Статья
Явление Державной иконы Божьей Матери как пророчество восстановления патриаршества в России
Чудесное обретение Державной иконы Божьей Матери 2 марта 1917 г., в день отречения от престола последнего русского императора Николая II, имеет глубокий символический смысл. Широко известен факт ее особого почитания со стороны монархически настроенных людей, полагающих, что ее явление позволяет надеяться на грядущее восстановление монархии в России. Так ли это на самом деле? Каков действительно символический смысл явления этой иконы в свете произошедших затем исторических событий? Рассуждения на эту тему приводятся в данной публикации Игоря Бессонова.
Книги
Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. Мировоззрение, обрядность, историческая эволюция
В 1809 г. в Нижегородской губернии с проповедью о скором наступлении конца света выступил крепостной крестьянин деревни Сескино, Кузьма Алексеев. Его взгляды коренным образом отличались от традиционной для России христианской эсхатологии. Происходивший из новокрещенной терюшевской мордвы, Кузьма пророчествовал о том, что "Христа больше нет, не будет и христианской веры", а "весь свет примет закон, служение и одежду мордовскую и во всем будет следовать мордовским обрядам". Тем не менее источникам и своих откровений он называл Михаила Архангела, Богородицу и Николая Чудотворца. Главным содержанием проповеди Кузьмы был призыв к возрождению старинных языческих молений, которые он, судя по всему, считал способом приблизить наступление светопреставления. В работе рассматривается происхождение пророчеств и ритуалов, проводившихся Кузьмой Алексеевым, предания и легенды, сложившиеся вокруг его имени, приводятся различные культурные контексты его деятельности (традиционная религия мордвы, русское народное сектантство, милленаристские и нативистские движения разных регионов мира).

Другие публикации на портале:

Еще 9