Тема приходской жизни – одна из самых важных не только в богословии, но и в практике. 25 июля 2014 года, обсуждая тему границ приходов, Священный Синод подчеркнул « важность воссоздания общинного строя приходской жизни ». В сентябре этого года Святейший Патриарх обратился с посланием к «архипастырям , приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов , штатным и добровольным сотрудникам приходов» – то есть ко всем тем, кто трудится сегодня на ниве развития общины.
Очевидно, что община – самая малая клетка церковного организма – неизбежно связана с состоянием всего организма и не может быть каким - то механическим образом изолирована, в том числе и от системных недостатков, которые мешают развиваться приходу.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника - настоятеля».
Итак, приход есть прежде всего община православных христиан. И именно с «богословия общины» должно начинаться возрождение церковной жизни. Община сама по себе является древнейшей формой организации социума. Общинный строй предшествует государственному устройству и по сей день является своего рода архетипом для человеческого общества. Характерным для общины являются родственные, неотчужденные отношения ее членов. В случае, когда мы говорим о церковной общине, речь идет, конечно, прежде всего о родстве духовном, – но этим не ограничивается. Отношения христианской любви должны пропитывать все христианское сообщество и в частности приход. Оставив в стороне рассуждения об общей и тотальной поврежденности человеческой природы, отметим, что идеал любви был заповедан Христом своим ученикам не просто как некий красивый образ, но как единственный отличительный признак христианского сообщества: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).
Община должна образовываться вокруг Христа. Этот очевидный факт необходимо особо подчеркнуть, потому что зачастую при устройстве общины Христос может отходить на второй план, и тогда ее центром становится священник, обряд (устав), «эксклюзивность» или же единый центр вообще может исчезнуть, и каждый начинает воспринимать церковь как «контору», в которой обязаны оказывать «духовные услуги» «по требованию».
Первая в мире христианская община – община апостолов – была собрана Спасителем и вокруг Спасителя. «Христоцентричность» должна являться основным свойством подлинной православной общины. Очень часто бывает, что такая «христоцентричность» формально декларируется, но на деле не выполняется. Желание обрести духовного наставника, духовника, вполне естественно, – но здесь скрывается большой соблазн. Священник, сам того не замечая, может подменять собой Христа и становиться для своих прихожан единственным «светом в окошке». С другой стороны, редко когда люди готовы объединиться вокруг ничем не выдающегося священника.
Еще одна существенная проблема – это разобщенность духовенства и мирян. Духовенство воспринимается как привилегированное сословие, что наиболее ярко выражается в разных нормах подготовки к Причастию для клириков и лаиков. Эта ситуация большей частью клира ощущается как нормальная и по умолчанию вытекающая из самого факта хиротонии. На приходах, как правило, выстроена четкая вертикаль власти: настоятель – клирики – алтарники – избранные миряне (клирос, староста, помощники, знакомые настоятеля, спонсоры, представители властей) – остальной народ. И место в этой «пирамиде» зачастую зависит прежде всего от степени приближенности к настоятелю. Иерархичная система устройства, которая была положена в основу миротворения Самим Создателем, с грехопадением подверглась тлетворному изменению. Для «устойчивого пребывания» и «успешного продвижения» в рамках такой системы требуются качества, понятные и обычные для мирского менеджмента, но диссонирующие с евангельской нравственностью: приспособленчество, умение угождать, ненавязчивое подхалимство, лицемерие, лживость и двуличие. Если добавить к этому еще и безоговорочную исполнительность – получается портрет идеального «винтика» системы мира сего.
Однако по духу новозаветного благовестия, вертикаль иерархической власти должна постоянно превращаться в горизонталь всепроникающей любви, объединяющей всех прихожан. Неслучайно слова «община» и «общение» однокоренные: где есть общение, там будет и община. Где есть только распоряжения (скрывающиеся под видом «благословения») – там и будет только система. Для того чтобы на приходе создать теплую атмосферу христианского братства, настоятель для начала должен знать всех (или почти всех) прихожан лично. Однако это становится практически невыполнимым, когда реальный приход «размазывается» практически до бесконечности, и большая часть даже постоянных прихожан по сути своего участия в жизни общины – те же самые чужие «захожане».
Для созидания крепких межличностных связей необходимо устраивать совместные приходские проекты – от паломнических поездок (для всех, а не только для избранных из ближнего круга) до крупных социальных акций. Но основную роль в знакомстве настоятеля с прихожанами играет, как ни банально это прозвучит, совместная трапеза, которая есть продолжение Литургии. Знакомство прихожан и священников храма между собой во внебогослужебной обстановке, общее делание, общая трапеза становятся важными факторами внутреннего единства.
Сегодня можно с печалью сказать, что общий дух разрушения и перемешивания не прошел мимо общинной жизни. Прежняя культура общинной жизни давно была утрачена, новая же только начинает зарождаться. В связи с этим представляется крайне важным воспитание нового поколения пастырей в духовных учебных заведениях, для которых богослужебная жизнь вне общинной была бы очевидной ненормальностью.
Говоря о частных проявлениях общинной жизни, следует выделить несколько ключевых направлений, нуждающихся в особом внимании.
Во - первых, предкрещальная катехизация. На многих приходах она до сих пор остается в неразвитом состоянии. В Московской городской епархии, например, предписано совершать минимум две предкрещальные беседы, которые явно недостаточны для того, чтобы научить христианской жизни желающего войти в Церковь. Дерзнем предположить, что только катехизация с минимальной продолжительностью 6 месяцев (при условии одного занятия в неделю, что наиболее удобно для большинства городских жителей) способна научить какому - то минимуму, который необходимо знать, вступая в Церковь. Полугодовая (а еще лучше – годовая) катехизация, при условии, что занятия проводит образованный, талантливый катехизатор, способна заронить в душу пришедшего зерно христианского знания, заставить почувствовать принадлежность своей общине. Крещение следовало бы проводить, по древней традиции, на праздники Рождества, Богоявления или в Великую Субботу. Экономические соображения, которые обычно приводят как контраргумент, не выдерживают никакой критики. Что правильнее и экономически целесообразнее: крестить не только неверующего, но и погрязшего в смертных грехах человека, который в лучшем случае снова окажется в храме только для отпевания, и получить от него даже хорошие деньги или же подготовить и получить в итоге еще одного реального, а не фиктивного члена Церкви Христовой и местной православной общины? Священнослужители не могут и не должны продавать право вхождения в Церковь людям, мотивация которых более чем сомнительна («русский – значит, православный», «покрестимся, чтобы не болеть», «так моя бабушка делала» и т.п.). Конечно же, оглашаемые должны присутствовать и на богослужении, которое само по себе является « наглядным пособием», и покидать его на возгласе «Оглашенные, изыдите!».
Следующая важная тема – проблема понятности богослужения. Если человек во время оглашения был приучен к христианскому образу мысли, он захочет понимать и участвовать в богослужении. В настоящее время можно говорить о двух подходах, применяемых в храмах Русской Православной Церкви: «русификация» богослужения, то есть замена отдельных церковнославняских слов на более привычные для русского уха («живот» – «жизнь», «исполнение» – «полнота», «вонь» – «в него», «любы» – «любовь» и пр .), с другой стороны , отдельные встречи и беседы, на которых происходит систематический разбор как структуры богослужения, так и содержания текстов. Дискуссия вокруг проектов Межсоборного присутствия на тему адаптации церковнославянских текстов хорошо показала, насколько эта тема является болезненной и табуированной для многих. Однако ничто не мешает в рамках организации приходской деятельности проводить общедоступные беседы, на которых не только объяснять чинопоследования, но и переводить и растолковывать основные песнопения, тропари и кондаки праздников, догматики и задостойники – то есть всё то, что регулярно поётся и читается в храме.
Понятное богослужение подразумевает не только объяснение Литургии, но и внятное чтение Слова Божьего – центрального момента литургии слова. За таким чтением должна следовать проповедь как пояснение прочитанного и наставление общины в жизни по Евангелию. Самая неблагополучная ситуация сегодня наблюдается с чтением апостольских посланий и книги Деяний: если евангельский текст у многих молящихся, как говорится, «на слуху», то вот с пониманием посланий ситуация просто катастрофическая. Положение усугубляется еще и тем, что за редким исключением проповедь строится в основном вокруг толкования Евангелия, а на Апостол просто не хватает ни сил, ни времени.
Кульминацией Литургии является причащение. Собранные вокруг Чаши, верные образуют мистическое Тело Христово и соединяются в один организм – общину. Именно Евхаристия и является основным объединяющим фактором, видимым выражением «христоцентричности» общины. Но ведь причащение само по себе не является «завершением» литургии как «общего делания»: более того, именно соединение членов общины со Христом и во Христе и является своего рода «трамплином» для преодоления греховного отчуждения и перехода в «общее делание» за пределами храмовых стен. Не «бить духовные баклуши» призван христианин после причастия, а с новым вдохновением делать дело Божие, где бы и в каком бы статусе он ни находился.
Другой вопрос, который в нашей практике неразрывно связан с причащением, это тема исповеди. Духовное руководство – важнейший объединительный фактор для общины. Во многих приходах нормальной является ситуация, когда настоятель и остальные священники наравне исповедуют всех приходящих. Постепенно вокруг каждого священника образуется своя «покаянная семья» – люди, которые ходят на исповедь именно к нему. Такие «покаянные семьи», из которых и складывается приход, также должны тесно общаться между собой. Ненормальной является ситуация, когда на службах с большим количеством прихожан (например, всенощные под праздники или под воскресенье ) исповедует только один, требный, священник, причем каждый раз роль этого требного священника исполняют разные клирики. Это мешает людям «закрепиться» за одним священником и становится профанацией духовного руководства, в поисках которого многие приходят в храм.
Следует также сказать о таком явлении, как нынешняя практика обязательной исповеди перед причастием. Об этом написано уже множество книг и статей, поэтому мы не будем вновь приводить всю аргументацию «за» и «против». В нынешнем понимании исповедь — это и беседа со священником, и откровение помыслов, и исповедание тяжких грехов, препятствующих причащению, и, наоборот, каждодневная вечерняя покаянная молитва из молитвослова, приносимая на бумажке к аналою. Нужно разделить вышеперечисленное и не называть все это исповедью, и тем более не требовать категорично этого как абсолютного условия перед причащением. Существуют духовные беседы - наставления, есть предкрещальная исповедь за всю жизнь, есть покаяние в тяжких грехах и возвращение таким образом в Церковь, которое не может совершаться пред каждой Евхаристией. Другое дело, что при отсутствии тяжких грехов и при реальной, а не мнимой практике духовного окормления духовник вправе сам определять форму и частоту исповеди для своего чада – при условии их постоянного общения, в том числе и вне богослужения.
Мы попытались обозначить основные проблемные точки, которые мешают сегодня развитию нашей приходской жизни. При желании их можно найти еще больше – по сути, каждое проявление церковной жизни требует переосмысления и обновления, что и было заповедано нам Спасителем. К счастью, все больше священников сегодня радеют о становлении правильной приходской жизни.
Главным двигателем возрождения сегодня призваны стать обычные приходские священники, так как именно они имеют непосредственное отношение к устройству общины. Сегодня есть довольно много клириков и мирян, которые убеждены в необходимости глубинного церковного возрождения и готовы для этого что-то предпринять. Первым шагом к изменению существующей системы может стать объединение духовенства на личном уровне. Например, два - три - четыре человека собираются и делятся своими мнениями по вопросам церковной жизн . Важно при этом помнить две вещи: общение должно происходить в реальном формате (не ЖЖ, не социальные сети) и не должно сводиться к обычным кухонным разговорам о том, «как спасти Россию» ( в данном случае – Русскую Церковь ). Оптимальный вариант – выбор темы и краткий доклад по примеру учебных семинаров в университете. Это позволит каждый раз прорабатывать определенную тему с достаточной глубиной и делиться своим опытом решения различных проблем.
Постепенно объединившиеся клирики и миряне выявляют единомышленников среди своих собратьев и подключают их к своим обсуждениям, находят сочувствующих. Так постепенно небольшой круг расширяется. Историческим примером, иллюстрирующим наши рассуждения, может стать деятельность группы «32 священников», которая пришлась на 1905 год и которая целиком и полностью была одобрена правящим архиереем – митрополитом Санкт - Петербургским Антонием (Вадковским). Благодаря этой широкой деятельности была подготовлена почва для создания Предсоборного присутствия и разработки основной повестки Поместного собора 1917–1918 гг.
Важной вехой в деле приходского возрождения является межприходское общение, подобное описанному выше личному общению священнослужителей. В этом случае крепкие общины должны образовывать единый организм, объединяющий священников и мирян. Объединение может включать в себя совместное богослужение и приобщение, совместные просветительские мероприятия и социальную работу. Таким образом, схема продвижения идей возрождения приходской жизни довольно проста: объединение клириков на личном уровне – объединение приходов – привлечение к сложившемуся союзу новых членов.
Восстановление общины является сегодня архиважным направлением церковной жизни. Оно невозможно без искоренения существенных системных недостатков, таких как клерикализм, отсутствие любви, смещение центра общины с Христа на что бы то ни было иное. Факторами, которые могут способствовать восстановлению прихода, являются: подробная катехизация, внятное богослужение, поощрение частого причащения, восстановление смысла таинства исповеди, проведение духовных бесед отдельно от Евхаристии. Продвижение идей возрождения приходской жизни возможно как на официальном уровне, «сверху», так и на уровне личного полуофициального общения священства и мирян через организацию кружков и межприходских связей.
В заключение стоит сказать, что наше общество сильно страдает от оскудения любви и даже элементарного уважения. В поисках такой любви наши соотечественники приходят в Церковь. Отрадно, если там они встречают то, чего были лишены – уважение, внимание, понимание, готовность выслушать и помочь. Крепкие приходы, где христианское отношение к ближнему, где сам Христос поставлен во главу угла, смогут стать лечебницами, способными исцелить наш народ от его многочисленных и давних ран.
Чтобы этот разговор не оказался безрезультатным, портал «Богослов.Ru» открывает специальный проект, посвященный обсуждению вопросов жизнедеятельности приходских общин. Здесь мы будем размещать как исторические и богословские материалы, так и актуальные публикации по теме возрождения общинной жизни на приходах. Приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству: присылайте свои мысли, делитесь опытом, спорьте и не соглашайтесь, сканируйте, распознавайте дореволюционные труды – одним словом, пусть этот проект станет хотя бы малым общим делом всех неравнодушных к здоровой церковной жизни!