Барсов Николай Иванович (21.04.1839, Лужский уезд Санкт-Петербургской губернии — 30.03.1903, Санкт-Петербург) — богослов, церковный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПбДА).
Родился в семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию (1859), затем СПбДА (1863), получил степень магистра богословия за диссертацию на тему: «Братья Андрей и Семен Денисовы: Их жизнь и значение в истории раскола». С 18.09.1863 — преподаватель словесности в СПбДС, с 1864 — одновременно учитель словесности в Мариинской и Рождественской женских гимназиях Санкт-Петербурга. Составил программу теории и истории словесности для духовных семинарий. 1869 — доцент СПбДА по кафедре пастырского богословия, читал лекции по гомилетике. 1871 — экстраординарный профессор, 1887 — ординарный профессор. С 1874 — член учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Синода. Был редактором 2, 6 и 8-го томов «Описания дел Синодального архива» (СПб., 1878 - 1891). В 1877 работал в комиссии по описанию рукописей библиотек Кириллова Белозерского монастыря и СПбДА, был занят проверкой и исправлением каталога Софийской библиотеки. В 1884 участвовал в комиссии по пересмотру и изменению семинарских учебных программ. В 1889 по выслуге 25 лет по духовно-учебному ведомству вышел в отставку. Являлся действительным членом Русского географического общества, почетным членом Санкт-Петербургского Археологического института, Киевского церковно-археологического общества, Ростовского музея церковных древностей. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Профессор Барсов является автором ряда исследований по истории и теории церковной проповеди. Особое внимание в своих публикациях он уделил истории развития проповеди в первые четыре века существования Церкви Христовой. Ему также принадлежит ряд очерков о русских проповедниках XIX века и несколько сочинений, посвященных методике преподавания гомилетики в семинариях. Кроме того в течение всей жизни профессор Барсов сохранял интерес к изучению истории русского старообрядчества, которой посвятил несколько книг и статей. Сотрудничал в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, для которого писал статьи по богословию и истории Церкви. Сохранились также многочисленные литографированные и рукописные конспекты его академических лекций по гомилетике, пастырскому богословию и патристике.
-
Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Петербургской духовной академии: 1814 – 1879 годы. СПб., 1907. С. 34-40 (полная библиография).
-
Чистович И. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888). СПб., 1889. С. 157-158, 208-209.
-
Бовкало А. А. Барсов Н. И. // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 357-358.
Книги
-
Братья Андрей и Семен Денисовы и их значение в истории раскола, СПб., 1866.
-
Русский простонародный мистицизм. СПб., 1869.
-
Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879.
-
Материалы для биографии московского митрополита Филарета. СПб., 1882.
-
Материалы для биографии Иннокентия Борисова, архиепископа херсонского. Тт. I и II, СПб., 1884 и 1887.
-
О преподавании гомилетики в семинариях применительно к новому уставу. СПб., 1885.
-
История первобытной христианской проповеди. СПб., 1885.
-
Спорные вопросы из истории первобытной христианской проповеди. СПб., 1886.
-
Представители догматико-полемического вида проповеди в IV веке на Востоке. Харьков, 1886.
-
Как пишут критику в «Православном обозрении». СПб., 1886.
-
Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Харьков, 1889.
-
Представители ораторско-практического типа проповеди в IV веке на Востоке. Харьков, 1895.
-
Несколько исследований исторических и рассуждений о вопросах современных. СПб., 1899.
Статьи
-
Несколько слов о преподавании словесности в семинариях, применительно к новому уставу // Христианское чтение (далее —ХЧ). 1868. Т.1. С. 416 и дал.
-
Духовные стихи (роспевцы) секты людей Божиих // Записки отдела этнографии имп. Географического об-ва. СПб., 1871. Кн. 4.
-
Иоанн (Соколов), еп. Смоленский как проповедник // ХЧ. 1872. Т. 3. С. 420-440.
-
Малоизвестные русские проповедники XVIII столетия: Материалы для истории русского проповедничества // ХЧ. 1874. Т. 1. С. 247–, 575–.
-
Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) и дело об отобрании церковных имений в 1762-1763 гг. // Русская старина. 1876. № 4. С. 721-756.
-
Первый опыт гомилетической хрестоматии на русском языке: Хрестоматия г. Поторжинского // ХЧ. 1878. Т. 1. С. 809–.
-
К характеристике церковно-приходской проповеди в С. Петербурге в царствование императрицы Екатерины II // ХЧ. 1878. Т. 1. С. 840-.
-
Князь А. Н. Голицын и архим. Фотий // Русская старина. 1882. № 3. С. 765-775.
-
Митрополит Московский Макарий (Булгаков) // Русская старина. 1883. № 6. С. 669-680.
-
Малоизвестные западные проповедники IV века // ХЧ. 1885. Т. 2. С. 173–, 425–.
-
Письма Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, к разным лицам // ХЧ. 1886. Т. 1. С. 226-248.
-
Святой Ефрем Сирин как проповедник // ХЧ. 1886. Т. 1. С. 732-770.
-
Святой Григорий Богослов как проповедник // ХЧ. 1886. Т. 2. С. Т. 2. С. 316 –.
-
К истории проповедей и сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского // ХЧ. 1886. Т. 2. С. 731-760.
-
Из новооткрытых памятников христианской проповеди: Слово св. Аристида о благоразумном разбойнике // ХЧ. 1887. Т. 1. С. 399–405.
-
Св. Григорий Нисский как проповедник // ХЧ. 1887. Т. 2. № 9–10. С. 312–347.
-
О возможных улучшениях в современной нашей церковной проповеди // ХЧ. 1894. Т. 1. С. 171-188.