Второй том сочинений матери Марии (Скобцовой) представлен в Культурном центре «Покровские ворота»
Презентация второго тома собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) «Россия и эмиграция: Жития святых; Религиозно-философские очерки; Ранняя публицистика; Письма и записные книжки» состоялась 24 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Издание представила Наталия Ликвинцева – одна из составителей этого тома, редактор и автор примечаний, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына. На вечере выступили Анна Шмаина-Великанова, научный консультант издания, доктор культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ, и диакон Леонид Джалилов (храм Всемилостивого Спаса в Митино). Презентацию вела сотрудник КЦ «Покровские ворота», представитель итальянского фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини, которая недавно смогла вернуться в Россию после долгого отсутствия из-за пандемии.
В начале встречи Н. Ликвинцева рассказала о плане издания пяти томов сочинений матери Марии – на сегодняшний день это самое полное собрание текстов, которые удалось выявить, в том числе – в архивах разных стран мира. Издатели придерживаются биографической канвы и хронологии, но она не является определяющей, потому что в основе замысла – создание своего рода «духовной биографии» парижской православной святой.
Ликвинцева напомнила, что первый том собрания сочинений матери Марии (Скобцовой) вышел 7 лет назад. Сейчас издатели представляют второй том, в котором публикуются работы Елизаветы Скобцовой начального периода жизни в эмиграции: со второй половины 1920-х до ее монашеского пострига в 1932 г. В третьем томе под общим названием «Путь» предполагается опубликовать богословские произведения середины 1930-х гг., а также большую серию очерков о Франции. В четвертый войдут самые поздние работы периода «Православного дела» (общество друзей и единомышленников матери Марии, которое организовало общежития, столовые, культурный центр, в войну спасало евреев и всех гонимых нацистским режимом) и военного времени. Пятый том будет целиком посвящен поэзии матери Марии: сюда войдут поэмы, мистерии, многочисленные стихи, в том числе неизданные.
Второй том получил общее название «Россия и эмиграция»: в нем собраны публицистические заметки, репортажи, полемические статьи, которые публиковались в эмигрантской прессе; философские очерки и историко-философские сочинения; авторские сборники житий святых; материалы, связанные с жизнью Русского студенческого христианского движения (РСХД), активным участником и хроникером которого была будущая мать Мария. Подробно об этой книге Н. Ликвинцева и другие причастные к изданию рассказывали в декабре прошлого года.
На этот раз Ликвинцева особое внимание обратила на важность понимания контекста, в котором создавались философские произведения Елизаветы Скобцовой. Абсолютно переломным для нее стал 1926 год – год смерти младшей дочки Насти и встречи с РСХД. Елизавета стала активной «движенкой», и все ее творчество с этого момента развивается «в бурлящей творческой и литургической атмосфере». В частности, организованный ею кружок по изучению России (во главе с Георгием Федотовым, при активном участии Николая Бердяева и других видных философов и богословов) работает в русле основной идеи: изучать историю русской мысли, чтобы понять, как сформировались «те идеологии, из-за которых мы потеряли Россию», и чтобы помочь своей родине – создать новое мировоззрение для посткоммунистической России. В этом поиске она исходила из представления о «богопричастности мира и миропричастности Бога», о «живом поле русской мысли, которая может менять историю». Ликвинцева обратила особое внимание на работу Е. Скобцовой «Мыслители»: в жанре диалогов она «сталкивает» Чаадаева, Герцена, Достоевского, В. Соловьева и других в общем размышлении о том, «что привело к революционному срыву в России и что делать дальше». Интересно, что публицистика этого периода тоже перекликается этими идеями, отметила редактор второго тома.
«Мать Мария – не то что сложная, но очень большая личность. В основе своей она исключительно простая – как алмаз», – сказала Анна Шмаина-Великанова. Она пояснила: для нас сложность состоит в том, что обычно мы склонны видеть человека либо мистиком, либо [«практиком»]. В личности же матери Марии «абсолютно органично соединялось пророческое служение и сиюминутное». По словам выступавшей, весь второй том «пронизан сиюминутным»: это отчеты философского семинара, отклики на конкретные события, публицистические заметки и т.д., но в этом тоже обнаруживается «пророческая действительность» будущей матери Марии.
Церковь и что она значит для русской эмиграции – одна из важнейших тем этого тома, продолжила А. Шмаина-Великанова. Она обратила внимание на газетную заметку «Церковь и свобода», в которой описывается конфликт «свободомыслящей» и «церковной» частей русской эмиграции. Они «вцепились в глотку» друг другу, не имея расхождений по существу: оказывается, обе партии представляли церковь как еще один «цензурный комитет». А будущая мать Мария утверждает «с исключительной простотой: акт выбора веры – акт свободный; Церковь – это свобода; свободомыслие и церковная жизнь – это одно и то же».
Особенности такого ее видения Церкви хорошо видны в агиографических сочинениях, вошедших во второй том, отметила профессор. Говоря о том, как автор выбирала истории малоизвестных святых, она выделила несколько ключевых тем. Одна из главных: «у сильного зло превращается в страдание», причем страдание добровольное, когда святой берет на себя чужой грех. Выступавшая подчеркнула, что в это же время и то же самое открывала для себя Симона Вейль, труды которой мать Мария не читала. Это поразительное сходство в мыслях многократно усиливается сходством судеб обеих женщин: «превращение зла в страдание через невинную жертву» – обе они выбрали этот путь и были верны ему до самой смерти.
Еще важная особенность выбора житий, которую подметила выступавшая: во всех историях, которые рассказывает Е. Скобцова, «святой защищает людей, которые не меняются». Десятилетия молитвы подвижника за них, утешения, служения, жертв – но блудницы не становятся монахинями, вор остается вором, и скоморох не оставляет своего промысла… И это тоже связано с фундаментальным «прозрением» матери Марии, которая помогала всем несчастным, не ожидая от них преображения и повторяя, что «убогие несчастны на самом деле, и в них уже сейчас обитает Христос».
Кроме того, Елизавета Скобцова выискивает в корпусе византийских житий такие, в которых со всей очевидностью проявляется то, что позже, уже будучи монахиней, она назовет «всеобъемлющим материнством». По словам А. Шмаиной-Великановой, потом это будет сформулировано так: «приемным ребенком христианина становится весь мир».
Жития, опубликованные во втором томе, произвели особое впечатление на диакона Леонида Джалилова. Помимо того, что написаны они «очень просто и невероятно красиво», важна сама подборка имен, которую Джалилов называет «нарочито скандальной», а Г. Федотов в свое время назвал «тенденциозной», – это именно те истории, в которых святой «во имя любви берет на себя чужой грех», в которых «брат отдает свою жизнь за жизнь брата». «Это путь ее собственной жизни – и смерти», – сказал о. Леонид о матери Марии. Он уверен, что описанный ею опыт святых и сегодня воспринимается как абсолютно живой, «нам в Церкви этого не хватает». В связи с этим он напомнил историю Георгия Великанова, алтарника храма Всемилостивого Спаса в Митино, который погиб, пытаясь спасти от смерти неизвестного человека. «Для него мать Мария была ориентиром. Незадолго до смерти он начал писать службу парижским мученикам, в том числе – матери Марии», – сообщил о. Леонид.
Елизавета Скобцова, мать Мария – «человек, который не дает нам спать спокойно; она считала, что "спокойно спать" – главное искушение для христианина», подытожила презентацию Джованна Парравичини. Она сообщила, что до 1 октября представленный том сочинений матери Марии можно купить со скидкой 10% в книжном магазине «Primus versus» в Культурном центре «Покровские ворота».
Презентация транслировалась в Facebook, ее можно посмотреть по ссылке.
Юлия Зайцева