В семинаре приняли участие несколько групп специалистов, которые занимаются в Православных Поместных Церквах вопросами планирования и качества образования.
Первую группу составили представители международной комиссии Поместных Православных Церквей, занимающейся выработкой критериев качества православного богословского образования, в которую входят заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), протоиерей Рауно Пиетаринен из Финской Православной Церкви, отец доктор Григорий Стамкопулос из Церковной академии в Салониках, профессор литургики Свято-Владимирской семинарии о. доктор Павел Мейендорф, директор Православной академии на о. Крит доктор Константин Кеннанидис, один из основателей системы медицинского обслуживания в Финляндии и обеспечения качества в этой сфере, а ныне консультант международной рабочей группы доктор Сеппо Лейсти и о. Влад Теадер из Румынии.
Вторую группу составили представители духовных академий и семинарий, в том числе — Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий, Самарской, Смоленской, Саратовской, Казанской, Пензенской и Коломенской духовных семинарий.
Участие председателя Учебного комитета аархиепископа Верейского Евгения, а также представителей третьей и четвертой группы лиц, занимающихся соответственно разработкой стратегического планирования при Учебном комитете и обеспечением финансирования образовательных проектов Учебного комитета, ожидается во второй день работы семинара — 12 октября.
Открыл форум архиепископ Нижегородский Арзамасский Георгий, который подчеркнул, что на пути преобразований в духовных школах важно избежать крайностей: с одной стороны, не поддаться возможному секулярному влиянию в процессе перехода на светские стандарты, с другой — избавиться от нездорового церковного консерватизма, который цепляется за внешние формы церковной культуры XIX в. только потому, что не может предложить живого ответа на вопросы современного верующего человека.
Далее заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун) рассказал о деятельности международной группы по качеству богословского образования, которая встречается регулярно на протяжении последних нескольких лет два раза в год.
Протоиерей Рауно Пиетаринен сказал о том, что богословское образование — не только то, что мы делаем на этом поприще, но и то, как мы это делаем. В качестве первого шага каждая богословская школа должна иметь стратегический план, в качестве второго — выработать представление о том, каких именно специалистов нужно готовить и, наконец, сформулировать принципы подготовки хорошего священника. В дополнение ко всему должна быть введена система контроля качества. То, что делает международная группа не является абстракцией, а должно быть воспринято церковными системами богословского образования.
Доктор Константин Кеннонидис выступил на тему «Цели и результаты богословского образования». По его словам, миссия современной Церкви — донести весть Христову до современного общества. Для этого необходимо иметь хорошую учебную и научную квалификацию. Православное богословское образование невозможно ограничить четырьмя, пятью или шестью годами обучения, и это касается не только подготовки священнослужителей. Поэтому важен высокий уровень контроля качества. Для многих молодых людей высшее образование дает не только знания, но параллельно формирует их духовность и воспитывает их характер. Студенты церковных вузов должны научиться быть лидерами церковных общин и служителями в социальной работе. Им следует получить такой духовный опыт, который они потом смогут передать другим членам Церкви, стать свидетелями веры. Для этого богословское образование следует мыслить личностно-ориентированным, оно не может быть только механическим усвоением информации для ее последующего воспроизведения. Будущие пастыри должны научиться принимать решения в ежедневной жизни — это не только «мудрость прошлого», но и современная актуальная работа.
Есть две опасности — подпасть под секулярное влияние современности, либо, не найдя собственных ответов на запросы современников, держаться неразумного конверватизма и испытывать, как следствие, обвинения в «фундамендализме». Поэтому должен быть средний путь. Всегда есть риск использования церковной жизни для служения той или иной идеологии. Это может привести людей в Церковь, но не может удержать их в Церкви, т.к. они стремятся к личной, аскетической жизни. Сегодня любой контакт с представителем Церкви носит консультативный характер: люди просят дать им совет. Но это возможно только тогда, когда пастырь познал себя, свою духовную жизнь и устроение. Значит, процесс самоспознания должен стать основным в нашей церковной системе образования.
Студенты должны получить инструментарий для познания особенностей пастырского служения. Каждая личность — уникальная, поэтому решение трудных пастырских вопросов должно быть личностно-ориентированным. Этот подход может помочь решить вопрос методологии церковного образования.
Протоирей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе МПДА, провел презентацию на тему «Добрый пастырь: профиль специальности». Он представил профиль программы бакалавриата и постарался очертить ответы на ряд вопросов, связанных с разработкой этого нового профиля. Профиль разрабатывается потому, что в этом году были приняты конкретные решения Синода о духовном образовании, которые предполагают вхождение в болонский процесс и появление новых средств для контроля за образованием.
Профиль необходим, поскольку результаты обучения должны соответствовать новому культурному и общественному контексту служения священника: должны быть учтены востребованность социальной, миссионерской и молодежной деятельности Церкви, проектная деятельность, присутствие Церкви в СМИ, идущая общецерковная дискуссия по актуальным вопросам, продолжающийся диалог Церкви и современной науки.
Методология построения нового профиля такова, что вначале проводится функциональный анализ, затем составляется функциональная карта, производится ревизия учебного плана, строится кредитно-модульная система и осуществляется контроль качества образования.
О. Павлом была представлена функциональная карта на различных уровнях. Цель обучения в семинарии — подготовка кандидата на рукоположение, потенциального священнослужителя. Цель его будущей деятельности — приводить людей ко спасению. Были выделены 4 основных блока в видах деятельности: богослужение, душепопечение, свидетельство о Христе, руководство приходской общиной. Докладчик дал подробные комментарии к каждому из пунктов нового профиля указанной специальности.
Отец Павел также рассказал, что в ближайшее время планируется масштабное социологическое исследование «Духовное образование в России и за рубежом» и разработка учебного плана магистратуры (через создание нескольких учебных карт).
Отец Григорий Стамкопулос из Церковной академии в Салониках сделал сообщение на тему «Церковное обучение в современном мире». По его словам, термин «церковное» образование лучше подходит к той системе образования, которая сложилась в Византии и России, в отличие от того подхода, который можно наблюдать в западном мире, когда изучение богословия не предполагает наличия личного аскетического опыта. Университетское образование в Европе и США постепенно отстранилось от своего богословского контекста, значение академических богословских исследований для большей части общества утратили свое прежнее значение.
Далее докладчик остановился на вопросе, как выразить христианское учение в секулярном и даже антихристиански настроенном мире, рассказал о различных междисциплинарных подходах в богословском образовании, а также о вопросах соотношения веры и науки.
12 ноября семинар продолжит работу.
Официальный сайт Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии