В Предсоборном Присутствии владыка Антоний был поставлен во главе 6-го отдела — «по делам веры, — о единоверии, старообрядчестве и о других вопросах веры».
Старообрядческий раскол возник в России в половине XVII века по поводу исправления богослужебных книг и вообще церковной реформы патриарха Никона, поэтому некоторые историки в церковном расколе обвиняют патриарха Никона, думая, что если бы он не предпринял этой реформы, не было бы и церковного раскола. По разъяснению владыки Антония церковные реформы патриарха Никона были совершенно необходимы для Русской Православной Церкви и эти реформы явились лишь поводом для церковного раскола, но не его действительной причиной. Правоту церковных реформ патриарха Никона признали и всероссийские церковные соборы 1656 и 1667 годов, которые вообще осудили патриарха Никона и напряжённо искали малейших поводов для его осуждения, но в тоже время не могли поставить ему в вину его великого дела — церковной реформы. Широкое противодействие церковным реформам и открытый раскол возник уже после удаления патриарха Никона.
Церковная реформа патриарха Никона вызывалась той необходимостью, что к его времени, благодаря ошибками и невежеству переписчиков с одной стороны и удалённости русских церковных центров от других православных Церквей с другой, в русские церковно-богослужебные книги и в церковные обычаи вошли такие искажения церковного богослужебного чина, который при дальнейшем их углублении грозили оторвать Русскую Православную Церковь от Вселенского Православия и превратить её в обособленную провинциальную Московскую Церковь, отличную от других православных Церквей и по своему строю. Между тем Россия ходом исторических событий была призвана к тому, чтобы стать центром Вселенского Православия — Третьими Римом. Патриарх Никон ясно это понимал и с присущей ему твёрдостью и решительностью и осуществили церковную реформу.
В том, что церковная реформа встретила сопротивление со стороны приверженцев старых обычаев, с которыми люди сжились и к ними привыкли, в том, что появились основоположники церковного раскола вроде Аввакума, Лазаря и Феодора, не было ничего удивительного, но было весьма удивительным то, что приверженцы старины приобрели фанатических последователей и создали раскольничье церковное движение, которое проникло в самую толщу Русского народа и явилось русскими национальным и церковным бедствием, способствовавшим духовному разложению Русского народа.
По разъяснению владыки Антония, если бы великий реформатор патриарх Никон оставался бы на своём престоле и ему дали бы возможность довести церковную реформу до конца так, как он её замышлял, то никакого церковного раскола в Русской Церкви не было бы. Великий патриарх легко справился бы мудрыми мерами с церковной оппозицией. Но беда была в том, что патриарх Никон в самый разгар церковной реформы были низложен, он не имел равных ему преемников, а неразумные, предпринятые по отношению к раскольникам меры правительства и подоспевшие церковные и политические реформы Петра 1-го, отмена патриаршества и насильственное введение чужеземных обычаев окончательно закрепили эту церковную болезнь и сделали её неизбывной до самого крушения России. «Раскол в Русской Церкви обострился, — говорил владыка Антоний, — вследствие мер и реформ Петра, когда начала вводиться шутовская одежда, бритье усов и пошёл разврат от двора». Случилось так, что православные, получив исправленные книги и церковные обычаи, подпали влиянию модернистического духа, ослаблявшего церковный аскетизм и благочестивый быт народа, а раскольники, оставшись со старыми книгами и отделившись от православной Церкви в раскол, сохранили дух аскетизма и бытового благочестия. Ожесточение раскольников, хуливших Св. Православную Церковь с одной стороны и суровые полицейские меры с другой стороны, осложнили эту церковную болезнь, которая продолжалась в России свыше 200-т лет и способствовала разложению духовных сил Русского народа.
К 1906-му году в России было около 2-х миллионов старообрядцев раскольников, которые вели весьма активную религиозную жизнь, но были враждебно настроены по отношению к Св. Православной Церкви. Их отличие от Православной Церкви заключалось только лишь в обрядах и богослужебных книгах, но отнюдь не в догматах. Старообрядцы принимают в руководство священные и церковные книги в том виде, в каком они были в дни первых пяти патриархов всероссийских, особенно книги патриарха Иосифа. Православные принимают, в руководство священные и церковные книги в том виде, какой они получили во время последующих пяти патриархов и Св. Синода. Старые книги совершенно тождественны с новыми по своему православию, но они также сходны и по своему относительному совершенству. В сущности говоря, всякое новое издание богослужебных книг является до некоторой степени и их исправлением. При патриархе же Никоне это исправление было произведено более тщательно и более основательно, нежели оно производилось в других случаях, так как этому исправлению предшествовало изучение и сверка существующих текстов с подлинниками. В старопечатных книгах были исправлены слова «обветшалые», устаревшие, сделавшиеся непонятными от времени, слова не точно выражающие текст подлинника и слова, страдавшие явной погрешностью.
Наиболее значительный погрешности в старых книгах и обрядах были следующие:
Лишнее слово в IX члене Символа Веры «и в Духа Св. Господа — Истинного»;
Начертание и произношение имени Иисус, — «Исус»;
Искажение церковных отпустов на Богородичные и другие праздники: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матери, честнаго и славнаго Ея Рождества, и всех святых помилует и спасет нас».
Наиболее выдающие отступления в обрядах были следующая: 1) проскомидия совершалась на 7 просфорах вместо 5; 2) пели сугубую аллилуиа, т.е. два раза вместо трёх; 3) совершали хождение по-солонь, вместо того, чтобы ходить против солнца и 4) крестились двумя перстами, а не тремя.
Затем многочисленный искажения, ошибки, описки, опечатки в тексте богослужебных книги в словах и выражениях, в том числе и в славянском тексте св. Библии. Насколько это дело было великими и трудным видно из того, что исправление св. Библии было закончено только через сто лет после этого и лишь только в 1751-м году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, была издана исправленная Библия с церковно-славянскими текстом.
Все исправления, произведённые Никоновскими справщиками, в большинстве случаев были разумны и обоснованы, но в некоторых случаях они были и не совсем и удачны и старый текст иногда были много лучше нового и во всяком случай мог остаться прежними. Таки, например, в старых книгах в молитве перед причастием было: «Не повем бо врагом тайны Твоея», а в новых: «Не бо врагом Твоим тайну повем», в старых — «предвариша утро яже с Марией», исправлено: «предварившыя утро яже о Марии», в молитве Ефрема Сирина в старопечатных книгах — «дух уныния и небрежения, сребролюбия, празднословия... отжени от мене», в новоисправленных — «не даждь ми», в старопечатных — «волкохищное овча», в новопечатанных «горохищное овча» и другие тексты. в которых в старых книгах мысль была передана яснее и отчётливее, но, конечно, в общем исправление книг было совершенно необходимо и весьма оправдано, но при этом и старопечатные книги также равночестны, как и новые, и употребление их освящено вековыми прошлыми. Что касается обрядов, то старые обряды также имели за собой древность и не нарушали догматов веры. Сохраняя эти особенности, старообрядцы сохранили также уставность богослужения, древнее пение, древнюю иконопись и благочестивый и строгий быт, что, конечно, является большими и неоспоримыми их преимуществом.
Такими образом, бедствия для Церкви проистекли не от этого различия, а от того, что старообрядцы отделились от Церкви и в пылу спора хулили Св. Православную Церковь и её «новшества», а православные на церковных соборах 1656 и 1667 годов наложили на старообрядцев «клятвы», который дали повод понимать их наложенными не только на противящихся Церкви и хулящих её, но и на самые обряды, которых придерживаются старообрядцы. В возникшей между спорящими сторонами острой полемике стали употребляться так называемый «порицательный выражения», доходившие до крайних пределов, вслед за которыми последовали также против раскольников суровые меры государственного преследования вплоть до их сожжения на кострах, так в 1681 году были сожжены протопоп Аввакум, свящ. Лазарь, диакон Феодор и инок Стефания, причём к расколу здесь примешивалась чисто политические вины — открытое противление государственной власти. Суровые преследования в отношении раскольников применялись также, начиная от времени царевны Софи и до Екатерины II. Все эти обстоятельства и разделили старообрядцев и православных на два непримиримые лагеря, отчего расслаблялась духовная крепость и единство Русского православного народа. Вот для исцеления этой болезни и возникло единоверие, которое состояло в том, чтобы законно допустить богослужебное употребление в Церкви дорогих для старообрядцев древних обычаев и старопечатных книг, в то же время соединить и примирить их со Св. Церковью и через это укрепить быт и благочестие православных христиан.
Таким образом сущность единоверия состояла в том, что единоверцы, имея у себя законное священство и полноту таинств, не теряют в тоже время и своих излюбленных обрядов, с которыми они привыкли молиться и угождать Богу. Первыми человеком, у которого возникла идея единоверия, был никто иной, как сам патриарх Никон. После своих церковных реформ он разрешил первому и главному вождю появившегося тогда церковного раздора Григорию Неронову совершать богослужение по старо-печатным служебникам и требникам и благословил ему «сугубить аллилуиа» при своём присутствии в Успенском соборе. Этими самыми патриарх Никон вернул к Церкви первого раскольника. Кроме того, уже после исправления богослужебных книг, патриарх Никон издавал часословы, в которых спорные места были напечатаны по старо-печатному. Очевидно, что патриарх Никон относился к этой необходимой церковной реформе весьма разумно и ясно понимал, что после того, как осуществлённой церковной реформой устранена опасность отторжения Русской Православной Церкви от Вселенского Православия, свободно могут быть допускаемы старые книги и обряды для тех, кто придаёт им особое значение, не нарушая в тоже время догматов веры.
Известно также, что в лучших русских монастырях второй половины XVII века на старые и новые книги смотрели одинаково и совершали церковный службы и по тем, и по другим. Имеются также указания на то, что и в XVIII веке Церковь снисходительно относилась к церковно-обрядовой практике старообрядцев и главное внимание обращала на догматы веры, а не на обряды и книги. Строгие меры правительства, формальное бюрократическое отношение Синодального управления, стремление насильственными мерами объединить в обрядах положили конец этому сближение и углубили раскол до самых последних пределов. Как отмечал владыка Антоний в своих замечаниях на лекции в Киевской Духовной Академии, причины постепенного взаимного отчуждения в 18 веке и позднее правящего духовенства и староверов являются очень ценной и мало разработанной в науке темой. Но несомненно, конечно, что главными причинами здесь были не столько религиозные и церковные, сколько политические, вплоть до влияния иностранных государств, стремившихся ослабить и разложить внутреннее единство Русского народа.
В царствование Екатерины II среди старообрядцев — раскольников появляется инок Никодим, который после тщательных исследований и размышлений приходит к убеждению, что старообрядцы в церковном отношении стоят на ложном пути — «у нас нет епископа, стало быть нет спасения», говорит Никодим и ставит целью своей жизни восстановить в старообрядчестве законную иерархию. После долголетних усилий найти для старообрядчества законного епископа он, наконец, в 1783 году, со своими единомышленниками старообрядцами в числе 1500 человек подал в Св. Синод просьбу «об условном воссоединении с Православной Церковью» на основании выработанных им 12 пунктов. В своём прошении Никодим ссылается на прежде изданное «Увещание» от Св. Синода, в котором, как он говорил, Св. Синод «содержимые нами и за свято почитаемые, как двух перстное в изображении св. креста сложение, так и прочие старинные обряды, признаёт не разрушающими ни слова Божия, ни догматов веры, ни правил семи Вселенских соборов и девяти поместных, потому осмеливаемся Св. Правительствующий Синод всепокорнейше просить: не соблаговолено ли будет нам нижайшим быть при старообрядчестве, в соединении Св. Восточной и Грекороссийской церкви, через посредство нижеследующих пунктов» и далее приводится 12 упомянутых пунктов.
В этих пунктах Никодим просил, «чтобы были отменены соборные клятвы 1656 и 1667 годов, возложенные на них от великороссийской Церкви и порицания на их древние печатные книги и двуперстное сложение, он также просил, чтобы старообрядцами были дани епископ, который ведал бы всеми старообрядцами и чтобы каждому желающему соблюдать старообрядчество было бы позволено состоять под паствой старообрядческого епископа и чтобы никто не принуждал купцов и мещан к бритью бород и ношению немецкого платья. Никодим просил, чтобы епископ, управляющий старообрядцами, состоял бы в непосредственном ведении Св. Синода и ведал бы делами всех российских старообрядцев. Рассмотрение этого ходатайства затянулось на много лет и имело длинную и сложную историю. Первоначально старообрядцами заинтересовались вельможи Екатерининской эпохи — Потёмкин и Румянцев, которые надеялись использовать их для заселения Новороссийского края, предоставив им в этом крае просимые ими льготы. В конце концов после длинных и сложных перипетий уже в следующее царствование, при Императоре Павле 1-м, на основании Высочайшего указа и постановления Св. Синода, было решено, что «условное единение старообрядцев с Церковью должно было на будущее время основываться на мнениях московского митрополита Платона, положенных им против 16 пунктов нового прошения московских старообрядцев». Инок Никодим не дождался этого и умер, не успев довести своего дела до конца. Пункты московских «соединенцев» с замечаниями на них митрополита Платона сделались образцом для всякого будущего единения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Это было в 1800 году и с этого времени старообрядцы присоединяются к Церкви с сохранением своего церковного строя и начали называться единоверцами, а самое движение — единоверием.
Однако, эти условия далеко не удовлетворяли единоверцев. Им категорически было отказано в посвящении старообрядческих епископов, ведающих старообрядцами, было также воспрещено православным присоединяться к единоверцам. На единоверцев смотрели как на полураскольников, допуская это движение с миссионерскими целями для привлечения в господствующую Церковь раскольников с тем, чтобы через некоторое время все приняли бы новые обряды и забыли бы о своём старообрядчестве. Единоверцы должны были находиться в ведении местных епископов, но в большинстве случаев они были местным епископам в тягость и во всяком случае они не имели общего духовного руководства и в то же время вызывали против себя ожесточённую ненависть со стороны фанатически настроенных раскольников старообрядцев, которые значительно укрепились в своём враждебном отношении к Русской Православной Церкви и часто находились под влиянием враждебных России политических влияний. Убеждённых же единоверцев таких, как например, Павел Прусский и подобных ему, раскольники считали за полупомешанных, которые «зачитались» книгами.
Синодальное управление, построенное на формальных основах, смотрело на единоверцев не с отечески-попечительной точки зрения, а лишь как на известную сторону, которая постоянно от него чего-то домогалась, а церковная власть, в ответы на эти домогательства, постоянно их ограничивала, относилась к ним подозрительно и не удовлетворяла их заветного желания иметь общего духовного отца епископа.
Благодаря такому положению единоверие постепенно приходило в упадок и расстройство к большей радости ожесточённых раскольников и соседних государств, которые воспользовались этим бедствием и содействовали созданию для старообрядцев так называемой Австрийской иерархии и всячески поддерживали внутренние русские нестроения для политического расстройства русского государства.
В 1846 году, в Австрии, была создана так называемая Австрийская или Белокриницкая старообрядческая иерархия. Старообрядческий инок Павел, по получении от австрийских властей разрешения на учреждение в Белой Кринице епископской кафедры, вместе с иноком Алимпием отправился на Восток искать епископа. После долгих попыток, ими был найден в Константинополе заштатный греческий митрополит Амвросий, находившийся в крайней материальной нужде. После долгих колебаний, м. Амвросий согласился «занять свободную кафедру митрополита в Белой Кринице». По приезде в Белую Криницу они был присоединён к старообрядчеству через миропомазание и поставил во епископа Майносского липованскаго дьячка Киприяна Тимофеева с именем Кирилла и во епископа Славского Аркадия Лысого. Так возникла старообрядческая иерархия. По настоянию русского правительства, м. Амвросий был австрийским правительством удалён в г. Цилль (Штирия), где и умер в 1863 г. Константинопольский патриарх Анфим в 1866 г. написал послание Карловацкому митрополиту Иосифу, в котором о митрополите Амвросие написал следующее: «архиерей, о коем речь, считаясь подсудными по причине совершенного им бегства, канонически не может совершать архиерейских действий». Кирилл Тимофеев, в свою очередь, поставили во епископа Брайловскаго Онуфрия Парусова и Софрония во епископа Симбирского. Эти два епископа возвели Кирилла в митрополита Белокриницкого.
Само собой, понятно, что эта старообрядческая раскольничья иерархия была резко враждебной по отношению к Русской Православной Церкви и её легко могли использовать враждебный России силы для поддержания раскола в русском народе, Значительная часть раскольников не признала эту иерархию и осталась без иерархии и священства поди именем «безпоповцев», довольствуясь для отправления своих богослужений начётчиками, не имевшими иерархического посвящения.
Некоторые старо обрядческие группы приняли к себе священников по тем или иным причинам удалившихся из Русской Церкви и получили наименование «Беглопоповцев».
Отношение владыки Антония к единоверию.
После реформы патриарха Никона XVII века и возникшего столь длительного и углублённого церковного раскола, владыка Антоний были первый в России архиерей, который стал «покровителем единоверия». Оценив со всей ясностью его ума трагическое положение этого вопроса в России, владыка Антоний, ещё будучи ректором Казанской Духовной Академии, во время 3-го Всероссийского Миссионерского Съезда в Казани, по поручению Казанского архиепископа Владимира, отыскали в книгохранилищах экземпляр древнего архиерейского Чиновника, снял с него копию — это была рукопись Московской Синодальной библиотеки. С возведением владыки Антония в архиереи, он стал совершать архиерейские богослужения в единоверческих храмах по этому Чиновнику. Вскоре копии этого Чиновника были распространены в Перми, в Самаре, Саратове, в Нижнем Новгороде, в Москве, Курске, Житомире, в Могилёве, Петрозаводске, Архангельске и в других городах, где были старообрядцы. Владыка Антоний, как викарий Казанской епархии, а затем, как епархиальный архиерей Уфимской и Житомирской епархии, стал оказывать широкое покровительство единоверческим приходам, заботясь об их духовных нуждах, как попечительный отец.
Единоверцы, не встречавшие ранее такого к себе отношения, стали именовать владыку Антония «покровителем единоверия». Владыка Антоний принял близко к сердцу давнишнюю мечту единоверцев о своём епископе и стал помогать им в этом. В продолжении марта и апреля месяца 1905 года, в связи с предоставлением религиозной свободы старообрядцам раскольникам, владыка Антоний в С. Петербурге усиленно обсуждал с единоверцами вопрос об единоверческом епископе и готов был оказать им всяческое содействие в этом деле. Священник С. Шлеев, в своей книге об единоверии пишет: «В первое время по обнародовании указа 17 апреля, свою любовь ко единоверию и своё сострадание к его тяжёлому положению, архиепископ Антоний простёр даже до того, что обещал быть первым единоверческим епископом, если на то будет воля Святейшего Синода и Государя. Владыка нисколько не стеснялся той переменой, какая должна была произойти в образе его жизни. Соглашался отказаться от почётной и богатой Волынской кафедры. Он знал, что ждёт первого единоверческого архиерея. Крайняя материальная и нравственная тяжесть, однако, не испугали его, но больше ещё утверждали в принятом им намерении. Он предвидел, что на этом месте больше всего можно встретить неприятностей от лжебратии и, несмотря на это, был готов принести себя в жертву святому Соединенству. На Фоминой неделе 30-го апреля архиепископ имели продолжительную беседу с единоверцами. Плодом этой беседы было то, что Высокопреосвященный одобрил планы Петербургских единоверцев просить себе епископа. Последние не знали, как благодарить благостнейшего владыку за такое отеческое отношение…»
Владыка ясно видел, что единоверцы сумели сохранить преемственно от своих предков ту церковно-приходскую жизнь, которой так сильна была когда-то Св. Русь, проникнутая от мала до велика соборностью, когда каждый православный христианин, каждый русский принимали непосредственное участие в жизни Церкви. Единоверческие приходы сохраняли монастырский уклад жизни, монастырское отношение настоятеля и прихожан — братии, монастырскую церковную дисциплину, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. Богослужения совершались по Типикону, без сокращений, с сохранением всех его подробностей, они были блюстители старо-русской церковной жизни. Владыка Антоний надеялся, что единоверцы под его руководством сослужат добрую службу Русской Православной Церкви, показав на деле свою неутраченную, чистую, сохранившуюся от предков церковно-приходскую жизнь, которая могла быть образцом для всей Русской Православной Церкви.
При таких обстоятельствах владыка Антоний приступил к трудам в 6-м Отделе Предсоборного Присутствия, во главе которого он был поставлен.
Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Т3, Издание Северо-Американской и Канадской епархии, Нью-Йорк, 1957, с.160-169.
Источник: internetsobor.org