Проблема хронологии оказывается одной из самых важных для христианских авторов и церковных историков IV–VII веков. Христианство с самого начала выступало как религия историческая. Истинность ее учения ставилась в зависимость, обосновывалась подлинностью и историчностью событий из жизни Христа. Неточности хронологии, сомнения в достоверности того или иного факта грозили основам веры. Поэтому на этапе становления и утверждения христианства в качестве государственной религии вопросы хронологии оказываются чрезвычайно важными для христианских авторов.
Перед церковной историографией III–IV веков остро встали проблемы, связанные с хронологическими расчетами. Во-первых, было важно показать всемирно-исторический процесс в строго хронологической последовательности, в соответствии с библейской концепцией всемирной истории и данными древних авторов. В решении данной задачи христианскому автору должны были помочь приводимые списки императоров и епископов в их хронологическом преемстве. Во-вторых, необходимо было соотнести все важнейшие исторические даты с событиями сакральной истории: ветхозаветными событиями и фактами из жизни Христа, иными словами, придать хронологическим расчетам особую сакральную значимость. В-третьих, необходима была новая точка отсчета для этой универсальной человеческой истории. Ни одна из существовавших в то время летосчислительных систем не отвечала этим требованиям. Каждая представляла либо только римскую историю, либо иудейскую, либо сирийскую и т. д., но не всемирную.
Неслучайно вторая половина II и весь III век ознаменовались расцветом христианской компутистики.[1] Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ипполит Римский и многие другие христианские авторы стараются рассчитать дату Рождества Христова и связать ее с событиями римской истории или традиционным счетом времени по Олимпиадам. Первое в истории христианской литературы специальное историко-хронологическое сочинение «Хронография» принадлежит автору III века Сексту Юлию Африкану. Именно это сочинение положило начало развитию христианской хронологической школы, специализирующейся на расчетах датировок важнейших событий христианской истории. Эту традицию продолжил в конце III – начале IV вв. первый церковный историк, кесарийский епископ Евсевий Памфил.
Евсевий не только представил всемирную историю в строгой хронологической последовательности, продолжил систему хронологических расчетов Юлия Африкана и определил дату Рождества Христова, принятую в дальнейшем Иеронимом и позднейшими христианскими авторами. Он совершил или, по крайней мере, подготовил огромный переворот в сознании. Он вплотную подходит к замене многочисленных и порой случайных способов летосчисления единым временем, освященным христианской традицией. Евсевий Кесарийский первым вводит в своей «Хронике», а затем и в «Церковной истории» Рождество Христово как организующий принцип всей истории, подготавливая тем самым введение новой системы счета времени — эры от Рождества Христова.
Однако от сочинения Евсевия до официального введения Дионисием Малым новой системы счета времени, эры от Рождества Христова, проходит целая эпоха, период продолжительностью в триста лет. Логично было бы ожидать, что в данный период времени происходит постепенная эволюция: утверждается новый христианский взгляд на время и историю. Какими бы ни были события-ориентиры в разных странах и у разных народов, тем не менее авторы, проникнутые христианским духом, должны были бы все чаще использовать один общий ориентир, отмечавший начало новой истории — рождение Христа.
Но, как показывают конкретные исследования, исторические сочинения данного периода обнаруживают совершенно обратную тенденцию. Западные хронисты V–VI веков, например, отказываются от использования опорных хронологических систем, использованных в свое время Иеронимом под влиянием «Хроники» Евсевия Кесарийского. При этом происходит своеобразная секуляризация летосчисления. Авторы хроник постепенно перестают использовать хронологии, отсчитывающие годы от некоего события, поворотного для религиозного сознания. Отвергается летосчисление и по ветхозаветной традиции («от Авраама»), и по новозаветной («от рождества Христова» или «от страстей Господних»). Интересно, что параллельно с этими изменениями происходит и секуляризация текста хроник, то есть сообщения о событиях светских, вытесняя сообщения церковной истории, начинают преобладать.
Те же тенденции характерны и для «Церковных историй» IV–VII веков. Постепенное увеличение доли светских сюжетов в содержании «Церковных историй» начинается с сочинения Сократа Схоластика и, постепенно нарастая, ярче всего проявляется в «Истории» Евагрия. Традиционно данное обстоятельство рассматривается исследователями как вырождение жанра, отступление от первоначального образца, заложенного в свое время Евсевием Кесарийским. Однако если рассматривать данное явление в общем контексте развития раннесредневековой исторической мысли, то оказывается, что секуляризация церковно-исторических текстов не столько связана с проблемой развития отдельного жанра, сколько является выражением некой общей тенденции.
Использование церковными историками опорных хронологических систем в своих сочинениях также обнаруживает некую склонность к секуляризации.
Евсевий Кесарийский
Годы от Авраама
Синхронизмы с Рождеством Христовым
Олимпиады
Годы правления императоров
Филосторгий
Годы правления императоров и консульства
Сократ Схоластик
Годы правления императоров
Олимпиады
Консульства
Созомен
Консульства
Феодорит Кирский
Точные датировки практически отсутствуют
Относительные датировки, только последовательность событий
Евагрий
Годы правления императоров
Антиохийская эра
Иоанн Эфесский
Годы правления императоров
Отказ от использования одних хронологических систем и выбор других в большинстве случаев выглядит вполне закономерным и объяснимым явлением. Так, например, отказ от использования датировок по олимпиадам, очевидно, связан с тем, что в 395 году олимпийские игры были запрещены эдиктом Феодосия, а вместе с играми уходит в прошлое и соответствующая хронологическая система. Консульские списки и использование консульств в качестве опорной системы датировок не представляет собой ничего нового или выдающегося. Эта традиционная и официальная хронологическая система, унаследованная от Римской империи, не потеряла своего удобства и популярности и оставалась наиболее устоявшейся и удобной системой летосчисления для хроник V–VI веков, особенно на Западе.
Датировка по годам правления императоров также представляла собой простейший и наиболее удобный способ датировки событий, особенно в том случае, если речь шла о событиях не столь далекого прошлого. При этом на Западе данная система становится слишком запутанной и неудобной в связи с политической ситуацией V века (разделение империи на две части, сепаратизм провинций, перманентные восстания и мятежи, чехарда властителей на престоле Западной Римской империи во второй половине V века, нашествия варваров, которые устанавливали свою власть на римских территориях): в условиях нестабильности власти подчас становится неясным, кого считать законным императором, а кого — тираном. С другой стороны, на Востоке, где сохраняется преемственность императорской власти, такая система счета времени остается самой простой, удобной и популярной.
Гораздо более сложным и важным для понимания исторического сознания той эпохи является вопрос о том, почему христианские авторы IV–VII веков оставляют в стороне систему счета времени, предложенную Евсевием Кесарийским, – систему, которая связывает события политической истории с событиями, ключевыми для христианского мира. Почему эра от Рождества Христова, обоснованная в трудах первого церковного историка и, в сущности, готовая к использованию, остается невостребованной вплоть до конца VI века? Причины подобной секуляризации летосчисления и всей системы исторического сознания, очевидно, следует искать не только в сфере догматических споров о природе Христа и в логике собственно религиозных рассуждений, но и в становлении и институализации христианской церкви, усилении роли императоров и складывании всей системы отношений между церковью и государством.
[1] Прикладная дисциплина, разрабатывающая принципы летоисчисления. – Прим. ред.