О мире «Песней Гипериона»
В данной статье идет речь о не совсем обычном явлении для научно-фантастической литературы – произведении, где вместо научного позитивизма, характерного для данного жанра, над миром стоит Бог. Это тетралогия американского писателя-фантаста Дэна Симмонса «Песни Гипериона», в которой поднимаются религиозные и философские вопросы, актуальные и сегодня.
Статья

Отправная

Дэн Симмонс (род. 4 апреля, 1948 год; Пеория, штат Илинойс) – американский писатель-фантаст, подаривший миру множество произведений в жанре фантастики. Характерная черта его творчества – наличие религиозных и философских тем, вопроса существования Бога и взаимоотношений с Ним. Данный вопрос не обходит стороной и тетралогию «Песни Гипериона»[1]. Вместо научного позитивизма, характерного для научной фантастики, где всем и вся управляет наука и разум, у Симмонса над миром стоит Бог.

Стоит он над миром, красиво и детально описанным. Человечество, потеряв свою колыбель, достигло апогея своего развития. Государство разместилось на различных планетах, соединенных между собой целой системой порталов. Развитый космический флот, способный дать отпор любому недоброжелателю. Люди даже научились адаптировать планеты для себя, выживая из них всех прежних обитателей и изменяя ландшафт и атмосферу. Интернет человечеству был не нужен, так как существовал его более совершенный аналог – инфосфера. В этой сети обитают обособившиеся от людей ИскИны[2]. Достижения достойны впечатления.

Но есть и обратная сторона медали. За всем этим прогрессом, холодным изяществом, футуристическими пейзажами скрывается мир, полный отчуждения, нелюбви, равнодушия и жестокости. Любовь и сопереживание для большинства людей стали чуждыми понятиями. Часто для обустройства новой планеты человек не считался с другими живыми существами, беспощадно уничтожая все, что мешало ему на пути. Вся эта обстановка напоминает последние, апокалиптические времена, которые очень верно описаны Спасителем в Евангелии от Матфея: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12).

Во Вселенной Симмонса действительно разворачивается межпланетный апокалипсис. Грядет война с бродягами[3], любовь и сопереживание которым было не чуждыми. Однако варварские методы адаптации человечества вынудили их развернуть масштабные боевые действия. Космический флот бродяг приближался к планете Гиперион, хранительнице множества тайн.

Религиозность человечества в мире Гипериона на низком уровне. В обществе витает атеистическая и агностическая настроенность. Многие разочаровались в Боге, в религиях. Католическая Церковь потеряла авторитет и довольствовалась несколькими тысячами христиан, которые расселились на множестве планет. Большинство иудеев, не задумываясь над внутренними составляющими своей религии, просто исполняли некоторые обряды и ритуалы. Ислам, как и другие авраамические религии, не исчез из истории человечества. Были и дзен-буддисты, неплохо державшиеся среди других верований. Кроме религий старого мира, стоит отметить растущую Церковь Последнего Искупления, поклоняющуюся таинственному Шрайку[4], или, как его именуют сами почитатели, – Повелителю Боли.

В целом религии являлись некоей экзотикой для человечества, неким пережитком времени. Людей мало интересовал вопрос смысла жизни, так как обустроенность мира удовлетворяла все потребности, и человеку не было нужды задуматься о чем-то высшем. Человек вновь переживал кризис религиозности.

Такова атмосфера в мире Симмонса. Несмотря на дебри агностицизма, Бог присутствует в тетралогии и является основным действующим лицом. Религиозная концепция четырех книг может быть и не сразу заметна читателем, но если разобраться подробнее, то станет ясно, что за красивым и проработанным миром и живыми персонажами есть сторона внутренняя, и главная тема ее – человек и Бог, их взаимоотношения.

 

Высший Разум

«Ваш ВР[5] в сущности своей является триединым, он состоит из одной части Интеллекта, из одной части Сопереживания, и из одной части Связующей Пустоты»[6] – такое описание Техно-Центр[7] дает Человеческому Высшему Разуму. Под Высшим Разумом завуалирован Бог. Как ни странно, герои книги стараются не называть Высший Разум прежними именами. Но и без этих явных наименований понятно, кто этот триединый.

Не трудно догадаться, откуда черпает свои идеи Д. Симмонс. Ясно прослеживается аналогия с Христианской Троицей – Отцом, Сыном и Святым Духом, Троичным Богом. Только вместо привычных наименований ипостасей мы встречаем иные: Интеллект, Сопереживание и Связующая Бездна. Высший Разум также трансцендентен и имманентен миру: с одной стороны, ВР «находится там наверху, где само время скрипит от дряхлости»[8], в полной недосягаемости, над миром, но с другой стороны, очень близок и миру и людям. Далее в сюжете будет сказано, что вторая часть или ипостась Высшего Разума – Сопереживание, бежала в прошлое, чтобы спасти людей. Этот поступок также подтверждает, что Высший Разум промышляет над Вселенной. Люди, забывшие Бога, все равно не безразличны Ему.

Можно согласиться и с тем, что Высший Разум Гипериона тоже есть Любовь. Любовь, которая переполняет сопереживанием. Даже по лживой оценке Человеческого Высшего Разума Техно-Центром можно без сомненья сказать, что первый любит то, что сотворил и над чем промышляет.  

У автора есть и противоположность Человеческому Высшему Разуму – Искусственный Высший Разум, созданный ИскИнами. После того, как искусственные интеллекты обособились от человечества, многие из них решили создать себе бога, способного просчитывать все события наперед. Многие из богостроителей также задумались и над уничтожением всех людей, мешающих осуществлению планов.

 

Техно-Центр, крест и воскресение

Техно-Центр можно сравнить с дьяволом. Есть хорошее выражение, сказанное св. Иринеем Лионским: «дьявол – обезьяна Бога». Враг человека не способен творить что-то новое, поэтому постоянно повторяет, обезьянничает, извращает творение и замысел Бога. Подобную позицию занимает Техно-Центр.

Вся его деятельность построена на подражании, извращении изначального замысла Человеческого Высшего Разума и на лжи. Прежде всего, идея построить свое божество, которое, по сути, есть всего лишь компьютер, хоть и обособившийся. Машина, мыслящая с холодным расчетом, без любви и сопереживания, и ведет вражду с другим Высшим Разумом. Он же есть живая личность, который заботится обо всем. Искусственный Высший Разум и Техно-Центр заботит только личная выгода. Именно поэтому они приходят к решению уничтожения человечества. Или по крайней мере к порабощению и уменьшению численности его. И это прекрасно у них получилось.

Все началось еще с построения разных удобств, вроде нуль-т-порталов, двигателей Хоукинга, мульти-линии[9] и инфосферы[10]. Мало того, что этими технологиями ИскИны старались нанести вред третьей части Высшего Разума – Связующей Бездне, так еще и сделали людей зависимыми от них. Без нуль-порталов вся связь с планетами пропадала, т.к. двигатели Хоукинга работали по принципу тех же порталов. Уже изначально Техно-Центр начал обманывать людей и делать их рабами своих технологий.

Следующим изобретением ИскИнов был крестоформ. Этот органический компьютер в форме креста давал его носителю возможность воскресения. С первого взгляда вроде как благое намерение Техно-Центра помочь человечеству. Причем форма и название дают уверенность, что есть связь с христианством. Однако в действительности все не так. Крестоформ – паразит, хоть и дающий воскресение, но связанное с постоянным страданием. Его многометровые нити пронизывают всего человека, считывают его ДНК, и таким образом предоставляют машинам прекрасную возможность полного контроля над человечеством.

Стоит задать вопрос: почему именно крест? Почему именно этот символ использует Д. Симмонс? Почему воскресение представлено как мучительное, противное действие? Можно даже предположить об антихристианских веяниях автора. Каждый решит для себя сам: обвинять Симмонса в антихристианской настроенности или нет? Однако нужно помнить, что враг человечества привык все извращать, даже самые священные символы. Возможно, автор стремился показать именно это. Техно-Центр как раз и выступает в роли дьявола, его проявления в Гиперионе. Ему ничего не стоит извратить идею Воскресения, которая дана людям Крестной Жертвой Спасителя.

Эту подмену понял один из героев первой книги, отец Поль Дюре. Ему, католическому священнику в изгнании, предстояло обнаружить крестоформ на все той же загадочной планете Гиперион. Встретив небольшое племя Бикура, отец Поль стал узнавать тайны, неизвестные остальному человечеству: некогда Техно-Центр решил испытать свое изобретение на потерпевших крушение семидесяти путешественниках. Эксперимент прошел не так удачно, как ожидалось. Те, кто выжил, стали бесполыми и умственно отсталыми гуманоидами. Получается, первоначально воскресение посредством крестоформа максимально уродовало человека, в отличие от того Воскресения, которое ожидал отец Поль. Поэтому, после получения насильственным путем крестоформа, он не стал смиряться с судьбой бикура, с ложным воскресением. Вместо бессмысленной жизни было выбрано распятие на дереве Тесла[11].

Смерть была долгой и мучительной, крестоформ просто не давал нормально умереть католическому священнику, но для него это был благой и истинно христианский подвиг. Именно христианский: для любого христианина воскресение может быть только со Христом, только с Богом, а не с бездушной машиной, желающей подчинить и уничтожить все живое.

 

Католическая Церковь

Тема Воскресения и Креста – спорные моменты в тетралогии. В двух последних книгах прежней Католической Церкви и христианства практически не осталось, так как римский папа заключил договор с Техно-Центром, который предоставил всем крестоформ. Истинное Воскресение и Крест были навсегда заменены паразитирующим компьютером и воскресением. Христа католики променяли на искусственного бога. Наступила эпоха Империи Пасема. Католическая Церковь взяла бразды правления в свои руки.

Прежняя сеть или Гегемония исчезла из истории, когда человечество сделало решительный шаг по отношению к ИскИнам: разрушили всю сеть нуль-т-порталов. За этим последовало разрушение объединенного человеческого государства и появление церковной империи, получившей власть от Техно-Центра. После этого переломного момента в истории компьютерным разумам стало проще контролировать человечество, так как все были обязаны носить крестоформ. 

Христианство, вероятнее всего, не исчезло, ведь были люди, которые отвергали крестоформ, однако римо-католики променяли Христа на бога из машины. Папа стал слушаться Техно-Центр. Начался геноцид людей, не относящихся к церкви, а значит и не принявших крестоформ. Огромное количество мусульман и иудеев было вывезено за пределы своих родных планет. Некоторые планеты были уничтожены. Человечество нагло обманывали, лишив их свободы посредством бессмертного и бессмысленного существования. Высшей ценностью стали низменные вещи, связанные с удовольствием.

Так же Техно-Центр желал уничтожить бродяг. Они могли помешать планам Техно-Центра, так как не были порабощены им. Да и уничтожение остального человечества было лишь вопросом времени. Мрак равнодушия и нелюбви окончательно воцарился после появления империи Пасема, разросся как опухоль, стал масштабнее того состояния людей, когда те жили при Гегемонии. Человечеству требовалось освобождение и спасение. Только чудо могло предотвратить грядущее разрушение. Только могущественное существо было способно избавить всех от ужасного паразита – крестоформа. Своими многометровыми нитями-щупальцами он крепко вгрызался в человека, тем самым не давая удалить себя хирургическим путем. Мир был на грани смерти, но появилась надежда. С этого момента Человеческий Высший Разум начал активно действовать по отношению к людям. Он стал спасителем, избавителем от ада, воцарившегося в мире людей.

 

Мессия и спасение

Итак, после долгих лет угнетения человечества машинами, среди геноцида империей представителей других религий, а также мрака непонимания и отчуждения появляется личность, кардинально изменившая положение дел. В истории человечества снова появляется Мессия, пришедший во имя Человеческого Высшего Разума. Вся история пришествия спасителя начинается с бегства в прошлое второй ипостаси – Сопереживания. Именно ради спасения происходит это перемещение во времени. Соединившись с ДНК кибрида[12] – Джона Китса[13], вторая часть Высшего Разума становится одним целым с человечеством, с человеческой сущностью.

В дальнейшем от Д. Китса и одной из главных персонажей Ламии Брон рождается девочка – Энея. Именно ее ожидала судьба Мессии. Нельзя в точности сказать о личности Энеи – вторая ипостась Высшего Разума она или нет. С одной стороны, Мессия Гипериона больше привязана к обычной жизни, у нее есть возлюбленный, от которого будет ребенок, с другой стороны, многие считали Энею Богом, и многие ее деяния можно отнести не к простой девушке. Все же вернее назвать Энею возвышенным учителем нравственности, ведь ее называли Та-Кто-Учит. Правда, не такой уж она и простой человек, т.к. имеет в себе сущность Высшего Разума. В общем с уверенностью можно сказать, что она учила от имени Высшего Разума, стремилась освободить людей от засилья машин, вернуть людям сопереживание, и эти особенности доказывают мессианский характер ее деятельности.

Автор описал Энею как человека особенного. Еще задолго до рождения она знала свое предназначение, могла общаться со своим отцом Джоном Китсом, будучи эмбрионом. В возрасте одиннадцати лет добровольно вошла в Гробницы Времени[14] и пробыла там 264 года, но вышла оттуда, совершенно не повзрослев.

После этих событий начинается становление Энеи как мессии, учителя. Появляются близкие и верные ученики, которых сравнивают с апостолами. Появляется учение, отличающееся от христианства, буддизма, ислама, иудаизма. Центр учения – Связующая Бездна, третья часть Человеческого Высшего Разума. Можно даже с некоторой натяжкой сравнить ее со Святым Духом. Конечно, есть яркое отличие – Связующая Бездна больше пространство, чем личность. Соединяясь с этим гиперпространством, человек открывает для себя новые способности и возможности. Первая и важная способность – познание. Человек познает мир по-новому. Начинает слышать голоса мертвых, живых, все мысли человечества от начала мира. Связующая Бездна накапливает и объединяет все мысли всех разумных существ, и каждый, соединяющийся с Бездной, становится единым с этими мыслями, с живыми существами. Таким образом, третья часть Высшего Разума способна объединить все человечество.

Чтобы все живущие смогли пользоваться благами Связующей Бездны, Высший Разум дает людям новое причастие, преподаваемое Энеей. В ее крови есть особый ген, можно даже сказать божественный. Священная Империя называла этот ген вирусом. Вирус же этот передавался через причастие. Изначально Энея преподала его своим близким ученикам, дав каждому испить свою кровь. А ученики начали преподавать другим людям. Кровь была обычная, настоящая, из вен Энеи. Никакого приложения, пресуществления, просто капля крови в наполненном вином кубке.  Капля, меняющая человека, меняющая его жизнь. Крестоформ от действия причастия иссыхал, терял свою силу. Причастие Энеи, как она сама сказала, не дает «ни счастья, ни мудрости, ни долгой жизни <…> Нет никакой нирваны. Нет никакого спасения. Нет никакой загробной жизни. Нет воскресения. Только безграничное познание – сердцем и разумом – и возможность великих открытий, великих приключений и гарантия новой боли и ужаса, из которых и состоит большая часть нашей короткой жизни»[15]. Все прежние религиозные устои разрушались, появилась новая жизнь, новый способ приобщения этой новой жизни.

Действительно, капитальная революция в жизни человека. Все, что люди думали о религиях, об основателях этих религий – все было не верно. Будда, Христос знали о Связующей Бездне. По словам Энеи, Иисус Христос очень близко приблизился к этой Бездне, начал слышать Музыку Сфер[16], доступную и другим причастникам. На Тайной Вечери Он преподал причастие, как и Энея, с настоящей кровью и телом, дабы ученики тоже приобщились Связующей Бездне. Интересная концепция. Для многих она покажется кощунственной, однако важна сама мысль, наводящая читающих ее и на дальнейшие размышления.

Причастие Энеи распространялось быстро, некоторые стали освобождаться от крестоформа, от власти Техно-Центра. Но это было не финальное действие, которое Энея совершила. Следующий поступок – страдание за людей. Католическая Церковь с осторожностью присматривалась к деятельности Энеи, как и старейшины иудейские, желала поймать и убить, только папе и кардиналам это не удавалось. Та-Кто-Учит, основав общины на многих планетах, распространив причастие, добровольно отправилась на Пасем, центр Священной Империи. На мессе, совершавшейся папой, она выдала себя, объявив папу Иудой, исчадием, предателем Христа. После этого заявления Энея была схвачена инквизицией и предана неправедному суду. Инквизитор не скупился на слова и истязания, мессия была жестоко замучена и убита. Но смерть ее была не бессмысленной, не бесполезной. Наступил Момент Сопричастности: все люди почувствовали страдания Энеи. Носили они крестоформ или нет – все почувствовали глубину мучений бедной девушки. Связующая Бездна сыграла роль некоего ретранслятора. Понятно, каким образом это подействовало на причастников. Что же с другими? Каким образом на них подействовала Связующая Бездна? Оказывается, все просто: Техно-Центр первым узнал о существовании Бездны, начал использовать в корыстных целях ее способности. Все изобретения, начиная от нуль-т-порталов и заканчивая крестоформами, питались от третьей части Высшего Разума. Таким образом, злые действия ИскИнов были обращены в добро: человечество узнало об Энее и отказалось от крестоформов и господства машин. Началась революция, Империя была свергнута. Люди были спасены и освобождены.

Интересный момент: после Момента Сопричастности и революции возродилось христианство. Сама Энея говорила, что не хотела разрушить Церковь, христианство. Ее беспокоило засилье машин, рабство людей, вред Связующей Бездне. После совершения подвига, который стоил Энее смерти, ради любви и сопереживания, спасения человечества, все стало на свои места. Многие из слуг и приспешников католической церкви и Техно-Центра стали обычными священниками. Церковь снова почувствовала жизнь, после долгих лет застоя.

Техно-Центр потерял в итоге свое могущество и влияние. ИскИны пытались скрыться в Связующей Бездне, однако встретились с могущественной расой Львов, Тигров и Медведей[17]. Одно осознание их силы просто привело к бегству всех машин. Об этих существах у Д. Симмонса мы почти ничего не узнаем. Их можно сравнить с небесными силами или ангелами: мы знаем о них так же мало, они же постоянно стоят на страже мира, следят за порядком. Львы, Тигры и Медведи являлись наблюдателями за миром людей на протяжении всей их истории. Иногда они присылали от себя наблюдателя в привычном для людей виде. Эти загадочные существа, как оказалось, спасли родную планету людей от разрушения Техно-Центром, переместив ее в другую галактику. Планета находилась там до совершения Момента Сопричастности. Известно и то, что Энея имела связь с ними, находясь в Гробницах Времени. Вполне возможно назвать их ангелами (от греч. посол, вестник) и хранителями, выступающими от Бога – Человеческого Высшего Разума.

Таким образом, совершилось спасение и освобождение людей. Энея дала людям не воскресение, не вечную жизнь в райских обителях – вместо всего этого люди обрели любовь, сопереживание, понимание и возможность начать жизнь с чистого листа, начать и прожить ее по-новому, а также прочувствовать ее и понять тоже совершенно по-новому. Самый главный дар – связь со Связующей Бездной, третьей частью Высшего Разума, и, следовательно, человек возобновил связь с Богом. Результат деятельности мессии Симмонса, да и сама она немного непривычны для многих людей, может, даже покажутся кощунственными. Только стоит учесть, что Дэн Симмонс не предоставляет альтернативы воскресения и бессмертия. В «Песнях Гипериона» есть только поддельные, не связанные с христианством и вообще религией, воскресение и бессмертие Техно-Центра. Данную мысль можно подтвердить словами Энеи «Иисус Христос действительно воскрес из мертвых <…> Но в его намерения вовсе не входило, чтобы умерших оживляли, как лабораторных крыс, по прихоти мыслящих машин»[18]. В христианстве без любви тоже до воскресения далеко, так что не стоит судить автора за столь необычные образы и мысли.

 

Проблема Авраама

В первых двух книгах тетралогии – «Гиперион» и «Падение Гипероина» – присутствует проблема Авраама. Знакома она нам из Священного Писания Ветхого Завета. Ветхозаветный патриарх Авраам проявил великий пример, пожелав ради Бога принести в жертву своего единственного сына, родившегося на старости лет от жены Сарры. Подобный сюжет присутствует и у Симмонса.

Один из главных персонажей Сол Вайнтрауб, ученый, преподаватель этики, еврей по национальности, сталкивается с проблемой: его единственная дочь Рахиль, талантливый археолог, заболевает в Гробницах Времени странной болезнью Мерлина. Теперь вместо старения дочь Сола начала молодеть. Такое развитие событий потрясло ученого. Еще больше сбили с ног его сны, в которых громкий и властный Голос повелевает ему на Гиперионе принести его единственную дочь в жертву на месте, которое укажет ему Голос.

Солу Вайнтраубу, как преподавателю этики и человеку с еврейскими корнями, знакома история Авраама и Исаака. Только вот отца Рахили не устраивает такой расклад. Девочка вот-вот исчезнет, а тут еще кто-то требует у  него жертву в виде единственной любимой дочери. Важный момент в том, что Сол не опускает руки, не относится равнодушно к этому случаю. Им овладевает жажда поиска. Он начинает искать ответ на вопрос, изучает Кьеркегора, занимавшегося проблемой Авраама, в конце концов, начинает искать Бога. Им овладевает желание напрямую спросить у Вседержителя, почему именно такая жертва, зачем она Ему нужна, почему это жертвоприношение несовместимо с этикой? Начинаются долгие годы исследований, поисков истины.

Изначально, несмотря на попытку понять проблему Авраама, сам Сол Вайнтрауб с таким требованием смириться не мог, поэтому Голосу во сне он отвечал: «Больше не будет жертвоприношений, ни детей, ни родителей! Жертв больше не будет! Время повиновения и искупления кончилось. Помоги нам, если ты друг, или убирайся!»[19]. Он искал выход из сложившейся ситуации, можно сказать, даже больше чем ответ на проблему Авраама, пытался остановить неумолимый процесс омоложения, который не ждал других. Шанс на изменение положения был все меньше и меньше, пока вовсе не потерял свой вес. С этого момента Сол пришел к выводу, что Авраам испытывал Бога, а не Бог Авраама. Видимо этот вывод приводит его к паломничеству на Гиперион. Профессор Вайнтрауб смирился с тем, что иного пути нет: нужно принести Рахиль в жертву.

Какой мотив был, определить сложно: возможно, что он хотел испытать Голос, который он принимал за Бога, или наоборот, потерял всякую надежду, и неохотно, но все же понял, что нужно совершить жертвоприношение. Как бы то ни было, ребенок был отдан загадочному существу Шрайку – Голосу из сна. Правда, по сюжету, Шрайк ребенка не получил, так как сразу же был выхвачен другим и отправлен в будущее, и в скором времени возвращен самой же Рахилью из будущего в руки отца. Не лишним будет такое предположение, что и в этой истории участвовал Человеческий Высший Разум. Ведь Рахиль потом была одной из близких учеников Энеи. Так это или нет, решать самому читателю, но проблема Авраама, приведенная в книге, появилась там небезосновательно. Тут дело веры, доверия, которые важны в жизни человека и которых так не хватает не в нашем мире, не в мире Д. Симмонса.

 

Шрайк

Неоднозначный персонаж у Симмонса, который выступает на протяжении всей тетралогии то антагонистом, то положительным героем. Этого огромного стального гиганта, усеянного лезвиями, люди Гипериона воспринимают по-разному. Последователи Церкви Последнего Искупления почитали его за бога, ведущего к искуплению через боль. Католическая Церковь считала, что это воплощение дьявола. Некоторые принимали Шрайка за высшее существо, влияющее на мир и являющееся последней надеждой в войне с бродягами. Все же никем из этих вариантов он не является.

Ангел Возмездия – одно из наименований Шрайка, верно отражающее его сущность. Он ангел в смысле посланника. Из будущего было отправлено два Шрайка: один от Техно-Центра, другой от Высшего Разума. Первый предназначался для устранения Второй Ипостаси Человеческого Высшего Разума – Сопереживания. Второй, наоборот, для защиты. Поэтому и такое разделение между четырьмя книгами тетралогии.

Шрайк Техно-Центра был лишь непредсказуемым оружием убийства, который убивал людей. Он был привязан к Гробницам Времени, также принадлежащим ИскИнам. Шрайк Высшего Разума наоборот, стал защитником человечества, в особенности Энеи, которую преследовали инквизиторы Католической Церкви. Привязанности к Гробницам больше не было, он мог свободно перемещаться в пространстве и времени.

Получается, что этот Ангел Последнего Искупления тоже участвовал в деле спасения человечества. Защищая Энею, он исполнял план Высшего Разума, который устроил для человечества спасение и освобождение. Эти сведения приоткрывают личность Шрайка, но все же для всех читателей он остается загадкой, и его мотивы и назначение остаются неизвестными.

Исполнитель желаний, отец мучительного бессмертия (он также связан с крестоформом), бог, у которого множество почитателей, – так предстает перед читателями Шрайк, загадочный страж Гробниц Времени, а также спасителя и учителя людей – Энеи. Симмонс наделил его образом Смерти или божества, загадочного, то требующего жертву, то помогающего людям, то убивающего их, то освобождающего от крестоформов. Две разные личности или просто неоднозначное зло – каждый решит сам.

 

Итоги

Что можно в целом сказать о тетралогии Д. Симмонса? Она производит неизгладимое впечатление на читателя. Прежде всего своим фантастическим наполняющим. Красивый, детально описанный мир не может не тронуть за душу любого любителя книг. Живые и интересные персонажи, которым сопереживаешь. Захватывающий сюжет, не дающий оторваться от книги. Автор внес во вселенную «Песней Гипериона» оригинальные и забавные технологии будущего. Некоторые из них пришли из сказок, вроде ковра-самолета, однако такой работал не посредством волшебства, а за счет магнитных полей планеты. Для консерваторов Научной Фантастики многие технологические устройства покажутся ненаучными, не соответствующими законам физики, но это всего лишь мелочи, относиться к которым нужно не со строгостью, а с фантазией.  Общая картина у Симмонса все-таки завораживающая, захватывающая и очень даже фантастическая.

Самое главное – за всей этой фантастической атмосферой,  за парадоксальным и глубоко проработанным миром, звездными баталиями, тонкими психологическими конфликтами, детализированными до мельчайших деталей мирами, присутствуют религиозные и философские темы, затрагивающие серьезные и важные вопросы миропонимания. В книгах обсуждается жизнь и смерть, место человека в мире, существование Бога, взаимоотношения человека и Бога и эволюция этой взаимосвязи, взаимоотношения человека и человека, любовь и сопереживание. Все эти вопросы не являются отвлеченными и абстрактными, так как актуальны для современной эпохи, современного общества. Важно и то, что они не сильно завуалированы, при внимательном чтении читатель обязательно заметит важные моменты тетралогии.

Дэну Симмонсу не раз удавалось и удается до сих пор создавать сильные и запоминающиеся образы, наводящие на мысль. Не стоит считать их кощунственными, посягающими на святое, так как все написанное автором можно смело признать союзником богословской апологетической мысли. Эти образы наводят на размышление, которое очень важно. Размышляя над прочитанным текстом, человек может пересмотреть какие-то личные мировоззренческие взгляды, думать не только о низменном мире, но и о возвышенном. Для книги научно-фантастического характера религиозные и философские темы – отличительная черта, поскольку большинство книг этого жанра сопряжены с научным позитивизмом, где наука всесильна. У Симмонса наука и технологии не способны помочь человеку там, где на это способен Бог, любовь и сопереживание.

Серьезная философия, сопряженная с мощной композицией текста, сильными символами и образами, делают тетралогию не научно-фантастическими, а философскими, религиозными произведениями. Фантастическо-космическая атмосфера лишь фон, но фон очень красивый и детально проработанный, способствующий восприятию и усвоению идей, вложенных в текст книг, фон, популяризирующий «Песни Гипериона». Автор задается вопросами, которые беспокоят большинство умов читателей, и отвечает на них. Соглашаться с ответами или нет – личное дело каждого, но стоит признать труд писателя, позволяющий вести диалог с современным обществом об извечных вопросах для всего человечества.



[1] «Гиперион», «Падение Гипериона», «Эндимион», «Восход Эндимиона».

[2] Искусственные интеллекты.

[3] Люди, с измененной физиологией (стопы ног стали еще одной парой кистей), живущие с окружающим миром в гармонии; избрали для себя местом жизни космические корабли.

[4] Шрайк (от англ. shrike – сорокопут, птицы из отряда воробьинообразных) существо гуманоидного типа, с двумя парами рук, ростом три метра, состоящее из шипов, колючей проволоки и лезвий. Может совершать скачки времени. Его наименование связано с нанизыванием жертв на древо боли (сорокопуты так же нанизывают добычу на ветви). Является главным антагонистом первых двух книг тетралогии; начиная с третьей книги, становится положительным персонажем.

[5] Высший Разум.

[6] Симмонс Д. Падение Гипериона, гл. 33. М., 1998. С. 176-177

[7] Совокупность ИскИнов, объединенных сетью.

[8] Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.33. М., 1998. С. 175

[9] Универсальное средство связи.

[10] Аналог интернета в мире Симмонса, только более совершенный, не нуждающийся в громоздких устройствах.

[11] Дерево, произрастающее только на Гиперионе. Имеет свойство электризоваться в определенную часть года, поэтому названо в честь изобретателя Николы Тесла, часто проводившего опыты с электричеством.

[12] Созданный по оригинальному образцу ДНК клон тела какого-либо известного или не известного человека с воскрешенной по произведениям, биографии и прочим источникам личностью. Такой кибрид управлялся ИскИном.

[13] Поэт XIX века и ключевая фигура в тетралогии Д. Симмонса.

[14] Результат экспериментов Техно-Центра, позволяют путешествовать во времени. До самой последней книги их происхождение и назначение не известно.

[15] Симмонс Д. Восход Эндимиона, гл.20. М., 2007. С. 226

[16] Музыка Сфер, или Гармония Сфер, Мировая Музыка – античное и средневековое учение о музыкально-математическом устройстве космоса, характерное для пифагорейской и платонической философских традиций.

[17] Эти виды животных в различных мифологиях, а также в христианстве (лев) являются священными животными. Думаю, выбор автором этих животных небезоснователен.

[18] Симмонс Д. Восход Эндимиона, гл.31. М., 2007. С. 360

[19] Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.30. М., 1998. С.295-296

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9