Ученик русского мыслителя Н. Ф. Федорова.
По окончании Пензенского дворянского института поступил на историко-филологический факультет Московского университета (1861), но учения не завершил в связи со студенческими волнениями. В начале 1862 по приглашению Л. Н. Толстого уехал в Ясную Поляну; в течение нескольких месяцев преподавал в Головлинской и Плехановской народных школах. В журнале «Ясная Поляна» за подписью «Н П. II.» печатались его статьи об учительской работе, с выдержками из дневника. Собственная педагогическая деятельность его, несмотря на стремление разнообразить уроки, попытки сблизиться с учениками, складывалась не вполне успешно. Причинами тому были его юный возраст, незнание крестьянской жизни, отсутствие навыков преподавательской работы и «неохота к занятиям», возникшая после первых неудач.
В конце 1863 возвратился в Москву и вновь поступил в университет. Сблизился с революционным кружком ишутинцев. В 1864, снова оставив университет, уехал в Богородск, преподавал арифметику и географию в уездном училище. Здесь он познакомился с Н. Ф. Федоровым (в то время учителем истории и географии), под влиянием идей которого в его взглядах произошел коренной перелом.
С 1869 служил по судебной части В 1870-91 секретарь съезда мировых судей в Керенске.
В 1891 П. назначен городским судьей Мокшана, а затем Воронежа (1894-98) В 1899 переведен в Ашхабад на должность члена Окружного суда. В 1904 член Окружного суда в Верном. В 1909 открыл при строящейся церкви начальную школу, где обучение грамоте и письму велось по богослужебным книгам, ученики совместно с учителем составляли «поминания», стараясь развить их в историю своей семьи, воспитывая в себе чувство родовой памяти, проводили метеорологические наблюдения, занимались огородничеством.
В 1912 переехал в город Зарайск Рязанской губ. В последние годы жизни он по-прежнему размышлял над проблемами образования. Одна из последних статей «Как создать национальную школу?» опубликована в «Миссионерском сборнике» (1916).