Проблема истины
Проблема истины является одной из ключевых и базовых проблем в эпистемологии вообще и в философском осмыслении религиозного знания в частности. То, каким образом понимается истина, определяет отношение к содержанию имеющегося у нас знания, определяет требования к обоснованию и влияет на вопрос о достижимости истинного знания.
Статья

Поэтому любое обсуждение проблем, так или иначе связанных с истиной, начинается с определения того, что такое истина. Это подразумевает формулировку понятия истины и установление критериев ее достижимости. Поэтому истина имеет значение не в только в качестве некоторой абстрактной цели, но также как один из критериев знания.

В контексте философии религии и эпистемологии истину можно определять как минимум в трех различных смыслах. Во-первых, как некоторое убеждение, являющееся истинным. В данном случае термин «истина» используется как сокращение от словосочетания истинное убеждение. Во-вторых, как соответствие действительности, то есть реальное положение дел. И, в-третьих, как некоторую конечную цель, к которой устремляется познание, как источник всего истинного. В третьем смысле Истина является в христианстве одним из имен Бога и рассматривается как высшая ценность не только познавательной, но и любой деятельности. Однако Истина в этом смысле совершенно не предполагает познаваемость Божественной природы, хотя такие точки зрения тоже возможны. Скорее, речь идет о принятии той истины, которую Бог предлагает познать человеку. При этом уже ранняя патристика признает единую истину Откровения, которая не нуждается в обосновании, а требует истолкования и разъяснения. Это спасительная истина, которая играет несколько иную роль, чем истина эпистемологическая.

Поскольку поднятая тема касается вопросов эпистемологии, далее будет рассматриваться истина во втором и третьем варианте определения, причем в случае третьего варианта акцент будет сделан именно на познавательной деятельности. Рассмотрение проблемы истины с точки зрения эпистемологии требует уклона в сторону рационалистического подхода в философии религии, свойственного в большей степени схоластической философии, поэтому вопрос о возможности достижимости Истины путем исключительно веры в данном случае не рассматривается.

Согласно позиции многих современных философов, по крайней мере аналитического направления в философии, знание – это истинное обоснованное убеждение, хотя понимание каждого из трех критериев знания может существенно различаться. Даже те, кто не приписывает знанию необходимость быть обоснованным, соглашаются с тем, что для того, чтобы являться знанием, убеждение должно быть истинным в том или ином смысле. Соответственно, чтобы понять, что такое истина, мы должны как минимум понимать, каким образом соотносятся убеждение и истина, а также, в некоторых случаях, как соотносятся обоснование и истина. Отсюда возникают другие проблемы, такие как проблема доступа к истине и проблема относительности знаний. Но прежде, чем перейти к рассмотрению более специфических проблем, необходимо остановиться на том, что, собственно, из себя представляет истина. Эта тема связана с рядом, возможно, наиболее сложных вопросов в эпистемологии. Является ли истина некоторым объектом реального мира, фактом, положением дел, внутренней непротиворечивостью убеждений или же она совпадает с некоторым высшим Благом? С другой стороны, нужна ли вообще концепция истины в том виде, в котором она существовала на протяжении большей части истории философии?

Для начала необходимо определиться с тем, как истину определяют в общей эпистемологии. Ответы на вопросы, касающиеся природы и понятия истины, можно найти в различных теориях истины, основными из которых являются: корреспондентная, когерентная, прагматическая, конвенциональная, перформативная и дефляционная.

Корреспондентная теория истины – это теория соответствия. Существует две основные версии данной теории – теория соответствия объекту и теория соответствия факту. Классической версией корреспондентной теории истины является теория соответствия объекту. В наиболее простом виде ее можно сформулировать следующим образом: истина – это то, что соответствует существующему на самом деле. То есть такой критерий истины предлагает соотносить убеждения с объектами реального мира (нужно заметить, что представления о том, что такое реальность, могут отличаться) и, при наличии соответствия, признавать такое убеждение истинным. В достаточно явной форме эту теорию истинности можно обнаружить, например, у Платона, Аристотеля и Фомы Аквинского.

Зарождение современной корреспондентной теории истины происходило в начале ХХ века, когда Г.Е. Мур и Б. Рассел сформулировали теорию идентичности, согласно которой истинная пропозиция идентична факту. Эта точка зрения предполагает, что истинные пропозиции существуют в реальном мире. Однако в дальнейшем Мур и Рассел отказались от данной теории, признав пропозиции несуществующими в реальном мире, и обратились к корреспондентной теории истины, которая заключается в следующем утверждении: истина – это то, что соответствует факту. Таким образом, из сочетания классической корреспондентной теории и теории идентичности появилась теория соответствия факту.

Однако другой мыслитель, занимавшийся вопросами истины, – А. Тарский, сформулировал свою теорию истины, которую назвал семантическая концепция истины. В основе ее идея, что предложения (пропозиции) являются носителями истинности. В отличие от Рассела и Мура, он не рассматривал вопрос о действительном существовании пропозиций и считал данный подход, закрепленный конвенционально, то есть всеобщим соглашением, наиболее удобным (стоит сказать, что и Рассел признавал логические преимущества данного подхода). Тарский показал, что можно построить концепцию истинности без отсылки к фактам, что стало основанием для нескольких новых теорий истины. На основании подходов Рассела, Мура и Тарского также были построены различные версии корреспондентной теории истины, например, репрезентативная и ситуативная теории. Кроме того, к данному направлению относится теория, предлагающая рассматривать отношение «истина-реальность» с другой стороны и вводящая понятие truthmakers (которое невозможно адекватно перевести на русский язык). Оно означает определенные факторы, существование которых влечет истинность высказываний (в качестве таких факторов называют факты, объекты, положения дел, тропы и т.д.).

Когерентная теория истины – это подход к пониманию истины, согласно которому истинно то убеждение, которое входит в когерентную систему убеждений. То есть истина является природой когерентных систем, их особым свойством. Этот подход был популярен в среде британских идеалистов, с которыми полемизировали Мур и Рассел. В данном подходе полностью исключается необходимая связь с реальным миром в качестве фактора, влияющего на истинность, что одновременно обеспечивает и сильные, и слабые стороны данного подхода. Однако такую связь обеспечивает идеалистическая метафизика, которая является основанием подавляющего большинства когерентных подходов.

Прагматическая теория истины устанавливает в качестве критерия истинности практику. Эта теория существует в двух различных версиях. Первый подход, сформулированный Ч. Пирсом, определяет истину как конечный итог исследования. Второй подход, который разделяют и Пирс, и У. Джемс, предполагает, что истина – это то, во что удовлетворительно верить, предполагая в качестве критерия практическую ценность и практический результат.

Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения (конвенции) в определенном сообществе. Например, истина в научном знании, с точки зрения такого подхода, – это некоторый набор пропозиций, который признается в качестве истины с точки зрения научного сообщества.

Перформативная теория истины, создателем которой является П. Стросон, утверждает, что слово «истинно» является перформативом, то есть речевым актом, который равноценен поступку или действию. Согласно данной теории, сказать, что нечто истинно, значит осуществить определенное действие, схожее с утверждением некоторой пропозиции.

Дефляционная теория истины существует в множестве различных вариантов. Д. Стольяр отмечает, что «дефляционная теория имела хождение под многими различными именами, включая, как минимум, следующие: теория избыточности (redundancy), теория исчезновения (disappearance), теория безыстинности (no-truth), теория раскавычивания (disquotational) и минималистская (minimalist) теория». Большинство разновидностей дефляционной теории базируется на принципе избыточности, то есть точке зрения, что утверждение, что некоторая пропозиция истинна, ничего не добавляет к самому утверждению. Иначе говоря, истинным мы обычно называем то, что мы утверждаем, и, следовательно, добавлять к утверждению то, что оно истинно, имеет смысл только в этом контексте. Теория раскавычивания, разработанная У. Куайном, определяет истину как способ убрать кавычки с некоторого слова и говорить уже не о слове, а о его референте. Например, мы можем сказать, что утверждение «Яблоко красное» истинно тогда и только тогда, когда яблоко красное.

Вышеперечисленные подходы рассматривают истину совершенно по-разному. Если различные варианты корреспондентной теории истины понимают ее как нечто существующее в реальном мире, то остальные теории в различной степени редуцируют ее к иным явлениям или же вовсе отрицают ее существование. Соответственно, существует два различных подхода – реализм и антиреализм в отношении истины. Традиционный реалистический подход к пониманию природы истины можно встретить в разработанном виде уже в «Метафизике» Аристотеля: «Сказать, что существующее не существует или что несуществующее существует, значит высказать ложь, сказать же, что существующее существует, а несуществующее не существует, значит высказать истину». В обыденном опыте люди чаще всего полагают, что факты о вещах, их основных свойствах и отношениях не изменяются от нашего знания или незнания о них. Эта идея лежит в основе большинства наших повседневных, научных и социальных практик. Сторонники антиреализма утверждают, напротив, что истина в том или ином смысле не существует. Наиболее ярким примером антиреализма является дефляционный подход.

В полемике между реализмом и антиреализмом раскрывается проблема относительности истины и проблема доступа к истине. Исторический процесс связан с постоянным изменением не только количественного объема знаний человечества, но и с качественным изменением их объема, а именно с изменением содержания тех убеждений, которые мы считаем знаниями, что наиболее проявляется в науке. Анализ научного прогресса явно демонстрирует, что то, что казалось истинным 100 лет назад, в наши дни может быть абсолютно ложным. И то, что мы считаем истинным сейчас, может оказаться ложью через 100 лет. Однако последующие научные открытия в целом скорее дополняют картину мира, чем полностью ее меняют. Кроме того, согласно христианской точке зрения, религиозные знания сохраняют свое содержание на протяжении тысячелетий. В этой связи многие считают обоснованным выделение понятий относительной и абсолютной истины. При таком разделении относительная истина может пониматься как фрагмент или смутное отображение истины, доступное человечеству на определенном этапе познания, а абсолютная истина – это идеал, конечный объект, которому соответствует максимально точное и исчерпывающее знание.

Под несколько иным углом раскрывается проблема доступа к истине. Корреспондентная теория истины предполагает, что существует только одна истина, соответствующая реальности, значит для того, чтобы говорить об истинности наших убеждений, мы должны обосновать доступ к этой истине. Иными словами, способы, которыми мы обосновываем наши убеждения, должны в конечном итоге приводить нас к истине. Традиционно считается, что обоснование – это то, что связывает убеждение с истиной (другой подход заключается в том, чтобы воспринимать обоснование как «оправдание», то есть способ эксплицировать убеждение и причины его возникновения таким образом, чтобы стало ясно, почему субъект придерживается его). Поэтому проблема доступа к истине – это проблема того, что лежит в основе самого обоснования.

Невозможность обосновать доступ к истине порождает проблему скептицизма. Скептики считают, что воздержание от суждения является наиболее приемлемым вариантом по отношению к нашим убеждениям, потому что нет способа надлежащим образом обосновать доступ к истине, даже если мы предполагаем ее существование. Однако, несмотря на разнообразие скептических аргументов, эта позиция не является достаточно обоснованной, чтобы подорвать обыденные представления о возможности доступа к истине. Проблема здесь заключается в том, что каждая из альтернатив, в том числе и сам скептицизм, требует принятия определенных предпосылок. Значительным и, пожалуй, решающим аргументом в пользу возможности доступа к истине, устанавливаемой в рамках научных изысканий, являются практические подтверждения научных результатов, а в некоторых случаях – вера в отношении некоторых базовых убеждений, которая не может быть опровергнута скептицизмом, который, в свою очередь, сам требует подобных убеждений. Этот простой и интуитивно понятный аргумент склоняет большую часть философов к убеждению, что доступ к истине возможен. Реализм в отношении истины во многом связан с вышеуказанной проблемой доступа, и отказ от окончательного принятия скептицизма способствует тому, что реалистические концепции (пусть и в несколько ослабленном виде) остаются преобладающими в современной философии.

Основные источники

Обновляемая библиография по теме: https://philpapers.org/browse/truth.

Классические версии корреспондентной теории истины

Аристотель. Метафизика.

Платон. Теэтет.

Платон. Кратил.

Frege, F.L.G. Über Sinn und Bedeutung // Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik. 1892. Р. 25-50 (Рус. пер. – Фреге Ф.Л.Г. О смысле и значении).

Wittgenstein L. Logisch-Philosophische Abhandlung (Рус. пер. – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Перевод и параллельный философско-семиотический комментарий В.П. Руднева // Логос. 1999. № 1. С. 99-130; №3. C. 147-173; №8. C. 68-87. Часть 1часть 2часть 3).

Russell B. On the nature of truth and falsehood // Philosophical Essays. Longmans, Green, 1910. (Рус. пер. – Рассел Б. О природе истины и лжи // Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957).

Russell B. The Problems of Philosophy, Oxford University Press, 1912. (Рус. пер. – Бертран Р. Проблемы философии // Введение в философию. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. 318 с.).

Austin, J.L. Truth // Proceedings of the Aristotelian Society (Supplementary Volume). 1950. 24. Р. 111-129.

Tarski A. The Semantic Conception of Truth and the Foundations of Semantics // Philosophy and Phenomenological Research. 1944.

Tarski A. The Concept of Truth in Formalized Languages // Logic, Semantics, Metamathematics. Clarendon Press, 1956.

Современные версии корреспондентной теории истины

Armstrong, D.M. A World of States of Affairs. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

David M. Correspondence and Disquotation. Oxford: Oxford University Press, 1994.

Jackson F. Representation, truth and realism // The Monist. 2006. 89. Р. 50-62.

Fox J. Truthmaker // Australasian Journal of Philosophy. 1987. 65. Р. 188-207.

Alston, William P. A Realist Conception of Truth. Ithaca: Cornell University Press, 1996.

Когерентизм

Young, J.O. A defense of the coherence theory of truth // Journal of Philosophical Research. 2001. 26. Р. 89-101.

Walker, R.C.S. The Coherence Theory of Truth. London: Routledge, 1989.

Resher N. The Coherence Theory of Truth. Oxford, 1973.

Прагматизм

James, William. Pragmatism’s conception of truth // Pragmatism, New York: Longmans, 1907. Р. 197-236.

Misak, Cheryl J. Truth and the End of Inquiry, Oxford: Oxford University Press, 2004.

Misak, Cheryl J. The pragmatist theory of truth // M. Glanzberg (ed.) 2018. Р. 283-303.

Антиреализм (дефляционизм)

Ayer, A.J. The Criterion of Truth // Analysis. 1935. 3.

Dummett M. Truth // Proceedings of the Aristotelian Society. 1959. 59. Р. 141-162.

Dummett M. What is a theory of meaning? (II) // Truth and Meaning, G. Evans and J. McDowell (eds.). Oxford: Clarendon Press, 1976.

Horwich P. Truth. Basil Blackwell Ltd., 1990.

Анализ и критика

Szaif J. Plato and Aristotle on truth and falsehood // M. Glanzberg (ed.). 2018, Р. 9-49.

В работе обсуждаются классические представления об истине в работах Платона и Аристотеля, делаются выводы о роли этих представлений в истории философии.

Field H. Tarski’s theory of truth // Journal of Philosophy. 1972. 69. Р. 347-375.

В работе проводится анализ недостатков и преимуществ теории истины, предложенной Альфредом Тарским.

Russell B. The Problems of Philosophy. Oxford University Press, 1912. (Рус. пер. – Бертран Р. Проблемы философии // Введение в философию. Проблемы философии. М.: Республика, 2000. 318 с.)

В работе в доступной форме рассматриваются базовые проблемы философии, в том числе проблемы Истины.

Гагинский А.М. Критерий, знание, истина // Epistemology & Philosophy of Science. 2013. №3.

Статья посвящена анализу ключевых понятий эпистемологии, таких как критерий, знание и истина. Показывается, как корреспондентная теория приводит к тому, что истина подменяется различными критериями, которые необходимы для процесса познания, но неспособны дать верное представление о самой истине.

Никифоров А.Л. Понятие истины в теории познания // Epistemology & Philosophy of Science. 2008. №2.

В работе проводится анализ понятия истины в сопоставлении с научным знанием, логикой и объективной реальностью, делаются выводы о том, какие изменения претерпело понятие истины в новейшей философии.

Вейнгартнер П. Фундаментальные проблемы теорий истины. М.: Росспэн. 2005.

В работе анализируется природа истины и рассматриваются различные теории истины, которые предлагались в истории философии и предлагаются в настоящее время. Приводится обоснование того, что (классическое) понимание истины как соответствия является наиболее фундаментальным и перспективным.

Гадамер Х.Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30-37.

В работе анализируется понятие истины в философии, науке и религии и рассматривается вопрос о доступности истины для научного познания.

Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Издательство политической литературы, 1977.

В этой классической работе рассматривается сущность научной истины, а также те ее проблемы, которые возникают в ходе развития современной науки (критерий истины, возрастание абстрактного элемента в научном знании и объективность истины и др.). 

Многомерность истины / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Редкол.: А.А. Горелов, М.М. Новосёлов. М.: ИФРАН, 2008. 216 с.

В книге представлены результаты исследований по фундаментальной проблеме эпистемологии – проблеме истины с точки зрения различных подходов.

Понятие истины в социогуманитарном познании / Отв. ред. А.Л. Никифоров. М.: ИФРАН, Рос. акад. наук, Ин-т философии; 2008. 212 с.

В статьях сборника рассматриваются общие проблемы современной теории истины, возникающие как в отдельных специфических отраслях научного знания, так и в науке вообще.

Аналитические работы на английском языке, посвященные разнообразию концепций истины:

Davidson D. Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford University Press, 1984.

Kirkham R. Theories of Truth: A Critical Introduction. MIT Press, 1992.

Beebee Helen and Dodd Julian (eds.). Truthmakers: The Contemporary Debate. Oxford: Clarendon Press, 2005.

Blackburn Simon and Simmons Keith (eds.). Truth. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Словарные статьи

Glanzberg M. Truth // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Bradley D., Norman S. Truth // Internet Encyclopedia of Philosophy.

Stoljar D. and Damnjanovic N. The Deflationary Theory of Truth // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Рус. пер. – Дефляционная теория истины). 

Обзорные работы

Многомерность истины / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Редкол.: А.А. Горелов, М.М. Новосёлов. М.: ИФРАН, 2008. 216 с.

В книге представлены результаты исследований по фундаментальной проблеме эпистемологии – проблеме истины. Стандартные определения истины получают нестандартную интерпретацию в изменяющихся условиях научного и философского познания. Вводятся новые аспекты исследования и предлагаются оригинальные определения истины. Представляет интерес освещение проблемы истины с точки зрения эволюционного подхода. Проводится сравнительный анализ научной и вненаучных традиций познания. Значительное место заняли фоновые темы: истина и творчество, истина и интерпретация, истина и мистический опыт.

Понятие истины в социогуманитарном познании / Отв. ред. А.Л. Никифоров. М.: ИФРАН, Рос. акад. наук, Ин-т философии; 2008. 212 с

В статьях сборника рассматриваются общие проблемы современной теории истины, возникшие в ходе развития философии на протяжении последних десятилетий. Обоснована необходимость уточнения классической концепции истины в связи с выявлением социокультурной обусловленности знания и постмодернистским отказом от понятия истины. Рассмотрены современные подходы к разработке прагматистской и когерентистской теорий истины; проанализирована связь понятий истины и знания и т.д. Исследованы возможности применения понятия истины для гносеологической оценки знания в области социологии, экономики, истории.

Blackburn Simon and Simmons Keith (eds.). Truth. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Этот сборник содержит работы по некоторым центральным вопросам в теории истины. Он начинается с работ Ф. Брэдли, У. Джеймса, Г. Фреге и Б. Рассела, а также включает в себя классические дискуссии середины века (включая Витгенштейна, Куайна и Остина). Завершает список подборка авторов второй половины ХХ века, включая эссе Дональда Дэвидсона и Ричарда Рорти. Отличительной особенностью сборника является то, что здесь объединены классические и минималистические теории истины. В сборнике представлен анализ как общих проблем истины, так и более конкретных логических вопросов, которые актуальны в современной философии.

 

Введение в современную эпистемологическую проблематику

Указанные ниже работы помогут сориентироваться в разнообразных аспектах философского контекста, в котором обсуждается проблема этики веры. Работа Фелдмана в сжатой форме излагает основные подходы к обоснованию и определению того, чем является знание. Работа Чизолма излагает отдельные актуальные темы теории знания, а сборник под редакцией Маттиаса и Созы знакомит читателя с конкретными вопросами, обсуждаемыми в современной эпистемологии, по каждому из которых подобрано несколько противоположных позиций, изложенных в форме дебатов.

Feldman R. Epistemology. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall, 2003.

Сhisholm, Roderick M. Theory of knowledge. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1989.

Steup Matthias and Ernest Sosa. Сontemporary debates in epistemology. Malden MA: Blackwell, 2005.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9