Джихад. Концепция священной войны в исламе
Являясь исламским религиозным термином, слово «джихад»само по себе имеет давнюю историю и достаточно сложный комплекс смыслов. Многим оно знакомо в абстрактном значении священной войны. Однако некоторые современные мусульманские богословы стремятся подчеркнуть мирный характер этого понятия. Студент Московской духовной семинарии Александр Голосных в своей статье выявляет оттенки значения термина «джихад» на основе анализа его исторического развития.
Статья

Являясь исламским религиозным термином, слово джихадсамо по себе имеет давнюю историю и достаточно сложный комплекс смыслов. Многим оно знакомо в абстрактном значении «священной войны». Такое определение получило широкое распространение в результате крестовых походов[1]. Многие современные мусульманские богословы[2], напротив, стремятся показать, что данный термин носит мирный характер и преследует мирную цель – борьбы духовной. Сложность заключается в том, что понятие джихаднаходится в зависимости от субъективного восприятия отдельного человека, лидера. Термин джихад имеет реальное историческое развитие, зависящее от контекста места и времени.

Этимологически слово является отглагольным существительным, с буквальным значением борьбы[3]; чаще можно встретить в исламской литературе, более расширенную форму: борьбы на пути Аллаха[4].

В Коране содержится 6 236 аятов, из них 275 говорят прямо или косвенно о борьбе, войне и т.д. В свою очередь, слово джихадупотребляется всего 41 раз в различных формах глагола. К примеру, можно привести « al-jihad bi anfousikoum » в значении «борьба с упрямством своей души».

Из этого общего числа, как указывает Мари Терез Урвуаи, проводя детальный анализ использованных слов с корнем JHD , в шести случаях употребляется значение борьбы за Бога, с явной ссылкой на ненасильственный характер данной борьбы, и только в двух случаях – в значении борьбы против неверующих, с суровостью по отношению к ним(9:73; 66:99)[5]. В остальных же случаях слово употребляется в другом смысле: борьба за свою собственность или имущество и т.д.[6]

В Аль-Джими ас-Сахих имама Аль-Бухари, который относится к другой группе источников исламского богословия, джихад, напротив, выступает в 199-ти случаях как средство вооруженной акции, на что указывает Дуглас Э. Стреус[7]. Он также приводит мнение Бернарда Льюиса который пишет: «Подавляющее большинство исламских классических теологов, юристов традиционалистов (хадисоведов) понимают обязательства джихада именно в военном смысле» [8].

Если рассмотреть основные положения«Книги джихада» – один из разделов Аль-Джими ас-Сахих, – то в этом разделе можно выделить общие моменты, касающиеся джихада в значении военного действия. Стоит заметить, что Сахих формировался в период противостояния европейских государств и халифата, ожесточенной борьбы за Испанию[9], что вполне могло отразиться на его содержании, форме изложения и, конечно, на самом понимании и последующем толковании. Первоначально джихад относится и вменяется в обязанность только тем, кто исповедует ислам и является частью мусульманской общины, уммы. Джихад не возможен без принятия первого столпа веры ташшахуд[10]. Тем самым предлагается некая модель приоритетов: первоначальная вера, последующее усилие, борьба[11]. Поэтому уместно сослаться на это место как на косвенное доказательство того, что усилие на пути Аллаха, джихад, относится к столпам веры. Принимая первый столп, на мусульманина налагается обязанность последующего выполнения остальных столпов. Если принять во внимание данную мысль, то действительно джихад может бытьотнесен к пяти столпам веры. Это касается не только особо радикальных исламских групп, но также вполне либеральных. Отличие составляет только вектор данного вопроса, в одном случае он склоняется к прямым военным действиям – в данном случае термин джихадпонимается как «священная война», – в другом в сторону борьбы духовной, личной борьбы с самим собой и своими страстями. Стоит указать, что первая группа мусульманского общества зачастую воспринимает джихад в значении войны против неверных. Учитывая этот факт, джихад обуславливается теми же правилами, которые возлагаются на каждого мусульманина[12].

 Проявляется очевидное превосходство джихада в области духовной жизни, оно приравнивается по значимости к молитве, усиленной строгим постом, от момента начала ведения джихада до его окончания[13], т.е. человек, выполняющий джихад, совершает некое духовное действие, которое в своей нравственной категории выше молитвы или поста. Далее можно видеть, как джихадвозводится в превосходную степень, определяющую его как лучше дело[14], равного которому не находится в мире[15]. Не менее акцентируется последующая награда, определяемая при жизни как материальные блага, захваченное имущество; в случае же смерти во время джихада – как моментальная награда от Аллаха[16], вхождение в рай[17]. Джихад гарантирует духовное и административное освобождение от наказания, определенного за убийство[18]. Особое внимание обращается на цель борьбы и намерение, с которым она осуществлялась[19] в ходе джихада. Основой становится личная мотивация действий, побуждающие первопричины; строго осуждаются корыстолюбивые намерения, с целью личной наживы. Возводится в степень блаженства бескорыстный джихад[20] со всецелой отдачей себя, презрением страха смерти[21]. Джихад принимается как высшая данность, возможность служить «высоким» идеалам, ставя своей целью возвеличивание имени Аллаха[22]. Поощряется в равной степени с действием само желание, которое возводится на тот же уровень чести, даже если не находится возможности исполнить его[23].

Из вышеизложенного можно выделить основу: джихад является общеобязательным средством борьбы за собственные религиозные ценности и имущество, в его основе лежит исключительно бескорыстное намерение.

По мнению современных мусульманских богословов, которые ссылаются на мнения своих предшественников, существует несколько видов джихада[24]. Например, Абдуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд[25] разделяет джихад на четыре вида – сердца, языка, руки и меча.

· джихад сердца – противостояние собственным наклонностям, борьба со своими страстями;

· джихад языка – борьба посредством слова, миссии. Так, например, Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути, современный мусульманский богослов, декан шариатского факультета в Дамасском университете, приводит пример Мухаммада, сообщая, что прежде чем начать вести джихад мечем, тот проповедовал слово неверующим мирно[26].

· джихад руки – наказание преступников (представленный вид джихада выражается в системе шариата. – А.Г.);

· джихад меча – борьба посредством ведения боевых действий.

Три из четырех вышеприведенных форм джихада имеют в своей основе нравственные принципы, их относят к группе «большого призыва». Только четвертая форма понимается как борьба в прямом смысле слова, её относят к «малому призыву». Условием для призыва к защите личного ислама можно считать принятие первого столпа веры ташшахуд, который в свою очередь обязывает находиться в постоянной борьбе за свой внутренний иман– веру, борясь со своими наклонностями.

Призыв к джихаду как к реальной борьбе должен быть обусловлен конкретными факторами:

· наличием замысла, носящего агрессивный характер, направленного против ислама;

· опасностью потери собственного имущества или территории (в таком случае джихад будет носить личный характер – А.Г.);

· военной кампанией, направленной против исламского государства.

Первое условие можно также отнести к условиям джихада первого типа, рассматривая с духовной стороны. Чтобы лучше понять причины призыва, необходимо понять мусульманское представление о мире. Так, исламское право весь мир делит на мусульманские и немусульманские зоны: дар-аль ислам– дом ислама и дар-аль харб – дом войны[27]. На территории дар-аль ислам находится исламское государство и проживает мусульманская умма, регулируемая шариатом. Соответственно, к территории дар-аль харб относятся все остальные государства; две группы людей проживают на его пространстве: ахль аль-китаб – люди писания и мушрики– многобожники. К людям писанияКоран относитхристиан, иудеев и сабеев, индусов[28]. По мнению мусульман, они занимают особый статус, потому как следуют истинной вере и имеют неполное истинное откровение от подлинных пророков. Данные люди могут жить под властью мусульман, пока принимают статус подчинения зимии, который влечет за собой выплату определенной дани джизии и создает при этом широкий ряд ограничений. К мушрикам исламские законы гораздо суровее – им предлагается выбор: ислам или смерть. Существуют дополнительные или промежуточные зоны, называемые дар-аль ахд – дом пакта или дар-аль сульх – дом мира. Данные области являются либо союзными зонами, либо нейтральными по отношению к мусульманским странам. В истории ислама был целый ряд мирных договоров, которые заключались с людьми, относящимися к другой религиозной системе. Так, Мухаммад в 630 году заключил договор с жителями Ясриба (Медины). И в более позднее время некоторые из халифов заключали подобные договоры с Византийской империей[29]. Есть представление, что дар-аль харб постепенно должен быть преобразован в дар-аль ислам, на что также указывает  О.Г. Большаков[30]

В случае если есть реальная военная угроза со стороны дар-аль харба, по мнению некоторых исламских богословов, джихад как военное действие является обязательным для каждого отдельного мусульманина, всей мировой мусульманской общины[31]. Только правитель – имам, глава исламского государства, первым из которых был Мухаммад, а позже халифы, – может объявить и призвать всю умму выполнить положения, касающиеся джихада. Только правитель, общий лидер всех мусульман, может ратифицировать мирный договор или закончить джихад. В период ведения джихада военную повинность несут все молодые люди, мужчины, при условии что у них есть разрешение родителей принять участие в боевых действиях. Исключения составляют случаи, когда враг вступил на территорию дар-аль ислама и реально угрожает мусульманскому государству[32], тогда джихад становится обязательством каждого мусульманина, который может держать в руках оружие. Общество должно подчиняться лидеру несмотря ни на что, даже если он не является примером справедливости. В таком случае стоит заметить, что значение термина джихад целиком и полностью находится в серьезной субъективной зависимости от мнения лидера, который вполне может им манипулировать.

Если сравнивать формы джихада между собой, то можно прийти к выводу, что они тесно сопряжены друг с другом и находятся в родственном отношении, представляя некий вид радиальных кругов. Первым таким кругом является джихад сердца, направленный на внутреннюю веру человека. Он призван защитить выстроенный соответственно исламу духовный мир человека – таким образом формируется его личность. Второй, джихад языка, основываясь на сформированной мусульманской личности, проявляется очевидным образом посредством миссии, борьбы обличающего слова. Достаточно вспомнить становление Мухаммада как исламского пророка, который начинает проповедовать только после пережитого становления себя как личности, призванной к особому служению[33]. Проповедуя несколько лет тайно, Мухаммад формирует основу будущего мусульманского общества, после чего миссия приобретает новую форму открытого возвещения божественной воли[34]. После того как сформирована личность и появилась первая группа единомышленников, объеденных единой верой – мусульманское общество, образуется третий круг – джихад руки. Цель данного вида джихада защитить сформированное исламское общество посредством внутриобщественного регулирования отношений мусульман друг с другом с помощью шариата. Достаточно интересным фактом является первое восприятие мусульманами себя как общества, уммы, первоначально определяемое не религиозным принципом, а территориальным, свидетельством чего является Мединское соглашение (Мединская конституция)[35]. Согласно его основным положениям, умму составляли мусульмане, иудеи и язычники, жившие на территории Ясриба (Медины)[36]. Но впоследствии это было переосмыслено. Три вышеупомянутых вида джихада формируют общую группу «большого призыва», покрывающего единое пространство дар-ал ислама. Четвертый вид – джихад меча. Его задачей, как мы уже говорили выше, является защита ислама от врагов внешних, т.е. дар-ал харба. Данный вид джихада призван защищать исламское государство и общество от внешних врагов и формирует понятие «малого призыва». Таким образом, можно видеть историческое развитие понятия джихад и его формирование как сложной системы, которая совершенствовалась в соответствии с историческими реалиями бытия исламского общества.

Важным аспектом в системе джихада является награда, которую можно разделить на две группы: материальную и духовную. Первую составляет различное имущество, захваченное в ходе боевых действий. Материальная награда не является самоцелью, а представляет собой некое побочное явление, вознаграждение за участие в «малом призыве» для тех, кто выжил во время боя и не стал шахидом – мучеником. Можно рассматривать это так: победитель забирает имущество побежденного. Подобного рода вознаграждение может дезориентировать, так как стирается четкая граница между джихадом и газу – грабительским набегом, который не содержит духовного контекста, а преследует цель личной наживы[37]. Газу – достаточно привычное явление в арабском обществе, сохранявшееся до начала XIX века, на что указывает А. М. Васильев[38]. Для того чтобы граница между терминами не смазывалась, можно вспомнить о положении бескорыстного намерения джихада[39], о котором упоминалось выше. Такое положение позволяет определять вознаграждение как второстепенное явление, своего рода поощрение воинов, которое может опускаться вовсе[40].

Следующая группа – вознаграждение духовное. Участие в священной войне гарантирует высшее небесное благо в случае смерти во время ведения джихада, человек становится шахидом-мучеником, что позволяет ему моментально и беспрепятственно стать обитателем рая.

При описании военных действий в мусульманской исторической литературе используются слова китальили харб[41], в связи с чем можно предположить, что термин джихад в собственном значении выступает как борьба определенного рода, которая, в свою очередь, должна качественно отличаться от значений слов киталь – вооружённая борьба или харб – общее значение войны. Подобное отличие делает слово джихад уникальным по своему значению, придает ему некий духовный или даже сакральный оттенок, закрепляя за ним употребление в исключительных случаях в смысле средства защиты ислама, что формирует целую систему понятий и принципов ведения борьбы как священной войны. Если принять это во внимание, то станет понятно, что не каждое боевое действие, которое вели и ведут мусульмане, является джихадом[42]. Цель джихада – защитить ислам: во-первых, защитить внутренний ислам, каждого индивида, адепта, его иман– веру, выступив как средство духовного пробуждения, применяемое исключительно к самому себе, своей душе; во-вторых, защитить внешний ислам, выраженный в форме религиозно-государственного устройства, которое руководствуется шариатом, и представленный в виде реальной силы – уммы. Определяя для себя целью защиту исламского вероучения[43], джихад выполняет общественно-религиозную защитную функцию, имеющую сакральное значение; она укоренена в абсолютных истинах и догмах ислама. Эта яркая особенность выделяет ислам из ряда других религиозных систем[44]. Джихад в то же время выполняет функцию объединяющего средства, которое гарантирует защиту от любого рода агрессии[45], направленной на отдельного человека или на все общество в целом.

 

Список литературы:

 

1. Коран. В.М. Пороховой. М., 2001.

2. Аль-Бухари. “Ал-Джами ас-Сахих”. M., 2003.

3. Сафи-ар-Рахман ал-Мубаракфури. Жизнь пророка Мухаммада. М., 2009.

4. В.М. Белкин. Корманный арабо-русский словарь. М., 2004.

5. Саид бин Абдулах аль-Гамиди Халид бин Сулейманаль-Хусейнан. Праведные халифы. М., 2004.

6. Дон Мак-Керри. Исцеление сломанной ветви Авраама. Благовествование мусульманам. М., 1994. Don Mc Curry. Healing the broken family of Abraham. The winning of Muslims.

7. Группа авторов под редакцией М.М. Шахнович. Религии мира. Учебное пособие. Спб., 2006.

8. О.Г. Большаков. История халифата. Т.1., М.–2000.

9. А. М. Васильев. Пуритане Ислама. Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45–1818). М.­–1967.

10. С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1964.

11. Ю. Максимов, К. Смоляр. Ислам, Буддизм, Иудаизм. М., 2005.

12. М.М. Шахнович. Религии мира. Учебное пособие. Спб., 2006. С. 270.

13. A.Fliсhe. // Urbain II et la Croisade//.1927

14. Bernard Lewis. The Political Language of Islam. The University of Chicago Press. Chicago, 1988.

15. David Cook. Understating Jihad. University of California Press Berkeley. Los Angeles 2005. P. 25 9.

16. John L. Esposito. The Oxford history of Islam. Oxford University press. New York, 1999.

17. Marie-Thérèse Urvoy, article Guerre et Paix in M.A. Amir-Moezzi, Dictionnaire du Coran, éd. Robert Laffont. 2007, p.374-375.

18. Douglas E. Streusand Middle East Quarterly September 1997, pp. 9-17 http://www.meforum.org/357/what-does-jihad-mean

19. Исламские походы и сущность Джихада (борьба за веру). http://www.islaam.ru/answers/questions/3.html

20. Les raisons théologiques et historiques du fondamentalisme islamique http://www.mena-france.org/islam-fondamentaliste-th%C3%A9ologique-jihad.html?PHPSESSID=98c3be6b283345ff26b9e59d5e9dafd2.

21. Michael Bonner. Le Jihad. Origines, interpretations, combats. h ttp://asser.revues.org/9913?&id=9913

22. http://www.islaam.ru

23. http://www.sunnah.org/fiqh/jihad_jidicialruling.htm


[1] Cook David. Understating Jihad. University of California Press Berkeley. Los Angeles 2005.P.1.

[2] Шейх Серадж Хендрикс, муфтий Кейптауна Южная Африка, шейх Ахмад Хендрикс, Кейптаун Южная Африка, шейха Хишам Каббани, председатель Исламского Верховного Совета Америки. http://www.sunnah.org/fiqh/jihad_jidicialruling.htm

[3] В.М. Белкин. Карманный арабо-русский словарь. М., 2004. С. 192.

[4] jahada (арб. гл.) – прилагать усилие.

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/DZHIHAD.html

[6] Marie-Thérèse Urvoy, article Guerre et Paix in M.A. Amir-Moezzi, Dictionnaire du Coran, éd. Robert Laffont, 2007, p.374-375.

[7] Douglas E. Streusand Middle East Quarterly September 1997, pp. 10. http://www.meforum.org/357/what-does-jihad-mean.

[8] «Цит. по: Douglas E. Streus and Middle East Quarterly September 1997, pp. 10. Там же.

[9] A.Fliсhe. //Urbain II et la Croisade//.1927

[10] Аль-Бухари. Ал-Джами ас-Сахих. M., 2003. (1158 (2108)) Далее – СБ.

[11] СБ. (25(26)).

[12] Саид бин Абдулах аль-Гамиди Халид бин Сулейманаль-Хусейнан. Праведные халифы. М., 2004.С. 15.

[13] СБ. (1146(2785)).

[14] СБ. (1150(2792)), (1157(2793)), (1191(2892)).

[15] Группа авторов под редакцией М.М. Шахнович. Религии мира. Учебное пособие. Спб., 2006. С. 270. http://www.islaam.ru/answers/questions/3.html.

[16] СБ. (1153(2801)).

[17] СБ. (1148(2787)).

[18] В контексте хадиса (1162(2826)) убийство мусульманина было совершено до принятия ислама и участия в военном походе. Данный момент наводит на мысль, что само принятие ислама является гарантом освобождения от достаточно тяжких грехов.

[19] СБ. (1148(2787)).

[20] СБ. (1188(2887)).

[21] В данном хадисе (1173(2845)) показывается отношение воина, перед предстоявшим сражением натиравшего свое тело ханутом– благовониями, употребляемыми при погребении.

[22] СБ. (1160(2810)).

[23] СБ. (1169(2839)).

[25] Абдуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд (1126–1198) – западно-арабский философ, известный под латинизированным названием. http://www.sunnah.org/fiqh/jihad_jidicialruling.htm

[26] http://www.sunnah.org/fiqh/jihad_jidicialruling.htm

[27] Дон Мак-Керри. Исцеление сломанной ветви Авраама. Благовествование мусульманам. М., 1994.

[28] Период мусульманских завоеваний субконтинентальной Индии распространил и на индусов значение группы ахл аль-китаб. // Douglas E. Streusand MiddleEastQuarterly September 1997, pp. 9-17. http://www.meforum.org/357/what-does-jihad-mean.

[29] Douglas E. Streusand Middle East Quarterly September 1997, pp. 10. http://www.meforum.org/357/what-does-jihad-mean.

[30] О. Г. Большаков.  История халифата. Т.1., М.–2000., с­.210.

[31] Douglas E. Streusand Middle East Quarterly September 1997, pp. 9-17.http://www.meforum.org/357/what-does-jihad-mean.

[32] Основываясь на истории распространения ислама, ни одна группа не может вести самостоятельную борьбу, и уж тем более объявить от своего лица джихад. Мухаммад не начинал борьбы, не имея серьезной поддержки. В этом также можно видеть чисто практические соображения. http://www.sunnah.org/fiqh/jihad_jidicialruling.htm

[33] О. Г. Большаков.  История халифата. Т.1., М.–2000., с­.71.

[34] Там же. с. 74-75.

[35] Там же. с. 92-94.

[36] Там же. с. 93.

[37] СБ. (1148(2787)), (1166(2832)), (1200(2924)), Коран (“Женщины” 95-96).

[38] А. М. Васильев. Пуритане Ислама. Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии  (1744/45–1818).  М.­–1967., с. 50-52.

[39] СБ. (1148(2787)).

[40] О. Г. Большаков.  История халифата. Т.1., М.–2000., с­.147.

[41] Некоторые западные авторы склонны объединять понятия гази и джихад.

[42] О. Г. Большаков.  История халифата. Т.1., М.–2000., с­.95, 143.

[44] С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1964. С. 516.

[45] В X веке Византия, воспользовавшись нестабильной политической обстановкой в мусульманском обществе, выгодно для себя захватила северную Сирию. Однако Фатимидский халифат в 983 г. вернул Сирию исламскому миру. The Oxford history of Islam. John L. Esposito. Oxford university press. New York 1999. P. 338.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Персоналии
Еще 9