Исламское сообщество России в 2007–2008 гг. — Часть третья: Создание новых муфтиятов и активизация борьбы «за права мусульман»
Об изменениях в структуре Духовного управления мусульман азиатской части России и о значении этого факта для мусульманского сообщества России рассуждает исламовед Р.А. Силантьев.
Статья

Последние два года — 2007 и 2008 — ознаменовали собой резкий рост активности «верховного муфтия Азиатской части России» Нафигуллы Аширова. Сохранив за собой пост сопредседателя Совета муфтиев в январе 2007 года, он с новыми силами вступил в борьбу за права мусульман.

В конце февраля — начале марта 2007 года Аширов сделал ряд резких заявлений в отношении православных, иудеев и госчиновников, особенно ополчившись на факультативное преподавание «Основ православной культуры» в школе при российском посольстве в Гаване. «Решение родительского собрания не может идти вразрез с Конституцией. Если завтра родители захотят, чтобы их дети изучали "Майн кампф", это что, будет законно и директор школы обязан будет идти у них на поводу? Есть же государственные нормы!» — заявил «Интерфаксу» Н. Аширов, назвав свою аргументацию «железной»[1]. В итоге за антисемитские заявления верховного муфтия извинилась пресс-служба Совета муфтиев, а за сравнение Евангелия с «Майн камфом» — сам Аширов лично[2].

«Выражая искреннее сожаление в связи с невольно причиненной обидой православной общественности, связанной с недостаточно точной интерпретацией моего мнения о преподавании "ОПК" в рамках обязательной школьной программы, приношу свои глубокие извинения», — заявил муфтий «Интерфаксу», однако позиции своей не поменял[3]. В июле 2007 года Аширов направил открытое письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, в котором в резких и оскорбительных выражениях потребовал от него принять меры в отношении настоятеля Казанского собора в Ачинске протоиерея Евгений Фролова, якобы разжигающего исламофобию и препятствующего строительству в этом городе мечети[4]. Довольно быстро выяснилось, что мусульманская община в Ачинске в подчинение Аширова не входит и главной проблемой в строительстве для нее мечети является отсутствие средств, а не чья-то позиция, однако «верховный муфтий Азиатской части России» продолжил развивать свою атаку на Русскую Православную Церковь[5].

В августе 2007 года он выступил одним из подписантов антицерковного письма «Клерикализм — угроза национальной безопасности», авторы которого по преимуществу лидеры Совета муфтиев России и союзные им мусульманские журналисты солидаризировались с нашумевшим «Письмом десяти академиков», выступали против «феодально-государственной монополии на веру» и требовали, чтобы «клерикализму во всех его видах был поставлен надежный заслон»[6]. Это письмо стало своеобразным продолжением «Открытого письма мусульманской общественности президенту В.В. Путину», опубликованного 5 марта 2007 года в газете «Известия» за подписью тех же фигурантов. В «Открытом письме» Аширов и его единомышленники требовали от властей прекратить преследования террористов и экстремистов, вину на которых они возлагали на «оборотней в погонах»[7].

В марте 2008 года Нафигулла Аширов, «Верховный муфтий Азиатской части России», отвлёкшись от обличения исламофобских властей, переключился на «еврейскую» тему, развив свою прошлогоднюю мысль на тему сионизма, Израиля и «раковой опухоли на теле человечества». Иудеи на эти высказывания отреагировали вполне предсказуемо, в очередной раз потребовав от Совета муфтиев объяснений, а не получив таковых, Федерация еврейских общин России объявила о замораживании отношений с Советом[8].

Глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин, в который раз подведенный под монастырь своими сподвижниками, первое время упорно молчал, надеясь замять весьма неприятный для него скандал. Действительно, осудить антисионистские заявления Аширова он никак не мог — это означало бы политическое самоубийство как в арабском мире, так и среди большей части адептов Совета муфтиев. Поддержка же своего прямолинейного сопредседателя сулила Гайнутдину глубокое неудовольствие властей и автоматический выход из процесса межрелигиозного диалога. Поэтому московский муфтий молчал до последнего, а на его сайте повторялась дежурная фраза о том, что «официальная позиция Совета муфтиев России вырабатывается и принимается коллегиально и озвучивается Председателем СМР или уполномоченными на это лицами», а ответственность за конфликт возлагалась на журналистов и иных провокаторов, среди которых был назван почему-то епископ Егорьевский Марк[9].

Развивающийся конфликт пыталась урегулировать Общественная палата, однако на посвященное ему заседание представители Совета муфтиев не пришли, что не помешало членам комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести принять антиашировское заявление. Впрочем, в самый острый момент конфликта его стороны удалось помирить — главный раввин России Берл Лазар и муфтий Равиль Гайнутдин при посредничестве целого ряда высокопоставленных лиц встретились и приняли совместное заявление, в котором, как ни странно, никого не осудили[10].

Казалось, главе Совета муфтиев удалось сохранить лицо, с наименьшими потерями пережив столь щекотливую ситуацию, однако входящий в Совет муфтий Карелии Висам Бардвил имел особое мнение на этот счет. На следующий день после долгожданного примирения он активно поддержал своего коллегу Аширова, с новыми силами обрушившись на «преступный сионизм». Возмущенные иудеи вновь запросили официальную реакцию Совета муфтиев, где им традиционно сказали «о лицах, имеющих право выражать официальную позицию Совета»; Висама Бардвила не осудили, однако пообещали подобных высказываний впредь не допускать[11].

Это обещание продержалось ровно сутки — до того момента, когда Нафигулла Аширов расставил все точки над «I», заявив, что ФЕОР устроило провокацию против мусульман, ввело в заблуждение Равиля Гайнутдина, в то время как подавляющее большинство мусульман России искренне не любят сионистов. «Я уверен, что он (московский муфтий) никогда не будет осуждать тех людей, которые осуждают преступления сионизма», — прямо заявил Аширов «Интерфаксу»[12]. В итоге отношение к Совету муфтиев ухудшилось и со стороны еврейских организаций, и со стороны Русской Православной Церкви, где не забыли оскорбительных высказываний Гайнутдина в адрес епископа Марка.

Впрочем, нанеся удар по межрелигиозной политике Совета муфтиев, Нафигулла Аширов не успокоился. Комментируя произошедший 11 мая инцидент, когда на гражданку Узбекистана Юлдуз Хакназарову якобы напали нацисты (правоохранительные органы отказали в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления[13]), он призвал мусульман, а также представителей этнических групп, подвергающихся нападкам экстремистов, инвестировать в строительство отдельных жилых комплексов и самостоятельно обеспечивать свою безопасность, поскольку власти ее обеспечить не могут. Предложение создавать мусульманские анклавы по образцу французских вызвало очередной всплеск негодования в обществе. Некоторые мусульманские деятели, например непризнанный муфтий Северной Осетии Али Евтеев, высказали поддержку инициативе Аширова, однако подавляющее большинство мусульман ее резко осудило[14].

«Мы категорически против создания резерваций в любом виде. Народы исторически в России проживали бок о бок, и история нашей страны богата именно тем, что народы взаимообогащали культуру друг друга, сосуществуя мирно на протяжении веков», — так прокомментировал идею создания анклавов муфтий Равиль Гайнутдин[15]. Вообще в 2007–2008 годах почти половина его заявлений оказалась посвящена опровержениям слов Аширова.

Параллельно с провоцированием новых скандалов Нафигулла Аширов занялся укреплением структуры Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР). 27 июля 2007 года на расширенном пленуме этой структуры в Первоуральске духовное звание муфтия было присвоено трем членам ДУМАЧР — свердловскому Данису Давлетову, омскому Ануарбеку Жунусову и приморскому Абдулле Ишмухамметову[16]. Первоначально планировалось, что в каждом округе азиатской части России будет по одному муфтию ДУМАЧР, однако начавшийся процесс повышения статуса региональных представителей Аширова было уже не остановить. 3 июня 2008 года на пленуме ДУМАЧР альтернативным муфтием Челябинской области был назначен чебаркульский имам ДУМАЧР азербайджанец Вугар Акперов[17], а 17 октябре того же года муфтием Кемеровской области провозгласил себя председатель региональной организации «Здоровая жизнь» Салават Кучумов[18]. Таким образом, всего за год Аширов увеличил число российских муфтиев почти на 10%.

Массовое назначение муфтиев находило понимание далеко не у всех региональных властей. Администрация Челябинской области категорически отказалась признавать Вугара Акперова муфтием и заметно активизировала поддержку лидера Духовного управления мусульман Челябинской и Курганской областей Центрального духовного управления мусульман муфтия Рината Раева, контролировавшего более 80% мусульманских общин региона. Действительно, слава у представителей ДУМАЧР в Челябинской области была самой недоброй: в 2000 году в судебном порядке было доказано, что представитель Аширова в Челябинской области распространяет экстремистские материалы и разжигает межнациональную рознь[19]. Кроме того, до перехода в ДУМАЧР Вугар Акперов входил в Духовное управление мусульман «Ассоциация мечетей России» муфтия Исмаила Шангареева, прославившегося созданием центра по подготовке террористов на базе бугурусланского медресе «Аль-Фуркан»[20].

Административно-территориальная реформа быстро показала свою эффективность — новоназначенные муфтии горой встали на защиту Аширова, когда управляющий делами ДУМАЧР Абдул-Вахед Ниязов начал кампанию по его смещению. За весну-лето 2008 года Ниязов объехал многие общины ДУМАЧР, предлагая их руководителям серьезно обдумать вопрос о соответствии Аширова занимаемой должности и ссылаясь на то, что руководство Совета муфтиев решило избавиться от своего чрезмерно скандального сопредседателя[21]. «Брат Нафигулла стал подходить к той грани, которая недостойна позиции духовного наставника и религиозного лидера», — пояснил в одном из своих интервью Ниязов, сетуя на то, что весеннее обострение борьбы Нафигуллы Аширова за права мусульман, в особенности дискуссия вокруг мусульманских анклавов, нанесло заметный урон интересам приверженцев ислама[22]. В ответ Ниязов был публично осужден и назван «дельцом и коммерсантом от ислама, играющим на руку исламофобам»[23].

 


[1] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 20 февраля 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=16741.

[2] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 28 февраля 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=16869.

[3]Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 22 февраля 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=16792.

[4] Поздняев М. За что боролись… // Новые Известия, 26 июля 2007 http://www.newizv.ru/print/73422.

[5] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 30 июля 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=19504.

[6] Сообщение сайта «Ислам.ру» от 15 августа 2007 www.islam.ru/pressclub/tema/klerzav/.

[7] Открытое письмо мусульманской общественности президенту В.В. Путину // Известия, 5 марта 2007. См. http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/open_letter/.

[8] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 20 марта 2008 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23441.

[9] Клин Б. Муфтий обругал иудеев и поссорился с православными // Известия, 20 марта 2008 http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3114213/.

[10]Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 27 марта 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23603.

[11] Сообщение сайта «IslamNews» от 4 апреля 2008 http://www.islamnews.ru/news-10972.html.

[12] http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23712.

[13] http://xeno.sova-center.ru/45A2A1E/B3E2CA6.html.

[14] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 3 апреля 2008 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23712.

[15] Болотова О. Мое гетто — моя крепость // Газета, 19 мая 2008 http://www.gzt.ru/society/2008/05/19/060146.html.

[16] http://www.justmedia.ru/news/society/2007/08/07/29696.

[17] Сообщение ИА «Урал-пресс» от 3 июня 2008 http://uralpress.ru/show_article.php?id=132731.

[18] Сообщение сайта «Исламньюс» от 20 октября 2008 http://www.islamnews.ru/news-15133.html.

[19] Силантьев Р. Ислам в современной России. Тематическая энциклопедия. — М., 2008. —С. 443.

[20] Сообщение ИА «Новости федерации» от 6 апреля 2006 http://www.regions.ru/news/1966561/.

[21] Сообщение сайта «IslamNews» от 5 августа 2008 http://www.islamnews.ru/news-13594.html.

[22] А. Ниязов: Мусульмане России, активные и профессиональные, нужны и в Сибири, и в Цхинвале // интервью опубликовано на сайте «islam.ru» 19 августа http://www.islam.ru/pressclub/vslux/aniazovcs.

[23] Сообщение сайта «IslamNews» от 26 августа 2008 http://www.islamnews.ru/news-14000.html.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9