Размышления, наблюдения и гномы о некоторых нынешних наших церковно-народных темах
Епископ Крушевацкий Давид (Сербская Православная Церковь) долгие годы преподавал предмет «Этика с аскетикой» на богословском факультете Белградского университета, участвовал в миссии Сербской Церкви во Франции. С 2011 года — епископ города Крушевац. Он пишет о многих наболевших аспектах сербской и общеправославной действительности, самые трагичные из которых – потеря Косова и Метохии и сокращение численности сербского народа. Владыка рассуждает также о церковной позиции Константинопольского патриархата, касается темы соблазна либерального богословия.
Статья

Ибо исчезли, как дым, дни мои,

и кости мои обожжены, как головня;

Дни мои – как уклоняющаяся тень,

и я иссох, как трава (Псалом 101, 4, 12).

Горе мне!

Ибо со мною теперь –

как по собрании летних плодов,

как по уборке винограда… (Михей 7, 1).

 

Предисловие

Наши размышления и наблюдения на избранные темы связаны в первую очередь с личной ответственностью, которую возлагает на нас служение в Церкви. События, о которых мы отзываемся, переплетаются и взаимообусловливаются и из-за актуальности не блекнут, а время не набрасывает на них вуаль забвения. Скорее можно сказать, что оно их постоянно возвращает в центр нашего внимания. Еще можно сказать, что некоторые из этих тем являются пограничными линиями, которыми, как бороздами, пропахан хребет нашего церковно-народного организма. Поэтому и возникает вопрос: как сначала смягчить, а затем исцелить и удалить следы, посеянные и насажденные вдоль этого хребта? Как в будущем избежать образования и загрязнения ран, которые необходимо лечить?! И чтобы нам при этом не убояться, как говорит псалмопевец, множества народов, которые со всех сторон ополчились на нас, беззаконий, превысивших наши головы, отяготевших на нас, как тяжелое бремя, вызывающих в нас всевозможные расточения…

О СМИ

Голос народа, вопиющего в пустыне

Как когда-то иудеи роптали на Христа, когда он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес, и Он ответил им: Не ропщите между собою…, Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…, и как иудеи спорили между собой, говоря: Как может этот дать нам свою плоть?… и сказал им Господь: ядущий Мою Плоть и пьющий мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем…, и (как) многие из учеников Его, слыша то, сказали: какие странные слова! Кто может это слушать?… и многие отступили и уже не ходили с Ним… (Ин. 6, 41, 43, 48, 50-52, 56, 60, 66), так и сегодня некоторые, можно сказать, новоиудеи по духу в поместных православных церквях спорят о теории и практике литургического предания между собой и с другими пастырями и клириками, литургическими харизматиками и разумными ревнителями. Эти новоиудеи предпочитают переселяться из Православных Церквей (из Сербской также) в изоляцию и парасинагогу, предпочитают лучше отделяться от своих пастырей и архипастырей, нежели найти в себе мужество познать православную литургическую теорию и практику, погрузиться в сокровищницу неисчерпаемого богодухновенного богатства, добра и красоты. А старшие, самые крайние и самые неразумные среди этих добровольных отступников (в Сербской Церкви) начали путь своего упадка, даже затмения, сначала как митингующие, затем продолжили как собирающиеся и завершили как неразумные зилоты. Итак, они скатились в некий антицерковный медийный андеграунд, как изгои, самозванцы и грустные борцы за веру, медийные крикуны, клеветники и хулители. Тогда как их главари, в промежутке возведенные на престол на медиапорталах Америки и Европы, подстрекают своих приспешников.

Итак, подполье цифровых СМИ в Сербии способствует погружению в ад общественного мнения, озлоблению которого способствуют остервенелые писаки и ворчуны, которые хотели бы превратить многих церковных глав в свою добычу. Они являются сознательными или бессознательными приспешниками, действующими из засады по заказу заморских, немецко-швейцарских заказчиков. И это с задачей действовать иногда в качестве медийных бандитов, иногда в качестве ругателей или инструкторов по распятию православных епископов и клириков, иногда в качестве писателей обвинительных приговоров на всех них. Всегда делается здесь партийный отбор: самих себя они определяют как традиционалистов, других как нечистых и модернистов[1], третьих еще как-либо по своему вкусу.

Иначе говоря, вся разнузданность у названных мною пуритан, безземельных церковников и охотников за головами проистекает только из их нежелания оставить свое невежество, отвергнуть свое тщеславие, взять на себя крест христианского и богословско-литургического Предания – теории и практики, и пойти со своим народом к неиссякаемым источникам живой воды, к сокровищам неописуемой доброты и красоты и возрождения литургического, по которому весь наш народ так тоскует и в отношении которого имеет безошибочное духовное чутье.

После всех диверсий подстрекательской медийной камарильи у нас, можно заметить, что их случай стал присказкой: «Постоянно в чколу идоша, а насилие над всем народом чиньоша»[2].

Традиционалисты, которые суть модернисты

Современных христиан, пробудившихся к литургическому богословию, а также ревнителей многовековой литургической практики и преданий, настойчиво тиранят некоторые невежественные люди. Они уполномочили себя всем выдавать справки о православности. Им также хочется заставить людей тайно собираться в импровизированных катакомбах для совершения литургии. Когда-то так бывало из-за кровожадных преследователей, а сегодня бывает из-за неразумных и кровожадных ревнителей, фарисеев, самопровозглашенных традиционалистов и, конечно же, «борцов за веру». Все они на самом деле – явные модернисты. Сегодня самопровозглашенным «борцам за веру» тесно в рядах со всеми другими борцами за веру. Они хотели бы всех других превратить в предателей веры и присвоить себе венец победы.

Что касается жертв ради Святой Литургии в нашу эпоху, в них непременно следует включить покойного иеромонаха Давида, насельника монастыря Черная Река, и исповедников иеромонаха Серафима Будисавского и авву Софрония Эссекского.

Медийная клоака

Мы напоминаем самодовольным ястребам отечественных СМИ и недорослям о катастрофе, постигшей четвертую власть в целом: что одна ее часть и в планетарном, и в домашнем масштабе превратилась в седьмую нечистую силу. И каковы последствия? Пример: самая дорогая цена, заплаченная сербской кровью! Фантазии CNN, Маркал, Рачка,[3] инсценированные лагеря с албанскими беженцами, сразу после этого – начало бомбардировок Сербии и Черногории. Затем Сребреница, в которой были похоронены убитые, а чтобы их было как можно больше – и давно умершие, так же, как и живые, которые и сегодня ходят по Европе; затем предполагаемые лагерные заборы, снятые на пленку; бомбардировки Сараево якобы без сербских мирных жителей в нем; затем Гаагский апокалипсис над сербами; Желтый дом в Албании… Кто перечислит все инсценировки наших «дарителей счастья»? Какой несчастный сможет избежать магии коварного и проклятого волшебного глаза камеры, обращенного против нас? Ибо этот глаз не знает ни стыда, ни срама, и нет в нем души!

О старой Сербии / Косове и Метохии

Нынешний и будущий так называемый внутренний, наиболее полный диалог, а также народное волеизъявление или референдум по Косово и Метохии, демаркации и новые границы

Первая старая святая Сербия, залог царя Душана Сильного, была территориально отчуждена от себя и от Народного сербского корпуса, и сербы оплакали ее: значит, в республике (будь то будущей Новой, Северной, Верхней, Вардарской, Славянской, Скопской, Илинденской, Крушевской или все-таки Северной Македонии с недавнего времени?!) неофициально сербы в большинстве, но они были переведены[4] в македонцев и болгар, как и греки, в то время как все территории официально наводнены албанцами и арнаутами, и поэтому сербов не так много.

Вторая старая святая и мученическая Сербия, или Великая Сербия династии Карагеоргиевичей, была измучена масонством и сталинизмом, титоизмом и коммунизмом; наконец, корпоративным либерализмом и финансовым гегемонизмом.

Третья старая святая Сербия, Старый Рас с Полимлем и Дежевой в сердце, освобождается от сербов неофициально, а фактически становится Санджаком; она как будто полностью мусульманский и арнаутский вилайет и дунялык[5], с меньшинством сербов в себе, хотя Сербия и властна над большинством территорий.

Четвертая святая старая Сербия / Косово и Метохия не существует де-факто, а де-юре, и она территориально исчезает из-за насилия мировых держав, но с присутствием небольшого процента сербов она все-таки существует и пока сохраняется. С удержанием существующих сербов и считая репатриантов, она могла бы в некоторой степени укрепиться и таковой остаться в пределах Республики Сербии. Но это возможно при следующем условии: чтобы все мы, сербы, находясь повсюду, выдержали бы все давление и отразили все атаки, направленные против нас, как наши внутренние, так и чужие внешние.

И все это опять же при аналогичном условии: чтобы ни один из нас, сербов, не согласился на отчуждение старой святой косово-метохийской Сербии ради евроатлантических интеграций! Отчуждение путем сецессии, раздела, перекройки, замены территорий, коррекции границ или независимости – и это для абсолютной выгоды шиптар, арнаутов или албанцев. Нельзя позволять внешним и внутренним силам, проверяющим на прочность наше бытие, в какой раз враждовать с сербами в Сербии. Их цель в том, чтобы сербы извели друг друга, чтобы снова получили ракеты по головам и чтобы ядами были запорошены их гены на их зеленой траве; затем чтобы их оккупировали, и в конечном итоге они потеряли оставшиеся части своей Родины.

Всем нам, сколько бы нас ни было, где бы ни находились, разбросанные по земному шару, пребывая в опасностях от гибели, нависшей над нами от многоголового и многорукого Голиафа, надо клясться словами святого пророка и царя Давида: «Если забуду тебя, Иерусалим (~ О, Старая святая Сербия Косово-Метохийская ~), да забудет меня десница моя» (Пс. 137, 5).

Кстати, все наши братья, преосвященные архиепископы Сербской Православной Церкви, уже дали обет в Рождественском послании 2018 года. Они подписали его индивидуально и соборно, а затем бесстрашно направили его всем своим духовным чадам, по всей вселенной, и дальше до Святых Небес и до Святой Небесной Сербии. И до сих пор они при этом решении стоят.

Продолжение и разработка эпопеи нашего искоренения и дальнейшего исчезновения

В ответ на все геополитические усилия американо-европейского военно-политического альянса по дальнейшему унижению, расчленению и ограблению Сербии следует сербам подвинуть сами Небеса, потому что они это могут. В конце концов, когда им было трудно, они были единственными, кто взывал о помощи, и помощь приходила.

В связи с этим [наше собственное[6]] абстрагирование и даже высмеивание священнейшего сербского церковно-народного предания, Косовского завета и Царства Божия, или объявление сербских святынь мифами из прошлого может стоить сербам потери идентичности. Теперь, когда мы отчаянно нуждаемся в Небесах, чиновники не должны прогонять святые Небеса в мифологию прошлого, не имеющую связи с действительностью. Следует остерегаться мондиалистического модернизма и чрезмерно растяжимого прагматизма в разговорах о жизненно важных интересах сербского народа.

Безошибочный силлогизм: все заветное у сербов – непреложно. Косовский завет и Царство Божье не являются преходящими ценностями, и поэтому они нужны как настоящему Сербии, так и ее будущему. Все заветное у сербов не имеет преходящей ценности, а является вечным залогом их будущего и, наконец, вечности.

Давайте еще спросим себя: что должны делать в этой связи деятели государства Сербии? Все они вместе, не исключая никого из настоящего и будущего, не смеют допустить, чтобы враг-чужестранец изменил наш этос и идентичность сербского народа! Этос Святосавский – в протестантский, Святолазарицкий – в лютеранский, Косовский завет – в мамонов, с поклонением деньгам!

Нужно ли нам разъяснить изложенные тезисы?

Приравнивание славной сербской церковно-народной истории к абстрактной мифологии, а себя – к историческим фигурам мифического масштаба поднимает вопрос: как тот, кто дал клятву сейчас и кто будет присягать на верное служение сербскому народу в будущем, может абстрагировать суть сербской народной истории и народного обета?! Мы можем поставить вопрос и более радикально: те, кому в принципе не нужны личности и ценности сербской священной истории в своей деятельности и политической программе, разве уже не теряют права на нее? Так откуда же им пришла мысль самим войти в историю, со своими именем, делом и заслугами? В народе раньше говорилось про людей без корней, «бескореновичей»[7] , что они как репа без корней! Это нелегко вынести.

Сербские «дéдовина» и «бáбовина»[8] никогда не должны подвергаться сомнению или аннулироваться. Только тогда в стране может быть место и время для всенародного исправления и покаяния, героизма и славы; то есть для сегодняшнего сосуществования со всеми людьми, что угодно Господу, как мы верим и знаем. Это было бы, иными словами, смыслом нашего обращения от земли к Небесам за помощью; обращение, о котором мы раньше вспоминали, как о насущном, и в сегодняшнем, как и в любом другом общенациональном счастье и несчастье.

Референдумы, то есть историко-мифические Газиместаны[9], проводимые в неспокойные месяцы, привлекают внимание к тому факту, что те, кто не рядом с народом, не будут признаны народом как его доброжелатели. Таким образом, все те, кто не знает достаточно или не хочет знать о живом, нестареющем предании и ценностях сербского церковного народа и его Сербской Церкви, а обесценивают его, рискуют, повторяем, изменить его идентичность, этос и онтологию. И после этого, чего не дай нам Бог, будет трудно, если не невозможно, защитить себя от всех угроз, которым мы все неумолимо и постоянно подвергаемся. И так без конца, до нашей кончины!

Факты свидетельствуют, что наша Старая Сербия / Косово и Метохия – оккупированная территория, ее нельзя обменять ничем своим на свое, а нужно ее хранить и сохранить!

Итак, снова перед всеми нами неумолимо встает вопрос: к какому царству мы примкнем – земному ли, которое ненадолго, или к тому, которое всегда и вовек? Если поклонимся прежде всего Небесному, то выживем и в этом земном.

Когда был опущен наш скипетр?

Всегда выбирать Старую Сербию или Косово и Метохию, да! Но это также нужно было делать и вовремя! Когда нас там было намного больше, когда это было необходимо, когда можно было там остаться. Конечно, нужно думать об этом и сейчас, в непогоду и в изгнании. Отсюда, необоснованной является критика того, что наши нынешние требования о возвращении кажутся нереалистичными и бесполезными. Они еще как оправданы, логичны и срочны.

Будь то в согласии с нашим желаемым или в противоречии с нашим реальным состоянием, в любом случае теперь, по фактам, нам как будто не хватает мужества, терпения и постоянной молитвы Господу Вседержителю и Жизнодавцу. Молитвы, применимой к нашим нынешним всенародным бедам и мучениям, например, как эта молитва косово-метохийского новомученика по совести, Патриарха Павла:

О милости Божией к нам, недостойным слугам его, чтобы уберег всех нас от ненависти и злых дел и вселил в нас любовь бескорыстную, по которой все узнают, что мы ученики Христовы, народ Божий, как и святые предки наши, и что мы всегда умеем выбрать истину и справедливость Царствия Небесного, Господу помолимся.

О всех тех, кто обидел ближних своих, сирых обидел или невинную кровь пролил, ненавистью ответив на ненависть, чтобы Бог даровал им покаяние, просветил разум и сердце, и озарил душу святой любовью и к врагам, Господу помолимся.

Господи, как много врагов, воюющих против нас и говорящих: нет им помощи ни от Бога, ни от людей. Господи, Ты протяни нам руку Твою, чтобы мы оставались народом Твоим по вере и по делам. Если мы должны страдать, пусть это будет на пути справедливости Твоей и истины Твоей, не позволь этому быть из-за нашей несправедливости или ненависти к кому бы то ни было. Да скажем усердно: Господи, помилуй.

Еще молимся Богу, Спасителю всех людей, и о врагах, чтобы Господь человеколюбивый отвратил их от насилия над православным народом нашим; чтобы не разрушали нам святые храмы и могилы, детей не убивали и людей не гнали, но чтобы они также обратились на путь покаяния, справедливости и спасения. Да скажем усердно, Господи, помилуй.

В послесловии о будущем старой святой Сербии или Косово и Метохии, каким бы оно ни было, мы от души приносим молитвенное воздаяние с надеждой:

Господи Иисусе Христе, воевавший за всех людей и победивший грех, смерть и дьявола, помоги и нам, народу Твоему (сербскому), защититься от всех врагов наших, видимых и невидимых, и чтобы не согрешить руками своими.

Слово Твое, когда оно выйдет из уст Твоих к нам, Господи Боже Вседержитель, да не вернется пустым, но пусть совершит то, к чему Ты его посылаешь; да ведет нас с миром, да покорит могущественных, а ловушки, которые они задумали и расставили, чтобы схватить нас, само оно, Слово Твое, пусть разрушит. Аминь.

Естественно будет заключить просьбу словами:

Все святые рода нашего православного, помогите нам не отречься от нашей православной души и веры, косово-метохийской земли и святынь, и да не будете нам соперниками на Страшном суде Христовом.

Подрыв Сербского престола

Ясный знак того, что великие и могущественные государства возникали и выживали за счет малых и насильно уменьшаемых государств, мы видим на примере Турции и Австро-Венгрии, Германии, Италии и Советского Союза, наконец, Америки, с одной стороны, и Сербии, например, с другой стороны.

В то время как упомянутые великие государства в своем выживании и развитии любой ценой укреплялись союзами государственно-религиозными, часто методами и поступками, которые мы не могли бы назвать честными, до сих пор наша маленькая нация крепилась честностью и Видовданом[10].

А когда сербы применяли какой-либо из методов, чуждых его этосу, включая внутренние и династические распри за один и тот же всегда подрываемый государственный трон, они теряли и свое настоящее, и свое будущее. Из-за этих потерь Сербия в истории систематически сокращалась, упускала свои возможности утвердиться и стать самостоятельной! Ей отчаянно не хватает согласия и единства! Каждый желающий получить свое бесспорное место в истории должен держать ровный и устойчивый шаг в ходьбе и гонке с ней [историей. – прим. пер.].

В противном случае: se laisser faire – соглашаться на все, не сопротивляться. А в просторечии сказано: пиши пропало!

Старые и новые болезни

Наших прадедов уничтожили династические ссоры, упрямство и распри.

Наших дедов уничтожили партийные ссоры и разборки.

Наших отцов уничтожили государственный, однопартийный коммунизм и его внутренние и внешние чистки.

Наших сыновей уничтожили федеральная[11] и межгосударственная либеральная экономика и коррупция.

Наших внуков уничтожил мировой рынок, глобальная преступность и наркомания.

Наших правнуков уничтожают корпорации, наркомания, мондиалистические СМИ и формы демонизма…

Кто из нас и как выживет – давайте спросим себя и рассудим самым разумным образом!

Автосербоцид

Результаты сербской внутренней и внешней политики таковы.

Когда речь идет о каком-то национальном меньшинстве, живущем среди сербов, которому нужно вырасти в народ, то необходимое берется у сербов, которые даже помогут!

Когда то же меньшинство, или теперь уже нация, хочет свою территорию на сербской территории, сербы тоже дадут ее, и в этом они помогут!

Когда речь идет о другой религии или другой вере, сербы дадут и на это согласие, так что они помогут в этом!

Когда кто-то или те же самые, кому было сделано добро, планируют Холокост и геноцид сербов при условии, чтобы сербы молчали об этом, допустят ли сербы и это, согласятся ли!?

Когда сербам прикажут вытеснить этнонимы и топонимы своих исторических территорий, как это было, например, со старой Сербией и Воеводиной: во-первых, с территориями сербских королей и царей, то есть монастырских владений Косово и Метохии; во-вторых, с территориями Бачки и Барани, Срема и Баната[12] (о чем епископ бачки Ириней сильно говорил не один раз), сербы согласятся и на такое отношение и обращение.

И когда сербы изредка вспоминают о своих правах и ставят вопрос о своем выживании, месте в международном сообществе степени интегритета, снова сербам делают замечания и запрещают, и они, конечно, смирятся с этим!

Таким образом, сербы для всех вокруг себя – мед и молоко, пчелка, коровка и плазмочка![13]

Гуси в тумане

На протяжении веков сербы избегали унии с Западом, конституентом которой является сам Ватикан, а сегодня они бегут в Евросоюз[14] и все его законы принимают заранее, и снова, когда Ватикан еще как в нем присутствует.

Если сербы это уже делают, разве они уже и не живут по униатским законам? Тогда зачем вступление в железные объятия закона, который их заранее и уже вовсю оковывает?

Разве это не вопросы, которые заставляют думать, что сербов ставят в ситуацию, когда начинают вести себя, как гуси в тумане? То есть что они уже стали потребителями Брюссельского геополитического сплина и спина?![15]

Мир изменился настолько, что ни концепцию Гарашанина, ни Тито, ни [короля] Александра [I Карагеоргиевича] невозможно сегодня применить. Надо [кому-то] придумать что-то новое и адаптируемое к суровому сегодняшнему миру. «Есть ли у сербского народа достойный сын?» – всем нам задает вопрос проф. Радош Люшич (Nedeljnik, 368), наш известный историк, между прочим, носитель ордена Святого Саввы первой степени. Мы бы ответили ему, что у сербского народа, безусловно, есть сын и в такое время, но его следует слушать, уважать и относиться с достоинством. Этот сын – Патриарх Сербской Православной Церкви, предстоятель Сербской Церкви, который является преемником в Духе и служителем Истины, который старается следовать за первым сербским Первоиерархом Святым Саввой.

Предшественник нашего нынешнего Патриарха Иринея, Патриарх Павел, советовал своим дочерям сербкам не делать абортов, чтобы мы не исчезли как народ, но он был встречен ими в штыки! И нынешний Патриарх Ириней советует сербам и умоляет их как своих детей быть едиными и в согласии, чтобы их не постигло разорение, но его также встречают в штыки! Возникает вопрос: если бы и сам святой Савва попытался урезонить массы сегодняшних сербов, которые одним глазом смотрят на Вашингтон, а другим на Москву, есть ли опасение, что он тоже потерпел бы фиаско? Ничуть тогда не удивительно, что Патриарх Ириней сербам, заведенным пропагандистской машиной, чтобы спровоцировать балканскую весну за счет НАТО-заказчиков, напоминает о том, что они должны делать.

Два наибольших сербских сомнения

Когда другие уничтожают сербов через геноцид и холокост, мир молчит, как будто это совершенно естественное дело. А сами сербы об этом, похоже, мало или недостаточно заботятся. Однако есть другая вещь, которая должна быть также пугающей для сербов: когда они сами себя уничтожают через абортоцид и меморицид![16] Сербы об этом предпочитают молчать и снова ведут себя так, как будто об этом не следует знать и говорить! Мы спрашиваем: что это за уравнения, что это за «сербование»[17] против себя?

Насущные экклезиологические темы

Экклезиологическая модель один и многие

Экклезиологическая модель один и многие жизнеспособна только при одном предположении: если оставаться в рамках экклезиологии и не перерисовывать ее на триадологию. В случае отождествления экклезиологии с триадологией, и наоборот, отождествления триадологии с экклезиологией ради утверждения именно этой модели – модели один и многие ее сторонники неизбежно придут к тупику; там же отождествляются икономическая и теологическая триада; и тогда, неудержимо возникает субординация внутри триадологического догмата.

А тогда Отец был бы одним по власти, а Сын и Святой Дух были бы остальными по чести. Это бы, следственно, повлекло за собой разрушение одного и другого догмата и дальнейший ужас – ужас отмены божественной единосущности, догматического понятия по преимуществу, ради которого наши святые отцы Церкви вели войны против еретиков, страдали, но и побеждали!

Давайте углубимся в этот вопрос. Монархию Бога-Отца перевели на Константинопольского Первоиерарха, который вжился в роль Милет-Баши раскольных украинцев, а затем моделировали фанариотическую экклезиологию в соответствии с геополитическим трендом Вашингтона при помощи майдановцев-униатов…

Каждый из нас, кто не позднее 2001-2002 годов присутствовал на лекции на эту тему Митрополита Иоанна Зизиуласа в Афинах в музее Гуландрис Хорн, мог быть свидетелем продвижения идеи первенства Константинопольского церковного Престола над другими патриаршими Престолами Православной Церкви – с приравниванием понятий по чести и по власти и с подчеркиванием понятия подчинения, содержащего знаки предпочтения первого Престола по отношению к другим церковным Престолам. Эти же взгляды затем повторяли его эпигоны в Европе, в богословских школах, что они и продолжают делать до этого часа. С другой стороны, как тогда на лекции в вышеупомянутом здании, так и сегодня это мнение, имеющее амбиции перерасти в догму, не принималось и не принимается большинством, ни ad hoc, ни a posteriori! Но там, где было принято, оно не перестает действовать разрушительно!

Не нужно быть пророком, чтобы прийти к выводу, что введение экклезиологического примата в триадологию с описанными знаками и еретическими соринками, независимо от того, с чьей стороны и с какой целью приходил (например, ради теоретического, догматического и практического возведения Константинопольского и Вселенского Престола в статус по власти, и с той же свободой действия), неизбежно приводит церковный Константинополь – Второй Рим – к падению в многогранную ересь – всеересь; как он привел, скажем, в свое время к папоцезаризму и потом во всеересь и Первый Рим! Для начала, Константинополю или Другому Риму угрожает, в него проникает восточный папизм! В наши дни эта чума распространяется на вселенском уровне, потому что она беспрекословно протежируется «первым среди равных» и всеми его лоббистами, теологами-корифеями! Вместе с этим мы становимся свидетелями еще одного явления: синдрома второго легкого – синдрома, возникшего из неудачной синтагмы, запущенной одним недавно умершим Римским папой-славянином – который, впрочем, не любил православных славян[18]! Он их не любил до такой степени, что публично выступал за операцию против сербов и Сербии со стороны НАТО-крестоносцев, которая в 1999 году и произошла!

Искушения в Великой церкви, или как случилось, что в первом среди равных унизилась Православная Церковь

Золотая эпоха православной неопатристической экклезиологии Востока и Запада в ХХ столетии, увы, закончилась в наши дни раскольническим выпадением первоиерарха Константинопольского из суставов героической десницы и колена. В той же Церкви, которая давала заметное свидетельство веры на всех меридианах мира и в нашей эпохе, а не только эпох ушедших.

Все патриархи-еретики, восседавшие на троне Константинопольской Великой Церкви, были также известными богословами. Мы неохотно спрашиваем: не пошел ли и Патриарх Варфоломей I по пути разрушения Церкви? Это в первую очередь связано с его теорией о собственном высшем двойном авторитете первого среди церковных Престолов как по чести, так и по власти (который и в политическом? и в императорском смысле позиция вселенская и как таковая доминирующая на Всеправославном Критском Соборе 2016 года). Мы считаем, что именно поэтому он там ослушался единодушной позиции большинства Предстоятелей Православных Церквей в отношении непринятия второго брака священника. Поэтому он им громко отомстил заявлением, что лично разрешит второй брак священникам в пределах своей юрисдикции, что означает: в пределах вселенских.

В равной степени он поскользнулся и на единодушном положении первоиерархов по поводу неприкосновенности церковного поста. И снова одно из его прегрешений, касающееся условий, при которых делегация иерархов Сербской Церкви согласилась участвовать на Всеправославном Соборе на Крите, относилось к требованию включить проблемы автокефалии, автономии и диптиха в диаспоре Православных Церквей… Вместо этого ковался втайне план, чтобы диаспора Православных Церквей, в том числе Сербская, потеряла независимость своих епархий! Каким образом? Пресловутым помещением их внутри Вселенского церковного содружества![19] Теоретически и де-факто, поместив связку или союз «в» на место, свойственное притяжательному прилагательному! Например: епископ в Канаде (а не как раньше: епископ Канадский), епископ в Западной Америке (епископ Западноамериканский), епископ в Австралии и Новой Зеландии (епископ Австралийско и Новозеландский), епископ в Австрии и Швейцарии (епископ Австрийско-Швейцарский), епископ в Будапеште (епископ Будимский), епископ в Германии (тогда епископ Франкфурта и всей Германии, теперь епископ Дюссельдорфский и Немецкий)…

Эта позиция Константинопольского Патриарха и его экспертной комиссии советников, как и другие позиции, о которых мы не упоминали, например, об экклезиальности неправославных конфессий, затем агрессивность нотариусов, которые выклянчивали подписи участников собора на Крите, способствовали тому, что я лично, противостав давлению упомянутых нотариусов, не ставил ни одной своей подписи рукой на официальных документах Собора или его актах. Однако это мне не помогло! Моя подпись незаконно и без личного согласия оказалась в актах Собора, при этом напечатана электронном образом. Значит, без моего ведома и согласия!

*

О причине, по которой тема автокефалии и диптиха в диаспоре не включена в повестку этого Собора, мы узнали в эти дни… Константинопольский Патриарх, основываясь на своем недавно (в конце 2018 г.) самопровозглашенном потенциальном праве дарить автокефалию внутри юрисдикций всех остальных православных Патриархатов, архиепископий и автономий, активировал это же право в Киеве, подписав раскольникам в Украине свой волшебный Томос об автокефалии.

Последнее разрушение соборности, тем самым и единства Православной Церкви (через введение и узаконивание беззаконного восточного папизма в канун Рождества!) последовало по диктату Вашингтона, давнего политического центра и заказчика, который – увы! – считает, что смеет судьбоносно влиять на современную жизнь и ход истории Константинопольского Патриархата. А через нее, конечно, и на современную историю всего православия!

*

Мачехинское обращение матери Первопрестольной Церкви со своей дочерью Церковью Киевской, Московской или всея Руси осознаем с хронологической поступательностью. Предательства собственной дочери матерью имеют долгую историю: предательство униатским Собором Ферраро-Флорентийским Константинополя и Рима (XV век); предательство коллаборацией Константинопольской Церкви с русскими живоцерковниками и обновленцами-комсомольцами против Московского Патриархата и Русского народа (XIX-XX вв.); на данный момент предательство самым грубым каноноразрушительным вмешательством Варфоломея, Первого предстоятеля и Тронозаседельца в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата.

*

Впрочем, Вселенский Патриарх Варфоломей Первый перед своим братом Кириллом, Патриархом Московским и всея Руси, сердито сказал, что исповедует только один-единственный страх: только страх от Бога! Конечно, он боится! Только, мы спрашиваем – какого бога? Того ли, который сидит в Вашингтоне?!

*

Собрание нечестивых раскольников в Киеве возглавил действующий митрополит Галльский. Мы не верим, что с ними был Бог, мы верим, что с ними Бога не было! Ибо, если бы Бог был с ними, благочестивый действующий митрополит Галльский и неблагочестивые украинские раскольники с сопредседателем Собора, президентом государства Украины и «королем шоколада» Порошенко, своим сборищем не осквернили бы киевскую Святую Софию. Все это богохульство получило самые широкие рамки и отголоски галиматьи, траурного спектакля в церкви Святой Софии в Киеве, 3 февраля / 21 января, в воскресный день – день памяти святого Марка Эфесского, ради возведения мнимого митрополита Епифания на престол так называемой Новой украинской церкви. И в присутствии действующего благочестивого митрополита Галльского, представителей некоторых святогорских монастырей и, конечно же, главы греко-католической церкви Святослава Шевчука со своей свитой. Откровенно или прикровенно, только вот нашим братьям-украинцам и русским Ватикан на левом берегу Днепра!

Как благочестивый митрополит Галльский чувствовал себя в роли примирителя святого митрополита Эфесского Марка и греко-католического предстоятеля Святослава в этом постановочном спектакле? Давайте не умалять сенсацию! Разве благочестивый митрополит Галльский не должен был таким образом примирить святого Марка Исповедника – нового иерарха, с одной стороны, и Ватикан – с другой, чтобы Римский папа мог только сейчас воскликнуть: «Теперь мы все сделали!» – и наконец отдохнуть? Если благочестивый митрополит Галльский любил франкский инжир, то он получил франгосику[20]. Но это не все, что с ним связано.

*

Следующим соблазнительным шагом Второго Рима на Босфоре может стать последование за Первым Римом в аферах трехсторонней комиссии и бильдерберговцев против человечества. Учитывая, что епископ Константинополя теперь в вопросах геополитики ведется за епископом Рима, кто из митрополитов Константинополя мог бы публично присоединиться к кардиналу и госсекретарю Ватикана Пьеру Паролини на следующем саммите клуба? Мы предполагаем, что это будет митрополит из катафигиона, если поживет и если после украинской аферы, в которой он также является движущей силой и одним из архисценаристов, он осмелится еще больше нарушить одиннадцатую заповедь Бога о невмешательстве! Или этим счастливчиком снова будет не кто иной, как нынешний благочестивый митрополит Галльский? Потому что он легко обещает, он легкокрылый деятель на ниве украинской, поверенный в миссионерских делах, он – критский грифон!

Православие Вашингтона и НАТО

Если возникнет (?!) вашингтонское и НАТО-православие внутри патриархатов, архиепископий, автономных церквей и экзархий – Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской, Румынской, Болгарской и внутри Афонской Горы; если появятся потенциальный ливанский и сирийский патриархат внутри Антиохийского, затем албанский с рашко-призренской епархией в своем составе [внутри сербского патр.], афинский, финляндский, эстонский, словацкий, венгерский, украинский, потенциальный бессарабский или молдавский, турецкий или гагаузский, катарский, раскольнический македонский; из нынешних парасинагог – черногорской, рашко-призренской в изгнании, запланированных: боснийской, парасинагоги в Хорватии, Лекоф-а,[21] Западноевропейского архиепископства, Суперправославной лиги раскольников, отделившихся от всех Православных Церквей с центром в Лиссабоне и в Америке, то параллельно с этим Вашингтон- и НАТО-православием появятся и истинные православные исповедники, мученики и новомученики, пострадавшие от НАТО и вашингтонских православных. Этому неизбежному факту нужно посмотреть в глаза и немедленно начать с ним считаться, а также приготовиться к обороне!

Младоумники и младостарцы

Синдром сыновей Илии

Довольно для ученика, чтобы был как учитель его. Если ученику этого недостаточно, то с обоими, учителем и учеником, не все так, как должно; в таком случае, значит, ни учитель не был правильным, ни ученик не был правильным, но оба были слепыми. А если слепой ведет слепого, разве оба не упадут в яму? Если, опять, ученик не прислушивается к советам одного или нескольких своих учителей, разве тогда это не будет примером нескольких достойных учителей и только одного недостойного ученика?

Но если учителя по какой-то причине – скажем, по причине плоти и крови, а не богодухновенности, – молчат и терпят, что их ученики в церкви насмехаются над святыней, не возникнет ли у них синдром сыновей Илии Офни и Финееса – сынов, приносивших Богу отчужденное и оскверненное житие (см.: Вторник Первой седмицы Великого Поста на Повечерие Покаянного Канона преподобного Андрея Критского, Постная Триодь, 103). Итак, из-за неразумной жалостливости, мягкости и ослепления первосвященников и священников и судьей перед детьми, соблазняющими народ и причиняющими ему душевный вред и раны, сегодняшние филистимляне могли бы избить духовных израильтян и отобрать у них ковчег Завета православного богословия библейского, отеческого и переданного (ср. Первая кн. Царств 2, 22-25, 33-35, 4, 17-18).

Если опять духовный Израиль совсем собьется с пути, суд начнется с Дома Божия, и десница Господня, мы знаем, будет тяжелой. Поэтому самое трезвое решение – покаяться сразу и перестать совершать беззаконие в православном богословии: православной экклезиологии, православной догматике, этическом, каноническом, иконологическом предании и в строе Православной Церкви. Покаяться и выйти из прелести – да, конечно! А искать оправдания за грехи –ни в коем случае!

Мерзость запустения на месте святом

Когда недобросовестная наука и философия вытеснят веру

Под покровом богословия и науки, философии и искусств действуют носители разных флагов. Некоторые богословы, например Савва Агуридис и Панайотис Трембелас, не выносили слов о Божьей благодати и не почитали святых, таких как Григорий Палама и Симеон Новый Богослов, особенно благодатных личностей, именно потому, что эти отцы описывали свои боговидения и благодатные переживания. То же отвращение к благодати они испытывают сегодня и сами об этом не умалчивают в сопровождении своих эпигонов. Дело обстоит еще более бессмысленно: некоторые известные богословы, такие как покойный пресвитер Иоанн Романидис и в некоторой степени живой протодиакон – «нашей горы лист»,[22] думали и говорили об изобретении сверхчувствительных датчиков, с помощью которых можно было бы регистрировать благодатные энергии!

*

Некоторые теологи и их эпигоны, которым философия сего мира стала любимой, хмурятся на отцов «Добротолюбия», на их духовные подвиги, богомудрие и благодатные созерцания. Их общая позиция сдержанности и даже оппозиции гласит, что в «Добротолюбии» заложено слишком много платонизма, если не весь платонизм. Поэтому они и как монахи, и как ученики, и плагиаторы совокупной системы мышления своих учителей не упоминают духовных заповедей, подвигов и добродетелей; доходит до того, что даже монашеских четок уже не могут вытерпеть. Но разве наши отцы не христианизировали платонизм, плотинизм и все измы – вплоть до последнего, придавая им желаемый смысл? Для некоторых из нас через современных отцов – Силуана, Софрония и Павла – взошло солнце покаяния и богопознания и молитва Иисусу стала утоптанной стезей нашего богоискательства и христоитии![23]

С другой стороны, чтобы найти баланс для себя, учитывая то, что монашеские подвиги они давненько объявили необязательными и излишними, эти либеральные богословы вовсю развивают инополитию, и в это, будучи обязаны законам товара и денег, вкладывают огромную денежную массу. Потому что все исключительное должно и исключительно дорого стоить!

*

Как прощупывать пульс святым отцам, при этом не зная, какого духа ты сам – их ли вообще или чьего-то другого? Как выносить окончательную оценку их совокупного дела, если при этом ты лично не продвинулся серьезно в делах церковных отцов? Итак, когда кто-то преподает младшим святоотеческую науку, он должен прежде всего сам осознавать, что главная особенность его учителей не в том, что другие их подозревают и даже ввергают в грех самообмана и обмана! Здесь речь должна идти об учениках, действительно связанных со святителями, когда с ними уже связаны целые народы (например, в связи со святым Саввой, архиепископом Сербским – прежде всего сербский, потом другие христианские и нехристианские народы). Разве святитель Савва, как Божий сосуд, не понимал воли Божией? И разве народы, идущие за святителями, не шли именно за волей Божьей?

*

Пойти от максимологии, затем через эсхатологическую квазииконографию, дарвинизм с торговой маркой примата, либеральный половой волюнтаризм, впутывание с новым календарем, готовности прыгнуть со всей епархией в смертные объятия Фанара, пойти на саввоборство, продолжая паламизм (sic)... Что принесет нам следующее научное озорство? Давайте подождем и посмотрим. Проблему попадания коров в рай или что-то еще?!

*

Один из бывших профессоров библейского богословия на богословском факультете считал описания многих необычных явлений в житиях христианских святых преувеличениями, сказками и легендами, и в таком виде он это представлял своим ученикам.

Если бы в житиях и были необычные описания, разве Христу было невозможно сделать их возможными и обычными? Все, что невозможно для людей, разве не было и не есть возможно для Бога и в соответствии с верой? Этот же бывший профессор не мог устоять перед искушением обращаться к Праотцу Адаму не как к конкретной личности, так что студенты это и запомнили. Поэтому богословская общественность считает его, а также некоторых покойных протодиаконов-библеистов продолжателями процесса протестантизации библейского богословия у сербов. А предтечами и прокладывателями путей дарвинизма, вольными и невольными, мы теперь можем считать и некоторых отставных, и некоторых активных профессоров и протоиереев… Поэтому и вопрос ставим: могут ли вольные и невольные плоды такого вспахивания библейского и святоотеческого поля быть причиной брезгливости некоторых из их младших коллег, повторяем, брезгливости к небесной лествице святого Иоанна Лествичника? Так ли они относятся к аскетической мысли святых отцов?

Его превосходная богословская экселенция – молчит!

За все это время разросшейся псевдоморфозы современного православного сербского богословия и его этоса, псевдоморфозы, набирающей у нас все большую скорость, человек, который произнес неисчислимые речи, написал бесчисленное разнообразие текстов, опубликовал книг, казалось бы, больше, чем все сербские богословы вместе взятые, – молчит! Как рыба молчит! Он уже давно все пропускает, без ограничений уже все терпит, и опять молчит! Что случилось с этой богословской громадой и неподкупной совестью, которая бдела даже тогда, когда ей нужно было хоть немного отдохнуть? И опять, отдохнуть собственному бытию – богословской экселенции, которую святой авва Иустин Челийский считал самой превосходной у нас! Превосходнее даже самого себя, Иустина!

Поэтому мы спрашиваем: что случилось сегодня с этим человеком? Может быть, его шантажировали? Возможно! Может быть, он испугался? Кого и чего, когда смерть убегала от него и тогда, когда он ее гнал, и не один раз! Он же и свои давние физические боли презирает, ни во что их не ставя. И все же…

До недавнего времени мы подписывали все, что этот океан слова и текстов выбрасывал на берег читателей, но никак не то, что на собраниях говорил. С сегодняшнего дня мы лично больше не подписываем ни то, что он пишет, ни то, что говорит!

Низкие удары, предназначенные для братьев

Медиа, используемые братом для того, чтобы оклеветать, очернить и злоупотребить другим братом или братьями по вере, не могут принести ничего, кроме плохой репутации для самих медиа и этого брата. И насколько тут дело в том, чтобы получить преимущество над медийно более беспомощными? Это дело следует просто назвать бесчестной выгодой, а также медийным линчеванием брата и братьев. И это посредством, повторяем, действий медийных духов этого мира – мира, который определенно лежит во зле! То действие, которое годами устраивал заказчик преследований и дешевых афер против братьев, мейкер эксклюзивных недель молитвы о христианском единстве и привлекательных ифтаров, очень тревожит; оно не очищает отношения с братьями и другими как братьями, а загрязняет их; как по-докторантски говорится: блокирует насущные отношения с другим как с Христом.

Разрушительное действие внутри христианской этики и в связи с ней, действие братьев-недругов, конечно, не приносит плодов покаяния. А в целом секуляризация идет внутри епархии и теперь через медийные фолы и кабаретскую лежерность паракмических[24] персонажей. Конечно, выступления перед другими приятны, но как защитить вещи, которые в принципе достигаются только заслугой и бескорыстностью?

*

Суженное церковное сознание не способно действовать иначе, кроме как все другое и всех других мерить собой, то есть все уменьшать по собственному аршину. А когда это уменьшение исчезает, носитель такого сознания неизбежно сам обрушивается и гаснет. Так, догмат не может быть постигнут тем, кто не прошел через моральную, или практическую, догматику и не утвердился в ней. Если ты самонадеянно исследуешь что-то святое и кого-то святого, что Церкви от тебя не нужно, причем ты это делаешь неблагочестиво, тогда сам приготовься к последствиям своего несмирения и тщетного любопытства – к кошмарам и психиатрии; и что ты надолго будешь оставлен своему произволу.

В просторечии сказано

Не допуская возможности того, чтобы от самопровозглашенных элиты и ученых пришло убеждение, что никто никогда не посмеет выносить им выговоры о вещах, которые, как можно было бы решить по их научному нетерпению и настойчивости, принадлежат только им, только им подобают, и что представляет собой логорею все, что другие говорят и пишут, мы по порядку завершаем наши до сего момента личные размышления, наблюдения и гномы словами самого народного языка. Потому что этим языком давно обо всем и обо всех нас совсем все было сказано.

Высказывания из Метохии

У него есть ум, чтобы сокрушить, и сердце, чтобы обмануть.

Не дотянули и недоучка, и переучка.

Как учителя подвели, как ученые не привели[25].

Голодный, как волки в декабре.

Опорожнили сердца, наполнили головы.

Не идут мудро, погибнут безумно.

Сегодня в их глаз не попадает Павел, завтра в их сердце не останется Христос.

Подняли пятку, опрокинули церковный ваган.

Ты родил детей, но они как будто не твои.

Зачем ты их рождал, если не хранят твоего имени.

Меняют готовое на обещанное.

Кто-то картина, а кто-то белена[26].

Играют, за пояс не задевают.

Мать, прикройся, дитя, стыдись, поп, покайся.

Чужое – приятно, даже если отравленное.

Тот, кто делает и так, и так, стреляет из пустого ружья.

И грек идет на барабан и в тюрьму.

Два глаза тебе в голове поссорит.

Беспокойный и при рождении, и при усталости – это слишком.

Убери руки от того, кто все знает, и все скажет, и все смеет, а ничего не принимает.

Введешь его в дом, а он твой дом на части разрывает.

Дьявольские мысли, дьявольская работа.

До вчерашнего дня им мешал Бог, сегодня им мешают святые.

Хуже всего – ни наши, ни ваши.

Если наука и ум съедят в тебе все, не останется места для веры.

Не давайте ум за безумие, чтобы не сказали: мертвые живут на свете!

Наглеют и хвастаются верой как своим имуществом.

О Церковь, я много тебя обижал, о, сын, я много тебя била.

Тяжелые старики растут[27].

Все забрали, только не Божий дождь.

Когда тебе свой лжет, чужой тебя убьет.

 

Что изрек бы премудрый Соломон в связи с нашими нынешними и здешними

церковно-народными темами, событиями и о некоторых героях,

о которых мы попытались рассуждать?

Мы верим, что он изрек бы то,

что он в своих Притчах сказал

вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;

и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь…

когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

Тогда будете звать меня, и я не услышу…

За то, что вы возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,

не приняли совета моего, презрели все обличения мои (Притч. 1, 23-30).

Эпилог

Взгляды личностей, которые мыслями и словами, рекламой и выступлениями проявили способность к косвенному или прямому уничтожению бытия сербского народа, живой ткани Православной Церкви и церковного высшего образования, – мы самым решительным образом осуждаем! И вообще, всех тех, кто стоит с ними в одном строе! И теперь, когда речь идет о церковных деятелях и их взглядах, мы боимся, что часть из них воссела на Моисеев трон богословия как фарисеи, книжники и старейшины! Мы в первую очередь имеем в виду тех, кто в святом месте православного богословия вызывает мерзость запустения! Двигаясь по широкой дуге от начала до конца, мы приходим к выводу, что сначала тщеславные и самопровозглашенные гиперправославные не могут быть ни нашей надеждой, ни людьми доверия, даже если бы они в ответ или нам назло и мертвых воскрешали!

Postscriptum

Намерение и смелость, чтобы наши размышления, наблюдения и гномы вышли на читательский свет и к общественности, мы познали в побуждении, которое возникало спонтанно и длительно; побуждении, которое сообщало, что было бы справедливо и от пользы, чтобы мы сами высказались по некоторым из стольких насущных тем; тем, которые формируют и кодифицируют нашу сербскую народно-церковную повседневность.

Вероятно, этот кусок был слишком велик для наших сил обработки и выражения впечатлений. Но если нужда закон меняет, то и нуждающийся закону подчиняется, разве нет? Одно было и остается важным: не побояться действительности, даже тогда, когда она заставит нас идти туда, где в нас будут стрелять, и на сами минные поля заходить. Все это, включая попытки похищения, нас не миновало.

Теперь, когда мы уже легитимизировались, продолжаем идти к самому концу.

Обычай упорного чтения потребовал бы от читателя, чтобы он все написанное, прежде чем его встретить бы одним из обычных и доступных для читателя способов, включая презрение, все-таки прочитал и осмыслил! Как и в случае с любым другим текстом, этот текст, точно как птица, должен раскрыться и взлететь. Дальнейшая судьба текста, то есть птицы, будет зависеть от наблюдателя, специалиста по отслеживанию полета; потом, от голубей и охотников с их оружием, ловушками для птиц, стрелами, рогатками, винтовками, клетками.

Давайте закончим наш текст. Конечно, наши размышления могут быть проблематичными для восприятия, но проблемы существуют, чтобы их решать. Может быть, случится так, что кто-то при чтении будет поворачиваться, как сказали бы наши косовцы и метойцы[28], как кишка на углях, или как будто угли попали на брюхо, но… Кто до сих пор сумел справиться с мыслью, словом и текстом?! Справился только тот, кто знал, как извлечь урок; тот, кто при чтении заметил и доброе намерение.

Вот почему такое обращение ко всем читателям: к людям доброй и недоброй воли, пока в каком-то другом счастье или несчастье мы все снова не встретимся и не столкнемся; и все это благодаря средствам современной коммуникации.

Если случится так, что некоторых читателей этого текста охватят сердитость и гнев из-за того или иного высказывания в наших размышлениях, наблюдениях и гномах, даже если у них вырвется слово от излишка языка, мы напомним им о поучении блаженнопочившего Патриарха Павла: «Кто злится на чье-то спокойное высказывание взглядов, тот не избежал тщеславия».

Создатель этих строк, в свою очередь, будет в высшей степени благодарен тем, кто потратит свое драгоценное время на их чтение, потому что они все до единого написаны по совести. Оттуда будет исходить и наше спокойствие.

На преподобномучеников Савваитов епископ Крушевацкий Давид,
2 апреля / 20 марта 2019 года

 

[1] Автор использует экспрессивные выражения: «новотарци» и «старотарци», автором которых был кто-то из богословов конца ХХ века, может быть еп. Афанасий Евтич. Исходное слово в серб. языке гласит: «новòтар, новотáри»; на него добавили окончание «-ци», чтобы выразить заядлость модернистов, а затем создали совсем новое слово «старотарци», которое уже выражает некое полное отсутствие учености и разума.

[2] Таким решением мы выражаем приведенное автором предложение: «Стално у чколу идеду, а зулум свему народу чинеду». Оно указывает на то, что клеветники гордятся своими школами, курсами, европейскими дипломами, а подлинного образования, воспитания и культуры у них нет.

[3] Маркалы – это рынок в Сараево, а Рачак – местечко в Косово; в этих локациях были совершены бомбежки мусульман и албанцев, в которых были обвинены сербы, в Боснии и Сербии соответственно, и затем совершены военные интервенции в 1995 и 1999 г.

[4] В течение ХХ века – прим. переводчика.

[5] Владыка вводит этот турцизм – «дуњалук» = «мир», «простор», чтобы выразить локализм такого мира и агрессивность, с которой его создают. Также понятие «вилайет» в сербском языке всегда стоит с прилагательным «темный», по серб. народной сказке «темный Вилайет».

[6] В квадратных скобках – примечания переводчика.

[7] Нам кажется, подобные слова лучше не переводить; добавляем кавычки.

[8] От «дéдо» = «дед» и «бáбо» = «папа».

[9] Газиместан – это место на Косовском поле, где князь Лазарь произнес клятву, известную как Косовская. Есть только одна проблема: очень трудно поверить, что князь этот – довольно серьезный человек в церковном смысле, и в XIV веке, когда духовное сознание было на высоком уровне, мог произнести именно такие слова, какие дошли до нас через эпоху турецкого ига.

[10] Видовдан, т. е. день бога Вида (старославянского) – 28 июня, это день, когда произошла Косовская битва в 1389 году.

[11] Между федеративными республиками в СФР Югославии (1945-1991).

[12] Это три области Воеводины, а Бараня принадлежит Хорватии, но в XIX веке, когда было учреждена сербская «Воеводина» в границах Габсбургской Империи, Бараня была ее частью, потому что во всю эпоху противостояния туркам на территориях бывшего Венгерского Королевства (XV-XVII вв.) сербы заняли широкий пограничный пояс к врагу.

[13] «Плазма кекс» – самое известное сербское печенье.

[14] По-сербски: «в Европейскую Унию».

[15] Можно по-русски выразить так: мрачность и закручивание (как делают спин-доктора, т.е. политтехнологи).

[16] От англ. abortion-cide и memory-cide.

[17] «Сербование», это «сербское самосознание» и/или «самовеличание», такое же явление, какое встречается в любом другом народе; такой порыв может быть и положительным, и отрицательным.

[18] Имеется в виду Иоанн Павел II.

[19] «Содружество» от англ. commonwealth, которое можно перевести и как: «мир», «икумена», «культурное пространство». Термин стал известным благодаря византинисту Д.Д. Оболенскому (труд: «Византийское содружество наций).

[20] «Франгосика», или «франкский инжир» – вид семейства кактусовых. Смысл пословицы таков: захотел сладкого плода, а получил колючки.

[21] Здесь имеется в виду ECOF (или l’ECOF): Кафолическая православная церковь во Франции.

[22] В смысле: «нашей Земли сын».

[23] То есть: «этос/итос Христа».

[24] От греческого παρακμή = «упадок», «декаданс»; итак: «паракмический» = «декадентский».

[25] Т.е.: В роли учителей.

[26] Т.е.: Кто-то красавец, а кто-то дурак.

[27] Т.е.: От такой молодежи тяжелые старики будут.

[28] По литературному стандарту «метохийцы», но в сербском народном языке выпадало «х».

 

Источник: Официальный сайт Крушевацкой епархии

Перевод с сербского Бранислава Ковачевича. Публикуется в сокращении

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9