Противоречивое прошлое: оглашение у священника Георгия Кочеткова
В рамках дискуссии вокруг деятельности свящ. Георгия Кочеткова предлагаем ознакомиться с опытом оглашения, о котором рассказывает Михаил Зеленый.
Статья

Я проходил оглашение у о. Георгия Кочеткова в 1992 году и был им крещен в Рождественский сочельник 1993 года. Для меня не секрет, что к деятельности о. Георгия в церковной среде отношение сложное, да и мое, по прошествии лет, скорее отрицательное, если говорить о его настоящей деятельности. Но свой опыт оглашения я считаю ценным и очень за него благодарен.

Попал на оглашение я «по знакомству» – мой школьный товарищ был оглашен и крещен о. Георгием и стал одним из его помощников. Он часто бывал у нас дома, а вслед за ним там побывал о. Георгий. Позже некоторое время на нашей квартире собирался Ученый Совет Высшей Православно-Христианской Школы при Российском Открытом Университете, которая впоследствии стала Свято-Филаретовским Институтом (СФИ). Несколько раз я ходил на лекции, которые читал о. Георгий, поэтому было естественно, что я и моя мама пошли на оглашение к нему в храм.

Но такой путь был исключением, а большинство попадало на оглашение к о. Георгию через «Открытые миссионерские встречи», которые устраивались в начале огласительного цикла (обычно в зале какого-нибудь клуба). Приглашались люди, интересующиеся православной верой, чаще всего это были родственники и знакомые прихожан о. Георгия, но не только, шли как уже верующие, так и сомневающиеся, даже равнодушные. Помощники о. Георгия отвечали на вопросы зала, самые разные, например, «правда ли, что в советское время у священников были под рясой погоны КГБ?» или «Почему если Бог есть, то Он допускает страдание невинных?».

В конце встречи те, кому хотелось продолжить диалог, приглашались на вторую встречу. И там задавались вопросы, но также рассказывалось о том, что такое оглашение и зачем оно нужно. В конце делали объявление: те, кто хочет подготовиться ко крещению, могут приходить на следующую встречу (через 2-3 недели). Она проводилась уже в храме и была посвящена оглашению — рассказывалось, в чем оно будет состоять, сколько продлится по времени, давался список рекомендуемой литературы и т.п., а в конце будущие оглашаемые знакомились со своими катехизаторами и записывались в группы, в которых им предстояло оглашаться.

Таким образом, открытые встречи были своего рода «фильтром», позволяющим брать на оглашение тех, кто показал действительную в нем заинтересованность.

Что же представляла собой огласительная система о. Георгия и как она появилась? В 70-е годы группа молодых (на то время) людей, пришедших в Православную Церковь, столкнулась с тем, что человеку очень трудно научиться основам православной веры и церковной жизни: духовную литературу и Священное Писание достать было почти нереально, поговорить со священником — небезопасно, а проповедей в большинстве храмов не звучало. Поэтому возникла идея о необходимости создания системы, помогающей новоначальным воцерковиться. Но тут и изобретать было нечего — в древней Церкви такая система была. В ту меру, в которую он мог это сделать, будущий о. Георгий постарался реконструировать ее. Конечно, получилось не совсем так, как в древности.

Само оглашение делилось на три части: первый этап, второй (подготовка ко крещению) и третий (таинствоводство), все вместе занимало около года. На первом этапе огласительные занятия проходили, как правило, раз в две недели, на втором — раз или два раза в неделю, на третьем — каждый день. Первые встречи (обычно одна-две) проходили в храме, а потом, когда оглашаемые познакомятся друг с другом, переносились к кому-нибудь домой. Начиналась встреча с чаепития, во время которого можно было пообщаться в неформальной обстановке с катехизаторами и друг другом.

Первый этап длился месяцев восемь и был посвящен христианской этике: человек должен был понять, что значит жить по заповедям Божьим, осознать свою греховность и начать исправлять свою жизнь. Чтобы понять, что такое грех и заповеди, мы должны были читать Священное Писание: три первых Евангелия, некоторые книги Ветхого Завета — Пятикнижие, Книги Премудрости (Притчи, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова), книги пророков. На встречах катехизатор, как правило, закончивший первый курс СФИ, спрашивал оглашаемых, какие возникают вопросы, и отвечал на них. Например, как идет личная молитва, удается ли применять прочитанное в Священном Писании к жизни, удается ли понять, в чем живешь не по заповедям Божиим и поняв — начать свою жизнь исправлять? Разговор был всегда живой и очень интересный.

Ближе к концу первого этапа (месяцев через пять-шесть) нас начинали вводить в мир православного богослужения. До этого не было обязательности в посещении храма. Но в последние месяцы рекомендовалось ходить в храм минимум раз в неделю, а чтобы познакомить нас с общим порядком богослужения, вкратце объяснялось чинопоследование служб: вечерни, утрени и Литургии оглашенных. В качестве пособия использовалась книжечка «Всенощное бдение и Литургия» — по ней советовали следить за ходом службы.

Обычно оглашаемые ходили в храм, в котором служил о. Георгий (тогда это был Сретенский собор Сретенского монастыря), — там богослужение было адаптировано под оглашаемых — Священное Писание и некоторые молитвы читались по-русски, а за чтением обязательно следовала проповедь. Мы посещали вечерню (о. Георгий служил ее отдельно от утрени) и Литургию оглашенных. А вот с Литургии верных после «Оглашенные, изыдите» честно уходили, т.к. до окончания оглашения некрещеные не должны были в ней участвовать.

Несколько раз оглашаемым устраивали «экскурсии» в разные храмы и монастыри, чтобы мы могли познакомиться с тем, как служат в них, а не привыкали только к практике о. Георгия.

За два месяца до окончания оглашения начинался второй этап. На него переходили не все — катехизатор разговаривал с каждым и либо переводил на второй этап, либо рекомендовал еще побыть на первом. Связано это было с тем, что второй этап был непосредственной подготовкой к крещению, и человек должен был определиться: хочет ли он и может ли жить как христианин (например, на второй этап не переводили, если человек не готов перестать изменять супругу или жил в «гражданском браке»).

Разделение на эти этапы было заимствовано о. Георгием из древней огласительной традиции, где они назывались «первым» и «вторым» оглашением. Участников первого оглашения называли еще «Слушающими Писание», т.к. они имели право входить в храм во время чтения Священного Писания и следующей за ним проповеди. Такое оглашение могло длиться несколько лет, а вот «второе оглашение» длилось, как правило, около 40 дней, предшествующих Пасхе, и на него шли те, кто намерен был в Пасху креститься (в древности крестили не в любое время литургического года (кроме экстренных случаев), а приурочивали крещение к большим праздникам, как правило — к Пасхе).

Перевод на второй этап оглашения был богослужебно оформлен – после вечерней службы в субботу оглашаемые собирались в притворе храма, и о. Георгий прочитывал над ними молитву «Во еже сотворити оглашенного» из Требника, где она находится перед чином крещения (в Древней церкви ее читали перед тем, как записать человека в число оглашенных, сегодня она — «литургический рудимент», напоминающий о временах, когда не крестили без предварительного оглашения). Кроме того, еженедельно над оглашаемыми второго этапа (тоже после вечерней службы) о. Георгий читал «запретительные молитвы на диавола» из того же чина (по обычной практике они читаются перед крещением: сначала «Во еже сотворити оглашенного», потом запретительные).

Темы встреч на втором этапе оговаривались заранее, мы готовились, но говорил, в основном, катехизатор, а потом задавались вопросы. Разбирались Священная История (от Сотворения Мира до Страшного Суда) и Символ Веры. Более подробно нам рассказывали и о богослужении, еженедельное посещение которого стало обязательным, хотя никакого контроля, конечно, не было.

Если оглашаемый пропускал встречу, он мог прослушать аудиокассету с ее записью. Были и «домашние задания»: например, попытаться изложить текст Символа Веры своими словами или написать сочинение на тему «Мой путь к Богу и Церкви», где надо было рассказать о своем духовном пути: как ты пришел к вере, что привело тебя на оглашение. Если человек давал свое разрешение, сочинение могли опубликовать в журнале «Православная Община», который тогда издавался Преображенским Братством.

Второй этап оглашения был временем напряженным (большинство из оглашаемых работали или учились), но радостным и духовно плодотворным. Особенно я хочу отметить важность регулярного участия в богослужении — я к нему привык, полюбил и научился его понимать. Именно оглашению я обязан своей любовью к богослужению, которую я сохранил и доныне.

Заканчивался второй этап исповедью-собеседованием с о.Георгием. Затем всех собирали вместе и о. Георгий совершал т.н. «чины обручения и сочетания» из Требника, предшествующие крещению (в древности они также совершались не непосредственно перед крещением, как сейчас, а за некоторое время до него: при крещении на Пасху — в Великую Пятницу) — мы отрекались от сатаны, как положено «дули и плевали на него», а затем сочетались со Христом, произнося слова из Требника: «верую Ему как Царю и Богу» и читали Символ Веры. Это было за несколько дней до Рождества, а в Сочельник перед вечерним богослужением состоялось крещение оглашаемых, за которым был крещен и я.

После этого с первого дня Рождества начался третий этап оглашения — Таинствоводство, (для тех, кто оглашался под Пасху, оно проходило на Светлой Седьмице). Семь дней (в нашем случае — все попразднество Рождества) каждый день служилась Божественная литургия, за которой нововоцерковленные приобщались Святых Христовых Тайн. Тем, кто был крещен в Сочельник, оказывалась особая честь: они стояли на службе в своих белых крестильных рубахах впереди и первыми подходили к Чаше. Продолжались на Светлой Седмице и занятия — таинствоводственные встречи. Проходили они после Литургии и были посвящены Таинствам Церкви — разъяснялся их смысл и чинопоследование. Все это (и семидневное участие в Литургии, и таинствоводственные поучения) также были заимствованы о. Георгием из древней огласительной практики.

Пшеница и плевелы

Оглядываясь на прошлое, я понимаю, как много получил, пройдя такое оглашение. Конечно, можно воцерковиться и быстрее, но именно этот ни с чем несравнимый опыт, с его здравой логикой и системой, сделал мой путь в Церковь прямым, ясным и совершенно сознательным. Я считаю, что огласительный опыт периода 70-80-х годов о. Георгия Кочеткова нуждается в изучении и распространении. Чего не могу сказать о жизни общины о. Георгия.

Не секрет, что о. Георгия сегодня критикуют, однако чаще всего не за то, за что следовало бы: ругают за русификацию богослужения, служение вечерни и утрени в свое время (вечерня — вечером, утреня — в 1-й половине дня до Литургии), чтение евхаристических молитв вслух, еженедельное причащение всех прихожан. При этом многое из этого практикуют и некоторые весьма уважаемые священники, которых никто «модернистами» не считал: например, частое причащение и чтении евхаристических молитв вслух.

Но на мой взгляд, проблема в том, что с годами в созданной о. Георгием общине стали расти сектантские тенденции.

Еще в 70-80 годы у будущего о. Георгия сформулировалось свое видение церковной жизни: он считал, что она должна основываться на общинах, автономных от прихода. Исходил он из реалий советского времени, когда на приходе невозможна была просветительская деятельность (по этой причине мысли об автономных общинах появлялись не только у него, но практически у всех активных православных в то время). Оглашение «по домам» и стало в значительной степени восполнением того, что было невозможно делать на приходе, и прошедшие такое оглашение у о. Георгия и его друзей вливались в его общину.

Но в конце 1980-х – начале 90-х обстановка изменилась, и о. Георгий получил возможность служить в храме, реализуя в новой обстановке свои идеи. Возглавляя большой приход, большая часть прихожан которого пришла в него именно через оглашение, он одновременно сохранял и малые группы, а их члены продолжали, помимо участия в богослужении, регулярно собираться на дому. В перспективе такие группы должны были становиться маленькими общинами – «духовными семьями». Так оглашение у о. Георгия приводило человека не только в «большую» Церковь, но и в малую группу-общину.

Разумеется, нельзя сказать, что такие группы- общины плохи сами по себе: более того — я считаю, что этот опыт хорошо дополняет обычные формы общеприходской жизни. Сказал же Христос: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и я посреди них» (Мф.18:20). Проблема лишь в одном — в балансе между «малыми группами» и общиной прихода, приходской жизнью, а точнее — что для человека оказывается важнее.

Пока о. Георгий служил в храме, баланс в целом соблюдался. К сожалению, в 1997 году община не смогла найти взаимопонимания с присланным в храм вторым священником о. Михаилом Дубовицким, следствием чего был известный конфликт, о. Георгия запретили в служении, а община была вынуждена покинуть храм, перейдя на автономное существование: ее члены ходили в разные храмы, продолжая собираться как малыми группами по домам, так и все вместе в часовне основанного о. Георгием Свято-Филаретовского института.

Впоследствии прещение с о. Георгия было снято, но прихода он так и не получил, находясь за штатом и сослужа в Успенской церкви Новодевичьего монастыря. Вслед за своим пастырем община (точнее, Преображенское Содружество Малых Православных Братств, как сейчас называет себя сообщество последователей о. Георгия) тоже посещает этот храм.

Я наблюдаю за развитием событий в кругу последователей о. Георгия уже много лет: до 1997 года я был его прихожанином (пока был храм), а в последующие годы поддерживал контакты со своими знакомыми, входящими в Содружество. Увы, должен признать – отсутствие своего храма привело к тому, что в последние 7-8 лет сектантские тенденции в нем возобладали. Выражается это в манипуляции сознанием, «промывке мозгов», давлении на членов Содружества, начиная с оглашения. Например, проводится идея о необходимости послушания «старшим», т.е. о. Георгию и главам общин, которым приписывается чуть не пророческая харизма, через которых, якобы, Содружеству открывается голос Божий. «Братские служения» в Содружестве считаются более важными, чем все остальное в жизни: работа, семья. Заметно разделение на «своих-чужих», высокомерное отношение к «обычным» православным, сознание некой избранности. Все это не могло не вызвать сопротивления, в результате те, кто не вписывался в задаваемые рамки, из Содружества ушли.

Сектантские приемы повлияли и на само оглашение, которое фактически стало приводить в не в Церковь, как это было многие годы, а в Содружество, среди членов которого распространено мнение о том, что прошедшие оглашение особо избраны для общинно-братской жизни. Однако приходящим на оглашение этого сразу не говорят, а подводят к «тайному знанию» постепенно, что тоже напоминает сектантскую методу.

И все же все эти искажения не дискредитируют саму систему оглашения как таковую: плоха не она, а те установки, которые культивируются в среде последователей о. Георгия последние годы. Но я убежден, что эту же или немного модифицированную методику оглашения можно применять вне этой среды, тогда и плоды будут добрыми. Об этом свидетельствует одно обстоятельство: некоторые из тех, кто покинул в разные годы Содружество о. Георгия по принципиальным разногласиям, продолжают заниматься оглашением, и есть храмы, где огласительный опыт о. Георгия с успехом востребован.

Нескучный сад

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Статья
Еще 9