Исламское сообщество России в 2007–2008 гг. — Часть седьмая: Ужесточение борьбы с исламским экстремизмом
В последней статье, посвященной современному состоянию российского исламского сообщества, Р.А. Силантьев предлагает читателю обзор развития антиэкстремистской политики, проводимой органами власти и выражающейся, в частности, в запрете экстремистской исламской литературы.
Статья

Очередной этап борьбы с неправильным исламом в России начал свой отсчет с 21 мая 2007 года, когда Коптевский суд города Москвы признал экстремистскими 14 книг турецкого богослова Саида Нурси под общим названием «Рисале-и Нур»[1]. Конечно, чувствительные удары по сторонникам нетрадиционного ислама наносились и в 2006 году – так, 4 декабря 2006 года приказом Банка России была отозвана лицензия на осуществление банковских операций у «Бадр-Форте Банка» Адалета Джабиева, спонсировавшего целый ряд радикальных мусульманских организаций[2]. Однако массовый запрет литературы экстремистского характера начался именно с 2007 года.

Все экстремистские книги стали вноситься в постоянно обновляющийся Федеральный список запрещенных материалов, публикующийся на сайте Министерства юстиции РФ и в «Российской газете». «Полномочия по ведению списков экстремистских материалов возложены на Росрегистрацию указом президента РФ с 5 мая 2006 года. Согласно закону, их необходимо периодически публиковать в средствах массовой информации», - заявил «Интерфаксу» глава ведомства Сергей Васильев[3].

29 декабря 2007 года этот список в числе прочих пополнила и выдержавшая около десяти переизданий книга Мухаммада Али Аль-Хашими «Личность мусульманина». Переведенная на русский язык за счет печально известного саудовского «благотворительного» фонда «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим» она стала одним из главных подарочных изданий Совета муфтиев, председатель которого Равиль Гайнутдин официально одобрил ее публикацию и даже предварил одно из изданий следующим предисловием: «Я не сомневаюсь, гуманистические идеи этой книги, основанной на Коране и Сунне Пророка Мухаммада, найдут отзвук в сердцах россиян, умножат интерес к исламу и, возможно, станут побудительным мотивом для переоценки старого мировоззренческого багажа и приближения к истинному пониманию смысла человеческого бытия»[4].

Запрет «Личности мусульманина» был предсказуемо расценен муфтием Равилем Гайнутдином как личный вызов. На проходившем 14-15 февраля 2008 года в Казани выездном заседании совета муфтиев России он заявил о своем несогласии с решением Бугурусланского суда, благодаря которому книга Мухаммада Али Аль-Хашими и пополнила Федеральный список запрещенных материалов[5]. Поддержку ему выразили и другие члены Совета – в первую очередь Мукаддас Бибарсов, даже начавший сбор денег на повторную экспертизу[6]. Впрочем, представители Совета муфтиев высказывали и противоположную точку зрения. «Как гражданин своей страны я считаю, что такой список (т.е. Федеральный список запрещенных материалов — прим. автора) должен быть. Потому что в том же перечне из 101 издания, 54 отнесены к мусульманским. В свою очередь, 21 из них – это брошюры экстремистской организации Хизб ут-Тахрир, призывающей к созданию халифата. 19 источников – ваххабитско-салафитского толка. У нас есть большие вопросы по признанным запрещенными 14 книгам турецкого богослова Саида Нурси. Но остальные источники, действительно, призывают к насилию, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни и угрожают устоям нашей государственности. Я бы сравнил их с книгой Адольфа Гитлера “Mein Kampf”. Такие книги не должны публиковаться», — заявил первый заместитель муфтия Татарстана, известный богослов и историк Валиулла Якупов, в другом комментарии уточнивший, что подобного рода книги целесообразно сжигать в соответствии с рекомендациями прокуратуры[7].

Столь законопослушная позиция обошлась Якупову очень дорого. Группа татарстанских мухтасибов во главе с автором одной из запрещенных книг Идрисом Галяутдиновым потребовала от него публичных извинений и предложила добровольно уйти с поста первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМРТ). 17 апреля на пленуме ДУМРТ стало ясно, что их точку зрения разделяют 29 из 45 мухтасибов республики. В итоге полномочия Якупова были приостановлены до следующего съезда ДУМРТ, который пройдет в 2010 году. Таким образом, гражданин России был снят со своей должности за призывы к другим гражданам России соблюдать российские законы[8].

В июле 2008 года уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ было возбуждено в отношении директора издательства «Умма» и по совместительству заведующего редакционно-издательским отделом Московского исламского университета Асламбека Эжаева, демонстративно проигнорировавшего решение Бугурусланского суда и переиздавшего «Личность мусульманина»[9]. Несмотря на очередную волну протестов со стороны руководства Совета муфтия, сотрудники МВД и в этом случае проявили принципиальность – 8 октября сотрудники ОБЭП УВД по Юго-Восточному административному округу Москвы провели обыск в издательском отделе Московского исламского университета и изъяли компьютеры, некоторые книги и оригинал-макеты, тем самым парализовав его работу. К этому времени Эжаев по собственному желанию был освобожден от должности председателя мусульманской общины «Алиф», действующей при Московском исламском университете, а руководство университета начало все активней от него дистанцироваться[10].

В августе 2008 года очередное пополнение Федерального списка запрещенных материалов опять поставило Равиля Гайнутдина в неудобное положение – листовка его ближайшего сподвижника, «верховного муфтия Азиатской части России» Нафигуллы Аширова в поддержку террористической организации «Хизбут-Тахрир» заняла почетное место рядом с «Личностью мусульманина» и трудами Саида Нурси. Основанием для этого стало решение Кузьминского районного суда Москвы от 26 октября 2007 года и определение того же суда от 21 марта 2008 года. Таким образом, сопредседатель Совета муфтиев в судебном порядке был признан автором экстремистской литературы. «Брошюрку муфтия Нафигуллы Аширова я не читал, но, несмотря на это, если суд принял решение о запрете этой книги, то мы должны обязательно неукоснительно выполнять решение суда. Закон есть закон. Надо его соблюдать», — так прокомментировал это событие «Интерфаксу» заместитель Равиля Гайнутдина Дамир Гизатуллин[11].

Впрочем, ужесточение борьбы с экстремизмом не ограничилось лишь массированной атакой на Совет муфтиев. После антинурсистского решения Коптевского суда города Москвы была начата кампания по добиванию уцелевших пантюркистских структур. Авторы ежегодного доклада Госдепартамента США, посвященного свободе вероисповедания в странах мира, с сожалением отмечали: «Генеральной прокуратурой также начато широкомасштабное расследование деятельности татарско-турецких школ, связанных с учением Саида Нурси, турецкого мусульманского богослова-пацифиста ХХ века. В декабре 2007 года сотрудники ФСБ провели обыски в домах в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Новосибирске, Махачкале и других городах в поисках материалов Нурси, в том числе и в квартире Марата Тамимдарова, который перевел некоторые работы Нурси на русский язык»[12].

Действительно, ощутимые удары по последователям «пацифиста» Нурси были нанесены в Татарстане, где местное Министерство образования летом 2007 года провело масштабную проверку с печальными для их лицеев последствиями[13], в Новосибирске, где в 2008 году решением суда была закрыт научно-исследовательский культурно-просветительский фонд «Медресет-уз-Зехра»[14], и в Дагестане, где были произведены массовые изъятия нурсистской литературы и арестованы многие приверженцы этого течения[15]. Кроме того, 10 апреля 2008 года Верховный суд РФ признал экстремистской головную структуру нурсистов – международную организацию «Нурджулар»[16].

Интересным образом борьба с нурсизмом происходила в Нижнем Новгороде, где ее инициаторами выступили лидеры местного Духовного управления мусульман. В 2000 году в этом городе под эгидой ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области открылся Благотворительный культурно-образовательный пансион «Волга». «Одновременно с адыгейской пантюркистской школой в Автозаводском районе Нижнего Новгорода в собственном здании (!) открылся «Благотворительный культурно-образовательный пансион “Волга”, куда набирали “одарённых детей преимущественно из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей”. Речь шла только о мальчиках 13-14 лет, то есть группа, на которую делают ставку пантюркисты, очерчена достаточно чётко. Как сообщила нижегородская газета “Новое дело”, директором пансиона стал турок Ахмед Йавычан, хотя реальное управление всеми делами сосредоточено в руках казахского гражданина Саидахмета Куанова (который в своё время и сам обучался в системе пансионов “Сулейманджи”). Характерно, что лицензии на образовательную деятельность не было и у “Волги”, что вызвало законные претензии областного Министерства образования», — так писала о нем в 2003 году корреспондентка ИА «Росбалт» Яна Амелина[17].

Впрочем, председатель ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области Умар Идрисов категорически отметал все обвинения «Волги» в экстремизме. «За эти пять лет не было ни одного года, чтобы не было милицейской, ФСБшной проверок. Совсем недавно мы выдержали прокурорскую проверку. Так что ложь о нашем пансионе пусть останется на совести современных иродов и азифов, которые мешают нам строить в России гражданское общество», — прямо заявил он на одном из семинаров, проведенных на базе пансиона[18]. Соратники Идрисова даже обещали судиться с «Первым каналом», однако в 2008 году отношения между ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области и «Волгой» претерпели существенные изменения[19].

Осенью 2008 года генеральный директор «Волги» И.Х.Гарипов направил заявления в Генеральную прокуратуру РФ и в Главную военную прокуратуру, в которых жаловался на рейдерский захват помещений пансиона Умаром Идрисовым, главой его аппарата Дамиром Мухетдиновым и сотрудниками спецслужб, совершенный 11 сентября. По его версии, руководство ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области вероломно предало его организацию, вознамерившись под видом борьбы с экстремизмом высвободить ее здание для нужд Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова. Гарипов обвинил Дамира Мухетдинова в разжигании ненависти к азербайджанцам и в приверженности к ваххабизму, а в отношении Идрисова он потребовал возбудить уголовное дело за самоуправство, кражу, фальсификацию доказательств и клевету[20].

Главным же событием 2008 года в деле борьбы с экстремизмом по своему резонансу в СМИ стал запрет Городищенским судом Пензенской области «Завещания аятоллы Хомейни», что вызвало неоднозначную реакцию у отечественных исламоведов, однако, вопреки опасениям, к ухудшению отношений с Ираном не привело[21].

 


[1] Федосенко В. Толкователи Корана // Российская газета, 25 мая 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=18440

[2] См. нашу статью на портале: «Новые политические инициативы Совета муфтиев». См: также: Силантьев Р. Исламский фактор на выборах в России // Московские новости, 30 ноября 2007 http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-17111.html

[3] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 29 декабря 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=22187

[4] Сообщение сайта «IslamNews» от 19 мая 2008 http://www.islamnews.ru/news-11851.html

[5] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 15 июля 2008 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=25471

[6]Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 27 марта 2008 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23576

[7] Сообщение ИА «Татар-информ» от 14 марта 2008 http://www.e-islam.ru/news/?ID=1606

[8] См. нашу статью: Острая фаза исламской истории // статья опубликована на портале «Русская линия» 23 апреля 2008 http://www.rusk.ru/st.php?idar=8998

[9] Калач М., Антонов М. «Личность мусульманина» обвинили в раздвоении // Коммерсант, 16 июля 2008

[10] Сообщение сайта «IslamNews» от 9 октября 2008 http://www.islamnews.ru/news-14896.html

[11] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 6 августа 2008 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=25922

[12] Сообщение сайта «islam.ru» от 22 октября 2008 http://www.islam.ru/rus/2008-10-22/?single=23397

[13] Амелина Я. Турецкие лицеи: право или политика? // статья размещена на сайте ИА «Росбалт» 7 июня 2008 http://www.rosbalt.ru/2008/06/07/491967.html

[14] Анисимов Н. А в Новосибирске не получилось? // Вечерний Новосибирск, 22 октября 2008

[15] Сообщение сайта «Кавказский Узел» от 15 января 2008 http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1205695.html

[16] Сообщение ИА «Лента.Ру» от 10 апреля 2008 http://www.lenta.ru/news/2008/04/10/court/

[17] Амелина Я. «Пятая колонна» в гражданском камуфляже // Россия в глобальной политике, 24 ноября 2003 http://www.globalaffairs.ru/articles/2361.html

[18] Сообщение сайта «Ислам в Нижнем Новгороде» от 9 марта 2006 http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=972

[19] См. нашу статью: Новейшая история исламского сообщества Нижегородской области // Имперское возрождение, 28 ноября 2007 http://www.fondiv.ru/articles/202/

[20] Заявление генерального директора АНО «Благотворительный культурно-образовательный пансион «Волга» И.Х.Гарипова в Генеральную прокуратуру РФ и Главную военную прокуратур // архив автора

[21] Мельников А. «Призыв» исламиста услышал суд // Независимая газета, 5 сентября 2008 http://www.ng.ru/politics/2008-09-05/4_didat.html

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9