конце декабря 2011 года в уже упомянутом Архиве католического архиепископства Мюнхена и Фрайзинга. В вышедшем в 1881 году в Аугсбурге журнале (N 8) Исторического общества Швабии и Ноубурга рассказывалось о путешествии в 1611–1613 гг. в Регенсбург, Мюнхен и другие баварские города некоего паломника Филиппа Хайхофера, видевшего мощи многих святых, выставленные в реликвариях в церкви св. Михаила в Мюнхене. Другой датированный 1888 годом мюнхенский журнал, принадлежавший одному из обществ, занимавшихся историей Баварского искусства, повествовал на своих страницах о некоторых бесследно исчезнувших сокровищах из той же церкви св. Михаила. На страницах этих журналов и других книг об истории ордена иезуитов в Баварии [18] встречаются изображения нескольких реликвариев. Среди них – рисунок и большого настольного реликвария с крупными костными останками: св. Василия Великого и св. Паулина (какого именно – пока неизвестно. – Прим. авт.) с подробным описанием размеров и материалов, из которых он был изготовлен в 1750 году. Об этом реликварии упоминается и в одном из современных источников, рассказывающем об иезуитской церкви св. Михаила в Мюнхене [19].
Эта церковь находится примерно в двухстах метрах от архива, поэтому уникальный реликварий удалось сразу обнаружить над алтарем в той же боковой часовне, где хранится и знаменитая христианская святыня Мюнхена – драгоценный реликварий с мощами святых бессребреников Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских). Небольшая часть мощей свт. Василия Великого хранится также в одном из реликвариев в бывшей королевской Резиденции Мюнхена. Но о существовании большой части мощей свт. Василия Великого не подозревали и сами служители церкви св. Михаила, которые ссылались на отсутствие у них каких-либо документов, находящихся ныне в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене и в разных архивах. Чернила на пергаментных узких полосках, прикрепленных к костным останкам на красном бархате и шелке, давным-давно выцвели, а стекла внутри реликвариев покрыты пылью. После Второй мировой войны, когда здание церкви было разрушено бомбовыми ударами, несколько поколений католических священников, за исключением ушедшего на покой Бенрхарда Пааля, мало интересовало содержание многих настенных и настольных реликвариев, и мощи, почивавшие в них, оставались безымянными.
После сравнения со старыми изображениями и одной фотографией выяснилось, что мощи свт. Василия Великого располагаются в реликварии сверху. Сохранились сведения, что неизвестные мастера выполнили его из покрытого серебром пальмового дерева. Мощи украшены бутонами цветов из листового золота, стеклянными камнями и золотой проволокой. Подлинную дату перенесения мощей свт. Василия Великого в Мюнхен и историю этого события в архивных документах найти пока не удалось. История появления не только этих, он и других мощей в Мюнхене еще не до конца выяснена.
На основе консультаций, проведенных с церковными историками и архивариусами, имеющими докторские степени по теологии, можно сделать следующий вывод: время появления в церкви св. Михаила и Мюнхенской Резиденции мощей свт. Василия Великого совпадает с годами правления герцога Вильгельма V Благочестивого, ушедшего позже в монастырь и там проведшего остаток своих дней, а также с периодом правлением его сына Максимилиана I (1573—1651), герцога (с 1597 г.), а позже — курфюрста Баварии (с 1623 г.).
Во время правления герцога Вильгельма V всё некатолическое население под угрозой расправы вынуждено было покинуть земли Баварии. Герцог сформировал специальный «Духовный совет», в задачи которого входило наблюдение за религиозной ситуацией в государстве. Этот совет строил новые католические монастыри, церкви и учебные заведения. По данным историков, именно в это время имело место частое сожжение «баварских ведьм».
Герцог Вильгельм V, активно поддерживавший орден иезуитов, воспитал своего сына Максимилиана в ненависти к протестантизму. В 1597 году отец передал бразды правления сыну, и Максимилиан I решил значительно усилить влияние католицизма в баварских землях.
Так, в 1607 году к своим владениям Максимилиан I присоединил расположенный на Дунае город Донауверт, превратив его в еще один католический город на Дунае. Это побудило в 1608 году сторонников учения Мартина Лютера сплотиться в унию, которой Максимилиан I в 1609 году противопоставил созданную им Католическую лигу.
Максимилиан I вместе с братьями — архиепископом Регенсбургским кардиналом Филиппом-Вильгельмом (1576 — 1598), архиепископом Кельнским Фердинандом (1577 — 1650) и герцогом Баварско-Лейхтенбергским Альбертом VI (1584 — 1666) продолжил дело отца по сбору святых мощей для церкви св. Михаила и Богатой капеллы Резиденции. Отсюда и реликвия – мощи свт. Василия Великого уже в недавнее время были перемещены в «Комнату Реликвий» Мюнхенской Резиденции ( «Reliquienkammer») .
Основание собранию святых мощей, доставленных в Мюнхен большей частью из Рима, было положено в 1577 г. именно герцогом Баварским Вильгельмом V (1548—1626), которого в народе называли Благочестивым, ибо всё свободное время герцог посвящал богослужениям, молитве, чтению религиозной литературы и паломничествам. Баварский герцог получил благословение Папы Римского Павла IV (1476—1559) на сбор мощей различных святых для католических верующих. Сын Вильгельма V курфюрст Максимилиан I (1573 — 1651) значительно расширил отцовскую коллекцию реликвий. Курфюрст получал новые святыни преимущественно в качестве дара из Рима, а также приобретал их у знати Западной Европы. Он хранил их сначала в деревянных ящиках в построенной в 1607 г. капелле «Резиденции». Отсюда 60 реликвариев с мощами, многие из которых сегодня трудно идентифицировать из-за отсутствия на них каких-либо указаний об их принадлежности, были перенесены в «Комнату Реликвий» [17].
Показательно, что коллекция христианских реликвий («Heiltümer») сначала в церкви св. Михаила, а позже и в Мюнхенской Резиденции возникла как раз в эпоху Контрреформации как ответ на реформаторские идеи Мартина Лютера, нанесшие удар по позициям Католической Церкви. Своей главной целью это движение ставило восстановление и укрепление в баварском народе авторитета Католической веры и Церкви.
В эпоху Контрреформации в Европе создавались новые монашеские ордена: театинцев, капуцинов, варнавитов, реформаторское крыло в ордене кармелитов и, наконец, монашеское объединение нового типа – орден иезуитов. Одно из девяти иезуитских поселений в Европе возникло к 1544 году и в Баварии, где монахи-иезуиты решили поднять упрочить позиции католицизма. Рим поддерживал начинания европейских монархов, направленные против протестантов, а потому и помогал Мюнхену в передаче ему части мощей великих христианских святых. Между 1583 и 1597 годами в Мюнхене были построены основные центры движения Контрреформации — иезуитская церковь св. Михаила и иезуитский колледж, в котором можно было получить образование в духе обновленного католицизма.
Сама церковь св. Михаила была не только величественным зданием, но и духовным центром Контрреформации в Баварии.Интерьер церкви отражал торжество католицизма, называемого во время Контрреформации истинным христианством.
На фасаде церкви – огромная бронзовая фигура побеждающего архангела Михаила. В центре главного алтаря – также побеждающий архангел Михаил. По замыслу строителей церкви, это главный символ движения Контрреформации – триумф победы католиков над реформаторским учением Мартина Лютера. Сама идея иезуитов изображать побеждающего архангела Михаила заимствована ими у известного художника XVI века Ганса Милеха, создавшего в 1560 году большое полотно, где изображен с посохом Воскресший Иисус Христос, как Победитель над смертью и злом врага рода человеческого [4, с. 3]. Современники художника из числа католиков видели в этой картине «символ победы над Лютером и его учением» [4].
Литература:
1.Das Buch der Heiligen. Ein Schutzpatron für jeden Tag.-Hamburg: National Geographik, 2011.
2.Urban A. (Hg). Lexikon der Heiligen und Namenstage.-Freiburg: Herder, 2010.
3. Schauber V.,Schindler H.-M. Bidlexsikon der Heiligen.-Pattloch,1999.
4. Pfiester P. Leben aus dem Glauben das Bistum Freising. Neft 3: Reformation, Gegenreformation und Barockzeit. –Strasbourg Cedex,1990.
5. Православная энциклопедия. Том 7.- М., 2004 . (с. 131-191).
6. Депау Р., Деидда С., Монни В., Ниедду Д. Справочник путешественника.- Regione Autonoma della Sardegna, 2007.
7. Stadlers Heilige-Lexikon. -www.heiligenlexikon.de
8. Bräutigam F. Basilius der Grosse und die heidnische Bildung. Eine Interpretation seiner Schrift «Ad adolescentes». Diss., 2003.
9. Doergens H. Der H heilige Basilius und die classischen Studien. Eine gymnasialpädagogische Studie. Leipzig, 1857.
10. Eickhoff H. Zwei Schriften des Basilius und des Augustinus als geschichtliche Dokumente der Vereinigung von klassischer Bildung und Christentum.- Schleswig, 1897.
11. Engdahl R. Die Proskomidie der Liturgien des Chrysostomus und des Basilius während des Mittelalters. - Berlin. 1908.
12. Klose C.- R.- W. Basilius der Große nach seinem Leben und seiner Lehre dargestellt.- Stralsund, 1835.
13. Maier J. Die Eucharistielehre der drei großen Kappadozier, des hl. Basilius, Gregor von Nazianz und Gregor von Nyssa. - Inaugural-Diss.- Freiburg, i.B., 1915.
14. Scholl Е. Die Lehre des heiligen Basilius von der Gnade.- Freiburg i.B., 1881.
15. Vischer L. Basilius der Große. Untersuchungen zu einem Kirchenvater des 4. Jahrhunderts. Diss., 1953.
16. Berther K. Der Mensch und seine Verwirklichung in den Homilien des Basilius von Caesarea. Diss., Freiburg (Schweiz) 1974.
17. Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна. – Мюнхен, Pera COPY M.C., 2011.
18. Lipowsky F.-J. Geschichte der Iesuiten in Baiern.,1816.
19. Bachtler M. Der verlorenen Kirchenschatz von St.Michael.- Wagner K., Keller A. St Michael in München. 400 Jahre.- München-Zürich, 1983, S.127 -135.