Проблема хронологии и «Церковные истории» IV–VII веков
Обращаясь к истории христианского летоисчисления, автор рассматривает тенденции в этой области, общие для церковно-исторической литературы IV–VII вв., и ищет возможные пути к их объяснению. Доклад на Международной научной конференции «Время в координатах истории» (Москва, 29-30 октября 2008 года).
Статья

Проблема хронологии оказывается одной из самых важных для христианских авторов и церковных историков IV–VII веков. Христи­анство с самого начала выступало как религия историческая. Истинность ее учения ставилась в зависимость, обосно­вывалась подлинностью и историчностью событий из жизни Христа. Неточности хронологии, сомнения в достоверности того или иного факта грозили основам веры. Поэтому на этапе становления и утверждения христианства в качестве государственной религии вопросы хронологии оказываются чрезвычайно важными для христианских авторов.

Перед церковной историографией III–IV веков остро встали про­блемы, связанные с хронологическими расчетами. Во-первых, было важно показать всемирно-исторический процесс в строго хронологи­ческой последовательности, в соответствии с библейской концепцией всемирной истории и данными древних авторов. В решении данной задачи христианскому автору должны были помочь приводимые спи­ски императоров и епископов в их хронологическом преемстве. Во-вторых, необходимо было соотнести все важнейшие исторические даты с событиями сакральной истории: ветхозаветными событиями и фактами из жизни Христа, иными словами, придать хронологическим расчетам особую сакральную значимость. В-третьих, необходима была новая точка отсчета для этой универсальной человеческой истории. Ни одна из существовавших в то время летосчислительных систем не от­вечала этим требованиям. Каждая представляла либо только римскую историю, либо иудейскую, либо сирийскую и т. д., но не всемирную.

Неслучайно вторая половина II и весь III век ознаменовались рас­цветом христианской компутистики.[1] Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ипполит Римский и многие другие христианские авторы стараются рассчитать дату Рождества Христова и связать ее с событиями римской истории или традиционным счетом времени по Олимпиадам. Первое в истории христианской литературы специальное историко-хронологическое сочинение «Хронография» принадлежит автору III века Сексту Юлию Африкану. Именно это сочинение поло­жило начало развитию христианской хронологической школы, специа­лизирующейся на расчетах датировок важнейших событий христиан­ской истории. Эту традицию продолжил в конце III – начале IV вв. первый церковный историк, кесарийский епископ Евсевий Памфил.

Евсевий не только представил всемирную историю в строгой хро­нологической последовательности, продолжил систему хронологических расчетов Юлия Африкана и определил дату Рожде­ства Христова, принятую в дальнейшем Иеронимом и позднейшими христианскими авторами. Он совершил или, по крайней мере, подго­товил огромный переворот в сознании. Он вплотную подходит к замене многочисленных и порой случайных способов летосчисления единым временем, освященным христианской традицией. Евсевий Ке­сарийский первым вводит в своей «Хронике», а затем и в «Церковной истории» Рождество Христово как организующий принцип всей исто­рии, подготавливая тем самым введение новой системы счета времени — эры от Рождества Христова.

Однако от сочинения Евсевия до официального введения Диониси­ем Малым новой системы счета времени, эры от Рождества Христова, проходит целая эпоха, период продолжительностью в триста лет. Ло­гично было бы ожидать, что в данный период времени происходит постепенная эволюция: утверждается новый христианский взгляд на время и историю. Какими бы ни были события-ориентиры в разных странах и у разных народов, тем не менее авторы, проникну­тые христианским духом, должны были бы все чаще использовать один общий ориентир, отмечавший начало новой истории — рождение Христа.

Но, как показывают конкретные исследования, исторические сочинения данного периода обнаруживают совершенно обратную тенденцию. Западные хронисты V–VI веков, например, отказываются от использования опорных хронологических систем, использованных в свое время Иеронимом под влиянием «Хроники» Евсевия Кесарийского. При этом происходит своеобразная секуляризация летосчисления. Авторы хроник постепенно перестают использовать хронологии, отсчи­тывающие годы от некоего события, поворотного для религиозного соз­нания. Отвергается летосчисление и по ветхозаветной традиции («от Ав­раама»), и по новозаветной («от рождества Христова» или «от страстей Господних»). Интересно, что параллельно с этими изменениями происхо­дит и секуляризация текста хроник, то есть сообщения о событиях светских, вытесняя сообщения церковной истории, начинают преобладать.

Те же тенденции характерны и для «Церковных историй» IV–VII веков. Постепенное увеличение доли светских сюжетов в содержании «Церковных историй» начинается с сочинения Сократа Схоластика и, постепенно нарастая, ярче всего проявляется в «Истории» Евагрия. Традиционно данное обстоятельство рассматривается исследователями как вырождение жанра, отступление от первоначального образца, зало­женного в свое время Евсевием Кесарийским. Однако если рассматривать данное явление в общем контексте развития раннесредневековой истори­ческой мысли, то оказывается, что секуляризация церковно-исторических текстов не столько связана с проблемой развития отдельного жанра, сколько является выражением некой общей тенденции.

Использование церковными историками опорных хронологических систем в своих сочинениях также обнаруживает некую склонность к секуляризации.

 

Евсевий Кесарийский

Годы от Авраама

Синхронизмы с Рождеством Христовым

Олимпиады

Годы правления императоров

Филосторгий

Годы правления императоров и консульства

Сократ Схоластик

Годы правления императоров

Олимпиады

Консульства

Созомен   

Консульства

Феодорит Кирский

Точные датировки практически отсутствуют

Относительные датировки, только последовательность событий

Евагрий

Годы правления императоров

Антиохийская эра

Иоанн Эфесский

Годы правления императоров

 

Отказ от использования одних хронологических систем и выбор других в большинстве случаев выглядит вполне закономерным и объяснимым явлением. Так, например, отказ от использования датировок по олимпиадам, очевидно, связан с тем, что в 395 году олимпийские игры были запрещены эдиктом Феодосия, а вместе с играми уходит в прошлое и соответствующая хронологическая система. Консульские списки и использование консульств в качестве опорной системы дати­ровок не представляет собой ничего нового или выдающегося. Эта традиционная и официальная хронологическая система, унаследован­ная от Римской империи, не потеряла своего удобства и популярности и оставалась наиболее устоявшейся и удобной системой летосчисле­ния для хроник V–VI веков, особенно на Западе.

Датировка по годам правления императоров также представляла собой простейший и наи­более удобный способ датировки событий, особенно в том случае, ес­ли речь шла о событиях не столь далекого прошлого. При этом на Западе данная система становится слишком запутанной и неудобной в связи с политической ситуацией V века (разделение империи на две части, сепаратизм провинций, перма­нентные восстания и мятежи, чехарда властителей на престоле Западной Римской империи во второй половине V века, нашествия варваров, кото­рые устанавливали свою власть на римских территориях): в условиях не­стабильности власти подчас становится неясным, кого считать законным императором, а кого — тираном. С другой стороны, на Востоке, где сохраняется преемст­венность императорской власти, такая система счета времени остается самой простой, удобной и популярной.

Гораздо более сложным и важным для понимания исторического сознания той эпохи является вопрос о том, почему христианские авто­ры IV–VII веков оставляют в стороне систему счета времени, пред­ложенную Евсевием Кесарийским, – систему, которая связывает события политиче­ской истории с событиями, ключевыми для христианского мира. Почему эра от Рождества Христова, обоснованная в трудах первого церковного историка и, в сущности, готовая к использо­ванию, остается невостребованной вплоть до конца VI века? Причины подобной секуляризации летосчисления и всей системы ис­торического сознания, очевидно, следует искать не только в сфере догматических споров о природе Христа и в логике собственно рели­гиозных рассуждений, но и в становлении и институализации христи­анской церкви, усилении роли императоров и складывании всей сис­темы отношений между церковью и государством.

 


[1] Прикладная дисциплина, разрабатывающая принципы летоисчисления. – Прим. ред.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9