Немецкий богослов и исследователь истории и феноменологии религии. Рудольф Отто был оказал значительное влияние на Германию после I Мировой войны также как и богослов Карл Барт. Книга Отто «Das Heilige» («Святое», 1917), а также книга Барта «Romerbrief» («Комментарий на Послание к Римлянам», 1923) стали богословской программой на многие годы, хотя и в различных направлениях. В то время как Барт отверг либеральный акцент на христианстве как религии, Отто сконцентрировал свою основную работу на понимании природы религии, ее различных выражениях в мире религий, и важности этого для христианского богословия и практики.
Рудольф Отто был чувствителен к основным богословским и философским тенденциям Германии конца XIX века. Он обучался в Эрлангене и Геттингене, и преподавал на богословких факультетах Геттингена и Бреслау до своего приглашения в университет Марбурга в 1917. Здесь он остался преподавать до конца жизни. Наибольшее влияние на него оказали труды Лютера, богословию которого Отто посвятил свою диссертацию, защищенную в 1898 г. «Взгляд Лютера на учение о Святом Духе» (Die Anschauung vom Heiligen Geiste bei Luther). Из трудов Лютера Отто научился пониманию важности религиозной интуиции и ощущению присутствия Бога. Второе главное влияние на Отто оказал Шлейермахер. В 1899 Отто издал «Речи о религии» Шлейермахера, посвященные столетнему юбилею этого труда, и позднее писал, что Шлейермахер открыл для него значение «чувства» в религиозном опыте. Доминирующее влияние Канта также очевидно особенно в ранних работах Отто, а у философа Якоба Фрая он заимствовал понятие Ahndung (наказания) или «страстного желания» как эстетической формы восприятия, которая охватывает смысл и цель существования. Он обсуждает этих двух философов в своей работе 1909 г. «Философия религии, основанная на Канте и Фрае».
В отличие от многих других богословов своего времени Отто также интересовался нехристианскими религиями мира. Он изучал санскрит, переводил и изучал важные индуистские сочинения, а также совершил несколько больших путешествий в Индию, Бирму, Китай, Японию, Египет, Иерусалим и другие места в поиске понимания религиозного опыта. Возможно наиболее значительное влияние оказало на него путешествие в Азию в 1911 и 1912 гг. и его исследования санскритских текстов, которые привели его к анализу религиозного опыта, в котором впервые была акцентирована идея Святого.
В этой весьма влиятельной работе Отто попытался прояснить отличительный религиозный элемент религиозного опыта посредством обращения главным образом к нерациональному фактору - тому, что остается после удаления рациональных элементов. Это не означает, что Отто игнорировал рациональные аспекты религии, в чем его иногда обвиняли; в самом деле, его ранние работы имеют дело главным образом с религией в ее рациональных измерениях, а книга «Святое» особенно рассматривает отношение рационального с нерациональным в религиозном опыте. Отто указывал, что термин святое, который должен означать особое религиозное измерение, потерял свое первоначальное значение и стал обозначать этическую и моральную правоту. Его первичное значение, указывает Отто, исключает понимание в концептуальных терминах. Так Отто вводит новое слово - нуминозный (numinous), чтобы определить святое за вычетом морального фактора и «рациональный» аспект. Нуминозный указывает на особый религиозный аспект в идее святого за рамками того, как оно обычно мыслится как рациональное и моральное. Этот нуминозный фактор, согласно Отто, является несводимым ни какому другому фактору; он может быть понят только когда существует экзистенциальный опыт святого.
Затем Отто описал объект, к которому направлено нуминозное сознание. Это misterium tremendum, тайна, перед которой кто-либо трепещет, которая возбуждает сильное чувство «тварности». Этот опыт, согласно Отто, включает двойное измерение ответа святому: элемент потрясающего ужаса или отталкивания (mysterium tremendum), и элемент сильного притяжения или очарования (mysterium fascinans). Этот нуминозный опыт святого, согласно Отто, является основой всякого религиозного опыта и, таким образом, априорной категорией его рационального и иррационального элементов.
Отто утверждал, что люди имеют особую способность искреннего распознавания святого в его проявлениях, способность, которую он назвал «предчувствием». Эта способность предчувствия, которую Отто вывел из идей Фрая и Шлейермахера является средством, посредством которого личность ощущает смысл, значение и цель нуминозного присутствия. Вследствие того, что нуминозный опыт является нерациональным, его точная формулировка ускользает, его можно только показать тем, что Отто назвал «идеограммами», то есть, концепциями или доктринами, которые не могут быть понимаемы логически, но только символически.
После описания этого анализа природы религиозного опыта Отто начал применять свою категорию нуминозного к различным аспектам религии. В серии эссе, написанных в последующие 15 лет, он проанализировал многие темы религиозного опыта в христианстве и других религиях. Он показал, как восстановление нуминозного измерения освобождает концепции, такие как грех и вина от их моралистических связей и представляет их в новом свете, вследствие ощущения таинственного Иного с сопровождающим его ощущением тварности. Грех, например, является не просто нравственным проступком; это есть чувство абсолютной профанности, подразумевающее самый бескомпромиссный приговор падению себя как творения, сопровождаемый повышенной оценкой numen как священной тайны. Источник прощения, таким образом, проистекает прямо из нуминозного, из страха предстояния перед mysterium tremendum с чувством собственного недостоинства.
Вклад Рудольфа Отто в религиозные исследования лежит в его исследовании нуминозного как присутствующего в основных религиях мира, особенно в индуизме. Он перевел некоторые из важнейших текстов на немецкий, пытаясь выразить живое впечатление религиозного опыта, о котором свидетельствуют тексты, и особенно интересовался идеей спасения или мистического опыта, который они представляли. Отто заполнил брешь в западных исследованиях индуизма, в частности в рассмотрении индуистского посвящения, не только в древних формах, но особенно в его средневековом выражении, области, которая вообще не изучалась в Германии.
Кроме переводов Отто представил множество исследований по истории религий, а также несколько работ по сравнительному религиоведению. В изучении мировых религий Отто развил теорию конвергенции типов и параллельных форм. Он выбирал примеры из различных традиций, чтобы показать, насколько похожи религиозные выражения, возникающие из общечеловеческого чувства нуминозного. Но он также показывал, как параллельные формы характеризуют динамику отдельной религии. По его мнению, историк религии должен быть чувствительным и к сходствам, и к различиям. Сам Отто представил множество моделей этой компаративистской методологии. В своей важной работе 1926 г. «Мистицизм Востока и Запада», он представил тщательное сравнение важного индуистского философа недуалиста, Шанкары, и средневекового христианского мистика Мейстера Экхарта. В этом исследовании он сначала показал широкую основу для общего взгляда на мистику; затем, в рамках этого подхода продемонстрировал специфический дух каждого из мистиков в отношении к их культурным традициям. В 1930 г. вышло второе исследование, посвященное сравнительному религиоведению «Индийская религия благодати и христианство», в которой Отто описывал персоналистское, теистическое благочестие (бхакти), посвященное Вишну, и показал, в чем этот импульс бхакти сходен с тем, что можно найти в христианстве. Однако, выход из состояния падения мыслится по разному в этих религиозных традициях: избавление от греха и вины в христианстве, но избавление от цикла перерождения и появления в мире в индуизме.
Будучи христианским богословом Отто интересовался вопросами христианской веры, ибо он - более чем другие богословы его времени - рассматривал историю религии как необходимый фон для христианского богословия. Его последняя работа «Царство Бога и Сын Члвоеческий», опубликованная в Германии в 1934, является исследованием христологии, которое рассматривает свидетельства Нового Завета, хотя и с точки зрения, специфичной для рассмотрения истории религий Р. Отто. Эта работа стала важным вкладом в исследование влияния эсхатологии на формирование новозаветной мысли. Теория Отто заключалась в том, что предельным источником концепции Царства Божия была иранская традиция царства «Асура».
Рудольф Отто также много интересовался сферой практического религиозного опыта. Он сделал много предложений для достойного совершения Евхаристии, и его собственный текст литургии воплотил в себе чувство нуминозного Отто. Он провозглашал необходимость экуменического единения христиан в Германии задолго до того, как это движение стало популярным. Вследствие своего интереса к символам и идеограммам он создал в Марбурге коллекцию религиозных символов, артефактов религий всех народов. Его широкое понимание религиозного сходства и различия привело его к участию в «религиозной лиге человечества», призывавшей людей всех религий к объединению против общих проблем человечества.
Попытки Отто проанализировать сущность религии и описать объект религии как присутствие Святого критиковались некоторыми учеными, которые утверждали, что сущность религии и божественного объекта не могут быть определены феноменологически. Но его работа до сих пор является моделью исследований в области сравнительного религиоведения, которая продолжает оказывать большое влияние.
Перечень исследований Отто на английском языке представлен в книге Robert F. Davidson. Rudolf Otto's Interpretation of Religion (Princeton, 1947), рассматривающей фон мысли Отто и его специфический подход к пониманию религиозного опыта.
Philip C. Almond. Rudolf Otto: An Introduction to His Philosophical Theology (Chapel Hill, N. C., 1984)
Joachim Wach. Rudolf Otto and the Idea of of the Holy. // Wach's Types of Religious Experience: Christian and Non-Christian (Chicago, 1951), pp. 209-227.
Bernard Meland. Rudolf Otto. // A Handbook of Christian Theologians, edited by Dean G. Peerman and Martin E. Marty (Cleveland, 1965), pp. 169-191.
John P. Reeder. The Relation of the Moral and the Numinous in Otto's Notion of the Holy. // Religion and Morality, edited by Gene H. Outka and John P. Reeder (Garden City, N. Y., 1973), pp. 255-292.
David Bastow. Otto and Numinous Experience. // Religious Studies 12 (1976): 159-176.
Robert F. Streetman. Some Later Thoughts of Otto on the Holy. // Journal of the American Academy of Religion 48 (1980): 365-384.
Rudolf Otto. Bedeutung fur die Religionswissenschaft und die Theologie Heute, edited by Ernst Benz (Leiden, 1971)
Naturalistisch und religiose Weltansicht (Tubingen, 1904).
Kantisch-Fries' sche Religionsphilosophie (Tubingen, 1909).
Das Heilige (Breslau, 1917)
Das Gefahl des Uberweltlichen and Sunde und Urschuld (Munich, 1932)
West-ostliche Mystik (Gotha, 1926)
Die Gnadenreligion Indiens und das Christentum (Gotha, 1930)
Reich Gottes und Menschensohn (Munich, 1934)
The Original Gita: The Song of the Supreme Exalted One (London, 1939).