Успех и трудности развития общественных связей российских епархий на современном этапе
Портал «Богослов.Ru» публикует расширенную версию исследования, проведенного Евгенией Жуковской, специалистом Управления делами Московской Патриархии, которое освящает вопросы организации эффективного взаимодействия Церкви со СМИ. Опубликовано ранее информационным агентством «Интерфакс-Религия» в сокращенном виде.
Статья

На разных уровнях мы слышим, что живем в эпоху информационного общества. Что стоит за этими словами? Философская фантазия, политическая идеология или объективная реальность?

В философии размышления об информационном обществе возникли после Второй мировой войны в контексте обоснования постиндустриальной эпохи, в которой признавалась особая роль знаний и основанных на них технологий. В это время, когда экономики стран Западной Европы и Северной Америки сделали качественный рывок в своем развитии, философы, политологи, социологи, специалисты других гуманитарных и технических наук размышляли о коммуникативной, информационной природе общества[1]. Одни из них полагали, что информация и способы ее трансляции выделяются в качестве основной движущей силы прогресса, а другие − что первопричиной развития общества и всех ее систем является культура. Первый подход получил название информационно-технологический, второй, соответственно, культурологический[2].

Большинство исследователей считает, что на государственном уровне термин «информационное общество» появился впервые в Японии. В 1969 году профессор Токийского технологического института Ю.Хаяши подготовил для Правительства страны восходящего солнца отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году – «План информационного общества»[3]. В России впервые обсуждение стратегии и роли государства в процессе информатизации общества проводилось в 1989−1990 годах. Тогда же и была разработана концепция информатизации общества, одобренная соответствующим комитетом Верховного Совета СССР. Однако сама формулировка «информационное общество» прозвучала в 1995 году в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов[4]. В документе, в частности, говорится о том, что «мир переживает переход от ”индустриального общества” к ”обществу информационному”». Вот почему Российскому государству следует озаботиться изменением политических приоритетов в сфере информатизации: важно развивать не только технические средства, автоматизированные системы, предназначенные для передачи и обработки информатизации, но и улучшать информационное обеспечение, способствовать формированию информационных ресурсов, развивать информационные услуги, удовлетворяющие потребности общества, государства, населения[5].

Мы во многом зависим от информации любого рода и жанра, сведений, поступающих к нам от средств массовой коммуникации, данных, найденных в разных источниках. Впрочем, земля всегда слухами полнилась, но почему же именно нынешняя эпоха удостоилась информационной характеристики? Вероятно, потому что знания стали доступнее, и это коренным образом повлияло на формирование новых потребностей человека, на мировоззрение людей. Деятельность отдельных граждан, групп, коллективов и организаций все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Сегодня все чаще, прежде чем предпринять какие-то действия, сначала требуется отфильтровать полученные сведения, а затем их осмыслить и проанализировать. Для активизации данных процессов невозможно обойтись без привлечения специальных технических средств[6], то есть без развития информационно-коммуникационных технологий, что, естественно, отражается на всех областях социальной жизни и производственной деятельности.

Не остается в стороне от информационного развития общества и Русская Православная Церковь. Проповедуя Евангелие, Церковь несет в миру служение с целью осуществления евангельских идеалов. Чтобы это служение было эффективным, а проповедь имела практическое применение, вырабатываются механизмы взаимодействия со внешней средой, ведь общество внимательно относится к Православию, ему интересны церковные образовательные, просветительские, социальные, благотворительные, культурные, научные проекты. Все это – основа для выстраивания церковно-общественного диалога, обращения людей к нравственным ценностям, семейным идеалам, христианскому воспитанию подрастающего поколения.

На ниве общественных связей трудятся сотрудники информационных подразделений Синодальных и епархиальных учреждений, журналисты церковных и православных средств массовой информации, и Священноначалие ставит перед ними задачу по рехристианизации отечественной культуры. Им предстоит конкурировать со светскими коллегами, но победить они могут не уподобляясь агентствам по оказанию платных услуг, где принципы отступают на задний план, а на переднем плане − получение денег, а ежедневным исповеданием глубокой веры во Христа, которое должно облекаться в силу слова и чистоту намерений[7]. Московский Патриархат на разном уровне – общецерковном, региональном, районном, приходском − выстраивает взаимоотношения с медиасообществом для того, чтобы и верующие и неверующие, и воцерковленные и невоцерковленные были осведомлены о том, какую роль сегодня Церковь имеет в общественной жизни.

В сентябре 2010 года Управлением делами Московской Патриархии проводился опрос епархии Российской Федерации, посвященный информационной деятельности епархиальных управлений. В ответ поступило 27 писем. На основании полученных данных, а также из годовых отчетов епархий за 2009 год удалось выявить примеры положительной работы информационных подразделений епархиальных управлений, а также узнать о трудностях, с которыми епархиальные специалисты сталкиваются в региональных реалиях.

В настоящее время информационные подразделения организованы в 52 епархиях России. Еще в 18 епархиях взаимодействие со средствами массовой информации осуществляется, но не указано, кто этим занимается: пресс-секретарь или иной сотрудник епархиального управления, пресс-служба или другое подразделение. В 25 российских епархиях информационная и издательская деятельности совмещены в одном отделе, в 17 епархиях России существуют пресс-службы (иногда они именуются «служба коммуникации», «информационная служба», «служба по связям с общественностью», «служба по связям с общественностью и СМИ», «информационная комиссия»), в 10 епархиях подразделение, отвечающее за сотрудничество с медиасообществом имеет статус епархиального отдела (как правило, в него входит пресс-служба, редакция епархиального сайта и иные службы).

В 56 епархиях России[8] выпускаются официальные епархиальные издания. В 22 епархиях регулярно выходят радиопередачи, в 25 – на местном телевидении регулярно выпускаются православные программы, в которых принимают участие духовенство и правящий архиерей, 65 епархий открыли в интернете официальные сайты.

В десятку самых активных по частоте обновления и количеству наполнения официального сайта входят Екатеринбургская, Нижегородская, Саратовская, Ивановская, Ставропольская, Южно-Сахалинская, Хабаровская, Камчатская, Красноярская, Казанская епархии. Ежемесячно их порталы (за полгода работы с марта по сентябрь 2010 года) опубликовали от 62 до 279 текстов о деятельности Патриарха, Синодальных учреждений, правящего архиерея, благочинных, священников, регулярно рассказывали читателям о церковных торжествах, православных праздниках, епархиальных мероприятиях, проектах и акциях.

Однако если принимать в расчет, что епархиальный сайт прежде всего нацелен на освящение церковной жизни региона, то рейтинг епархий, которые в этот же период информировали общество только об епархиальных событиях, не републикуя общецерковные новости, будет несколько иным. Первое место, по-прежнему, принадлежит Екатеринбургской епархии, в тройку лидеров вошли Нижегородская и Ставропольская епархии, затем в рейтинге расположились Саратовская, Красноярская, Южно-Сахалинская, Казанская епархии, а замыкают десятку успешных Воронежская, Ивановская и Смоленская епархии.

Пожалуй, одним из самых первых шагов в направлении сотрудничества Церкви с журналистами многие епархии видят открытие аккредитации на богослужения правящего архиерея или различные торжества с его участием. Проведение аккредитации, по мнению епархиальных медиасотрудников, позволяет регулировать правила поведения представителей средств массовой информации на богослужениях, в храмах, на территории или в зданиях епархиальных учреждений и церковных организаций. Ряд епархий считают, что ежегодная аккредитация журналистов, регулярно освещающих деятельность епархии, помогает церковным специалистам выявить круг заинтересованных в сотрудничестве с епархией журналистов и отрегулировать порядок взаимоотношений с ними. При этом в целях развития общественных связей не только на региональном, но и местном уровнях ответственные сотрудники за информационную деятельность появляются в благочиниях (в государственном масштабе, как правило, соответствуют районному уровню).

В более чем десяти епархиях на планомерной основе информационная служба взаимодействует с государственными органами области – подразделениями по информационной и территориальной политике региональной власти, активно сотрудничает с Союзом журналистов региона и России, а также факультетами журналистики местных вузов.

С каждым годом увеличивается число епархий, которые регулярно отмечают наградами журналистов, проводят фестивали и конференции о взаимоотношениях Церкви и средств массовой коммуникации.

Около пятнадцати епархиальных управлений при поддержке руководства ряда средств массовой информации организует семинары-ликбезы, пресс-туры для журналистов, пишущих о Церкви, оказывают им методическую помощь в освещении церковной тематики, проводят разъяснительную работу с теми, кто неверно трактует церковную жизнь в своих материалах, консультируют их в поиске героев публикаций и сюжетов, организуют интервью с представителями епархии разного уровня.

В ряде епархий информационные подразделения, помимо наполнения официального сайта новостями о церковной жизни региона, еженедельно готовят пресс-релизы, которые рассылаются в местные пресс-службы, средства массовой коммуникации. Регулярная работа по этому направлению способствует адекватному представлению в обществе деятельности правящих архипастырей и священнослужителей, ведь журналисты оперативно получают достоверную и исчерпывающую информацию о жизни Церкви. В некоторых регионах благодаря рассылке пресс-релизов новости епархии цитируются до 80 раз в неделю.

Представители медиасреды нередко выступают союзниками церковных специалистов в деле привлечения общественного внимания к социально незащищенным слоям, а также проблемам общества. При помощи епархиального информационного подразделения готовятся серии публикаций и сюжетов, что придает озвученной теме глубину и вызывает зрительский интерес, помогает героям этих материалов преодолеть трудности и способствует разрешению трудных ситуаций.

В некоторых регионах информационные подразделения открыты для взаимодействия с журналистами, однако в центральных областных газетах фактически сведены до минимума материалы духовно-просветительской направленности. В печать попадают материалы информационного характера, часто ограниченные по объему. Кроме того, некоторые журналисты просят за публикацию текстов о жизни приходов и монастырей деньги по расценкам рекламных публикаций.

Есть примеры и предвзятого отношения некоторых журналистов к жизни Церкви, которое проявляется в желании подготовить «горяченький» сюжет, выдернув из контекста реплику архипастыря, священника или церковного сотрудника. Чаще всего подобные материалы обильно снабжаются непроверенной информацией, слухами и домыслами. Безусловно, опровергнуть их нетрудно, но епархиальных специалистов огорчает недобросовестная работа тех, кто призван доносить до широких слоев общества достоверную и правдивую информацию. Иногда предвзятое отношение к Церкви проявляется в игнорировании журналистами церковных событий и приглашений епархии их осветить, в намеренном замалчивании информации, которая предоставляется епархией.

В целях развития общественных связей епархиальные управления в ближайшей перспективе ставят перед собой задачи по усовершенствованию информационной деятельности приходов, благочинных и епархиальных отделов, созданию сетей собственных корреспондентов и представителей в каждом благочинии епархии. Это будет способствовать более детальному взаимодействию со средствами массовой коммуникации и повышению оперативности информирования о жизнедеятельности епархии. Также заметно облегчит работу епархиальных специалистов и журналистов формирование банка данных – перечня различных статистических и справочных материалов (от памятных дат до истории храмов и монастырей). Он позволит эффективно реагировать на происходящие события и своевременно готовиться к грядущим мероприятиям.

Ежедневный труд на информационной ниве связывает воедино епархии, приходы и монастыри Русской Православной Церкви. Сотрудники информационных подразделений Синодальных и епархиальных учреждений, церковные и православные журналисты, каждый день свидетельствуя внешнему миру о жизни Церкви и деятельности ее служителей, регулярно со страниц газет, журналов и сайтов, из радиоприемников и с телеэкранов приглашая в церковную ограду алчущих и жаждущих познать Истину, являются активными участниками процесса выстраивания единого информационного пространства, еще раз напоминая обществу, что Церковь – это не пыльная реликвия на музейной полке, а активный общественный институт современного многоликого мира.


[1] Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. – ООО Трейн, 2007

[2] Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных и постиндустриальных концепций. – Знание. Понимание. Умение/№4 2009 − Культурология

[3] Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации./Редакторы: Ивашкина Е.С., Деткова В.Г. – М.: ВЛАДОС, 1994

[4] Концепция предварительно была рассмотрена на Координационном совете по информатизации Администрации Президента Российской Федерации и получила одобрение решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 года № Пр-1694. По существу, документ детально развивает ряд все основные положения Указа Президента Российской Федерации  за 1994–1995 годы. Кроме того, содание концепции было продиктовано и объявленной в сентябре 1993 года инициативой Президента США Б. Клинтона по развитию Национальной информационной инфраструктуры, которая должна была укрепить позиции США как наиболее развитого информационного общества в мире. Цит. по: Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. – ООО Трейн, 2007

[5] Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. – ООО Трейн, 2007

[7] Слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с участниками IV фестиваля православных СМИ «Вера и Слово» 12 октября 2010 года

[8] В настоящее время на территории Российского государства зарегистрирована 71 епархия.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9